Американский рынок медицинской недвижимости – один из самых зрелых и масштабных в мире. Массово строить медучреждения в США начали во второй половине 40‑х годов XX века, за более чем 70 лет оборот в профильном сегменте вырос до $43 млрд. Развитие рынка несколько затормозила пресловутая реформа Obamacare, но положительная динамика быстро восстанавливается: ожидается, что к концу текущего года объем медицинского строительства в США вырастет еще на 4%.
ИМПУЛЬС ТРУМЭНА
Первый мощный толчок развитию медицинского строительства дали власти США. После Второй мировой войны в стране обнаружилась острая нехватка больниц. Решать проблему взялся президент Гарри Трумэн. Через семь месяцев после своей инаугурации он представил конгрессу на рассмотрение программу по организации универсальной системы оказания медпомощи. Трумэн заявил, что федеральное правительство обязано взять на себя ведущую роль в обеспечении здоровья граждан, предоставляя более щедрое финансирование штатам на создание медучреждений, обучение и привлечение специалистов в районы, где наблюдается их нехватка.
Но солью предложения Трумэна стала модель национального фонда страхования под управлением федерального правительства. Вступление в фонд было бы добровольным: каждый застрахованный платил бы взнос, а правительство покрывало затраты на услуги, оказанные любым медицинским специалистом – участником программы. Именно эта формула встретила особенное сопротивление конгресса, который забаллотировал первую редакцию программы.
Правда, уже через год план Трумэна частично нашел отражение в новом правительственном проекте. В 1946 году по инициативе сенаторов Листера Хилла и Гарольда Бертона был принят федеральный закон об освидетельствовании и строительстве больниц.
Из программы Трумэна этот документ во многом позаимствовал часть, связанную с созданием в стране разветвленной медицинской инфраструктуры. Закон Хилла – Бертона предусматривал федеральные гранты и гарантированные ссуды штатам на мероприятия по расширению доступности медпомощи, так
чтобы на каждую тысячу жителей в каждом американском штате приходилось 4,5 койки.
Проект действовал почти 30 лет – до 1974 года – и стал самой масштабной в истории США программой государственного финансирования госпитальной индустрии. За это время на строительство и модернизацию медучреждений, преимущественно стационаров короткого пребывания, было ассигновано $33,1 млрд, а количество больниц общего профиля в стране возросло более чем на 30% – до 1 656 медучреждений.
Большая часть девелоперских медпроектов была реализована в первое десятилетие действия программы, и в этой связи в 1964 году закон Хилла – Бертона претерпел изменения: вместо строительства государство решило сосредоточиться на финансировании реконструкции государственных и некоммерческих медучреждений. Последние получили около 60% всех выделенных федеральных субсидий. Еще до окончания программы доля участия государства и благотворительных фондов в финансировании проектов медицинской недвижимости начала снижаться. Частные операторы индустрии здравоохранения стали тратить на строительство все больше собственных средств и заемного капитала, доля которого к 80-м годам выросла до 70% общего объема инвестиций в недвижимость медицинского назначения.
Акт Хилла – Бертона определенно насытил рынок, темпы строительства и реконструкции профильных объектов стали снижаться. В 1971 году с помощью госфинансирования была возведена лишь одна больница на 150 коек. А за следующие 15 лет объем строительства медучреждений в стране упал на 45%.
ПАРАДОКС ОБАМЫ
В 90-е сегмент вновь оживился за счет роста рынка медицинского страхования и появления новых операторов: частные коммерческие и некоммерческие медучреждения начали развивать сетевой формат. Динамику в 1997 году сбил кризис: в США был принят закон о сбалансированном бюджете, предусматривающем сокращение государственных расходов на программу медицинского страхования Medicare и отдельные услуги. В 2002 году, когда финансирование Medicare уже сократилось на $112 млрд, рынок медстроительства сам собой начал восстанавливаться. Сектор довольно стабильно развивался еще несколько лет, пока не грянули новые государственные преобразования.
Спустя 65 лет после того, как конгресс отверг предложение Трумэна, правительство вновь заговорило о гарантиях в здравоохранении. В 2010 году конгресс одобрил программу увеличения доступности медпомощи, известную как Obamacare. Инициатива президента Обамы заметно перекроила индустрию здравоохранения в США, зацепив и рынок медицинской недвижимости. Основная идея реформы – внедрение обязательной страховки, которую граждане должны оплачивать самостоятельно. В ряды застрахованных американцев к 2019 году должны были вступить более 32 млн человек. Чтобы удовлетворить их нужды, посчитали авторы реформы, понадобятся дополнительные 64 млн кв. м площадей медицинского назначения.
Но вопреки ожиданиям властей, поставщики медицинских услуг не спешили приспосабливаться к грядущему увеличению спроса. Свою роль сыграли критики Барака Обамы, генерирующие слухи о сворачивании реформы, и операторы рынка не то что нарастили обороты, а на несколько лет практически приостановили строительство и модернизацию своих медучреждений. В период с 2010 по 2015 год специализированный девелопмент в среднем падал на 3,2% ежегодно. Стагнация затронула все сегменты рынка – затормозились и частные, и государственные проекты, остановилось и возведение новых объектов, и реконструкция «вторички».
Массовое страхование по Obamacare вызвало еще один тренд – перенос нагрузки по оказанию медицинской помощи из стационаров в амбулаторные клиники. Реформа, идеологически развивающая превентивную медицину, сместила акценты – как в государственном, так и в частном секторе: больницы и многопрофильные медцентры проигрывают поликлиникам. На сегодняшний день, по данным компании BuildCentral, на амбулаторные клиники приходится 55% всех проектов медицинского девелопмента (подробнее – в таблице «Выше стропила»).
ОСЕЧКА «АВРОРЫ»
Общие потери сегмента от Obamacare частично компенсировало государство, взявшееся за развитие больничного кластера двух федеральных департаментов – Министерства по делам ветеранов и Министерства обороны. Управление здравоохранения ветеранов – самая крупная подсистема американской индустрии социального обеспечения, насчитывающая 1 700 пунктов оказания медицинской помощи.
Строительством Департамента по делам ветеранов всерьез государство озаботилось около пяти лет назад: по сообщениям СМИ, подчиненные ему госпитальные мощности не справлялись с потоком посетителей – ветеранам приходилась ждать визита к врачу больше месяца (подробнее о проблемах управления ведомством – в материале «Содом ветеранов», VADEMECUM #17(42) от 2 июня 2014 года vademec.ru/magazines/article27110.html). Еще в 2002 году больницам приходилось обслуживать 6,8 млн пациентов, сегодня – почти 9 млн ветеранов. И департамент решил развернуть масштабную программу строительства.
В 2013 году ведомство строило уже 50 медцентров общей сметной стоимостью объектов более $12 млрд. Правда, из ветеранского департамента вышел дурной девелопер: уже несколько лет чиновники постоянно выходят за рамки бюджета, застройщики опаздывают со сдачей объектов и вообще работают кое-как. Основные причины – небрежное проектирование и неумелая организация процесса. Некомпетентность распорядителей затормозила строительство четырех крупнейших больниц для ветеранов – в Денвере, Лас-Вегасе, Новом Орлеане и Орландо. По последним данным Счетной палаты США, стоимость реализации этих проектов возросла в разных случаях на 66–427%, а нарушение дедлайнов – на 14–86 месяцев.
Самой обсуждаемой девелоперской неудачей министерства стал объект в Денвере. Сначала на возведение больницы «Аврора» департамент планировал потратить $328 млн. Проект клиники поражал грандиозностью: 10 зданий, центр изучения и лечения повреждений спинного мозга и дом престарелых с реабилитационным центром на 30 коек. Этот комплекс был рассчитан на самую многочисленную в стране группу льготников – почти полмиллиона ветеранов, проживающих в штате Колорадо.
Объект пока так и не сдан, но и с сегодняшней сметой в $1,7 млрд может претендовать на звание одного из самых дорогостоящих долгостроев мира. Субсидий, закатанных в бетон, хватило бы на то, чтобы каждая колорадская семья, потерявшая близких на войнах в Ираке и Афганистане, получила $17 млн.
Объекту в Орландо также катастрофически не везло – с 2010 по 2014 год департамент трижды менял место застройки: сначала найденная территория показалась чиновникам слишком маленькой и была найдена другая, но ее владелец продал министерству только половину земли, чего явно не хватало на разворачивание масштабного строительства. Помимо прочих каверзных обстоятельств, только поиски подходящей площадки привели к увеличению сметы на 143% – до $616 млн.
Министерство ветеранов также критикуют за то, что ответственные за девелоперский дивизион чиновники заключали контракты с подрядчиками еще до создания полного плана застройки. В больнице «Аврора», например, пришлось дважды перепланировать помещения – в последний момент выяснилось, что заказанное оборудование в них просто не влезает.
Для изучения всех пробоин «Авроры» министерство сформировало даже специальную рабочую группу. Правда, толка из ее деятельности не вышло: в самый разгар расследования свой пост покинул глава отдела закупок, логистики и строительства Департамента по делам ветеранов Гленн Хаггстром. Но возмутило общественность не столько бегство распорядителя бюджетов, сколько сохранение ему пожизненной пенсии.
В конце апреля генеральный подрядчик – Kiewit-Turner, совместное предприятие крупнейших американских строительных компаний – прекратил участие в проекте «Аврора». Застройщик обвинил заказчика в нарушении контракта – создании проекта, который невозможно реализовать в рамках установленного бюджета. Как заявляют представители Kiewit-Turner, усилия компании по спасению проекта делают дальнейшую его реализацию коммерчески бессмысленной – контрактер уже выдал субподрядчикам, поставщикам и рабочим более $100 млн наличными, чтобы они не покидали объект. Kiewit-Turner согласится возобновить строительство только в случае пересмотра договорных отношений.
Местные власти требуют отстранения Департамента по делам ветеранов от девелоперской деятельности, ведомство же продолжает цепляться за кооперацию с генподрядчиком Kiewit-Turner и ждет от конгресса выделения дополнительной субсидии в размере $800 млн.
Впрочем, эксперты строительной индустрии полагают, что, несмотря на последствия Obamacare и провальный ветеранский сюжет, медицинский девелопмент в США продолжит развиваться. По прогнозам консалтинговой компании FMI, в течение 2015 года сегмент придет в себя, покажет рост в 4% и перемахнет планку в $44,5 млрд.