Вступление федеральных клинических центров на зыбкую почву ОМС год от года превращается в основной драматический сюжет в жизни предприятий индустрии здравоохранения. О трудном опыте погружения в одноканальное финансирование VADEMECUM рассказала заместитель главного врача по экономическим вопросам санкт-петербургского ФГБУ «Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова ФМБА» Ольга Николаева.
«МАЙСКИЕ» УКАЗЫ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ»
– Как проходит включение в систему ОМС в вашей клинике?
– У нас – как у всех федералов: включение в систему ОМС, как и ожидалось, идет очень туго. Потому что объема финансовых средств в системе ОМС региона не хватает даже на местные учреждения. И если эта ситуация не так критична в других городах, то в Москве и Петербурге, где федеральных медцентров много, ТФОМСы поставлены в крайне сложные условия. Никто «майские» указы президента не отменял, город так же отчитывается об уровне зарплат своего медицинского персонала и так же должен выполнять критерии «дорожной карты». Если он отдаст средства нам, снизится зарплата в городских учреждениях. Противоречие же заключается в том, что у таких клиник, как наша или, например, Алмазовский центр [ФГБУ «СЗФМИЦ» Минздрава России. – VADEMECUM], возможностей больше, чем позволяют средства, выделяемые в системе ОМС.
Из федеральных квот исключен ряд позиций, которые мы раньше обслуживали и которые теперь ушли в страховую систему. В ОМС в нашем случае «погружено» около тысячи федеральных квот, а нам досталась всего-навсего 171 квота. При этом 153 квоты нам дали в ТФОМСе Санкт-Петербурга – по всем нозологиям. В предыдущие годы плановые объемы медпомощи у нас достигали уровня 4 с лишним тысяч квот – по всем нозологиям.
– Вы видите какой-нибудь выход из складывающейся финансовой ситуации?
– Мы пытаемся работать с другими регионами. Но изменился общий принцип финансирования федеральных учреждений. ФМБА России утверждает ведомственный перечень оказываемых нами медуслуг, на сегодняшний день это преимущественно профпатологическая помощь, все остальные виды помощи также ушли в систему ОМС. Но контингент ФМБА приезжал к нам лечиться десятилетиями. И чтобы не потерять его, чтобы не было конфликтных ситуаций, мы вынуждены начать работу с фондами ОМС все большего числа регионов. Если в 2014 году мы вступили в систему ОМС 14 территорий, включая Санкт-Петербург и Ленобласть, то в 2015-м работаем уже с 57 регионами. Наш отдел договоров уже полгода занят только тем, что созванивается с территориями, ищет страховые компании, заключает договоры. Бумажной работы прибавилось в разы, но вовсе не обязательно, что это увеличит наши доходы. Потому что регион может утвердить объемы, но просто не направлять к нам пациентов. У меня по ОМС сейчас 57 смет, потому что каждая территория просит отчитаться за те деньги, которые она на нас запланировала. И значит, нужно разложить эти гипотетические суммы постатейно, заполнить все отчетные формы, в том числе по зарплате.
– Наверняка не все так безнадежно, во всяком случае прошлый год вы как-то пережили.
– В прошлом году федеральным медучреждениям специальным постановлением правительства были выделены средства из бюджета ФФОМС на покрытие так называемых выпавших объемов финансирования – разницы между сокращением бюджетных ассигнований и поступлениями из системы ОМС. По тем расчетам, которые мы представили в ФМБА, каждое федеральное учреждение получило эти деньги на специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную. В конце года мы получили еще 1 290 квот, вызвали всех пациентов, которые ждали очереди на оказание высокотехнологичной помощи.
«КУДА ДЕВАТЬ КАРДИОХИРУРГОВ?»
– Вы получили эти средства, так же, как и все прочие федеральные медцентры, в сентябре?
– Да. И очень обидно, что эти деньги пришли в последние три месяца 2014 года. Но и тут нам, получается, повезло: к тому моменту мы уже выполнили задание, которое в части ОМС до нас довел Петербург. И поступления от ФФОМС помогли сгладить весьма щекотливую ситуацию, при которой отказать «городским» пациентам в помощи мы не имеем права, а выставлять счет тоже не можем, потому что уже выбрали все деньги по ОМС.
Летом мы всех отправляли в отпуска, хотя и на это у нас денег не хватало, поскольку не было доходов. Естественно, мы очень обрадовались дополнительному финансированию, несмотря на все отягощения и условности по применению этих денег. То нам говорили: «Используйте деньги, иначе они уйдут в федеральный бюджет», то успокаивали: «Не торопитесь, деньги останутся». Если бы мы могли их толком распланировать, нам не пришлось бы так напряженно работать. Мы могли распределить объемы на этот год.
– А как осуществляется финансовое планирование в текущем году?
– В этом году все очень непросто. Прежде наше кардиохирургическое отделение, выполняющее преимущественно аортокоронарное шунтирование, могло внутри единого профиля квоты на сердечно-сосудистую хирургию перераспределять средства и таким образом избегать простоя медперсонала, то теперь ситуация стала заметно сложнее. Если в прошлом году у нас было 200 кардиохирургических квот, то в этом – всего 98, потому что этот вид помощи в ОМС не оказывается. Получается, что отделение либо растягивает квотирование на год и лечит нескольких пациентов в месяц, либо отрабатывает все 98 квот за полугодие – при нормальной загрузке мощностей и персонала. Но что тогда делать людям во втором полугодии, как оформлять этот вынужденный простой? Есть еще один вариант – перераспределить специалистов по больнице, естественно, с их согласия, в связи с производственной необходимостью. Но так можно загрузить анестезисток, постовых сестер. А куда девать врачей-кардиохирургов? Пока мы распределили пациентов, чтобы дотянуть хотя бы до октября. Понятно, что летом наши кардиохирурги пойдут в очередной отпуск. Потом будем смотреть. Минздрав, скорее всего, денег на оказание высокотехнологичной помощи больше не выделит.
– Проводить сокращения уже приходилось?
– В привязке к высоким технологиям – нет, а в целом по учреждению вся допустимая кадровая оптимизация уже произошла. В 2013 году все наше штатное расписание и гарантированные оклады содержались за счет федерального бюджета. Но и сейчас, при снижении финансирования, мы не пошли на сокращение сотрудников, потому что все равно должны оказывать все виды помощи, а ситуация, как мы надеемся, может измениться к лучшему. Персонал мы растили десятилетиями, и отказаться от него не имеем права. Мы были вынуждены ввести внебюджетное штатное расписание, и около 7 млн рублей в месяц тратим только на выплату гарантированных окладов. Суммы хоть и небольшие – от 6 с небольшим тысяч до 12–15 тысяч рублей, но эти деньги люди получают стабильно. Понятно, что финансовую ситуацию в целом это не оздоравливает – на гарантированные выплаты оттягиваются внебюджетные средства, и дополнительные выплаты должны уменьшиться.
«ИДЕТ БОРЬБА ЗА ПАЦИЕНТА»
– Работа с ДМС может стать в этом случае подспорьем?
– Страховщики не особо хотят оплачивать кардиохирургические операции, тем более что по этому профилю в Санкт-Петербурге сегодня много «бюджетных» коек и всегда есть альтернатива: Алмазовский центр, например, тоже имеет федеральные квоты, которые для всех клиник региона стоят одинаково. Конечно, идет борьба за пациента. Конкуренция очень высокая. Но мы можем выиграть за счет квалификации персонала: наш главный врач Яков Накатис привлекает к работе настоящих звезд торакальной и сосудистой хирургии.
В прежние годы по сердечно-сосудистой хирургии нам давали не менее тысячи квот, на 2015-й выделено 749 квот, но в это число входят и аортокоронарное шунтирование, и сосудистая хирургия, и стентирование.
По специализированным медизделиям ситуация не менее тревожная. Если двухкамерные кардиостимуляторы остались в федеральных квотах, то однокамерные переданы в ОМС – и в прошлом году нам определили объем их установки в три единицы. Это вообще ни о чем! И только благодаря нормированному страховому запасу ФФОМС на ВМП мы немного выровняли ситуацию. Судя по проекту постановления, в 2015 году планируется «дофинансирование» или выделение дополнительных объемов федеральным учреждениям (за исключением ВМП). То есть выделенные квоты – это, скорее всего, максимум того, что мы будем иметь в этом году.
– Но стоимость профильной квоты увеличилась. Что это значит для вас?
– Раньше квота стоила 203,5 тысячи рублей за пролеченный случай. А в этом году, хотя стоимость квоты увеличилась до 321 тысячи, тариф включает в себя не только зарплату персонала с начислениями, приобретение оборудования, его техническое обслуживание и закупку расходных материалов. Из этих же денег мы должны и оплатить коммунальные услуги, и обеспечить пациента лечебным питанием, и постирать белье, и заключить договоры на техническое обслуживание оборудования. Норматива, который утвержден для федеральной квоты, мягко скажем, не хватает для того, чтобы покрыть все эти затраты. Приходится добавлять из внебюджетных источников, тогда как можно было бы потратить эти деньги на развитие платных услуг, приобретение нового оборудования. Дорожают и расходные материалы: я каждый день подписываю служебные записки о реактивах для лабораторий – стоимость увеличивается то на 20%, то на 70%. Продукты питания дешевле тоже не стали. Реальные расходы по квоте составляют от 400 до 500 тысяч рублей, в зависимости от сложности случая: есть пациенты, которые сразу идут на поправку, а есть те, которых мы дольше держим в реанимационных палатах, чтобы избежать осложнений. Одни выписываются через три дня, другие – через 20–30 дней. И гарантированно справиться с этими рисками, в том числе финансовыми, не получится. Можно лишь их нивелировать с помощью постоянного мониторинга: благодаря нашей информационной системе я могу посмотреть, во сколько обошлось лечение любого пациента по любому потоку финансирования.
Но это слабое утешение. Если раньше мы могли управлять рисками, перераспределяя внутри учреждения финансовые потоки на оказание более востребованного в данный момент вида помощи, то теперь эта возможность практически отсутствует.
– И как в такой ситуации обновлять технический парк?
– Из бюджетных средств мы можем оплачивать закупки инструментов и оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей. Но под эти параметры сегодня подойдет не всякая, например, функциональная кровать. И это очень большая проблема: либо мы останавливаемся в развитии и работаем на том оборудовании, которое мы приобрели за годы реализации Нацпроекта и программы обеспечения ВМП, либо закупаем оборудование за счет внебюджетных средств. Но они же небезграничны.
На бюджетные средства мы можем приобрести только инструмент, но и в этом случае рискуем, потому что не знаем, сколько завтра будет стоить расходный материал и хватит ли нам средств на выполнение объемов федеральных квот. Сейчас мы провели аукционы и посмотрели, во сколько нам это обходится: мы не всегда укладываемся в предельную стоимость.
– Какая техника вам нужна сейчас?
– Срочно нужен компьютерный томограф: у нас один вышел из строя. Будем выбирать между арендой с правом выкупа и арендой без права выкупа, потому что не можем отвлечь сразу большую часть средств из внебюджетных источников, чтобы заплатить за оборудование; обычно мы применяем эти схемы. Нужна дыхательная аппаратура – ее надо регулярно обновлять. Наша заявка занимает десятки страниц. Должны развиваться и поликлиника, и стационар, и диагностическое отделение. Если при профобследованиях нужно каждому делать флюорографию, мы должны зарезервировать деньги на эту аппаратуру. Сейчас к нам приказом Минздрава присоединена 144-я медсанчасть, а оборудование там очень старое. Придется думать, что делать.
«ПООЩРЯЕМ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ СКИДКАМИ»
– Кто берет на себя расходы по диагностике пациента перед операцией – он сам, бюджет, ТФОМС?
– Для оказания ВМП пациент должен быть полностью обследован. Ему необходимо прийти на аортокоронарное шунтирование с результатами коронарографии и прочих исследований, потому что, как правило, ВМП – это плановая помощь. Да, бывают экстренные ситуации, но их число должно быть минимальным. Поэтому мы и вошли в систему ОМС: из регионов приезжают пациенты, там они коронарографию сделать не могут, потому что нет ангиографов, но и нам заплатить по коммерческой цене тоже не всегда могут: дорого. Если пациент приезжает из той области, где мы работаем по договору ОМС, мы делаем коронарографию за страховые деньги, готовим его к операции и госпитализируем, чтобы соблюсти все регламенты. Хотя можно было очень легко отправить пациента на все исследования за его счет.
– В этом году условная очередь из «бесплатных» пациентов накапливается?
– Да, но это преимущественно контингент из сотрудников учреждений, которые обслуживаются ФМБА России: есть перечни организаций, чьи сотрудники прикреплены к агентству. Они лечатся по федеральным квотам. По программе ОМС приезжают мало, например, из Пскова и Великого Новгорода. Но и оттуда пациентов в основном направляют на ЭКО, а не на дорогостоящие кардиологические операции. Не один год работаем с Карелией – и общее количество пациентов оттуда растет. С этим же регионом мы вели переговоры и по стентированию, но карельские партнеры нам откровенно признались, что выделяют квоты для местных медучреждений и никого к нам направлять не будут.
В 2014 году из регионов на сердечно-сосудистую хирургию были направлены и получили помощь 68 пациентов. Из учреждений ФМБА – 202 человека. Остальные – 831 пациент – жители Санкт-Петербурга, прикрепленные к нашей больнице или поступившие по ОМС. Петербуржцев мы обследовали, делали коронарографию и рекомендовали ВМП, после чего пациент мог выбрать другое учреждение, например, тот же Алмазовский центр. Но распределение пациентов происходит через городской Медицинский информационный центр (МИАЦ), который формирует очередь, в том числе на высокотехнологичную помощь. Пациент должен пойти к главному профильному специалисту, получить у него заключение, после – в МИАЦ и только затем – в больницу. Не каждый может выдержать этот маршрут. Мы периодически направляем наших сотрудников с полным пакетом документов к главному специалисту.
– Вы вынуждены все чаще и плотнее контактировать со страховыми компаниями. Как складываются эти отношения?
– Мы стараемся не ссориться со страховыми компаниями и даже поощряем некоторые за корректную работу и стабильный поток пациентов – скидками на наш прейскурант. Конечно, мы рассчитываем дисконт так, чтобы не упасть ниже себестоимости.
Страховым компаниям тоже сейчас очень сложно, и все они просят держаться на адекватном ценовом уровне, который мы просчитываем с нашими главными специалистами и маркетологами.
И по документообороту работаем со страховщиками в постоянном контакте. У нас давно создан отдел контроля качества медицинской помощи, и мы стараемся корректировать документы в режиме онлайн: выставляем счета, прикладываем к ним расшифровки – кому на какую сумму оказана медпомощь. Страховые компании проводят проверку, потом работают с нашими экспертами. Большой плюс, что у нас есть такой отдел.
Для минимизации противоречий в ДМС мы еще в 2001 году создали службу координаторов – каждый пациент, прежде чем получить медуслугу, обращается к координатору, тот звонит, согласовывает ее стоимость со страховой компанией, и после этого мы ее оказываем. Этот опыт помогает нам и в системе обязательного страхования – мы ввели в штат врача-эксперта, медсестру, которые ведут такой же диалог с операторами ОМС. У каждой территории свои правила, мы должны посмотреть ее генеральное тарифное соглашение, определить, как с этой территорией работать и объяснить нашим докторам, чтобы не было ошибок и финансовых потерь.