27 Июля 2024 Суббота

«Мы просто добавили к уникальной системе советского санкура европейский сервис»
Ольга Гончарова Мединдустрия
20 сентября 2017, 7:00
Оганес Ханамирян, директор по продажам и маркетингу Amaks Hotels&Resorts
Фото: Личный архив
9729

Как спад продаж в гостиничном бизнесе вынудил отельеров построить самую успешную сеть частных санаториев 

Лидером частного сектора санаторно‑курортной индустрии, по данным Vademecum, в 2016 году стал холдинг Amaks Hotels&Resorts: совокупная годовая выручка его здравниц превысила 2 млрд рублей. Результат убедительный хотя бы потому, что предприниматели Дмитрий Златкин, Александр Аспидов и Валерий Гараев, до этого растившие в регионах страны сеть трех‑, четырехзвездочных отелей, пришли в санаторный бизнес только в 2006‑м, когда выкупили легендарный советский курорт «Шахтер». В 2016 году Amaks Hotels&Resorts оперировал уже четырьмя здравницами, а весной этого года приобрел пятую – подмосковную «Истру», прежде принадлежавшую Российскому профсоюзу атомной энергетики и промышленности. Директор по продажам и маркетингу компании Оганес Ханамирян в интервью Vademecum рассказал, что заставило гостиничный холдинг заняться санкуром, какие преимущества в этом бизнесе дает сетевой формат и как отельеры намерены вести экспансию в курортной сфере. 

– Санаторий «Истра» уже перешел к вам в управление?

– Да, мы работаем с этим объектом с весны, сейчас готовим проект его реконструкции и реновации. Будем обновлять номерной фонд, корпуса, обустраивать территорию, создавать новый физкультурно-оздоровительный комплекс. Строительные работы уже идут. У санатория большой потенциал, шикарные бассейны, теперь его нужно просто подвести под стандарты Amaks. Думаю, мы это сделаем примерно к весне-лету следующего года, и он начнет работать под нашим сетевым брендом. Сейчас санаторий тоже функционирует, принимает гостей. Многие люди из года в год привыкли приезжать в «Истру» на неделю-две или даже на месяц, и для них непринципиально, кому принадлежит санаторий.

 – В Подмосковье у вас уже есть санаторий «Красная Пахра». Зачем вам еще один?

– Мы увидели в «Истре» хорошую перспективу. Во-первых, это очень известный бренд. Во-вторых, у санатория – обширная территория, лесопарковая зона, что дает возможность развернуть развлекательные и спортивные аттракционы – детские площадки, корты для тенниса, волейбола, футбола. Кроме того, санаторий обладает уникальным природным лечебным фактором. Речь о собственном источнике минеральной воды, это маломинерализованные сульфатно-магниево-кальциевые воды для профилактики заболеваний печени и желудочно-кишечного тракта. Подмосковье в принципе очень привлекательно для развития санаторно-курортного бизнеса, и наличие одного актива здесь не исключает появления других. Ведь Москва и Московская область – это примерно 20 млн жителей с уровнем дохода выше, чем в среднем по России.

Выручка санатория в 2016 году, по данным СПАРК-Интерфакс, превысила 66 млн рублей. С каким мультипликатором прошла сделка?

 – Мы не раскрываем подробностей сделки, но после реновации планируем увеличить доходы этого объекта минимум на 50%.

– Владельцы Amaks прежде занимались гостиничным бизнесом. Что заставило компанию обратить внимание на новый рынок?

 – Да, до середины 2000-х мы действительно были сфокусированы на гостиницах, и компания называлась по-другому – Amaks Grand Hotels. Гостиничный бизнес в России тогда только начинал развиваться, и ниша отелей уровня три-четыре звезды в регионах была абсолютно свободна. Мы приобретали старые отели, но с известным брендом, которому люди доверяют, проводили реновацию, подтягивали европейский сервис, организовывали развлекательные центры – бильярд, боулинг, ночные клубы, хорошие рестораны – и этим повышали привлекательность объектов для гостей. Первоначально привлекались инвестиции, но бизнес быстро окупался и переходил на этап реинвестирования. При этом собственники понимали, что рынок будет насыщаться и будущее все-таки не просто за гостиничным сервисом, а за сервисом, сопряженным с отдыхом и оздоровлением. Так компания выбрала новый ориентир – санаторно-курортное лечение. И здесь была та же стратегия: мы приобретали санатории не в лучшем состоянии и внедряли там сервис уровня три-четыре звезды. Начали с санатория «Шахтер», это очень известный объект с богатой историей – мало людей, особенно старшего поколения, кто о нем не слышал. Спустя год приобрели «Усть-Качку» – крупнейший санаторно-курортный комплекс во всей Восточной Европе с фондом более 1 200 номеров и более 2 тысяч койко-мест. Затем купили «Старую Руссу» – старейший, действующий аж с 1828 года российский санаторий, где проходили оздоровительные процедуры еще члены царской семьи. Курортный комплекс «Красная Пахра» – это уже наше детище, мы его построили с нуля, когда у нас уже существовала собственная экспертиза организации санаторно-курортных комплексов и когда мы могли реинвестировать в новый бизнес средства, полученные от работы с другими профильными объектами. «Красная Пахра» была построена всего за два-три года, что очень хорошо для объекта такого уровня. Когда компания начала развивать санатории, был проведен ребрендинг, и холдинг стал называться Amaks Hotels&Resorts – это больше соответствовало нашей стратегии.

– По какому принципу отбирались санатории?

– Если честно, то основным критерием была невысокая стоимость объектов, то есть приобретались комплексы, требовавшие значительной реновации. Естественно, мы оценивали потенциал санаториев и ориентировались на наличие естественных природных источников, что является определяющим для этого бизнеса. «Усть-Качка», например, обладает тремя видами природной минеральной воды: лечебно-столовой, бром-йодной и сероводородной водой для ванн, аналогом воды Мертвого моря. «Старая Русса» – это знаменитые старорусские грязи, «Шахтер» – питьевые источники Ессентуков.

– Какую реновацию вы проводили в приобретаемых комплексах?

– Поскольку медицинские технологии санкура ведут свою историю со времен Советского Союза, то здесь мы ничего не меняли. Сохраняли и медицинский персонал – многие наши врачи работают на объектах по 10–20 лет. Другое дело, что мы закупили современное оборудование, начали регулярно его обновлять, отправлять специалистов на курсы повышения квалификации, привлекать новые медицинские кадры. В «Усть-Качке», например, был создан полноценный медицинский поликлинический комплекс с проходимостью 1,5 тысячи человек в день. Но основная инновация была в том, что мы просто добавили к уникальной советской системе санаторно-курортного обслуживания европейский сервис, что сразу стало нашим конкурентным преимуществом. Например, можно сравнить нас с профсоюзными санаториями: да, это тоже очень крупные объекты с хорошими климатическими и природными условиями, но там многие годы никто не контролировал качество обслуживания, и на этом они теряли гостей. Мы регулярно обращаемся к конкурентам как «тайные покупатели» и видим, что они могут на звонки или «электронку» не ответить, могут нахамить. А у нас в структуре управляющей компании работает колл-центр. Люди звонят, оставляют отзывы, мы каждый день с ними работаем, мобильные телефоны всех сотрудников указаны на сайте. Это повышает лояльность к нашему бизнесу и бренду и конвертируется в рост продаж путевок. В период с 2014 по 2016 год средний рост количества реализованных путевок в наши санатории доходил до 30%. «Красная Пахра» начала работать в июне 2015 года, за полгода мы продали 811 путевок, а уже в 2016 году – 28,7 тысячи.

 – Какую долю в выручке санаториев занимают продажи путевок с медицинской программой?

 – Около 80%. Дело в том, что санаторно-курортное лечение предполагает определенную длительность – 14 или 21 день, поэтому основная доля гостей приезжает за полноценной медицинской программой. Средний возраст – 45–50 лет. При этом около 60% наших гостей – это повторные визиты, то есть они посещали наши санатории не один раз в течение нескольких десятилетий. Одна из наших пациенток в «Шахтере» приехала в этом году в санаторий 16-й раз подряд. Доля маломобильных пациентов – не более 1% по всем нашим объектам. Конечно, у нас есть гости, которые приезжают к нам просто на выходные – отдохнуть, подышать свежим воздухом, искупаться в бассейне, но таких значительно меньше.

 – Инвестиции в санатории уже окупились?

– Санатории окупаются, конечно, дольше, чем гостиницы. Если окупаемость среднестатистического отеля в 100–150 номеров оценивается в семь – девять лет, то для санатория с сопоставимым фондом нужно добавить еще два-три года при условии загрузки не менее 50%. Средняя загрузка наших объектов – порядка 65–70%. Если учесть, что в среднем по рынку этот показатель составляет 46–50%, то это очень хороший результат. Поэтому наши первые санатории уже вышли на окупаемость, новые объекты, в соответствии с финансовыми планами, должны выйти на окупаемость в аналогичные сроки.

– Сколько может стоить строительство и запуск такого объекта с нуля?

– Зависит от площади и географического расположения санатория. Думаю, санаторий, аналогичный по площади и оснащению «Усть-Качке», на семь корпусов, может потребовать инвестиций в несколько десятков миллиардов рублей. Но в среднем вложения в один объект примерно на 200 номеров могут быть оценены, опять же очень приблизительно, в несколько сотен миллионов – 1 миллиард рублей.

– Какую долю санаторно-курортные активы занимают в бизнесе всего холдинга?

– Этот показатель приближается к половине выручки, хотя у нас 23 отеля и только пять санаториев. К сожалению, сейчас наметился небольшой спад гостиничного бизнеса в России. Кризис привел к уменьшению деловой активности городских отелей, то есть к снижению числа командированных, которые составляли основную аудиторию гостей. Естественно, мы пытаемся компенсировать этот спад своей гибкостью, дополнительными услугами, но в этих условиях, конечно, санатории становятся нашим локомотивом.

– Сетевой формат дает какие-то преимущества?

– Во-первых, определенный эффект дает уже сам бренд. Если гость остановился во время командировки в одном из наших отелей и ему все понравилось, то, когда у него возникнет необходимость в выборе санатория, он с большой вероятностью выберет нас. У нас прописаны очень жесткие стандарты обслуживания для всех наших объектов. Еженедельно кто-то из сотрудников управляющей компании едет в регионы и проверяет работу всех служб: как гостя встретили, как ему улыбнулись, насколько быстро разместили. Для дополнительного контроля у нас есть институт тайных покупателей, о котором не знают сотрудники наших объектов. За счет того, что у каждого санатория есть своя специализация, мы можем предложить гостям восстановление после широкого спектра заболеваний – опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистых и гастроэнтерологических нозологий. Благодаря тому, что Amaks – сеть, доступ к природным источникам одного санатория получают и гости с других объектов. Например, мы транспортируем лечебную грязь из «Старой Руссы» в другие санатории, затем, после использования, она формируется в специальные брикеты и возвращается снова на источник, где проходит регенерацию.

– Холдинг намерен приобретать и строить новые санатории?

– Да, мы хотели бы и дальше развиваться в этом сегменте. Сейчас мы видим здесь очень низкую конкуренцию – как таковых сетевых игроков на рынке нет. Есть условно сетевые государственные проекты, но у них нет единой точки управления, структуры, которая бы контролировала все процессы, определяла стратегию развития и проводила аудит. Они, как правило, подчиняются администрации конкретного региона, но работают обособленно. С другой стороны, гостиничный рынок сейчас перенасыщен. Он, безусловно, будет в той или иной мере развиваться с приближением чемпионата мира по футболу, но потом его ждет стагнация. А санаторно-курортный бизнес сейчас – в стадии роста, который еще не достиг своего пика.  

курорт, санаторно-курортное лечение, санаторий, amaks hotels, истра, шахтер
Источник: Vademecum №15, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении