19 Сентября 2024 Четверг

Как лекарства нового поколения изменят глобальный рынок онкопрепаратов
Анастасия Напалкова Фарминдустрия
16 марта 2017, 13:35
Фото: www.bms.com
7043

Номенклатура онкопрепаратов, наиболее востребованных на отечественном рынке госзаказа, в 2015 году почти не отличалась от той, на которую делают ставку в большинстве стран мира. По данным EvaluatePharma, ТОП3 глобального рынка онкопрепаратов (L01‑L02, по классификации ATC) тогда был представлен блокбастерами Roche – Мабтерой (ритуксимаб), Герцептином (трастузумаб) и Авастином (бевацизумаб), впервые введенными в обращение в 1997, 1998 и 2004 годах соответственно и принесшими производителю в 2015 году около $20 млрд. В 2016‑м этот расклад, если не брать в расчет выход аналогов этих препаратов, сохранился практически повсеместно. Но скоро все должно измениться.

Онкопрепараты – один из ключевых и постоянно растущих сегментов глобального фармрынка. По данным IMS, в 2015 году средства для борьбы с онкологическими заболеваниями принесли производителям $107 млрд, из которых $84 млрд стоили сами онкопрепараты, а $23 млрд – продукты линейки поддерживающей терапии. Рост к 2014 году составил 11,5%. Половина продаж приходится на США, на втором месте – Япония, Россия в этом «пироге» не занимает и процента.

Стоимость онкопрепаратов в разных странах

Исследователи IMS прогнозируют рост сегмента до $150 млрд за счет увеличения продолжительности жизни пациентов с онкологическими заболеваниями и удорожания лекарственных препаратов. Взрывной рост профильного рынка неизбежен, полагают аналитики. «Мы на пороге невероятного количества инноваций, которые изменят ситуацию для поставщиков, пациентов и для компаний, которые выводят эти продукты на рынок», – говорил американскому Forbes в 2015 году Мюррей Айткен, исполнительный директор IMS Institute. Новые препараты активно регистрируются, скорость их выхода на рынок уверенно растет. Если в 2013 году с момента получения патента до одобрения FDA проходило 10,25 года, то в 2015 году – уже 9,5. Естественно, инновационные онкопрепараты пока доступны далеко не везде. Как показало исследование IMS Health, к концу 2015 года на глобальном рынке обращались 49 препаратов, вышедших на рынок в 2010–2014 годах.

Лишь в шести странах Северной Америки и Европы пациентам была доступна половина этих препаратов (подробнее – в инфографике в конце текста). Россия, по данным того же исследования, к подобному уровню доступности и близко не подошла (19 из 49). Мировые блокбастеры сегодня – препараты класса PD-1 (собственный продукт этого класса готовит к выходу российский «Биокад»). По мнению аналитиков EvaluateHealth, в 2022 году самым продаваемым онкопрепаратом станет Опдиво (ниволумаб) от Bristol-Myers Squibb (на рынке с 2014 года, в России зарегистрирован в конце 2016-го). Объем его реализации, полагают эксперты, вырастет с начальных $1,1 млрд до $14,6 млрд. Второе место среди препаратов, имеющих классификатор ATC L01-L02, по прикидкам EvaluateHealth, к 2020 году займет совместный проект AbbVie и Johnson&Johnson Имбрувика (ибрутиниб) с прогнозируемыми продажами $7,3 млрд, третье – получит Китруда (Merck & Co) с $6 млрд. Гегемония Roche к 2020 году не закончится, считают в EvaluatePharma, но доля швейцарской компании упадет почти вдвое – с 31% до 17% профильного сегмента. А доля нынешнего ТОП10 производителей размоется с 78% до 68% рынка.

Естественно, новые лекарства окажутся гораздо дороже своих предшественников. По данным исследования, опубликованного в специализированном журнале JAMA Oncology, онкопрепараты в таблетках, выпущенные в 2000 году, стоили тогда в среднем $1,9 тысячи за месячный курс, а новинки 2014 года были в шесть раз дороже – месячный курс обходился в $11 тысяч. Впрочем, дороговизна инновационных продуктов не приговор. В 2016 году профессор Медицинского центра им. Ицхака Рабина (Израиль) Даниэль Гольдштейн опубликовал исследование «Стоимость онкопрепаратов в разных странах: сравнительный анализ», продемонстрировавшее, что если американцы, способные платить за химиотерапию больше, приобретали, например, патентованные Авастин, Гливек, Герцептин в среднем по цене $8,7 тысячи за месячный курс, то гражданам Индии те же препараты обходились в $1,5 тысячи. Но и тут есть оговорка – покупательная способность населения: если верить исследованию профессора Гольдштейна, жители США могут себе позволить лечиться больше и лучше.

Доступность.png

лекарственные средства, препараты, онкология, рак, лекарственное обеспечение
Источник: Vademecum №4, 2017

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»