27 Июля 2024 Суббота

Как сеть клиник «Инпромед» поссорилась с агрегатором DocDoc
Мария Сидорова Мединдустрия
16 мая 2017, 18:25
Фото: nextdeal.gr
9502

Подводные камни медицинского бизнеса в интернете

Сеть столичных клиник «Инпромед» готовит жалобу в Роскомнадзор на крупнейший медицинский онлайн-агрегатор DocDoc. Раньше они сотрудничали, однако после расторжения контракта компания «Инпромед» обнаружила, что данные о ее врачах «растеклись» по большому количеству малоизвестных сайтов, которые называют себя партнерами сервиса DocDoc. При попытке записаться через такие сайты на прием в «Инпромед» пользователи нередко получают предложение лечиться в другой клинике, «потому что с «Инпромедом» мы больше не работаем». На претензии создатели DocDoc отвечают, что по договору не несут ответственности за деятельность партнеров.

Бизнес-модель работы сайта-агрегатора достаточно проста. Он заключает договоры с клиниками, рекламирует у себя их врачей и получает вознаграждение за каждого записавшегося на прием пациента. Пациентам такой сайт предоставляет большой выбор специалистов, удобную систему геотаргетирования и онлайн-записи на прием, систему ранжирования врачей по отзывам пациентов. Сайт DocDoc, российский клон популярного американского сайта ZocDoc, – на данный момент один из крупнейших медицинских агрегаторов в России. В 2016 году в него инвестировал $4 млн российский венчурный фонд Guard Capital.

Клиники сотрудничают с сайтами-агрегаторами, поскольку зачастую это один из самых выгодных способов получить клиентов через интернет. Привлечение одного пациента через агрегаторы обходится дешевле, чем с помощью контекстной рекламы, – ее стоимость в сегменте медицинских услуг слишком велика. 

«Агрегаторы приводят в клиники трафик записавшихся пациентов с неплохой конверсией в пациентов, пришедших на прием», – подтверждает коммерческий директор European Medical Center Дмитрий Горожанкин. 

Запись на прием к врачу через сайт-агрегатор будет стоить клинике около 600 рублей, на дорогостоящие диагностические процедуры, такие как компьютерная томография и МРТ, – около 400 рублей, запись на стандартную диагностику (УЗИ, рентген) – 200 рублей.

В «Инпромеде» тоже решили попробовать эту модель привлечения пациентов и в 2015 году заключили договор с онлайн-сервисом DocDoc. Однако осенью 2016 года клиника решила договор расторгнуть, посчитав такой метод маркетингового продвижения неэффективным: пациенты, записавшиеся на прием через DocDoc, как правило, и раньше пользовались услугами «Инпромеда» и уже знали о клинике. Другим негативным аспектом сотрудничества, по словам коммерческого директора «Инпромеда» Натальи Шулянской, стало неконтролируемое использование информации о врачах «Инпромеда» другими медицинскими агрегаторами, с которыми компания не заключала договор. Всего логотип клиники и данные о врачах были размещены как минимум еще на 50 сайтах аналогичной тематики. «Мы думали, что информация о наших клиниках будет размещена на одном портале», – пояснила Vademecum Шулянская. 

В реальности, по словам руководителя проекта Medihost.ru Эдуарда Акмалова, агрегаторы часто обмениваются между собой информацией о клиентах, с которыми работают, и получают процент за пациента, записанного в клинику через партнерский сайт, но факт такого сотрудничества обычно не афишируют. DocDoc, пожалуй, единственный открыто продвигает партнерскую программу и обещает платить партнерским площадкам 400 рублей за каждого привлеченного пациента.

После того как договор с DocDoc был расторгнут, информация о клиниках «Инпромеда» по просьбе Шулянской была удалена из базы данных агрегатора, и, как надеялись в компании, вскоре должна была исчезнуть и с партнерских сайтов, однако этого не произошло. На просьбы клиники удалить предоставленную информацию «из сети Интернет» администрация DocDoc только разводила руками, говоря, что никак не может повлиять на поведение сайтов-партнеров. 

«Инпромед» такой ответ не удовлетворил. Тем более что вскоре в администрацию клиники начали поступать жалобы пациентов, которые, попытавшись записаться к знакомому врачу в «Инпромед», получали от сотрудника колл-центра предложение посетить доктора в другой сети клиник, поскольку «сервис с «Инпромедом» больше не работает».

В DocDoc никакой проблемы в распространении информации о врачах и клиниках «Инпромеда» не видят. По словам гендиректора компании Дмитрия Петрухина, сервис действует в рамках договора с клиникой, согласно которому «информация, переданная клиниками, переходит в распоряжение компании, и DocDoc имеет право передавать ее сайтам-партнерам». Кроме того, пояснил Петрухин, партнерские сайты могут самостоятельно брать информацию с сервиса DocDoc. «Мы не можем влиять на партнерские сайты, можем только попросить их убрать информацию об определенной клинике. Наши партнеры работают и с другими крупными агрегаторами, при этом около 50% из них на момент начала работы с нами уже имеют свой собственный контент», – прокомментировал негодование Шулянской Петрухин. 

Действительно, в договоре клиники и агрегатора (есть в распоряжении Vademecum) присутствует пункт, согласно которому DocDoc вправе использовать информацию, предоставленную клиникой, на своем сайте, привлекать для ее размещения третьих лиц, а также предоставлять информацию пользователям как бесплатно, так и за плату (при этом имена авторов можно не указывать). 

Все данные передаются сервису в пользование до истечения срока договора, но DocDoc, в свою очередь, действительно имеет право передать ее сайтам-партнерам, пояснил Vademecum кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции Андрей Некрасов. «По завершении сотрудничества клиника вправе требовать прекращения использования ее материалов агрегатором. Агрегатор обязан действовать добросовестно и совершить все возможное, чтобы потребовать удалить материалы клиники, переданные третьим лицам. Однако судиться с такими лицами агрегатора никто не принудит», – рассказал юрист.

Такое положение дел многих устраивает. Например, в клинике «Денто-Эль», также сотрудничающей с DocDoc, ничего плохого в распространении информации через партнерские сайты не видят. «Если мы расторгаем договор, то забираем информацию с DocDoc. Если он передал кому-то информацию и она осталась, то ничего страшного. Мы ничего не платим, договора нет, сайт бесплатно оповещает пациентов о том, что по такому-то адресу в такой-то клинике есть доктор, который потенциально ему подходит», – пояснил свою позицию исполнительный директор «Денто-Эль» Сергей Алдашенко. 

Недовольные могут пожаловаться в Роскомнадзор, рекомендует руководитель практики по интеллектуальной собственности адвокатского бюро RBL Залина Плиева. «В этом случае любой сайт – партнер агрегатора может быть привлечен к ответственности за нарушение закона о защите персональных данных. Штраф за такое правонарушение для юридического лица составляет до 10 тысяч рублей, однако летом 2017 года в силу вступит новая редакция закона, согласно которой штрафы увеличатся до максимальной суммы в 50 тысяч рублей», – рассказала Плиева.

«Инпромед» именно так и намерен поступить. «Теперь мы хотим обратиться в надзорные госорганы, призванные принимать меры в таких случаях», – заявила Шулянская Vademecum.

В случае если «Инпромед» решится обратиться в суд, компании необходимо будет доказать факт причинения материального вреда, возникшего от неправомерного поведения агрегатора, и размер такого вреда, уточняет Некрасов.

Акмалов из Medihost.ru напоминает еще об одном нюансе работы с агрегаторами – поскольку пациенты записываются в клинику через колл-центр такого сайта, последний в итоге собирает значительную базу данных о клиентах и их предпочтениях, которую может использовать впоследствии в своих целях.

агрегатор, медицинские услуги, запись к врачу, росздравнадзор
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении