27 Июля 2024 Суббота

Ливер рынка
Анна Родионова, Ольга Гончарова Пластическая хирургия
14 июня 2016, 12:25
9809

Как МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского собирается прорваться на трансплантологический олимп

Московский областной научно‑исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) метит в ТОП5 центров трансплантации в стране. Институт, сейчас выполняющий только пересадку почек, занят подготовкой организационной базы для развития донорской активности региона и запуска в Московской области программы по трансплантации печени. Попутно МОНИКИ увел из главной профильной клиники страны – Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова – одного из ведущих в отрасли хирургов, выполнившего первую в стране пересадку печени и запустившего программу мультиорганного донорства, – Яна Мойсюка.

О том, что Московская область готовится к старту большой трансплантационной программы, заговорили еще в апреле. Директор МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (единственный клинический центр региона, где проводят трансплантацию органов) Филипп Палеев, в частности, обещал, что до конца года в клинике не только увеличат число операций по пересадке почек, но и проведут первую операцию по пересадке печени. Правда, дополнительных комментариев не дал.

До сих пор позиции Московской области в трансплантации нельзя было назвать выдающимися. Хотя статус донорских баз есть у 56 больниц региона, функционируют не более 10. Трансплантационное отделение действует в МОНИКИ более 30 лет, но ни одной новой программы, кроме пересадки почек, за это время открыто не было.

www.gorspravka09.ru.jpg
МОНИКИ. Источник фото: gorspravka09.ru

Для сравнения, в Москве донорских стационаров только 17, активно действуют тоже не все, но у столицы перед областью есть явное преимущество – четко работающий координационный центр органного донорства. Что сказывается на показателях трансплантационной активности: расположенные здесь клиники – в лидерах по числу пересадок. По данным за 2014 год, Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова выполнил 342 различные операции, НИИ им. Склифосовского – 200 операций, РНЦХ им. Б.В. Петровского – 67 операций. Кроме этого, есть активно действующие региональные центры – в Краснодаре (75 трансплантаций), Кемерово (60 операций) и Екатеринбурге (56). МОНИКИ в этом трансплантационном рейтинге только седьмой (54 операции).

Да и в профильном рейтинге трансплантаций почек позиции подмосковного клинического центра нельзя считать выдающимися. Весь объем операций обеспечивает профильный отдел оперативной нефрологии и хирургической гемокоррекции МОНИКИ.

Однако до показателей лидеров – Центра Шумакова и НИИ Склифосовского – ему пока далеко. Оба центра в 2014 году (более свежая статистика пока не публиковалась) провели по 131 пересадке почек. Затем следуют Кемеровская областная клиническая больница (59 операций), РНЦХ им. Б.В. Петровского (57 операций). МОНИКИ замыкают пятерку.

Низкая по сравнению с коллегами активность МОНИКИ на ниве трансплантологии может объясняться тем, что подмосковный центр, один из немногих профильных, не получает от Минздрава госздания по высокотехнологической медпомощи (ВМП). В 2016 году средний норматив затрат на трансплантацию почки (хирургическое лечение), согласно программе госгарантий, составляет 840 220 рублей, в прошлом году расценки на операцию в среднем составляли 800 590 рублей. Подобные операции обычно оплачиваются за счет федеральных средств, хотя случается, что в ряде регионов, например, в Самарской и Новосибирской областях, проведение трансплантаций софинансируется из местных бюджетов. За счет средств регионов трансплантации делают только в Башкирии, Оренбургской и Ростовской областях. Но по сравнению с подмосковным центром, операционные объемы клиник значительно скромнее: одна, три и десять пересадок соответственно. На таком фоне прорваться в пул ведущих центров трансплантации МОНИКИ сможет только через запуск нового проекта – пересадку печени.

В 2014 году, например, программу трансплантации печени начала Кемеровская областная клиническая больница, в прошлом году печень стали пересаживать в Ростове-на-Дону и Челябинске. Но для МОНИКИ соседство с сильным в плане трансплантации Московским регионом добавляет еще одну особенность: для 28 из 58 выполненных в прошлом году в Центре Шумакова пересадок печени органы были получены от доноров из Московской области. Поэтому логичный шаг – интенсифицировать и реорганизовать работу по органному донорству, создать локальный центр координации, обеспечивающий МОНИКИ взаимодействие с донорскими базами и, как следствие, усиление собственных позиций и самодостаточность региона в этом медицинском направлении.

Сейчас в стране формально действуют 14 центров по пересадке печени, суммарно в 2014 году они выполнили 302 трансплантации. В действительности же все устроено чуть сложнее: статус центра клиническое подразделение получает, даже выполнив одну операцию в год. Характерный пример: треть пересадок печени – 103 операции – были сделаны в одной клинике – ФНЦТиО им. В.И. Шумакова.

По оценке собеседников Vademecum, при правильно отстроенном администрировании у Московской области есть шансы увеличить число доноров в два-три раза, и таким образом не только нарастить объемы пересадок почки (гемодиализ в подмосковных больницах сейчас получают 2 тысячи пациентов потенциальных реципиентов донорской почки), но и открыть программу трансплантации печени: «Это уже не вопрос престижа – областное учреждение в десяти минутах от Кремля, но пересадки печени нет. Но она есть в Якутске, Кемерово, Новосибирске и Екатеринбурге. Эта технология, которая просто должна быть».

И действительно, за последние пару месяцев действия института стали гораздо активнее: молодой заведующий отделением органного донорства Леонид Бельских был назначен главным трансплантологом региона, формируется лист ожидания пациентов для пересадки печени. Но главное, институт заполучил знакового для отрасли специалиста-трансплантолога Яна Мойсюка, считающегося не только одним из самых опытных в стране хирургов, но, что особенно важно, и организатором системы органного донорства. Первую пересадку почки он выполнил еще в 1984 году, во время обучения, что символично, в интернатуре МОНИКИ. С 1987 года Мойсюк работал в главной трансплантологической клинике страны – Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова. Здесь перед молодым хирургом поставили амбициозную задачу – развивать новое для того времени направление мультиорганного донорства. Вместе с основателем центра Валерием Шумаковым Ян Мойсюк выполнил первую в СССР трансплантацию печени, затем возглавил отделение пересадки почки, став инициатором развития родственной пересадки почки от живого донора.

мойсюк .jpg
Ян Мойсюк. Источник фото: ugranow.ru

«Подготовка к открытию нового центра трансплантации печени – одна из главных амбиций руководства МОНИКИ, и она велась более двух лет. Закупалось оборудование, в том числе, например, уникальный аппарат «искусственная печень», который есть только в трех больницах Москвы, привлекались кадры, и вот, наконец, пазл сложился», – рассказал Vademecum источник, близкий к клинике.

Но возникает вопрос с финансированием программы. Средний норматив затрат на пересадку печени в нынешнему году составляет 1,07 млн рублей (в 2015 году – 939 тысяч рублей). С одной стороны, c запуском программы МОНИКИ может претендовать на федеральное финансирование, если попадет в список получателей госзадания. Но будут ли увеличены денежные ассигнования? Ведь в противном случае это означает перераспределение средств от нынешних распорядителей ко вновь появившемуся конкуренту. «Кто выиграет в споре за орган? Тот, кто делает больше и у кого лист больше», – рассуждает один из собеседников Vademecum. Сможет ли Московская область в дополнение к трансплантации почек самостоятельно финансировать и трансплантацию печени – вопрос остается открытым.
транспланталогия, моники, почки, пересадка органов, донорство органов, вмп
Источник: Vademecum №11, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении