27 Июля 2024 Суббота

«Малые предприятия по импортозамещению пролетают»
Екатерина Макарова Мединдустрия
14 сентября 2015, 13:11
5012

Скромный производитель медтехники – о перекосах отраслевой политики Минпромторга.

Саратовская компания «Телемак» выиграла самый небольшой из контрактов ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) лечебно-диагностического прибора «Электромаг» предприятие получило 20 млн рублей. Гендиректор «Телемака» Сергей Дубовицкий рассказал Vademecum, как компания потратила субсидию и за счет каких ресурсов собирается продвигать новый продукт на рынке.

– Насколько вам помогли конкурсные деньги?

– Помогли, и существенно. Благодаря ФЦП в 2012– 2014 годах мы разработали лечебно-диагностический комплекс «Электромаг», с помощью которого можно обнаружить патологию на ранних стадиях развития. Идею такого аппарата мы вынашивали давно. Еще в 1995 году сотрудники саратовского отделения ИРЭ РАН открыли возможность фиксировать возбуждение резонансно-волнового состояния водосодержащих сред посредством внешнего низкоинтенсивного электро-магнитного излучения. Тогда стало понятно, что мы можем обнаружить очаг заболевания на ранних стадиях, а потом отслеживать его изменения сколь угодно часто, поскольку эта технология, в отличие от УЗИ, КТ или МРТ, абсолютно безвредна. Эти исследования привели к разработке физиотерапевтического аппарата «Акватон» и диагностического комплекса «Аквафон». Следом возникла идея проекта по разработке лечебно-диагностического комплекса, объединяющего свойства этих двух приборов.

Этот аппарат не облучает ни персонал, ни пациентов, не дает побочных эффектов и не требует специального обустройства кабинета. Но развить эту идею стало возможно, только получи государственные субсидии. Без ФЦП нам, безусловно, было бы сложно реализовать этот замысел.

– По условиям госконтракта разработка аппарата должна была закончиться в 2015 году. Продукт уже вышел на рынок?

– Пока изделие находится в стадии апробации и сертификации. Надо понимать, что ввести инновационный продукт на рынок – процесс не мгновенный, здесь свои алгоритмы, диагностические критерии. Опыт вывода на рынок других наших продуктов показывает: нужно потратить около трех-четырех лет, чтобы потребители начали привыкать к ним. Врачи сначала и к аппаратам «Аквафон» и «Акватон» относились скептически. Чтобы устройства поскорее были апробированы, нам даже пришлось писать в областной Минздрав. Петиция подействовала – мы передали на тестирование, а затем и продали несколько десятков аппаратов, врачи стали ими пользоваться и тогда уже заказывать повторно. Только одна ЦРБ, например, купила у нас 10 аппаратов. Сейчас мы уже успешно продаем эти устройства в двух модификациях – для домашнего и профессионального использования. В клиники в прошлом году мы поставили порядка 100 единиц, в розницу – примерно 10 тысяч. Сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы о нас узнали, чтобы наша техника, в том числе и новый аппарат «Электромаг», как можно быстрее вошла в профессиональный обиход. Но если с разработками все было легко и понятно, то в продвижении мы столкнемся с большой проблемой – средств на промоактивность у нас нет. И вот здесь нам как раз не помешала бы финансовая поддержка государства.

– Зачем новому изделию, по сути, объединившему потенциал уже известных потребителям продуктов, особая стратегия продвижения и специальный бюджет? В сегменте есть сильные конкуренты?

– Нет, аналогов «Электромагу» в мире сейчас нет. «Электромаг» – симбиоз лечебного и диагностического аппаратов с большим числом функций, что является абсолютной инновацией. Конкуренция может быть только по отдельным функциям. Например, конкурентами нашего другого продукта – физиотерапевтического аппарата «Акватон» – выступают многие аппараты УВЧ-, ДНВ-, СНВ-терапии и даже лазеры. Но в случае с «Электромагом», когда мы все эти функции собрали в одном приборе, аналогов не существует.

Стоимость присутствующих на рынке аппаратов «Акватон» нашего производства составляет 36 тысяч рублей, тогда как цена на зарубежные устройства в 10–15 раз выше. Конечно, они отличаются дизайном и качеством корпусных деталей, но это можно исправить, если привлечь соответствующие инвестиции в производство. Главное – разработана новая эффективная медицинская технология ранней диагностики, мониторинга и терапии заболеваний. У этих аппаратов нет нежелательных эффектов, они компактные, их можно переносить. И те врачи, которые сегодня уже пользуются нашей относительно недорогой технологией терапии и реабилитации, говорят, что больше им ничего и не надо.

– Тогда к чему дополнительная господдержка?

– Конечно, в долгосрочной перспективе мы можем выиграть конкуренцию и без импортозамещающих списков. Но в короткие сроки очень трудно нарастить какие-то объемы продаж. Медицина сегодня сильно просела – многие лечебные учреждения не могут ничего покупать, их бюджеты сильно ограничены. О развитии тут даже и мечтать не приходится. Тем не менее мы снова обратились в наш Минздрав, к губернатору, и он согласился выступить с обращением в адрес других регионов в поддержку нашей продукции. Мы планируем выйти с новинкой на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Основная задача сегодня, что- бы медики восприняли наш продукт как эффективную технологию за небольшие деньги. Это особенно актуально для развития сельской медицины. Внедрение этой технологии в ветеринарию, например, позволит решить проблему содержания антибиотиков в продукции животноводства.

– Протекционистские усилия Минпромторга – например, уже вступившее в силу правило «Третий лишний» по госзакупкам медизделий – как-то повлияли на итоги тендеров в регионах?

– Нет, мы не почувствовали никаких изменений на рынке госзаказа, во всяком случае на нас правило «Третий лишний» нисколько не повлияло. В реальности эта протекция адресована крупным игрокам – у них есть какой-то проект, для реализации которого они могут взять дешевый заем, обеспеченный их собственными активами. И поскольку мы все свои ресурсы уже заложили под действующие кредиты, взять новые займы не можем. Соответственно, мы, да и другие малые предприятия, по этой программе пролетаем. Если бы нам была оказана дополнительная поддержка, наш продукт мог широко распространяться не только по всей России, но и по СНГ. Но для этого нам нужна реальная адресная помощь, а не те преференции, от которых выигрывают крупные компании. 

импортозамещение

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении