27 Июля 2024 Суббота

Как лекарства нового поколения изменят глобальный рынок онкопрепаратов
Анастасия Напалкова Фарминдустрия
16 марта 2017, 13:35
Фото: www.bms.com
6961

Номенклатура онкопрепаратов, наиболее востребованных на отечественном рынке госзаказа, в 2015 году почти не отличалась от той, на которую делают ставку в большинстве стран мира. По данным EvaluatePharma, ТОП3 глобального рынка онкопрепаратов (L01‑L02, по классификации ATC) тогда был представлен блокбастерами Roche – Мабтерой (ритуксимаб), Герцептином (трастузумаб) и Авастином (бевацизумаб), впервые введенными в обращение в 1997, 1998 и 2004 годах соответственно и принесшими производителю в 2015 году около $20 млрд. В 2016‑м этот расклад, если не брать в расчет выход аналогов этих препаратов, сохранился практически повсеместно. Но скоро все должно измениться.

Онкопрепараты – один из ключевых и постоянно растущих сегментов глобального фармрынка. По данным IMS, в 2015 году средства для борьбы с онкологическими заболеваниями принесли производителям $107 млрд, из которых $84 млрд стоили сами онкопрепараты, а $23 млрд – продукты линейки поддерживающей терапии. Рост к 2014 году составил 11,5%. Половина продаж приходится на США, на втором месте – Япония, Россия в этом «пироге» не занимает и процента.

Стоимость онкопрепаратов в разных странах

Исследователи IMS прогнозируют рост сегмента до $150 млрд за счет увеличения продолжительности жизни пациентов с онкологическими заболеваниями и удорожания лекарственных препаратов. Взрывной рост профильного рынка неизбежен, полагают аналитики. «Мы на пороге невероятного количества инноваций, которые изменят ситуацию для поставщиков, пациентов и для компаний, которые выводят эти продукты на рынок», – говорил американскому Forbes в 2015 году Мюррей Айткен, исполнительный директор IMS Institute. Новые препараты активно регистрируются, скорость их выхода на рынок уверенно растет. Если в 2013 году с момента получения патента до одобрения FDA проходило 10,25 года, то в 2015 году – уже 9,5. Естественно, инновационные онкопрепараты пока доступны далеко не везде. Как показало исследование IMS Health, к концу 2015 года на глобальном рынке обращались 49 препаратов, вышедших на рынок в 2010–2014 годах.

Лишь в шести странах Северной Америки и Европы пациентам была доступна половина этих препаратов (подробнее – в инфографике в конце текста). Россия, по данным того же исследования, к подобному уровню доступности и близко не подошла (19 из 49). Мировые блокбастеры сегодня – препараты класса PD-1 (собственный продукт этого класса готовит к выходу российский «Биокад»). По мнению аналитиков EvaluateHealth, в 2022 году самым продаваемым онкопрепаратом станет Опдиво (ниволумаб) от Bristol-Myers Squibb (на рынке с 2014 года, в России зарегистрирован в конце 2016-го). Объем его реализации, полагают эксперты, вырастет с начальных $1,1 млрд до $14,6 млрд. Второе место среди препаратов, имеющих классификатор ATC L01-L02, по прикидкам EvaluateHealth, к 2020 году займет совместный проект AbbVie и Johnson&Johnson Имбрувика (ибрутиниб) с прогнозируемыми продажами $7,3 млрд, третье – получит Китруда (Merck & Co) с $6 млрд. Гегемония Roche к 2020 году не закончится, считают в EvaluatePharma, но доля швейцарской компании упадет почти вдвое – с 31% до 17% профильного сегмента. А доля нынешнего ТОП10 производителей размоется с 78% до 68% рынка.

Естественно, новые лекарства окажутся гораздо дороже своих предшественников. По данным исследования, опубликованного в специализированном журнале JAMA Oncology, онкопрепараты в таблетках, выпущенные в 2000 году, стоили тогда в среднем $1,9 тысячи за месячный курс, а новинки 2014 года были в шесть раз дороже – месячный курс обходился в $11 тысяч. Впрочем, дороговизна инновационных продуктов не приговор. В 2016 году профессор Медицинского центра им. Ицхака Рабина (Израиль) Даниэль Гольдштейн опубликовал исследование «Стоимость онкопрепаратов в разных странах: сравнительный анализ», продемонстрировавшее, что если американцы, способные платить за химиотерапию больше, приобретали, например, патентованные Авастин, Гливек, Герцептин в среднем по цене $8,7 тысячи за месячный курс, то гражданам Индии те же препараты обходились в $1,5 тысячи. Но и тут есть оговорка – покупательная способность населения: если верить исследованию профессора Гольдштейна, жители США могут себе позволить лечиться больше и лучше.

Доступность.png

лекарственные средства, препараты, онкология, рак, лекарственное обеспечение
Источник: Vademecum №4, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении