27 Июля 2024 Суббота

Льгота с желчью
Ольга Макаркина Фарминдустрия
11 июня 2013, 14:06
Фото: Оксана Добровольская
5360

В аптечных сетях уже не уверены в том, что снижение страховых взносов пойдет на пользу рынку

Минэкономразвития предлагает сохранить на год размер социальных взносов для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения. Выплаты в ФСС и ПФР, согласно этой инициативе, останутся на уровне 20% против 30%. Рынок фармрозницы разделился в оценках предложения ведомства. Представители средних и крупных компаний полагают, что продление налоговых льгот на пользу отрасли не пойдет, а создаст почву для роста числа финансово неустойчивых игроков. Малые компании говорят, что у них нет другой возможности компенсировать налоговый гнет, в отличие от крупных аптечных сетей.

Социальные отчисления отечественных предпринимателей выросли в два раза с 1 января 2013 года. В настоящее время они рассчитываются исходя из двух МРОТ. Однако для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, страховые взносы решено было удерживать на уровне 20%, правда, всего на год. Взносы с 1 января 2014 года должны были вырасти до 30%.
Теперь Минэкономразвития предлагает как минимум еще на год сохранить пониженный тариф страховых взносов для малого бизнеса, работающего в производственной сфере и сфере торговли медицинскими и фармпрепаратами. Замминистра экономического развития Олег Савельев сообщил об этом 30 мая на заседании правительства во время рассмотрения проекта основных направлений налоговой политики на 2014-2016 годы.
С декабря 2012 года до настоящего времени 426 тысяч индивидуальных предпринимателей снялись с учета, зафиксировали в Минэке. В ведомстве предположили, что ИП ушли в тень и перестали платить налоги. Как полагает Савельев, перенос увеличения страховых сборов хотя бы на год позволит разобраться в тех процессах и той реакции бизнеса, которые сейчас наблюдаются.
Инициативу Минэкономразвития в корне не поддерживает Минфин. ≪Сегодня было предложено: давайте еще на год продлим. Мне кажется, что год ничего толком не решит, лишь только продлит эту дискуссию на более поздние сроки, и, в принципе, мы опять будем говорить: давайте еще раз продлим≫, – отметил министр финансов Антон Силуанов. Он добавил, что правительство пока не приняло решение о продлении льготных ставок страховых взносов для предприятий малого бизнеса.
Участники рынка по-разному оценивают инициативу Минэкономразвития. Естественно, малый бизнес приветствует сохранение страховых взносов на уровне 20% еще на год. ≪Давать преференции малым – верное решение! У большого бизнеса больше возможностей компенсировать эту налоговую нагрузку, как оборотами, так и маркетингом. Например, у нас в аптечном ритейле производитель подписывает маркетинговый договор, если в сети не меньше 20 аптек≫, – поясняет генеральный директор аптечной сети ≪ПИК-НН≫ Герман Князев. Не согласна с ним исполнительный директор НП ≪Аптечной гильдии≫ Елена Неволина: ≪Все аптечные организации в силу государственного регулирования имеют одинаковые ограничения по рентабельности, наценки на ЖНВЛП, а также аптеки обязаны иметь независимо от спроса минимальный ассортимент≫. Аптечному ритейлу необходимо предоставлять преференции не по форме введения бизнеса, а по выполняемым функциям: в частности, отпуск препаратов в рамках программы ОНЛС, наличие рецептурных отделов, отпуск психотропных и наркотических препаратов≫. Генеральный директор аптечной сети ≪Ригла≫ Александр Филиппов убежден, что давно пора выровнять конкурентные условия на рынке для всех игроков. По его мнению, продление налоговых льгот для единичных аптек создает ситуацию раскачивания рынка, когда в него приходят финансово неустойчивые игроки, считающие данный бизнес легким, набирают товар, а потом разоряются. ≪Сегодня единичные аптеки чувствуют себя более вольготно, чем крупные сети, и нет причин, чтобы их искусственно поддерживать. Аптек на рынке хватает,ощущается их переизбыток, когда в одном здании открывается по две-три одиночные аптеки. И если даже одна из этих избыточных аптек закроется, обеспечение граждан лекарствами никак не пострадает≫, – говорит Филиппов.
Кроме того, он считает ненормальной ситуацию, когда за одну и ту же работу владельцы одиночной и сетевой аптек отчисляют от фонда оплаты труда фармацевта разные деньги.


БЛИЦ
Малые предприятия в случае успешной деятельности могут вырасти в средние предприятия, а потом и в крупные

Текст: Вера Разборова

Автор предложения о сохранении страховых взносов для малых предприятий еще на год – Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития. Начальник отдела отраслевых и муниципальных программ Департамента Дмитрий Антипов рассказал VM, для чего министерству нужна пролонгация льгот для малых предприятий.

– Сохранение страховых взносов на уровне 20% для малых предприятий, работающих в социальной сфере и производстве, планируется только на год?
– В 2010-2012 годах был принят ряд решений, направленных на изменение принципов расчета пенсионного обеспечения путем перехода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов, а также изменения ставок страховых взносов, при этом для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, предусмотрен переходный период с пониженными тарифами страховых взносов в размере 20%. Пониженная ставка страховых взносов заканчивается с 1 января 2014 года. Это было временное решение, и мы его сейчас пытаемся пролонгировать хотя бы на год, чтобы посмотреть, что будет происходить дальше. Однако это сложный вопрос, решать его должны несколько министерств.
Во-первых, вопросы пенсионной реформы, страховых взносов находятся в ведении Минтруда. Во-вторых, покрытие выпадающих доходов Пенсионного фонда от применения льготной ставки страховых взносов субсидирутся из федерального бюджета и отвечает за это Минфин. Мы, как Минэкономразвития России, считаем, что нужно снижать нагрузку на бизнес. А в Минфине придерживаются следующего мнения: чем меньше денег из федерального бюджета идет на субсидирование вот этих выпадающих доходов, тем лучше. То есть выработать компромисс будет непросто.

– Почему предлагаются преференции только для малых предприятий?
– Малые предприятия в случае успешной деятельности могут вырасти в средние предприятия, а потом и в крупные. Высокая финансовая нагрузка на малые компании в самом начале деятельности существенно замедляет скорость их роста. При этом обсуждаемые льготы являются
действенной мерой поддержки отечественных производителей и стимулирования их развития, особенно в условиях конкуренции со стороны зарубежных компаний в связи с вступлением России в ВТО. Такие компании необходимо поддерживать всеми возможными инструментами.
Льготы нам удалось, условно говоря, пробить тем, кому они особенно необходимы – малому бизнесу, социально направленному и работающему в производственной сфере и сфере торговли медицинскими и фармпрепаратами.

– У компаний, работающих без льгот, действительно велик соблазн перейти на работу по серым схемам?
– Конечно, риски есть, но по крайней мере, пока массового ухода компаний в тень мы не замечаем. А вот для индивидуальных предпринимателей все гораздо сложнее. Далеко не у многих есть возможность выплачивать страховые взносы на уровне 30%. Как известно, в настоящий момент наблюдается негативная ситуация в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей. C 1 января 2013 года в два раза повысился фиксированный размер страхового взноса, который должен уплачиваться данной категорией плательщиков. При этом за период с декабря 2012 года по май 2013 года стало наблюдаться массовое прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей: на 1 мая 2013 года сокращение числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей достигло 426,5 тысяч человек, что составляет более 11% от числа индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на 1 декабря 2012 года. Очевидно, что резкое увеличение страховых платежей ведет к практически молниеносной реакции со стороны субъектов малого предпринимательства – они прекращают свою деятельность.

– Сколько из 426 тысяч индивидуальных предпринимателей, снявшихся с учета, представляют предприятия фармацевтической отрасли?
– Это данные, которые мы берем у ФНС и Росстата, и в настоящий момент мы не можем точно сказать, сколько индивидуальных предпринимателей, которые снялись с учета, осуществляли деятельность в фармотрасли.

– Вы просчитали, как отразится на бизнесе запланированная отмена льгот в конце этого года?
– Решение об отмене пониженного тарифа вызывает у Минэкономразвития России обоснованные опасения, мы будем настаивать на том, чтобы отложить его как минимум до 2014 года. Напомню, что принятие решения о повышении в два раза страховой нагрузки на индивидуальных предпринимателей с начала текущего года уже привело к ликвидации десятой части таких предпринимателей. Не готов сейчас озвучить точный прогноз. Возможно, будет сокращение, а может быть, нет.
Но определенно можно сказать, что уровень рентабельности нынешних льготников – предприятий, занятых в производственной сфере и индустрии здравоохранения, снизится, что может привести к росту теневой составляющей и увеличению неформальной занятости в этих секторах.

минэкономразвития, фсс, пфр, фармрозница

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении