27 Июля 2024 Суббота

Минский замедленного действия
Александр Братерский Фарминдустрия
17 декабря 2013, 12:35
6142

Первое крупное фармпредприятие появилось в Белоруссии только на 10-м году советской власти

Фармацевтическая промышленность БССР была создана в советское время фактически с нуля, что не поме­шало республике занять третье место в Союзе по производству лекарств после РСФСР и Украины. Кажется, ныне независимая Белоруссия не спешит расставаться с советским прошлым – около 90% фармпрома до сих пор находится в руках государства.

Первая аптека на террито­рии нынешней Белоруссии была открыта 365 лет назад, в 1648 году, в городе Слуцке, входившем тогда в Слуцкое княжество. Аптеку учредил владелец княжества Богуслав Радзивилл, он же из­дал указ, запрещающий про­давать какие-либо лекарства и яды в частных лавках.

Князь приобрел для аптеки за 700 злотых дом с земельным участком в центре Слуцка и передал его в пожизненное владение аптекарям: канди­дату медицины Криштофу Винклеру и цирюльнику Ма­тиашу Валерьяну Ботлигеру. Первым фармацевтам князь повелел «...спокойно тримать и каристать [владеть и поль­зоваться. – VM] аптекой, в которой для здоровья людей разные нужные рецепты со­хранять, а также водку и раз­ные порошки для продажи», – пишет белорусский журнал «Рецепт».

В 1864 году аптека была пе­редана в ведение Слуцкой лютеранской церкви. В го­родском архиве до сих пор можно увидеть оставшуюся от аптеки инвентарную кни­гу со списком литературы по фармакологии.

После создания Белорусской советской социалистической республики (БССР) в январе 1919 года, была утверждена государственная монополия развития аптечного дела, однако после Гражданской войны в рамках новой эко­номической политики СССР произошла относительная либерализация: аптеки пе­ревели на хозрасчет и на не­которое время отпустили в свободное коммерческое плавание. При этом аптека­рей не хватало, их спешно учили, направляя на шестимесячные курсы, после чего присваивали звание «фарма­цевт».

Первое значительное фарм­предприятие БССР появи­лось только в 1929 году – это был построенный в Минске Химико-фармацевтический завод им. Первой пятилетки, в послевоенные годы пере­именованный в Минский государственный союзный пенициллиновый завод.

Слово «союзный» появилось в названии не зря – завод должен был снабжать ан­тибиотиками не только Бе­лоруссию, но и весь СССР. Предприятие было оснащено новейшим оборудованием канадского производства, на котором работали про­шедшие обучение в Канаде специалисты. «Поддержка Канады создала возможно­сти для передачи технологий от союзников времен войны в Европу и Азию», – пишет в своей работе «Пенициллин: триумф и трагедия», опубли­кованной в 2007 году, науч­ный публицист Роберт Бад. Через структуры ООН тех­нологию получили Италия, Чехословакия, Польша, Укра­ина и Белоруссия. Эти две республики СССР в те годы считались относительно неза­висимыми и даже имели свое представительство в ООН (что было только на руку со­ветскому руководству, кото­рое, разумеется, всегда могло рассчитывать на их поддерж­ку). Производство Пеницил­лина началось на минском заводе в 1949 году.

В 1967 году предприятие снова переименовали – оно стало Минским заводом медицинских препаратов, потому что к тому времени, помимо антибиотиков, про­изводило уже широкий ассортимент других лекарств, например, Реополиглюкин – раствор полимера глюкозы декстрана, который активно использовался в качестве кровезаменителя в советской врачебной практике.

Производство различных типов кровезаменителей надолго стало визитной карточкой белорусской фар­мацевтики. В республике работали несколько веду­щих советских специали­стов в этой области, в том числе белорусский и совет­ский ученый Петр Петров, специалист в химии полиме­ров медицинского значения. Он в 1974 году разработал методику производства кровезаменителя Рондекс. Пре­парат хорошо себя показал на испытаниях и в 1981 году был рекомендован Минздра­вом СССР к применению для переливания крови.

Успешной разработке лекар­ственных препаратов в со­ветской Белоруссии помогла хорошая научная база – к ис­следованиям привлекали не только медиков, но также химиков и физиков. Соб­ственно, и сам Петров по об­разованию физик, он закон­чил физфак БелГУ.

Помимо Рондекса ученый внедрил в производство ге­мокорректоры Неорондекс, Рондферрин, Ладпулин, Ми­кродез, противоанемический препарат Спейсферрон, ин­фузионный гепатопротектор Гепавил, ингибитор протеаз Овомин, ряд противовирус­ных препаратов.

Сейчас Петр Петров – пер­вый заместитель директора ГУ НПЦ «Институт фарма­кологии и биохимии НАН Беларуси».

В 1992 году, когда до Бе­ловежских соглашений и распада СССР оставалось всего два месяца, Совмин Белорусской ССР издал постановление, в котором говорилось о необходимости производства кровезамени­телей на Несвижском биохи­мическом заводе. Еще одним предприятием, упомянутым в постановлении, был Бо­рисовский химико-фар­мацевтический завод, где планировалось развернуть производство иммуности­муляторов. Забота властей понятна – это по сей день два крупнейших после Минского завода (который сейчас носит название РУП «Белмедпрепараты») фарм­предприятия страны.

Борисовский химико-фар­мацевтический завод был построен в Борисове, в 65 километрах от Минска. Предприятие создали в 1965 году на основе не­скольких аптечных объеди­нений. Он стал частью Все­союзного промышленного объединения по производ­ству готовых лекарственных средств.

«Всего через четыре года по­сле запуска завод приобрел статус предприятия союзного значения», – с гордостью от­мечается на сайте компании.

Несвижский завод биохи­мических препаратов был создан пятью годами ра­нее – в 1960 году, на базе Альбянского спиртового завода, разместившегося в постройках, принадлежа­щих прежде семейству кня­зей Радзивиллов. Поначалу предприятие производило сельскохозяйственную продукцию – кормовой анти­биотик Хлортетрациклин (Биомицин) для ветерина­рии, экологически чистое удобрение Ризоторфин, био­консервант Биосил.

Звездный час предприятия настал в начале 80-х, когда там начали производить противобактериальный препарат Бализ-2. Это ле­карство было изобретено в начале 70-х профессором Кубанского государствен­ного университета Алексеем Шурыгиным. В 1975 году с помощью Бализа-2 в Крас­нодарском военном госпи­тале был вылечен фронтовой друг Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева Влади­мир Кайда. «В долгу ма­трос-фронтовик не остался. Написал на правах фронто­вого друга письмо генсеку Брежневу, в котором рас­сказал о чудесах, которые творит профессор Шурыгин. Тот, как стало известно позже, наложил на письмо резолюцию: «Разобраться и внедрять!» – рассказывает историю препарата газета «Труд».

Внедрили на Несвижском заводе. Вскоре, в 1979 году, СССР ввязался в Афганскую войну и антибактериальный препарат был очень востре­бован в войсках.

Сейчас предприятие назы­вается «Несвижский завод фармацевтических препара­тов» и производит в основ­ном инфузионные растворы различного назначения.

В СССР Белоруссия, кото­рая не имела запасов нефти и газа, стала своего рода инновационным кластером, и поэтому фармацевтическая отрасль, создаваемая в ре­спублике, была рассчитана на весь Союз. Активным участником общесоюзного фармрынка стал Минский завод эндокринных препа­ратов. Он сначала относился к ведению Министерства мясной и молочной про­мышленности, но потом, когда власти поняли пер­спективы эндокринных препаратов, завод попал в ведение медицинской про­мышленности республики. В 1979 году здесь открыли новый, более эффективный способ получения гормо­на поджелудочной железы панкреатина, который впоследствии использовали и на других союзных пред­приятиях.

Сейчас на рынке Белорус­сии, объем которого оце­нивается в $700—800 млн, как и в других странах СНГ, доминируют импортные препараты, занимая око­ло 60–70%. Однако есть и особенность – благодаря консервативной полити­ке президента Александра Лукашенко еще в 2008 году практически все значимые фармзаводы находились в руках государства. Фи­нансовый кризис подкосил отрасль – национальная валюта упала, цены растут, предприятия нуждаются в модернизации и инвести­циях, а денег в бюджете нет. Поэтому власти Белоруссии начали осторожное движе­ние в рынок – с целью при­влечения инвесторов были акционированы Борисовский и Несвижский фарма­цевтические заводы.

история

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении