В середине 90‑х владелица частной клиники пластической хирургии Людмила Антонова привезла в Россию первую нитевую методику для омоложения лица – испанские золотые нити. Технология в то время стала хитом российского рынка эстетической медицины, и Антонова начала развивать на ее базе профильную дистрибьюторскую компанию «Нике-Мед». Сейчас золотые нити занимают небольшую долю в структуре продаж этого поставщика, но за это время компания Антоновой сумела собрать широкий ассортимент другой эстетической продукции – от имплантатов для груди до мезонитей – и создать дилерскую сеть из более чем 100 партнеров по всей России.
– Как возникла идея ставить под кожу золотые нити?
– В начале 90-х я открыла одну из первых в России коммерческих клиник пластической хирургии «Нике-Мед» и для этого бизнеса искала технологии, которых в России на тот момент не было. Тогда открылись границы, жизнь так удачно сложилась, что у меня появилась возможность поехать в другие страны и посмотреть, какие методики используются в эстетической медицине за рубежом. Когда я была в Испании, то увидела молодые лица женщин, совершенно не соответствующие их биологическому возрасту. Стала выяснять, какими средствами они пользуются, и узнала о технологии нитей из золота, которая в тот момент была популярна в этой стране. У нас тогда ничего подобного не было. Вернувшись в Россию, я пришла с этой идеей к доктору Арнольду Адамяну [профессор Института хирургии им. А.В. Вишневского, скончался в 2012 году. – VM], который в то время был заведующим единственной в России специализированной лабораторией по шовным материалам и имел собственные разработки применения нитей в эстетической медицине. Мы посетили клинику доктора Ореноса в Испании, у которого была большая частная практика по использованию нитевых технологий, посмотрели, как их применяют его специалисты, привезли методику установки нитей в Россию, изучили и начали использовать ее уже в своей практике.
– У какого поставщика вы закупили первые нити?
– В Испании мы познакомились с представителями крупнейшего в Европе производителя золотых нитей Lorca Marin. Этой компании около сотни лет, и их ассортимент действительно поражал воображение. Более того, на тот момент это были единственные производители золотых нитей в мире. Мы выбрали в качестве поставщика эту компанию и с тех пор по золотым нитям работали только с ними.
– Нити увеличили спрос на услуги вашей клиники?
– Сказать, что к нам стекались потоки клиентов, нельзя. Тогда у немногочисленных российских клиник эстетической хирургии была ограниченная аудитория, а золотые нити были к тому же довольно дорогой процедурой. С другой стороны, было то удивительное время, когда на нашем рынке они стали единственной малоинвазивной процедурой, альтернативой хирургическим подтяжкам лица. Тогда еще не появились токсины, филлеры, биоревитализанты и другие продукты, которые нам кажутся привычными. Поэтому поначалу процедура была для элиты, а сейчас все, конечно, более демократично.
– В какой момент вы решили продавать золотые нити другим клиникам?
– Можно сказать, что к этому нас подтолкнул Арнольд Адамян. Он начал масштабно обучать хирургов технологии работы с золотыми нитями в Институте хирургии им. А.В. Вишневского. Вся страна ездила к нему на курсы повышения квалификации. В итоге довольно скоро в разных городах России уже работали люди, знакомые с технологией работы с такими нитями. Тогда стало понятно, что нужно налаживать систему доставки и предлагать продукт уже другим клиникам.
– Как вы искали партнеров в регионах?
– В то время появились первые отраслевые выставки, в том числе InterCHARM, куда приезжали поставщики косметической продукции со всей России. Первые мероприятия, правда, были гораздо скромнее, чем сейчас. Мы стали одними из первых, кто представил на выставке медицинскую косметологическую продукцию. С тех пор, вот уже 20 лет, мы постоянные партнеры InterCHARM. Там мы и находили дилеров. Кроме того, мы с самого начала вообще уделяли большое внимание продвижению – давали рекламу в журнале «Женское здоровье» и других популярных на тот момент изданиях, организовывали регулярные поездки докторов на обучение в Испанию. Узнаваемость золотых нитей росла, а вместе с ней – количество наших дилеров, клиентов и, как следствие, пациентов.
– Конкуренты у вас были?
– Практически нет. Была еще одна команда, которая работала с золотыми нитями в клинике «Ла Страда». Но у нас были разные цели. Мы больше интересовались обучением врачей и выросли в учебный центр и дистрибьюторскую компанию, в «Ла Страда» – закупали продукт непосредственно в клинику, где и использовали его.
– Хирурги говорят, что, несмотря на большую востребованность в 90-е годы, к 2000-м популярность нитей пошла на спад. В чем была причина – методика себя не оправдала?
– Нет, золотые нити и тогда, и сейчас занимают свою нишу в сегменте безоперационных подтяжек лица. И есть зоны на лице и теле, например, зона декольте, внутренняя поверхность бедра, для которых больше всего подходит именно эта технология. Но если в тот момент, когда мы выходили на рынок с этим продуктом, он был единственным в своем роде, то потом уже появился целый спектр других малоинвазивных методик, в том числе с применением филлеров, токсинов, биоревитализантов, биорепарантов и других изделий, а нити стали постепенно уходить на второй план.
– А вы как отреагировали на новый рыночный тренд?
– Мы тоже начали изучать предложения зарубежных компаний по филлерам, биоревитализантам и другим продуктам на основе гиалуроновой кислоты. Первым нашими брендами в этой линейке стали продукты компаний Корнеаль и Мезоэстетик. Благодаря уже имевшейся на тот момент дилерской сети нам удалось наладить масштабные продажи довольно быстро. Но с тех пор рынок менялся, расширялся, и сейчас мы продаем уже другие марки в этой категории – швейцарский филлер Bellcontour и английский биоревитализант RFine.
– Вы сами не пытались договориться с мейджорами об эксклюзивном сотрудничестве?
– Нет, моя стратегия всегда заключалась в другом. Глобально есть два варианта распространения – быть представительством или быть дистрибьютором. Представительство очень зависимо от головного офиса, хотя есть и свои плюсы вроде финансирования и другой помощи, а мне быть зависимой не хотелось. Дистрибьютор может вести гибкую ценовую политику и вообще быть свободнее в действиях. Правда, на пятый год моей предпринимательской деятельности меня вызвали в американское посольство и предложили оформить грин-карту, чтобы переехать в США. Как мне удалось выяснить, в то время американские корпорации искали людей, которые бы обладали способностью строить успешный бизнес в экстремальных условиях. А это вполне характеризовало нашу компанию. Если сейчас мы работаем на конкурентном рынке, то когда начинали работать, российское здравоохранение было не в лучшем состоянии – в больницах могло не быть самых простых медикаментов. И вот тогда я строила эстетический бизнес. Наверное, коллегам в США все это действительно казалось удивительным и впечатляющим.
– Как вы доказывали врачам свои конкурентные преимущества перед мировыми лидерами? Например, когда вы начали поставки французских имплантатов Eurosilicone, в России уже присутствовали два крупнейших западных игрока – Mentor и та же Allergan. А принципиальной разницы между протезами, как уверяет большинство хирургов, нет.
– Выводя на рынок Eurosilicone, мы стремились закрепиться в этом сегменте ценой, сделали имплантаты экономически более доступными, чем продукция конкурентов, все время проводили конгрессы, обучающие курсы среди врачей, привлекали их внимание, говорили: «Мы не хуже, просто ориентированы не только на премиальную аудиторию, а на широкий класс пациенток». И эта стратегия сработала, продажи быстро набирали обороты. С английскими протезами Nagor было уже значительно сложнее – они появились в нашей линейке три года назад, когда на этом рынке присутствовало больше пяти разных брендов. Но нашим преимуществом всегда было то, что производство протезов наших поставщиков локализовано в Европе, а не в Южной Америке, как у других компаний. Это всегда было важным аргументом при убеждении врачей переключиться на новый продукт. Поэтому и Nagor быстро занял свою долю на этом рынке.
– Среди конкурентов ходит немало легенд о том, как вы пробивались на рынок ботулотоксинов. Говорят, несколько лет ездили в Китай, чтобы уговорить производителей BTXA (в России известен под маркой Лантокс) начать продажи препарата в нашей стране.
– Уговаривать никого не приходилось. Первые переговоры с компанией Hugh Source International Limited [владелец марки BTXA/Лантокс. – VM] начались еще в 2003 году, и к тому моменту «Нике-Мед» была уже крупной компанией с диверсифицированной эстетической линейкой, у нас уже был большой опыт работы с хирургами и косметологами. А представители Hugh Source International Limited искали новые рынки для препарата и сами на меня вышли. Мы, в свою очередь, хотели расширить свой портфель, можно сказать, что это была взаимная любовь. Другое дело, что регистрация препарата на российском рынке заняла пять лет – все это время здесь проводились клинические испытания Лантокса в ведущих учреждениях, в том числе в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава, Институте красоты и других.
– Когда Лантокс появился на рынке, он тоже попал в жесткую конкурентную среду. Здесь уже были Ботокс, Диспорт, почти одновременно с вами зарегистрировала свой препарат Ксеомин немецкая Merz Pharma. Чем отличалось продвижение этого азиатского продукта от европейских конкурентов?
– Во-первых, у Лантокса было больше показаний к применению – мы зарегистрировали препарат не только для применения в косметологии и неврологии, но также и в урологии, гинекологии и других медицинских сферах. Да и в эстетической медицине функционал нашего токсина оказался шире, чем у конкурентов – его можно вводить не только в верхнюю часть лица, но также и в зону шеи, корректировать с помощью него овал лица. Совместно с неврологами мы обучали всему этому врачей, постоянно проводили курсы. Ну и, конечно, цена Лантокса была более привлекательна, чем у конкурентов. А сейчас, по моим ощущениям, доля препарата в эстетической медицине приближается к 25%.
– Зачем несколько лет назад вы снова занялись нитями и начали продавать, например, Silhouette Lift?
– Стало понятно, что не все эстетические задачи можно решить с помощью филлеров и биоревитализантов, и спрос на нити стал возвращаться. Постоянные инъекции филлеров дают утяжеление кожи, их нельзя делать бесконечно, иначе кожа начнет опускаться. Использование нитей дает выраженный лифтинговый эффект, но не приводят к утяжелению. В Европе мы познакомились с производителями нитей Silhouette и заинтересовались этой маркой, поскольку у них было предложение как для пластических хирургов, так и для косметологов.
– В то время на рынке уже появились отечественные авторские нити Aptos Марлена Суламанидзе с похожим функционалом. Чем ваш продукт отличается от них?
– Задачи нити решают общие: омолодить, подтянуть ткани, но состав нитей, способ их введения, расположение в коже отличаются, позволяя применять разные методики и комбинировать их между собой. Silhouette, например, обладают инновационной системой фиксации в тканях – рассасывающимися конусами. Какие-то узкие задачи решают наши нити, какие-то – Aptos.
– Сейчас начался бум корейских нитей из полидиоксанона. Как вы думаете, он долго продлится?
– Популярность этих нитей связана с тем, что корейский продукт значительно дешевле европейских аналогов. Например, нити из полидиоксанона Magic Lift нашего давнего партнера компании Lorca Marin, которые мы сейчас продаем на российском рынке, стоят в несколько раз дороже корейских аналогов. Но в случае нашего продукта можно быть полностью уверенным в соответствии всем стандартам и в качестве, а поставщики продукции из Кореи не всегда так щепетильны в этом вопросе. Поэтому, скорее всего, это модное направление вскоре сменят новые категории продуктов.
– Какие еще сегменты эстетической медицины вы сейчас осваиваете?
– Мы стараемся отслеживать последние тренды и сейчас уделяем большое внимание оборудованию. Например, долгое время мы поставляли клиникам и салонам красоты лазерное оборудование под марками Enco и Arc, но сейчас уже перестали продавать эти продукты и переориентируемся на более совершенные линейки. Кроме того, значительную долю в наших продажах занимает препарат для интралипотерапии Aqualyx в косметологии и аппарат для липосакции и липофилинга Body-jet в хирургии. Липофилинг – это один из последних трендов на рынке эстетической медицины. Метод представляет собой восполнение тканей, например, молочной железы или ягодиц, собственными ресурсами организма – жиром. Пациентке производится липосакция, а затем увеличивается грудь за счет ее «родного» жира. Аппарат Bodyjet устроен таким образом, что, удаляя клетки, оставляет их неповрежденными и сохраняет функции роста, и мы видим, что сейчас он становится все более востребованным даже в реконструктивной хирургии, онкологии и ортопедии.
– А как сейчас развивается клиника пластической хирургии «Нике-Мед», с которой вы начинали свой бизнес?
– Клиника все эти годы была основной площадкой, где мы, как дистрибьюторы, проводили обучение врачей. Какое-то время она не функционировала, но сейчас мы планируем возобновить ее работу уже в новом здании. Это будет уже не просто небольшая площадка, а масштабная обучающая база, соответствующая нашим новым задачам. Мы, как и раньше, ежегодно вывозим на стажировки в Европу и США несколько сотен российских хирургов и косметологов, но сейчас начинаем уже активно привлекать и зарубежных специалистов на наши мероприятия. Уровень отечественных пластических хирургов и косметологов за последние годы значительно вырос, и они уже сами могут делиться опытом. Поэтому сейчас совместно с Натальей Мантуровой, заведующей кафедрой пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова мы проводим авторские школы, а также масштабные конгрессы, на которых представляем зарубежным специалистам отечественные эстетические разработки.