27 Июля 2024 Суббота

Крупный итальянский медхолдинг GVM выходит на российский рынок
Дарья Шубина Мединдустрия
6 сентября 2016, 10:13
Фото: www.gvmpoint.it
9558

Одна из крупнейших итальянских медицинских сетей Gruppo Villa Maria Сare & Research (GVM) вышла на российский рынок. Группа вложила в обустройство поликлиники в центре Москвы около 10 млн евро и уже в сентябре начнет принимать первых пациентов. Итальянцы не ограничивают свои планы в России коммерческим сегментом, а всерьез рассчитывают работать в системе ОМС и брать в управление государственные стационары. Местные операторы, опрошенные Vademecum, считают стратегию GVM несколько наивной, а инвестпроект – рискованным.

Медицинские предприниматели в числе первых отреагировали на активизацию торгово-экономического сотрудничества между Россией и Италией. Об инвестиционном интересе к нашему рынку этим летом заявили сразу две крупные итальянские компании – Gruppo San Donato-San Raffaele и GVM Сare & Research.

«Итальянцы давно присматривались к России, тому причиной и традиционно теплые отношения между нашими странами, и растущие перспективы российского рынка медуслуг. Но по-настоящему «зеленый свет» включил им нынешний Петербургский международный экономический форум», – считает управляющий партнер консалтинговой компании DMG Владимир Гераскин. Через месяц после ПМЭФ, в начале июля, в Москве прошел семинар «Сотрудничество в области здравоохранения: мост Россия – Италия», собравший весь цвет итальянского медицинского бизнеса – представителей компаний, совокупно занимающих 80% национального рынка частной медицины. Особенный интерес для российской стороны, как призналась посетившая семинар Вероника Скворцова, представляет опыт итальянских клиник в ведении бизнеса: структура сетей, логистика, маршрутизация пациентов и медицинский менеджмент в целом.

Итальянцы же, помимо отклика на призыв министра о всестороннем сотрудничестве, обозначили прямой инвестиционный интерес. Первым заговорил на тему экспансии президент Gruppo San Donato-San Raffaele Паоло Ротелли: «У российского рынка есть большие возможности для роста. Казалось бы, он насыщенный, количество коек на душу населения велико, но все равно нет быстрого доступа к качественной медпомощи. Мы же имеем компетенции в медицинском менеджменте и готовы как открывать клиники в России, так и брать в управление уже существующие больницы». Но заявка лидера итальянского рынка медуслуг (по оценкам компании Mediobanca, San Donato-San Raffaele закончила 2014 год с выручкой в 1,4 млрд евро), несколько запоздала: конкурент группы на родине, GVM Сare & Research, в начале сентября открывает свою первую клинику в Москве.

РЕПЕТИЦИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ

Холдинг GVM начинался в 1973 году с дома престарелых Villa Maria в Котиньоле, но вскоре сконцентрировался на клинической практике и, скупая местные медицинские объекты, разросся в одну из самых заметных сетей Италии. Сейчас в активе компании 26 итальянских подразделений – поликлиник, многопрофильных и специализированных центров со стационарами, а также четыре клиники в Польше, две – во Франции и одна – в Албании. Еще один филиал, по словам директора по маркетингу российского подразделения GVM Анны Громовой, в нынешнем году планируют запустить в Китае. Параллельно GVM развивает реабилитационные центры, дома престарелых и спа, так что в общей сложности холдинг управляет 40 подразделениями. В 2014 году Mediobanca оценила выручку GVM в 462 млн евро и поставила ее на третье место в рейтинге игроков местного рынка медуслуг.

С российскими пациентами GVM долгое время работала как с медтуристами. Определив посредством этой практики лакуны нашей системы оказания медуслуг, GVM начала рекогносцировку на местности. В число перспективных территорий, помимо столицы, итальянцы занесли Челябинскую область: в конце 2014 года министр здравоохранения региона Сергей Кремлев обсуждал с почетным консулом Италии Антонио Пикколи возможность работы GVM в Челябинске. Тогда же началась техническая подготовка к работе группы в России. GVM зарегистрировала в России ООО «ГВМ Интернешионал»: по данным СПАРК-Интерфакс на 4 декабря 2015 года, 70% в уставном капитале того юрлица принадлежит самой GVM, Антонио Пикколи владеет 20%, еще 10% приходится на президента Ассоциации молодых итальянских предпринимателей в России Марко Реджинато.

И все же свою первую клинику холдинг открыл не в Челябинске, а в Москве. Медцентр площадью 3,5 тысячи кв. м разместится в Смоленском переулке, здесь будут оказывать амбулаторные медуслуги по ценам эконом-класса. Реализация проекта потребовала порядка 10 млн евро инвестиций, уточнили в GVM. «Эта поликлиника будет нашей визитной карточкой, но в целом мы считаем, что сегмент диагностики будет в ближайшие пять – семь лет стагнировать, – говорит Громова. – Будущее за стационарами, поэтому в Москве мы также планируем приобрести или взять в управление больницу минимум на 200 коек. Сейчас рассматриваем три объекта. Интересные частные клиники есть также в Челябинской и Липецкой областях».

Еще один интересующий холдинг регион – Ставропольский край. Два года назад GVM успела заключить соглашение о намерениях с региональным правительством. По словам Громовой, здесь компания планирует организовать на базе одной из существующих больниц центр сердечно-сосудистой хирургии. «В Ставропольском крае, в частности в районе Кавказских Минеральных Вод, нет центров такого профиля. В Ставрополе есть краевая и городская больницы, но их мощностей недостаточно, в Пятигорске могут оказывать, по сути, только первую помощь, а ближайший федеральный центр находится в Астрахани, за 600 км. При этом в Минводах – миллионное население и множество туристов», – объясняет Анна Громова.

cl.jpg
Фото: www.gvmnet.it

МИНОРНЫЙ АМАРКОРД

Итальянский капитал и компетенции эпизодически присутствуют в российской медицинской отрасли с конца 90-х годов. Первую попытку сближения с итальянцами тогда предпринял основатель «ИнтерстройДевелопмент» Варткез Арцруни, который хотел совместно с компанией IL Salvagente открыть многопрофильную клинику «Моситалмед». Итальянский партнер Арцруни планировал направить в проект $5 млн, но сотрудничество не сложилось, и девелоперу пришлось искать других партнеров. С тех пор с итальянцами чаще кооперировались российские косметологи и стоматологи, но тоже фрагментарно. Ситуация начала меняться в последние годы. В 2013 году Россия и Италия подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере здравоохранения, после чего были анонсированы два совместных проекта. В конце 2015 года компания «Невская медицинская инфраструктура», созданная ООО «Газпромбанк-Инвест Девелопмент Северо-Запад» (29%) и итальянским предприятием Impresa Pizzarotti & C (71%), заключила соглашение с правительством региона о строительстве и эксплуатации лечебно-реабилитационного корпуса горбольницы №40 в Санкт-Петербурге: соглашение рассчитано на 10,5 года, а общий объем инвестиций достигает 6,9 млрд рублей.

Взамен концессионер сможет на время действия соглашения получать доход от реализации медуслуг, в том числе по ОМС. А в начале 2016 года итальянская группа Policlinico di Monza объявила о строительстве кардио- хирургического центра в Брянске. В этот объект итальянцы вкладывают 1,5 млрд рублей и тоже планируют работать по ОМС, о чем группа уже договорилась с областной администрацией (подробнее – в материале «Ссужающие сосудам», Vademecum #8 (119) от 25 апреля 2016 года). Впрочем, реального взаимодействия с ОМС ни у одного из этих проектов пока нет. Строить медицинские объекты с нуля в GVM не планируют. Но всерьез рассчитывают взаимодействовать с государством – взять в управление больницу и получить объемы профильной медпомощи, финансируемой по ОМС. «В связи с обесцениванием рубля и необходимостью покупки оборудования и технологий за иностранную валюту, а также трудностями на международном рынке и спадом инвестиций в больничном секторе, найти в России государственную клинику с нормальным бюджетом довольно сложно. Другого варианта, кроме государственно-частного партнерства, не остается, и мы готовы предложить свои управленческие решения. Стратегически GVM инвестирует не в стройку, а в бизнес», – поясняет Анна Громова.

Отечественные эксперты и операторы рынка, по сути – конкуренты итальянцев в России, скептически относятся к прицелу иностранцев на ГЧП. «Работа в госсекторе – это не только медицинский менеджмент, но еще и финансово-хозяйственное управление в современных российских условиях, которое слишком сложно для понимания иностранцев. В таких условиях сможет более эффективно работать российская компания, – уверен Владимир Гераскин. – Да и госзаказ, например, по кардиохирургии, в Ставропольском крае получить будет непросто. Конкурировать можно за счет уникальных технологий и качества, но все-таки надеяться только на государство опрометчиво. В наших реалиях нужно инвестировать в существующие и создавать новые поликлинические и диагностические сети, которые обеспечат потоки пациентов в высокотехнологичные стационары».

В российской практике действительно мало примеров передачи госбольниц в управление частным компаниям. Самый громкий проект – концессионное соглашение на реконструкцию и эксплуатацию ГКБ №63, заключенное в 2013 году Департаментом городского имущества Москвы и Eвропейским медицинским центром (ЕМС). За право концессии EMC заплатил 1 млрд рублей, вложить в проект нужно было еще 4,4 млрд. Но обострился кризис, и затея показалась инвестору излишне рискованной, вот только отказаться от нее не удалось даже через суд.

Интерес инвесторов к концессии объясним – управление готовой клиникой существенно снижает капитальные затраты проекта. Но итальянцам будет сложно вписаться в формат, считает руководитель медицинских проектов IPT Group Елена Нам: «В Москве сейчас обсуждается передача в концессию нескольких больниц. Но процесс реализации подобных проектов очень неспешный, связанный со множеством согласований, поэтому итальянцам в ближайшее время получить такой объект в управление не удастся. Наиболее вероятным я вижу проект по приобретению существующей клиники – в Москве есть желающие продать свой медицинский бизнеc.
медуслуги, россия, италия, сотрудничество, омс, клиника, инвестиции, реабилитационный центр, медицинский центр, поликлиника
Источник: Vademecum №15-16, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении