Началось: 2 ноября решили выйти на митинг московские медики.
Раньше медицинский протест носил региональный характер – забастовки и голодовки случались вдали от столицы, в основном из-за выпадающих на долю врачей рабочих сверхнагрузок, а также расхождений обещанной и фактической зарплаты (см., например, «Не есть подле шести», VM #31 от 29 сентября 2014 года).
Революции, как всем известно, в провинции не делаются, поэтому резонанс от акций был ограниченным, а возмущение на местах более-менее успешно гасили выездные «оперативные команды» Минздрава, обещавшие во всем разобраться и всех виновных наказать.
Но в октябре «полыхнуло» уже под стенами Кремля – в интернет «утек» некий план сокращения столичных больниц. Ситуация накаляется – недовольны не только медики, но и их многочисленные пациенты.
Автор реформы, заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников на минувшей неделе отчаянно пытался исправить ситуацию, раздавая по несколько интервью в день. Объясняя, что речь идет не о сокращении, а о реструктуризации, что в здравоохранении сложились многолетние диспропорции с избытком одних специалистов и нехваткой других…
Но наш народ чиновникам, как известно, на слово не очень-то верит, даже если у последних самые благие намерения.
Пока неясно, насколько массовой получится акция: митинг на момент сдачи номера еще не был согласован, а один из активистов протеста, основатель независимого профсоюза медиков «Действие» Эдуард Каляманов, совсем молодой парень, неожиданно скончался 15 октября, что вызвало немало конспирологических версий.
Ясно другое – начав оптимизировать, столичные власти уже не остановятся, у них просто нет другого выхода, ибо социалистическая система здравоохранения в нынешних экономических условиях не жилец (см. материал на стр. 9).
Вот только начинать разъяснять надо не когда жареный петух клюнет, а заранее. Причем, желательно, в индивидуальном порядке. Например, начав с раздачи брошюр «Что вам делать, когда закроют вашу больницу», с открытия горячей линии консультаций, да мало ли сейчас есть способов? Было бы желание.
РОМАН КУТУЗОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА