27 Июля 2024 Суббота

«Мы накладываем руку на область тела и начинаем ее «выслушивать»
Ольга Гончарова Мединдустрия
24 ноября 2014, 17:11
35692

Приверженцы остеопатических течений – о принципах и реформах отрасли

В России, так уж исторически сложилось, параллельно развиваются сразу две остеопатических школы – британская и французская. Уяснить разницу между ними несведущему человеку весьма непросто. Чтобы облегчить эту задачу, VADEMECUM провел двойное интервью, задав одни и те же основополагающие вопросы ведущим идеологам этих направлений.

– В чем разница между остеопатией и мануальной терапией?

Тамара Кравченко (Русская высшая школа остеопатической медицины (Санкт-Петербург) – французская остеопатическая школа): Техники этих двух направлений действительно очень похожи. Мануальная терапия и остеопатия воздействуют на одни и те же структуры и внешние ткани. Однако у остеопатии есть ключевое отличие – в диагностике мы используем так называемый пальпаторный тест. Его суть состоит в использовании чувствительности рук: рука накладывается на определенную область тела и начинает, как мы говорим, его ≪выслушивать≫. Благодаря чувствительной способности рук мы можем определить наличие дисфункции. То есть если в организме есть область с патологией, то рука получает отличные от нормального состояния ощущения.

Это ключевой тест в остеопатии. Если остеопат не владеет пальпаторной диагностикой, то он не остеопат, а мануальный терапевт.

Людмила Бутенко («Остеон» (Москва) – британская остеопатическая школа): Отличие заключается в функционале дисциплин. Остеопатия представляет собой отдельную медицинскую науку, направленную на системное понимание работы организма и органов внутри этой системы, в то время как мануальная медицина применяется в дополнение к традиционным терапевтическим и диагностическим приемам при функциональных нарушениях в организме.

Если остеопатия – это целая философия лечения, она делает больший упор на диагностику и затем полное устранение боли собственными ресурсами организма, то мануальная терапия – прикладной метод, который, как правило, направлен только на коррекцию уже выявленных ранее другими методиками дисфункций опорно-двигательного аппарата.

– Какие заболевания лечит остеопатия?

T.К.: Остеопаты наблюдают пациента с его рождения до глубокой старости. Определенная часть аудитории пациентов – беременные женщины и дети. Наши специалисты лечат бесплодие, наблюдают беременных женщин, при рождении ребенка с дисфункцией костей черепа приводят их в нормальное физиологическое состояние. Кроме того, остеопаты лечат, например, резистентную головную боль у подростков. У нас есть техники, направленные на декомпрессию костей черепа, что позволяет решить эту проблему. Мы занимаемся и геронтологическими пациентами, проводим профилактическое лечение деменции или болезни Альцгеймера. Раньше решением этой проблемы была трепанация черепа. В настоящее время многие нейрохирурги мира опять возвращаются к трепанации, но уже есть хорошая альтернатива – остеопатия. Применяя этот метод, мы влияем на циркуляцию спинномозговой жидкости и мозговое кровообращение. Наконец, остеопатия – самое лучшее, что может быть в лечении и реабилитации детей с последствиями родовой травмы, детей с задержкой психомоторного и речевого развития.

Наши пациенты – это лица, имеющие болевой синдром различной природы и локализации, то есть проявления остеохондроза, грыжи межпозвонкового диска, мигрени и других заболеваний, исключая онкологию. Кроме того, остеопатическая коррекция необходима пациентам с остаточными явлениями черепно-мозговой травмы, перенесшим инсульт и оперативное лечение, а также тем, кому требуется быстрое восстановление при других заболеваниях.

Л.Б.: Остеопаты занимаются всем, что связано с расположением тел позвонков, натяжением мышц связок, кровоснабжением. Это и опорно-двигательный аппарат, и органы малого таза у женщин, пищеварительный и респираторный тракт, центральная нервная система и даже психопатические состояния. Наш спектр работы – от обычного детского дисбактериоза до серьезных повреждений черепно-мозговых нервов. Безусловно, у остеопатии есть свой предел: например, если у пациента обнаружили заболевание печени, эта проблема не решается остеопатически, необходима хирургическая операция, в спектр нашей работы не входят вирусные заболевания. Однако даже в этих случаях остеопатический курс по крайней мере придаст пациенту жизненные силы и поможет быстрее реабилитироваться.

– Чем отличаются французская и британская школы остеопатии?

Т.К.: Разница между школами связана с одним из последователей Эндрю Стилла – Гарнером Саттерлендом. Он внедрил в остеопатию новое направление – работу с краниосакральным ритмом, который характеризует так называемый первичный дыхательный ритм. Концепция быстро стала популярной в американских остеопатических школах.

Французская школа приняла и начала развивать это направление в остеопатии. А британцы из-за присущего им консерватизма долгое время не отвергали эту концепцию, делая акцент на работе со скелетно-мышечной системой. В конечном итоге британская школа начала использовать краниосакральные методики, но это произошло значительно позже. Поэтому в их современной программе превалирует работа с опорно-двигательным аппаратом, а во французских программах все дисциплины, такие как краниальная, структуральная и висцеральная остеопатия, сбалансированы.

Л.Б.: Британская школа, на мой взгляд, ближе к классическому пониманию остеопатии, которого придерживался родоначальник нашего метода Эндрю Тейлор Стилл, и направлена в большей степени на понимание процессов в организме и выстраивание логических связей между ними. Безусловной заслугой коллег из французской школы является создание серьезной научной базы для остеопатии и разветвленной системы техник. Но мы считаем своей задачей дать врачам не просто строгую теорию, а научить выявлять дисфункции и выбирать правильный метод для их быстрого лечения. На это направлена и структура обучения в британской школе – курс построен таким образом, что к одним и тем же темам слушатели возвращаются на нескольких этапах обучения, каждый раз переосмысливая полученные ранее знания.

– Ощущаете конкуренцию с «британцами»?

Т.К.: Нет, в целом у нас одни и те же цели, поэтому мы совместно участвуем в отраслевых мероприятиях. Например, в декабре пройдет конференция, посвященная инновационным технологиям в неврологии, где я буду сопредседателем, на ней будут присутствовать представители как французской, так и британской школ.

– Ощущаете конкуренцию с «французами»?

Л.Б.: Нет, мы скорее сотрудничаем. Так исторически сложилось, что в России с 90-х годов присутствовали два направления, и мы перенимали опыт друг у друга. Сейчас приглашаем ≪французских≫ преподавателей на отдельные семинары и консультации и сами стараемся отслеживать появляющиеся у них нововведения.

– За последние три года на рынке появилось большое количество новых «авторских» методик – гранд-остеопатия, остеопрактика и другие. Как относитесь к ним?

Т.К.: Любое успешное направление плодит псевдопрофессионалов. Так было с мануальной терапией, иглорефлексотерапией, гомеопатией, а теперь происходит и с остеопатией. Сейчас действительно есть школы, которые не соответствуют никаким стандартам. Я всегда говорю: ≪Если вы идете в остеопатическую школу, проверяйте лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию. А если их нет, не нужно идти в эту школу!≫ Тем не менее такие организации все равно проигрывают школам с фундаментальным образованием. Главный маркетинговый инструмент – ≪сарафанное радио≫. К нам тоже первоначально относились с недоверием, но когда педиатры и терапевты, врачи-неврологи и другие специалисты, не имея от этого выгоды, стали массово отправлять пациентов к остеопатам, в этих случаях сомнений ни у кого не осталось.

Л.Б.: К сожалению, сейчас они дискредитируют специальность. Если мы обучаем специалистов четыре года, французская школа – три года, то есть, по сути, это полноценная медицинская ординатура, то что делают организаторы авторских семинаров? Они выдают неспециалистам, прослушавшим два-три семинара, сертификаты, где прописано, что слушатели стали остеопатами. Что происходит дальше? Эти новоявленные специалисты открывают свою частную практику, начинают принимать пациентов, которых могут лечить годами и получать за это деньги. Результат – разочарование потребителей в методике.

Настоящий остеопат с фундаментальной подготовкой всегда ориентирован на результат. Например, в клинике ≪Остеон≫ действует правило: если после пяти приемов в состоянии пациента нет никаких улучшений, для нас это почти ЧП. Собирается консилиум всех врачей, мы сообща решаем проблему.

– Кто, на ваш взгляд, может учиться остеопатии?

Т.К.: Специалисты с высшим медицинским образованием. Нет смысла давать такую базу знаний несведущим людям. Мы сейчас принимаем в школу врачей четырех специальностей – педиатров, неврологов, ортопедов-травматологов и терапевтов. Меня часто спрашивают: ≪А почему в вашей школе учатся массажисты?≫ На это я всегда даю пояснения, что мы берем небольшое количество талантливых массажистов, которые обязательно имеют среднее медицинское образование, поскольку РВШОМ имеет лицензированные программы на профессиональную переподготовку врачей и повышение квалификации по медицинскому массажу с остеопатическими техниками. Врачи после окончания обучения у нас получают диплом о профессиональной переподготовке Минобрнауки РФ и сертификат специалиста Минздрава РФ, а массажисты – свидетельство о повышении квалификации по медицинскому массажу с остеопатическими техниками Минобрнауки РФ.

Л.Б.: Однозначно специалисты с высшим медицинским образованием. Европейские школы в отдельных случаях допускают обучение не врачей или медиков со средним образованием медсестры или фельдшера, однако мы как посредники в обучении все-таки стараемся установить строгие критерии отбора ≪абитуриентов≫. У нас учатся неврологи, реабилитологи, педиатры – их базовых знаний вполне достаточно, чтобы воспринять информацию, предоставляемую во время обучения нами и зарубежными преподавателями.

– Главный специалист Минздрава Дмитрий Мохов сейчас направил в Минздрав программу профессиональной переподготовки остеопатов и разрабатывает стандарты для ординатуры по этой специальности. Что думаете о нововведениях?

Т.К.: На этот вопрос сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы очень рады, что нас почти узаконили и благодарны усилиям Дмитрия Мохова. С другой стороны, давайте представим, что сейчас произойдет. Поскольку специальность будет легализована, в медицинских вузах должна начаться подготовка специалистов по остеопатии. Где взять преподавателей? В государственных вузах, если смотреть в масштабе всей страны, насчитываются единицы специалистов, которые готовы преподавать остеопатию. Наша школа готова помочь в подготовке кадров. Сейчас мы уже сотрудничаем с ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова и участвуем в разработке программы клинической ординатуры. В течение 12 лет преподаватели РВШОМ ведут элективные курсы по остеопатии для студентов четвертого – шестого курсов на общественных началах. После утверждения Минздравом РФ программы обучения остеопатии мы продолжим оказывать содействие в подготовке преподавателей остеопатии.

Л.Б.: Легализация отрасли, безусловно, – необходимый процесс. Это как раз позволит очистить рынок от многочисленных ≪специалистов≫ без какой-либо квалификации и понимания, что такое остеопатическая наука. Мы еще не видели проекта программы, но я думаю, что поскольку она была составлена с учетом существующих систем фундаментального образования, то у большинства специалистов не возникнет проблем с переподготовкой. Более сложный проект – остеопатическая ординатура. Наша отрасль в России существует менее 20 лет, и она еще не успела наработать полноценных собственных методик обучения. В этом смысле международная остеопатическая экспертиза для нас еще очень важна. Необходимо, чтобы профильная ординатура выпускала не армию теоретиков, а была заточена на прикладной результат. Поэтому мы надеемся, что Минздрав при составлении ординаторской программы будет учитывать опыт и наработки признанных международных школ.

– Вы сами участвуете в реформах?

Т.К.: Да, мы уже работаем в трех направлениях. Первое – это методическое сопровождение специальности. Мы подготовили состоящий из трех томов учебник ≪Остеопатия≫ для студентов медицинских вузов, первый том уже появился в продаже. Это, по сути, стало ответом на приказ Минобрнауки РФ о внесении в реестр медицинских специальностей специальности ≪остеопатия≫. Второе направление – научно-исследовательская работа, которая осуществляется совместно с ФГБУН ≪Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова≫. Третье – масштабная подготовка преподавателей остеопатии.

Л.Б.: Мы давно знакомы с Дмитрием Моховым и, безусловно, сейчас активно общаемся по поводу нововведений в остеопатическом образовании. Мы открыты для того, чтобы поделиться своим опытом, и сейчас, например, организуем встречу главного специалиста Минздрава с нашими партнерами из Европейской школы остеопатии, чтобы рассказать о глобальных процессах, происходящих в британской школе, и ее новых программах.

остеопатия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении