27 Июля 2024 Суббота

Мысль страха
Дарья Шубина Мединдустрия
12 января 2015, 15:44
5229

Какими настроениями управляются продажи полисов ДМС

Операторы рынка добровольного медицинского страхования (ДМС), обескураженные стагнацией 2013 года, в 2014‑м взялись за креативное обновление содержимого своих портфелей. Стандартные продукты подгонялись под запросы растущих целевых аудиторий, таких, например, как принудительно легализующаяся в России армия трудовых мигрантов. Нишевые программы типа онкострахования развивались как подспорье или альтернатива госгарантиям дорогостоящей медицинской помощи. Нашлось на рынке место и для экзотических идей по страхованию от поломки или потери коррекционных оптических медизделий, проще говоря, очков.

Итоги 2013 года вышли для работающих с ДМС страховщиков неутешительными: темпы роста по сравнению с 2012 годом сократились вдвое – до 5,8%. Показатель не удивил экспертов, тенденция к снижению наблюдалась несколько последних лет: в 2010 году прирост собранных премий составил 14,9%, в 2011-м – 13%, в 2012-м – 11,7%. Дальнейшее замедление никак не устраивало владельцев и топ-менеджеров страховых компаний, в большинстве которых прозвучал мобилизационный призыв. Торможение удалось преодолеть: по последним опубликованным ЦБ РФ данным, за девять месяцев 2014 года объем страховых премий в сегменте ДМС вырос по сравнению с 2013 годом на 10,4% и достиг 105,11 млрд рублей.

Впрочем, эксперты во многом связывают оборотный позитив с медицинской инфляцией – стоимость услуг растет, соответственно, увеличивается премия в пересчете на одного застрахованного. Но и скидывать со счетов дизайнерские усилия страховщиков было бы несправедливо. В площадку роста продаж операторы рынка превратили страхование жизни и здоровья гастарбайтеров. Непременное наличие полиса ДМС у любого трудоустраивающегося в России иностранца дискутировалось давно и не без участия страхового лобби, пока, наконец, не стало законодательной нормой – в декабре 2014 года президент подписал поправки в ТК РФ.

Страховщики к гарантированному росту спроса, конечно же, подготовились, включив в свои продуктовые портфели недорогие – по 2-3 тысячи рублей в год – полисы ДМС для трудовых мигрантов. Минимальное покрытие включает неотложную помощь и оперативное вмешательство в стационаре при травмах и острых заболеваниях, а также репатриацию тела умершего на родину.

В первой шеренге гастарбайтерской ниши выступила, например, страховая компания «ВСК», продвигающая специализированный продукт через отделения Почты России и Юниаструм Банка. С июля 2014 года программы ДМС для иностранных граждан реализует «Русский Стандарт Страхование», схожие пакеты есть у «Росгосстраха», «Allianz Медэкспресса» и у ряда региональных игроков.

По данным ФМС, за 11 месяцев 2014 года в Россию на работу прибыли 1,126 млн человек. При минимальной стоимости полиса в 2 тысячи рублей годовой оборот в этой нише легко мог превысить 2 млрд рублей. Участники рынка в среднесрочной перспективе оценивают рост продаж полисов ДМС для трудовых мигрантов до уровня 20 млрд рублей.

Модная тема государственно-частного партнерства в здравоохранении неожиданно проявилась на рынке ДМС еще одним продуктовым новообразованием. Весной 2014 года, выступая на конгрессе «Российская неделя ГЧП», ответственный за партнерство замминистра здравоохранения Сергей Краевой заметил, что в условиях нехватки бюджетных средств добровольное страхование вполне может стать альтернативой госфинансированию борьбы с онкозаболеваниями.

Нозологическая специфика проявилась тоже неслучайно: по данным МНИОИ им. П.А. Герцена, на конец 2013 года в России насчитывалось 3,099 млн раковых больных. При этом каждую третью упаковку препаратов пациенты вынуждены приобретать на собственные средства. В Минздраве, озвучивая онкологический призыв к страховщикам и страхователям, пообещали разработать на сей счет некие тарифные рекомендации. И разработали: по оценке Краевого, стоимость страховки должна равняться 5 590 рублям, а выплата в случае обнаружения онкологического заболевания – от 750 тысяч до 1,5 млн рублей.

Индивидуальную страховку «Управляй здоровьем!» с похожими параметрами предложила компания «ВТБ Страхование», чьим партнером в этом проекте выступает ООО «Центр персонализированной медицины». В страховой компании Allianz сделали ставку на корпоративных клиентов, которые получили возможность включить лечение онкологических заболеваний в базовый договор ДМС. Райдер стоимостью 3–8 тысяч рублей предполагает возможность амбулаторного и стационарного лечения в Европейском медицинском центре.

Спецпродукты онкострахования для физических лиц появились и в программах страхования жизни. Такой полис стоимостью от 4 до 15 тысяч рублей предлагает компания «ЖАСО-ЛАЙФ», предоставляющая в зависимости от вида и стадии заболевания возмещение до 7 млн рублей.

В июле 2014 года «PPF Страхование жизни» выпустила на рынок еще более специализированный продукт – полис «Глория», покрывающий лечение онкологического заболевания органов женской репродуктивной системы и полную или частичную мастэктомию в Москве или за границей. Ежегодная страховая премия при условии заключения 15-летнего контракта и сумме возмещения в 1,2 млн рублей составляет 28 тысяч рублей. Как утверждают в компании, уже за первые три месяца продаж клиенты приобрели около 3 тысяч полисов на общую сумму 23 млн рублей.

На онкологическом фоне контрастно выглядит продукт от компании «Русский Стандарт Страхование», затеявшей продавать страховые полисы от поломки и потери очков. Особых новаций, поясняют эксперты, тут нет – в европейских странах связанные с очками риски давно включаются в стандартные пакеты ДМС. В отсутствие российской практики оператор запустил этот полис по номенклатуре обслуживания рисков для мелкого имущества: новые очки стоимостью от 3 до 20 тысяч рублей можно застраховать на один год прямо в салонах оптики. Стоимость страховки составит 10–20% от цены самих очков, в случае поломки или утраты их можно будет починить или получить аналогичный товар в сети, где он был приобретен. Несмотря на сомнения наблюдателей, в компании надеются охватить очковой страховкой всех нуждающихся в коррекции зрения россиян, а это, между прочим, 40 млн человек.

дмс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении