27 Июля 2024 Суббота

Метр-Харбор
Софья Лопаева Мединдустрия
25 мая 2015, 14:25
5119

Какими детонаторами обеспечивается взрывной рост медицинского девелопмента в США

Американский рынок медицинской недвижимости – один из самых зрелых и масштабных в мире. Массово строить медучреждения в США начали во второй половине 40‑х годов XX века, за более чем 70 лет оборот в профильном сегменте вырос до $43 млрд. Развитие рынка несколько затормозила пресловутая рефор­ма Obamacare, но положительная динамика быстро восстанавливается: ожидается, что к концу текуще­го года объем медицинского строительства в США вырастет еще на 4%.

ИМПУЛЬС ТРУМЭНА

Первый мощный толчок развитию меди­цинского строительства дали власти США. После Второй мировой войны в стране обна­ружилась острая нехватка больниц. Решать проблему взялся президент Гарри Трумэн. Через семь месяцев после своей инаугурации он представил конгрессу на рассмотрение программу по организации универсальной системы оказания медпомощи. Трумэн зая­вил, что федеральное правительство обязано взять на себя ведущую роль в обеспечении здоровья граждан, предоставляя более щедрое финансирование штатам на создание медуч­реждений, обучение и привлечение специали­стов в районы, где наблюдается их нехватка.

Но солью предложения Трумэна стала мо­дель национального фонда страхования под управлением федерального правительства. Вступление в фонд было бы добровольным: каждый застрахованный платил бы взнос, а правительство покрывало затраты на услуги, оказанные любым медицинским специали­стом – участником программы. Именно эта формула встретила особенное сопротивление конгресса, который забаллотировал первую редакцию программы.

Правда, уже через год план Трумэна частично нашел отражение в новом правительственном проекте. В 1946 году по инициативе сенаторов Листера Хилла и Гарольда Бертона был при­нят федеральный закон об освидетельствова­нии и строительстве больниц.

Из программы Трумэна этот документ во мно­гом позаимствовал часть, связанную с соз­данием в стране разветвленной медицинской инфраструктуры. Закон Хилла – Бертона предусматривал федеральные гранты и гаран­тированные ссуды штатам на мероприятия по расширению доступности медпомощи, так

чтобы на каждую тысячу жителей в каждом американском штате приходилось 4,5 койки.

Проект действовал почти 30 лет – до 1974 года – и стал самой масштабной в истории США программой государственного финансирования госпитальной индустрии. За это время на строительство и модерни­зацию медучреждений, преимущественно стационаров короткого пребывания, было ассигновано $33,1 млрд, а количество больниц общего профиля в стране возросло более чем на 30% – до 1 656 медучреждений.

Большая часть девелоперских медпроектов была реализована в первое десятилетие дей­ствия программы, и в этой связи в 1964 году закон Хилла – Бертона претерпел изменения: вместо строительства государство решило сосредоточиться на финансировании рекон­струкции государственных и некоммерческих медучреждений. Последние получили около 60% всех выделенных федеральных субсидий. Еще до окончания программы доля участия государства и благотворительных фондов в финансировании проектов медицинской недвижимости начала снижаться. Частные операторы индустрии здравоохранения стали тратить на строительство все больше соб­ственных средств и заемного капитала, доля которого к 80-м годам выросла до 70% общего объема инвестиций в недвижимость медицин­ского назначения.

Акт Хилла – Бертона определенно насытил рынок, темпы строительства и реконструк­ции профильных объектов стали снижаться. В 1971 году с помощью госфинансирова­ния была возведена лишь одна больница на 150 коек. А за следующие 15 лет объем строительства медучреждений в стране упал на 45%.

ПАРАДОКС ОБАМЫ

В 90-е сегмент вновь оживился за счет роста рынка медицинского страхования и появле­ния новых операторов: частные коммерче­ские и некоммерческие медучреждения на­чали развивать сетевой формат. Динамику в 1997 году сбил кризис: в США был принят закон о сбалансированном бюджете, пред­усматривающем сокращение государствен­ных расходов на программу медицинского страхования Medicare и отдельные услуги. В 2002 году, когда финансирование Medicare уже сократилось на $112 млрд, рынок мед­строительства сам собой начал восстанав­ливаться. Сектор довольно стабильно раз­вивался еще несколько лет, пока не грянули новые государственные преобразования.

Спустя 65 лет после того, как конгресс отверг предложение Трумэна, правительство вновь заговорило о гарантиях в здравоохранении. В 2010 году конгресс одобрил программу увеличения доступности медпомощи, из­вестную как Obamacare. Инициатива прези­дента Обамы заметно перекроила индустрию здравоохранения в США, зацепив и рынок медицинской недвижимости. Основная идея реформы – внедрение обязательной страхов­ки, которую граждане должны оплачивать самостоятельно. В ряды застрахованных американцев к 2019 году должны были всту­пить более 32 млн человек. Чтобы удовлетво­рить их нужды, посчитали авторы реформы, понадобятся дополнительные 64 млн кв. м площадей медицинского назначения.

Но вопреки ожиданиям властей, поставщики медицинских услуг не спешили приспоса­бливаться к грядущему увеличению спроса. Свою роль сыграли критики Барака Обамы, генерирующие слухи о сворачивании рефор­мы, и операторы рынка не то что нарастили обороты, а на несколько лет практически приостановили строительство и модерниза­цию своих медучреждений. В период с 2010 по 2015 год специализированный девелопмент в среднем падал на 3,2% ежегодно. Стагнация затронула все сегменты рынка – затормози­лись и частные, и государственные проекты, остановилось и возведение новых объектов, и реконструкция «вторички».

Массовое страхование по Obamacare вы­звало еще один тренд – перенос нагрузки по оказанию медицинской помощи из стаци­онаров в амбулаторные клиники. Реформа, идеологически развивающая превентивную медицину, сместила акценты – как в го­сударственном, так и в частном секторе: больницы и многопрофильные медцентры проигрывают поликлиникам. На сегодняш­ний день, по данным компании BuildCentral, на амбулаторные клиники приходится 55% всех проектов медицинского девелопмента (подробнее – в таблице «Выше стропила»).

ОСЕЧКА «АВРОРЫ»

Общие потери сегмента от Obamacare частич­но компенсировало государство, взявшее­ся за развитие больничного кластера двух федеральных департаментов – Министерства по делам ветеранов и Министерства обороны. Управление здравоохранения ветеранов – самая крупная подсистема американской индустрии социального обеспечения, насчи­тывающая 1 700 пунктов оказания медицин­ской помощи.

Строительством Департамента по делам ветеранов всерьез государство озаботилось около пяти лет назад: по сообщениям СМИ, подчиненные ему госпитальные мощности не справлялись с потоком посетителей – ве­теранам приходилась ждать визита к врачу больше месяца (подробнее о проблемах управ­ления ведомством – в материале «Содом вете­ранов», VADEMECUM #17(42) от 2 июня 2014 года vademec.ru/magazines/article27110.html). Еще в 2002 году больницам приходилось обслужи­вать 6,8 млн пациентов, сегодня – почти 9 млн ветеранов. И департамент решил развернуть масштабную программу строительства.

В 2013 году ведомство строило уже 50 мед­центров общей сметной стоимостью объек­тов более $12 млрд. Правда, из ветеранского департамента вышел дурной девелопер: уже несколько лет чиновники постоянно выходят за рамки бюджета, застройщики опаздыва­ют со сдачей объектов и вообще работают кое-как. Основные причины – небрежное проектирование и неумелая организация процесса. Некомпетентность распорядителей затормозила строительство четырех круп­нейших больниц для ветеранов – в Денве­ре, Лас-Вегасе, Новом Орлеане и Орландо. По последним данным Счетной палаты США, стоимость реализации этих проектов возрос­ла в разных случаях на 66–427%, а нарушение дедлайнов – на 14–86 месяцев.

Самой обсуждаемой девелоперской неудачей министерства стал объект в Денвере. Сначала на возведение больницы «Аврора» департа­мент планировал потратить $328 млн. Проект клиники поражал грандиозностью: 10 зда­ний, центр изучения и лечения повреждений спинного мозга и дом престарелых с реа­билитационным центром на 30 коек. Этот комплекс был рассчитан на самую многочис­ленную в стране группу льготников – поч­ти полмиллиона ветеранов, проживающих в штате Колорадо.

Объект пока так и не сдан, но и с сегодняш­ней сметой в $1,7 млрд может претендовать на звание одного из самых дорогостоящих долгостроев мира. Субсидий, закатанных в бетон, хватило бы на то, чтобы каждая коло­радская семья, потерявшая близких на войнах в Ираке и Афганистане, получила $17 млн.

Объекту в Орландо также катастрофически не везло – с 2010 по 2014 год департамент трижды менял место застройки: сначала най­денная территория показалась чиновникам слишком маленькой и была найдена другая, но ее владелец продал министерству только половину земли, чего явно не хватало на раз­ворачивание масштабного строительства. Помимо прочих каверзных обстоятельств, только поиски подходящей площадки приве­ли к увеличению сметы на 143% – до $616 млн.

Министерство ветеранов также критикуют за то, что ответственные за девелоперский дивизион чиновники заключали контракты с подрядчиками еще до создания полного плана застройки. В больнице «Аврора», на­пример, пришлось дважды перепланировать помещения – в последний момент выясни­лось, что заказанное оборудование в них просто не влезает.

Для изучения всех пробоин «Авроры» мини­стерство сформировало даже специальную рабочую группу. Правда, толка из ее деятель­ности не вышло: в самый разгар расследова­ния свой пост покинул глава отдела закупок, логистики и строительства Департамента по делам ветеранов Гленн Хаггстром. Но воз­мутило общественность не столько бегство распорядителя бюджетов, сколько сохранение ему пожизненной пенсии.

В конце апреля генеральный подрядчик – Kiewit-Turner, совместное предприятие круп­нейших американских строительных компа­ний – прекратил участие в проекте «Аврора». Застройщик обвинил заказчика в нарушении контракта – создании проекта, который не­возможно реализовать в рамках установлен­ного бюджета. Как заявляют представители Kiewit-Turner, усилия компании по спасению проекта делают дальнейшую его реализацию коммерчески бессмысленной – контрактер уже выдал субподрядчикам, поставщикам и рабочим более $100 млн наличными, чтобы они не поки­дали объект. Kiewit-Turner согласится возобно­вить строительство только в случае пересмотра договорных отношений.

Местные власти требуют отстранения Депар­тамента по делам ветеранов от девелоперской деятельности, ведомство же продолжает цеплять­ся за кооперацию с генподрядчиком Kiewit-Turner и ждет от конгресса выделения дополнительной субсидии в размере $800 млн.

Впрочем, эксперты строительной индустрии по­лагают, что, несмотря на последствия Obamacare и провальный ветеранский сюжет, медицинский девелопмент в США продолжит развиваться. По прогнозам консалтинговой компании FMI, в течение 2015 года сегмент придет в себя, пока­жет рост в 4% и перемахнет планку в $44,5 млрд.

строительство объектов медицинского назначения, девелопмент, строительство, строительство больниц, строительство поликлиник

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении