23 Апреля, 20:51

Меры заднего вида

Ольга Макаркина
10 Февраля 2014, 16:56
5041
Минпромторг и ФАС страдают непереходимостью на GMP
Формально правила GMP в России действуют с начала 2014 года. Однако споры вокруг перехода на мировой стандарт производства лекарств не остывают и теперь. Неожиданно на попятную решили пойти в Минпромтор­ге, главном инициаторе и проводнике кардинальной реформы фармпрома. Сначала чиновники устно предложи­ли сделать исключение для государственных предприятий, а теперь просят повременить с переходом на GMP всей индустрии. Новая инициатива Минпромторга вызвала жесткую критику со стороны ФАС, а АРФП, до того абсолютно лояльная Минпромторгу, и вовсе выступила за передачу его административных функций в сфере обращения лекарств обратно Росздравнадзору.

То, что переход на GMP не будет единомоментным и всеобщим, участники рынка догадывались еще задолго до появления официальных сообщений на этот счет. Однако первые подтверждения появились только в конце декабря 2013 года, когда в интервью «Российской газете» заме­ститель главы Минпромторга Сергей Цыб прямо заявил, что для отдельных предпри­ятий переход на GMP будет отсрочен. «Речь в данном случае идет только о фарма­цевтической продукции для применения в ветеринарии, об иммунобиологических препаратах, препаратах крови, радиофармацевти­ческих, медицинских газах и другой специализирован­ной продукции, которая требует дополнительных мер по модернизации инфра­структуры», – заявил он. Тогда заявление Цыба было воспринято в том числе как протекционистская мера в отношении создаваемой ГК «Ростех» Национальной иммунобиологической ком­пании. В ее актив переданы два крупнейших в стране государственных произ­водителя вакцин – НПО «Микроген» и Предприятие по производству бактерий­ных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН. Промплощадки обоих ФГУП объективно нуждаются в капитальной перестройке и переоснащении. Однако санкционировать модерни­зацию предприятий до того, как определилась судьба госкомпаний, было некому.

Сделать исключение не только для этих, но и для других госкомпаний были не против и в ФАС. Представители ведомства предложили внести изме­нения в ст. 71 федерального закона «Об обращении ЛС» и проект постановле­ния Правительства РФ «Об особенностях перехода к производству лекарствен­ных средств в соответствии с Правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств», представленный в конце прошлого года Минпромторгом. Суть поправок следующая: сдви­нуть срок перехода на GMP для госпредприятий, а также обязать иностранных про­изводителей предоставлять сертификат соответствия GMP, выданный уполномо­ченным органом Системы сотрудничества фармацевти­ческих инспекций.

С этой инициативой пред­ставители ФАС выступили 24 января на заседании ра­бочей группы по подготовке правил производства и кон­троля качества под предсе­дательством Цыба. Антимо­нопольщики подготовили проект буквально за неделю, причем не без содействия со стороны АРФП. К чему была спешка? Законотвор­ческая инициатива ФАС была составлена в ответ на неожиданный почин самого Минпромторга. 17 января на совещании в ФАС Сергей Цыб представил проект постановления правительства «Об уста­новлении сроков перехода производства лекарственных средств к их производству в соответствии с конкрет­ными требованиями Правил организации производства и контроля качества лекар­ственных средств, включая сроки аттестации уполномо­ченных лиц». Его суть – пе­ренос дедлайна по GMP для всей отрасли, причем на не­определенный срок.

24 января на заседании рабочей группы по под­готовке правил производ­ства и контроля качества в Минпромторге под пред­седательством замминистра Сергея Цыба был пред­ставлен, помимо проекта Минпромторга, проект антимонопольной службы. Антимонопольной службой предложены изменения в ст. 71 федерального зако­на «Об обращении лекар­ственных средств» и проект постановления правитель­ства «Об особенностях перехода к производству лекарственных средств в соответствии с Правилами организации производства и контроля качества лекар­ственных средств».

Опрошенные VM пред­ставители лоббистских организаций и ряда рос­сийских и зарубежных про­изводителей сетуют на то, что важнейшие перемены в судьбе индустрии регу­ляторы обсудили в узком кругу. Например, на сове­щание в Минпромторг были приглашены предста­вители нескольких преиму­щественно отечественных компаний, в стратегиче­ские интересы которых, по словам собеседников VM, скорый переход на GMP как раз не входит. Подобные встречи в узком составе отраслевых лидеров как минимум нервируют: «Парадоксальная ситуация складывается, уже принято решение, а после оно меня­ется, причем на совещание приглашаются компании, которые не предпринимают никаких усилий для пере­хода на стандарты GMP, естественно, они выступают против», – говорит один из собеседников VM.

Впрочем, при следующем обсуждении проблемы перехода на GMP 3 фев­раля (оно вновь прошло в Минпромторге) предста­вители министерства в ходе обсуждения с участниками рынка сформировали про­ект постановления прави­тельства с новым содержа­нием. О сути изменений отраслевым экспертам только предстоит узнать. Однако эксперты замеча­ют, что последняя извест­ная отрасли инициатива Минпромторга обречена на провал. Гендиректор АРФП Виктор Дмитриев говорит, что предложения антимонопольной службы с юридической точки зре­ния куда более легитимны. «ФАС предлагает измене­ния в статью федерального закона «Об обращении лекарственных средств», в которой говорится о сроках введения GMP. Минпромторг же предла­гает подзаконным актом перенести сроки введения GMP, которые опреде­лены законом. Документ Минпромторга не пройдет». В то же время Дмитриев признает, что не только целый ряд предприятий не готов к переходу на GMP в техническом плане, но и фактически отсут­ствует нормативное поле. «Несмотря на законода­тельно закрепленный срок «переходного периода», до настоящего времени не разработана необходи­мая нормативно‑правовая база, и, как следствие, рос­сийская фармацевтическая отрасль оказалась в услови­ях правовой неопределен­ности. Сейчас необходимо сесть всем вместе и выра­ботать позицию, прописать так называемую дорожную карту с учетом всех нюан­сов, с определением кон­кретных дат и конкретных ответственных лиц. Оста­лось много нерешенных вопросов: инспекторат, подзаконная база, кто что проверяет. Причем процесс должен быть открытым», – резюмирует Дмитриев.

Соответствующие предло­жения АРФП уже направи­ла в конце января вице‑пре­мьеру Аркадию Дворковичу. Примечательно, что, при­зывая вмешаться в судьбу отраслевого стандарта, ассоциация уже не просто критикует Минпромторг, а вступает в противостояние с министерством, предла­гая лишить его админи­стративных функций. Все в том же письме Дворко­вичу Дмитриев отмечает, что разделение госфунк­ций в сфере обращения лекарственных средств между тремя структурами – Минздравом, Минпромтор­гом и Росздравнадзором – создает дополнительные трудности для участников рынка. «Необходимо объ­единение государственных функций в отношении лекарственных средств для медицинского применения в одном федеральном орга­не исполнительной власти и наделение этого органа достаточными полномо­чиями для эффективного осуществления деятель­ности. Наиболее логич­ным является наделение данными полномочиями Росздравнадзора», – гово­рится в письме. В пользу Росздравнадзора как еди­ного регулятора Виктор Дмитриев нашел еще пару аргументов: «Соз­данная Росздравнадзором государственная система контроля качества лекар­ственных средств осно­вывается на бюджетном финансировании и наличии у Росздравнадзора 11 феде­ральных лабораторных комплексов по контролю качества лекарственных средств, расположен­ных во всех федеральных округах и способных осуществлять контроль качества лекарственных препаратов любой степени сложности», – приводится объяснение предложения. Правда, не все представи­тели АРФП поддерживают данное предложение. Хотя на публичную критику ини­циативы Виктора Дмитри­ева по передаче функций Минпромторга Росздрав­надзору никто из членов АРФП не решился, в част­ном порядке недовольство ею высказали многие. «Нам проще найти понимание в Минпромторге, чем в Росздравнадзоре», – объ­яснил свою позицию один из собеседников VM.


ДОКУМЕНТООБОРОТ

ДЫРОПРОКОЛЫ

С какими документами, необходимыми для перехода фарминдустрии на GMP, опоздал Минпромторг


Правила организации произ­водства и контроля качества ЛС. Утверждены приказом Минпромторга от 14 июня 2013 года. Зарегистрирова­ны в Минюсте 10 сентября 2013 года. Вступили в силу только 19 ноября 2013 года. На процедуру внедрения норм данных правил производи­телям было отведено пол­тора месяца – до 31 декабря 2013 года.

Порядок аттестации уполномо­ченного лица производителя ЛС для медицинского применения. Утвержден приказом Мин – здрава от 1 ноября 2013 года. Документ был зарегистри­рован в Минюсте 16 декабря 2013 года и вступил в силу 29 декабря 2013 года. На про­цедуру аттестации уполно­моченных лиц всем произво­дителям было отведено два дня – до 31 декабря 2013 года.

Административный регламент Минпромторга по предостав­лению государственной услуги по выдаче производителям ЛС для медицинского применения заключений об их соответствии Правилам организации произ­водства и контроля качества. Разработан ведомством и был опубликован 18 декабря 2013 года для обществен­ной экспертизы. 5 февраля ведомство опубликовало новую редакцию проекта регламента.

Нормативный правовой акт, определяющий порядок и сроки выдачи паспортов ЛС по форме, рекомендованной ВОЗ. Не разработан.

Проект постановления Прави­тельства РФ «Об установлении сроков перехода производства ЛС к их производству в со­ответствии с конкретными требованиями Правил органи­зации производства и контроля качества ЛС, включая сроки аттестации уполномоченных лиц». Разработан Минпромторгом и размещен для общественно­го обсуждения в середине де­кабря 2013 года.

gmp, минпромторг, фас
Поделиться в соц.сетях
На концессию ЦГБ Ростова-на-Дону стоимостью 8,2 млрд рублей претендует ООО «Ростовмединвест»
Сегодня, 18:16
Сотрудницы Анжеро-Судженской ГБ объявили голодовку против сокращения персонала
Сегодня, 17:06
Счетная палата обнаружила нарушения в здравоохранении на 2,4 млрд рублей
Сегодня, 15:50
Администрация Приморского края направит на капремонт медучреждений более 700 млн рублей
Сегодня, 13:58
Правительство оплатит российским производителям испытания ТСР
Правительство РФ возместит отечественным производителям технических средств реабилитации (ТСР) часть затрат на апробацию медизделий с участием инвалидов.
22 Апреля 2019, 14:18
Правительство экспериментально промаркирует средства для реабилитации инвалидов
18 Апреля 2019, 15:11
Минпромторг рассчитывает довести долю отечественных вакцин до 90% к 2025 году
Доля отечественных иммунобиологических препаратов в общем объеме потребления страны к 2025 году должна вырасти до 90%, следует из доклада Минпромторга о целях и задачах на 2019 год.
17 Апреля 2019, 15:56
Минпромторг предлагает установить в нацпроекте требование к доле отечественного медоборудования
16 Апреля 2019, 12:20
Евгения Покушалова отправили под домашний арест
Центральный районный суд Новосибирска перевел члена-корреспондента РАН Евгения Покушалова из СИЗО под домашний арест на два месяца. Смягчить меру пресечения подозреваемому в хищении более 1,3 млрд рублей просило следствие.
15 Апреля 2019, 14:13
Шесть томских поставщиков МИ признаны участниками картеля на 700 млн рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области признало шесть компаний участниками картельного сговора на 140 электронных аукционах по поставке медицинских изделий в 2014–2017 годах. Об этом 9 апреля рассказал глава ведомства Владимир Шевченко.
9 Апреля 2019, 17:14
Правительство направляет на развитие фарммедпрома 70 млрд рублей до 2024 года
Правительство РФ опубликовало постановление №359 от 29 марта 2019 года, вносящее изменения в госпрограмму развития фармацевтической и медицинской промышленности. Документ вступает в силу 10 апреля 2019 года.
5 Апреля 2019, 20:18
ФАС разработала порядок принудительного лицензирования
Федеральная антимонопольная служба предлагает дополнить статью Гражданского кодекса РФ Порядком принятия решения о выдаче принудительной лицензии в случае угрозы жизни и здоровью граждан. Например, когда единственный производитель отказался от поставок в Россию важных лекарств или медизделий. Получателя такой лицензии предлагается определять профильному ведомству или через конкурс среди российских компаний.
3 Апреля 2019, 7:31
Результаты опроса Vademecum: что мы понимаем под инновациями в фарме и медпроме
22 Марта 2019, 21:36
Нарушение правил культивирования мака для медицинских целей попадет в УК РФ
Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила введение уголовной ответственности за нарушение порядка культивирования наркосодержащих растений для медицинских целей.
21 Марта 2019, 16:12
ФАС прекратила дело о сговоре Минздрава с «Р-Фармом»
19 Марта 2019, 19:37
Самые важные новости прошедшей недели
17 Марта 2019, 13:38
Росздравнадзор зарегистрировал первую российскую хирургическую навигационную систему
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) выдала регистрационное удостоверение на первую российскую хирургическую навигационную систему Autoplan, разработанную в Самарском государственном медицинском университете (СамГМУ).
13 Марта 2019, 19:59
В якутском Минздраве прошли обыски по делу о картельном сговоре на 3 млрд рублей
Правоохранительные органы Республики Саха (Якутия) 13 марта провели обыски в Министерстве здравоохранения. Поводом послужили уголовные дела о мошенничестве и ограничении конкуренции при поставке лекарств и медицинских изделий на общую сумму 3 млрд рублей.
13 Марта 2019, 13:10
Минпромторг сможет приостанавливать действие лицензии на фармпроизводство
Минпромторг России разработал законопроект, обозначающий условия приостановки на срок до трех лет действия лицензии на производство лекарств для медицинского применения. В числе поводов «заморозки» разрешения – выпуск незарегистрированных препаратов, размещение производства по адресу, отличному от указанного в лицензии, отсутствие необходимого оборудования или помещений.
12 Марта 2019, 16:37
Яндекс.Метрика