27 Июля 2024 Суббота

Мнемо больной
Алексей Каменский Мединдустрия
23 марта 2016, 13:40
5345

Как курсы развития памяти учат забывчивых ставить рекорды

Любые уважающие себя курсы памяти имеют собственный уникальный метод обучения и заодно подозревают коллег в плагиате. Но суть у всех методов схожа. Vademecum убедился в этом на собственном опыте.

Никто не знает точно, где кончается просто плохая память или рассеянность и начинаются болезни. Нормы здоровой памяти нет – тут кому как повезет. Поэтому курсы развития памяти, которых в одной только Москве несколько сотен, диагностикой не занимаются: прогресс возможен всегда, даже с самым неблагодарным материалом можно работать.

Человеку, только что отучившемуся на таких кур­сах, звонит приятель:

– Ну как результаты?

– Отлично!

– А что у тебя за курсы были, как называются?

– Так, сейчас вспомню! Цветок с приятным запа­хом… Растет в садах… Слово из двух слогов…

– Роза, что ли?

– А, да. Роза, дорогая, принеси мою записную книжку!

До знаменитого коллеги, мнемониста и журнали­ста Соломона Шерешевского, бросившего репор­терство ради цирковых выступлений, корреспон­денту Vademecum почти так же далеко, как герою этого анекдота. Но чем больше проблем, тем заметнее результат занятий.

Как выбрать конкретные курсы? Богатство пред­ложений обманчиво, ведь курсы памяти – бизнес крайне фрагментированный. Крупных структур в этой сфере нет, наличие в штате более одного «инструктора по памяти» – уже серьезная заявка на лидерство. При этом очень часто тренинги памяти оказываются лишь одной из многочис­ленных услуг образовательного центра, явно не базовой.

В Учебном центре при Столичном институте эко­номики и финансов курсы памяти сосуществуют с курсами аудиторов и бухгалтеров, ландшафтно­го дизайна, кройки и шитья. В Moscow Business School, где образовательных и «самосовершен­ствовательных» курсов десятки, Vademecum сообщили, что семинар по памяти, к сожалению, уже идет, очередной начнется в апреле, а следующий – и вовсе в июне. Впрочем, в философской школе «Новый Акрополь» еще хуже: одна группа толь­ко что завершила тренинги, а следующая будет запущена, «когда народ наберется, а приходящий лектор из МГУ сумеет найти время, чтобы всем удобно было». А в центре «Эйдетика», о тренингах которого, кстати, даже нашлись благожелатель­ные отзывы в Сети, никто не подходил к телефо­ну. Причем все вышеперечисленные предложения были из топа поиска через «Яндекс».

В Президентской школе, на которой, поборов определенные тревожные коннотации, в конце концов остановился Vademecum, – пять тренеров для взрослых, сообщила методист и тренер Евгения Зяблицева. Важно, чтобы все они не явились на работу в одно и то же время: школа, куда попа­даешь через довольно длинную и низкую подво­ротню, представляет собой небольшой холл и две комнаты для занятий (есть еще одно помещение, но там, кажется, только детские курсы). Система преподавания, рассказала мне до начала тренинга Зяблицева, создана Маратом Зигановым – одним из основателей Президентской школы, а также Ломоносовской частной школы. В принципе, не исключено и самостоятельное обучение по его книжкам, считает она. Но едва ли у обычного че­ловека хватит на это силы воли.

Коньковый чай

Обучающиеся стали подтягиваться к восьми вечера. Память, как правило, портится с возрастом, но сред­ний посетитель курсов – человек в районе 30–35. Для большинства эти занятия отнюдь не забава. Справа от меня расположилась строгая девушка в очках и де­ловом костюме, достала блокнотик с ручкой и, с пер­вых слов Евгении Зяблицевой, начала конспек­тировать. Остальная публика была поразвязнее, но в целом, как и моя соседка, явно ориентирована на резкий взлет карьеры на основе окрепшей памяти. Было два-три слушателя явно за 60.

Зяблицева преподает давно и знает, что нужно аудитории. После совсем краткого вступления она сразу взяла быка за рога и предложила нам проверить память: спроецировала на экран слайд с 20 абсолютно не связанными между собой словами, попросив запомнить их именно в этом порядке. «Пароход», «собака», «клякса»… «роща»… «чай»… «коньки»… Сейчас уже больше не помню. Через полминуты слайд погас, ручки заскрипели. 9, 10, 11 – у кого сколько получилось. «А можно было за то же время легко запомнить все 20 слов», – заинтриговала Евгения. И позна­комила нас с приемом «сочинение истории». Суть в том, что существительными в ней должны быть только слова из списка, в остальном – полная свобода. Аудитория оживилась. Наш коллектив­ный рассказ начался с банального «На пароходе плыла собака», а кульминацией истории стал кем-то в шутку предложенный вариант «сели и чай заварили из коньков». Моя соседка поджала губы, но Зяблицевой именно эта идея понрави­лась больше всего. «Чем абсурднее, тем глубже врезается», – сказала она. Кстати, сейчас, через три недели, именно в этой паре слов я уверен на все сто. За остальные не поручусь.

Следующий мнемонический прием, который мы коллективно освоили, – «созвучие». Мои соученики быстро выучили 20 французских слов (я не участвовал, потому что и так знаю). Cravate («галстук») – мужчина валится на кровать, даже не сняв галстука. И прочее в том же духе.

Конечно, многое на первом занятии осталось за кадром. Например, знаменитый метод Цицеро­на, основанный на пространственном воображе­нии: мы поговорили о нем с Зяблицевой до начала тренинга. Суть в целом проста. Представьте себе хорошо знакомое помещение и сделайте по нему круг, по пути расставляя предметы, которые нужно запомнить. Ножницы, телега? Первые вешаем на крючок для ключей, оглоблю просовываем в окно и так далее. Кстати, этим методом поль­зовался и Шерешевский, обладатель абсолютной памяти. Но однажды метод его подвел. На одном из выступлений знаменитый мнемонист, прослу­шав 200 слов, как ни в чем не бывало повторил… лишь 199 из них. Вышел ужасный конфуз. Позже мастер объяснил, что произошло. Объекты он для памяти расставлял вдоль улицы Горького, но список читали необычно быстро, и впопыхах он засунул небольшой хрустальный графин в приот­крытую дверь подъезда. А потом просто не заметил его.

Между тем Зяблицева, в виде разминки научив нас запоминать и произносить название вулкана Эйяфьятлайокудль, обратилась к вещам более серьезным, хотя и менее интересным. На экране появился текст про летающих зверей – белку-ле­тягу, летучего дракона и прочих. Мы должны были понять структуру текста – найти в нем главные мысли и установить связь между ними. Шел второй час занятий, путались уже и свои собственные мысли, так что успех был далеко не стопроцентный. А ведь именно запоминание такой информации инструкторы считают самым важным. Мнемонические фантазии по сравнению с этим – мелочь.

Хлорид нутрия

«Технике запоминания учат многие, а вот у нас это только одно из направлений. Основной наш подход, где мы уникальны, – работа с информа­цией, в которой есть смысловые связи. Мнемо­техника внешне веселая вещь, а запоминать текст трудно и уже не смешно. Тут нужны не просто образы, нужно уметь их выстроить», – объяснила Зяблицева после занятий. Фактически, уточ­нила она, в Президентской школе людей учат понимать и думать. Но преподаватели хорошо понимают: если заявить, что тренинг учит ду­мать, многим клиентам это покажется обидным. Поэтому обычно говорят о «понимании логики автора». Зяблицева очень расстраивается, что существуют подражатели, которые позициони­руют свои методики как авторские, а сами в меру собственного понимания работают «по Зиганову». Не очень-то это хорошо и в плане бизнеса.

Вообще, уникальность метода для курсов памя­ти вещь почти обязательная. Единственной в сво­ем роде считает собственную систему, например, и петербуржец Владимир Васильев. Его предпри­ятие почти семейное. Васильев и его жена Екате­рина, изначально преподаватели физики, заин­тересовались темой памяти и скорочтения 16 лет назад, когда их дети учились в школе. «Мы пере­читали все, что было на эту тему, и создали свою систему», – говорит Васильев. Результат – дочка окончила школу досрочно, в 15 лет, а созданные Васильевыми курсы памяти постепенно стали их делом жизни. По меркам сегмента, у них сейчас, можно сказать, крупное предприятие. В Москве действуют курсы развития памяти и скорочтения, а также быстрого изучения иностранных языков (можно учить даже несколько языков одновре­менно). Занятия – для всех возрастов, но акцент все же на детской школе, которую создал Юрий Васильев, сын Владимира и Екатерины, на соб­ственной шкуре прочувствовавший особенности системы. Есть филиал в Петербурге, на Малой Морской. Остальная география сомнительна. На сайте Авторской школы Васильевых сооб­щается, что у нее филиалы в 12 странах, но сам Владимир Васильев заявил VM, что стран пять, а назвал две – Эстонию и Казахстан.

В чем суть метода? Мнемотехника – пустяк, главное – это логическое осмысление текста. «Ни у кого на рынке такого нет, я проверял», – утверждает Васильев. А если у кого-то и есть, то это потому, что «они наших книжек начита­лись». Как всякий автор метода, основатель шко­лы написал целую серию книг. В одной из них, «Суперпамять для всех», он описывает собствен­ный метод легкого выучивания на память всей таблицы Менделеева. Дело устроено так. Надо во­образить свою комнату и, обходя ее по кругу, с по­мощью ряда ассоциаций разместить в ней первый столбик таблицы. Дверь, облитая водой, – это водород. «Ощущаем мокрую поверхность двери и прохладу мокрой одежды», – старается активи­зировать воображение читателя Васильев. На кро­вати мы видим запутавшуюся в простынях ле­тучую мышь, созвучную (очень, надо сказать, приблизительно) элементу «литий». На подо­коннике сидит нутрия (элемент «натрий»). И так далее, по уже известному нам методу Цицерона. Остаются строчки. Для их запоминания мы сочи­няем маленькие рассказики, начинающиеся с уже утвержденного в нашей памяти первого элемента каждой строчки. Вода стекает с двери и капает на гелевую ручку (гелий), предлагает Васильев. Вот так более-менее одинаковые методы в разных комбинациях кочуют от преподавателя к препода­вателю. Каков результат?

Кривая Эббингауза вывезет

В группе по развитию памяти обычно от восьми до 15 человек, говорит Евгения Зяблицева. Серия из пяти трехчасовых занятий по программе «Супер­память» стоит в Президентской школе 8 500 рублей. Есть курсы дешевле – например, «Мнемотехни­ка», – 6 120 рублей за пять занятий. Выходит, одно занятие стоит в среднем 1 400–1 500 рублей с че­ловека. В случае Президентской школы (две-три группы в день и шесть групп в выходные, в каждой группе от семи-восьми человек) месячная выруч­ка должна легко перевалить за миллион рублей. Маловероятно, что на аренду помещения и оплату сравнительно небольшой нагрузки пяти тренеров уходит больше половины этой суммы. (Президент­ская школа отказалась комментировать эти выклад­ки.) Рентабельность бизнеса «на памяти», почти всегда сопутствующих ему скорочтении и прочих связанных с восприятием вещах может быть очень неплохой, но только если группы набираются. А это прежде всего зависит от сарафанного радио. Дорогих рекламных экспериментов такие компании обычно позволить себе не могут и ограничиваются интернетом. У Президентской школы был, правда, опыт рекламы в метро, делится Зяблицева: «Судя по всему, это хорошая площадка, но оценить ее эф­фективность практически невозможно. Люди видят наши баннеры в вагонах, затем находят нас в ин­тернете, звонят, а на вопрос, откуда о нас узнали, называют, конечно, интернет». Еще один важный и выгодный источник – тренинги для компаний. Но и тут важнее всего сарафанное радио. Часто бывает, что руководитель, поучившись на курсах, затем организует такое обучение и для остальных сотрудников.

У меня занятия оставили ощущение приятно про­веденного времени в сочетании с легкой недоска­занностью. То, чем мы занимались, – смешные ассоциации, выстраивание цепочек, создание образов на основе слов – можно назвать приве­дением информации в дружественный для нашей памяти вид. Но, спросил я после урока, как быть с типичной человеческой проблемой: вот ты вроде бы все усвоил, запомнил, а потом раз – и выле­тело из головы? Эта часть «искусства хорошей памяти» еще менее занимательна, чем логическое осмысление чужих скучных текстов. Обвешанная ассоциациями, украшенная образами информа­ция, уже казавшаяся нам привычной и близкой, на самом деле находилась на этапе запоминания, в неустойчивом состоянии – теперь, по проше­ствии трех недель, мучительно напрягая память, я в этом не сомневаюсь.

Есть целый ряд доказательств, что, когда мы забы­ваем, воспоминание на самом деле не «стирается», а просто делается для нас недоступным, прячется в закоулках мозга (подробнее – в материале «Не­выносимая легкость забытия»). То есть когда мы что-то повторяем, мы не «перезаписываем» инфор­мацию снова и снова, а запоминаем дорогу к ней, учимся вспоминать. Но что бы там ни происхо­дило, особой разницы для курсанта нет. Если ты не уникум, твоя дальнейшая судьба определяется так называемой кривой Эббингауза. Это получен­ный экспериментальным путем график, показы­вающий связь забывания и времени, прошедшего с момента получения информации. В первые минуты кривая круто идет вниз – до 80% узнан­ного теряется через 20 минут, говорит Зяблицева. Постепенно линия выравнивается и становится почти горизонтальной – только на очень низком уровне. Если еще раз вспомнить полученные сведе­ния, подтолкнув кривую вверх (не снова прочесть, а самостоятельно извлечь из памяти), в следующий раз кривая будет опускаться уже гораздо медлен­нее. Если припомнить во второй, третий, пятый раз, Эббингауз, в конце концов, вообще перестанет съезжать вниз, кривая станет прямой.

Из наблюдений были получены и практические рекомендации. Если хочешь запомнить твердо, надо повторить через 20 минут (это сложнее всего). По­том еще раз через два часа. Потом через сутки, через три дня и через неделю. Чтобы хорошо усвоить ин­формацию, надо не забыть ее несколько раз вспом­нить. Может быть, в этом порочном круге и состоит главная проблема «курсов памяти». 


альцгеймер, память
Источник: Vademecum №5, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении