27 Июля 2024 Суббота

Лиха бедра начало
Любовь Поповец Мединдустрия Пластическая хирургия
15 февраля 2020, 0:52
Фото: Rob Kim / GC Images
20553

Как рутинная пластическая операция липофилинга превратилась в отраслевой фактор риска

«Пациенты, которые хотят увеличить ягодицы с помощью пересадки жировой ткани, не должны это делать без крайней необходимости. В мире до сих пор в результате этой операции погибают люди», – этим откровением открыл заседание Британской ассоциации пластических хирургов (BAAPS) 11 октября ее президент Пол Харрис. В тот день профсообщество вынесло беспрецедентное решение – приостановить вмешательства по увеличению ягодиц с помощью жира, пока об этих операциях не будет собрано больше данных. Инициатива британских хирургов стала первой попыткой саморегулирования на фоне назревшего в индустрии кризиса – с середины 2000-х по клиникам разных стран прокатилась волна осложнений и летальных исходов после пластических операций, связанных с липофилингом ягодиц.

По данным Международного общества эстетических пластических хирургов (ISAPS), вмешательства, представляющие собой удаление или перенос жира, составляют не менее четверти ежегодно проводимых в мире пластических операций – в 2017 году (более актуальные данные недоступны) их количество превысило 2,6 млн процедур. Самая популярная и быстро растущая категория – липосакция. Количество таких операций в период с 2015 по 2017 год увеличилось на 12% – до 1,57 млн вмешательств, которые регулярно входят в мировой ТОП3 самых востребованных процедур наряду с увеличением груди и блефаропластикой. Липосакцию, как правило, сопровождает липофилинг, или пересадка собственной жировой ткани пациента из одной зоны в другую. Именно этот тип вмешательств, в первую очередь увеличение ягодиц с помощью собственного жира (больше трети всех операций липофилинга в мире), вызывает тревогу у отраслевого сообщества.

BAAPS признает эту процедуру самой опасной из всех пластических операций – по данным ассоциации, от таких вмешательств погибает в среднем одна из трех тысяч женщин. В аналитических материалах Американского общества пластической эстетической хирургии (ASAPS) отмечено, что риск смерти после операций по пересадке жира на ягодицы в 20 раз выше, чем вероятность летального исхода при других пластических вмешательствах. В 2017 году Американская ассоциация по аккредитации амбулаторных хирургических учреждений (AAAASF) провела опрос среди 692 специалистов – пластических хирургов и дерматологов, сообщивших о 32 смертельных случаях в результате переноса жировой ткани и 103 фактах эмболии во время трансплантации жира.

По данным ассоциации, за последние 5 лет в США вскрытиями подтверждены 25 смертей в результате таких эстетических процедур. Как следует из материалов американского Aesthetic Surgery Journal за 2017 год, в предыдущие 15 лет было зафиксировано 22 смерти от жировой эмболии после пластических операций в Колумбии и Мексике.

Почему же эти рутинные, казалось бы, эстетические вмешательства обрели фатальный шлейф?

Как свидетельствует отраслевая аналитика, риск осложнений заложен в самой специфике проведения таких процедур. Одна из наиболее распространенных проблем – попадание жировой ткани в крупные вены и последующая эмболия, или перекрытие кровотока жировыми клетками, что в свою очередь может привести к отеку головного мозга, легких или параличу сердца. Риск возрастает в разы, если операция проводится на «сером» рынке, то есть в учреждениях, не имеющих профильных лицензий, или медиками, не прошедшими специальной подготовки. При этом, по данным ASAPS, более 25% таких процедур, то есть свыше 23 тысяч вмешательств, делают хирурги без соответствующего образования. Значительную часть осложнений и смертей после таких операций эксперты связывают именно с недостаточным уровнем квалификации врачей.

В последние шесть лет 12 граждан США погибли в результате операций по трансплантации жировой ткани, выполненных в клиниках Доминиканской Республики. Врачи, проводившие эти вмешательства, не имели образования пластических хирургов, а несколько лет до этого умудрялись без лицензии практиковать в США. Однако только один из этих врачей был отстранен от работы после расследования обстоятельств смерти пациентки, но и ему удалось избежать суда. Смерть пациентов наступала, как правило, через несколько часов после операции – от эмболии, сердечной недостаточности или инфекции, что осложняло доказательство вины врача. В октябре 2018 года в эфире британского телешоу Ex On The Beach 30-летняя актриса Натали Харрис призвала фанатов тщательнее выбирать клинику и хирурга для липофилинга ягодиц. Звезда рассказала о своем неудачном опыте проведения такой операции в одной из турецких клиник, которую она нашла по отзывам в Instagram. По словам актрисы, медицинский персонал этого учреждения не говорил по-английски, ей не выдали одноразовое белье, а сразу после операции отправили в отель, «несмотря на то что жировая ткань сочилась из ран».

Последний резонансный случай произошел в мае этого года в США – 28-летняя американка Данеа Плацентиа скончалась после липофилинга ягодиц в клинике MIA Aesthetics в Майами. Расследование показало, что медпредприятие допускало многочисленные нарушения федерального и местного законодательства, в частности принимало от пациентов кэш, пренебрегая нормами сотрудничества со страховыми компаниями. «За любой эстетической процедурой пациенты должны обращаться к сертифицированным пластическим хирургам, которые имеют необходимую подготовку для их выполнения, – прокомментировал инцидент глава ASAPS Джеффри Э. Дженис. – Мы рекомендуем хирургам рассказывать потенциальным пациентам о значительных рисках, связанных с трансплантацией жира на ягодицы, прежде чем рассматривать возможность проведения такой операции».

Спрос на такие операции во всем мире провоцирует их масштабное промо в социальных сетях. По данным Aesthetic Surgery Journal, бум липофилинга ягодиц начался в середине 2000-х годов на пике популярности Ким Кардашьян и был раскручен армией Instagram Dolls – пациенток, которые подробно рассказывают о своем опыте проведения операций у определенного доктора в Instagram. Как правило, никнейм Instagram Doll состоит из имени и фамилии ее пластического хирурга, а аккаунты содержат фото «до и после», подробности вмешательств, а также описание восстановления после них. В США они стали одним из самых популярных способов продвижения клиник пластической хирургии и отдельных специалистов, при этом Instagram Dolls, как правило, не предоставляют никакой информации о наличии у клиники необходимых сертификатов и лицензий.

Волна осложнений после «ягодичных» операций вызвала реакцию профсообщества. В июле 2018 года сразу несколько отраслевых ассоциаций, в том числе ASAPS, ISAPS, IFATS (Международная федерация терапии и научных исследований в области жира), ISPRES (Международное общество пластических регенеративных хирургов) опубликовали совместное информационное письмо, обращенное к коллегам по всему миру, с призывом ответственно отнестись к практике проведения подобных вмешательств из-за высокой смертности после их проведения.

«Хирурги, желающие продолжить выполнение этой процедуры, должны строго придерживаться методических рекомендаций. В данный момент активно проводятся анатомические исследования, результаты которых будут обнародованы в ближайшее время. Мы должны обеспечить безопасность пациентов с помощью тщательной регламентации этой техники или пересмотра областей, в которых такая процедура может быть использована», – говорилось в коммюнике.

В июне 2019 года правительство Доминиканской Республики выпустило новый регламент проведения пластических операций, предписывающий проведение предоперационного обследования сердца и реакций на анестезию. Обновление норматива обуславливалось беспрецедентным всплеском смертности среди медицинских туристов, в том числе после операций липофилинга ягодиц.

Наиболее радикальную меру предприняла BAAPS, еще в 2018 году рекомендовавшая своим членам воздерживаться от проведения таких манипуляций. На своем последнем заседании, 11 октября, британская ассоциация провела дебаты международных экспертов относительно возможностей и рисков липофилинга ягодиц. По итогам дискуссии BAAPS объявила о намерении провести масштабное исследование клинической практики каждого из ее членов для изучения последствий вмешательства, а до окончания изысканий категорически предписала хирургам приостановить такие операции.

«BAAPS приложит все усилия, чтобы предоставить общественности объективную информацию, которая позволит пациентам принять правильное решение в отношении этой процедуры», – пообещал президент ассоциации Пол Харрис. Инициатива BAAPS уже отразилась на операционной активности хирургов. По прогнозам ассоциации на 2019 год, количество операций липофилинга (для всех) снизится на 3% – до 1,4 тысячи процедур. В 2018 году падение популярности таких вмешательств среди женской пациентской аудитории составило 2%, среди мужской – 10%.

липофилинг, пластическая хирургия, подтяжка ягодиц, baaps
Источник: Vademecum №10-11, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении