В 2013 году российские клиники и отделения пластической хирургии провели более 93 тысяч эстетических операций. Темп развития на этом рынке задавали три мегаполиса – Москва, Санкт‑Петербург и Екатеринбург, на долю которых совокупно пришлось около 70% всех подобных вмешательств.
ДЕТАЛИ ПЛАСТИКИ
По количеству эстетических вмешательств Россия сейчас приближается к уровню Ирана и Аргентины, где, по данным ISAPS, в прошлом году было проведено 118 тысяч и 120 тысяч операций соответственно (см. инфографику ≪Красивей планеты всей≫). От европейских стран и США мы по этому показателю пока отстаем значительно. Американские хирурги, например, провели в прошлом году почти 1,5 млн вмешательств, а немецкие – 343 тысячи операций.
Отечественный рынок эстетической хирургии в сравнении со многими другими сегментами предоставляемых в России медуслуг, на первый взгляд, кажется масштабным. Более детальное изучение меняет картину: из более 330 клиник, о которых в открытых источниках заявлено как об учреждениях, специализирующихся на эстетической хирургии, реально работающих оказалось 281. Многие предприятия, опрошенные VM, указывали пластическую хирургию в перечне услуг для привлечения посетителей, другие – просто оставили в наборе предложений эстетическую опцию, хотя на самом деле уже давно не работают в этой сфере.
≪Пластическая хирургия в нашей сети клиник не проводится, на сайте она указана для ассортимента≫, – сообщил представитель клиник ≪Медквадрат≫. А клиника FirstPlast с интригующим слоганом ≪Клиника пластической хирургии №1 – клиника пластической хирургии, где все конфиденциально≫, оказалось просто интернет-доменом. ≪Сейчас мы его как раз продаем≫, – пояснил VM представитель Firstplast.ru.
Около 10 клиник, которые ранее проводили эстетические операции, с этим направлением в прошлом году уже никак не были связаны. Руководство центра эстетической медицины ≪Утренняя звезда≫ приняло решение переориентироваться на менее травматичную деятельность, и теперь это медучреждение позиционирует себя как салон красоты. Новосибирская клиника эстетической и пластической хирургии ≪Другие правила≫ род деятельности сменила еще более кардинально: как следует из базы данных СПАРК-Интерфакс, руководство компании сменило медицинскую лицензию на разрешение работать агентом по оптовой торговле черными металлами.
ПУЧКИ СКАЛЬПЕЛЕЙ
Общее число пластических хирургов, оперирующих в России, оценить гораздо сложнее – врачи в этой сфере не привязаны к определенному медучреждению, весьма распространенная здесь практика – совместительство. По данным ISAPS, в прошлом году на российском рынке работали 2 тысячи пластических хирургов, что опять же сопоставимо с уровнем азиатских стран – Южной Кореи и Индии (см. инфографику ≪Заточены на страну≫).
Помимо прикладной хирургической деятельности, специалисты часто становятся владельцами клиник. По подсчетам VM, как минимум в 20% всех частных профильных медучреждений основным владельцем является ведущий эстетический хирург, тогда как все прочие ≪эстеты≫ работают на сторонних инвесторов или практикуют в обособленных отделениях многопрофильных медцентров. Распространена практика, когда клиника позиционируется как медпредприятие определенного хирурга, однако по факту инвесторами или владельцами бизнеса выступают и другие компании или частные лица. По словам Саида Юсупова, ведущего хирурга ≪Клиники доктора Юсупова≫, или US Clinic, он собственником именной компании не является. Ведущий хирург клиники ≪Медконсул≫ Екатерина Вакорина к владению бизнесом, использующим ее имя в промоцелях, тоже не имеет отношения.
Самые загруженные хирурги – в двух столицах. В среднем, по подсчетам VM, один ≪пластик≫ в одной московской клинике проводит 100 операций в год, в клиниках других городов-миллионников – 70. Но если учитывать, что специалисты частосовмещают работу в двух-трех медучреждениях, то в целом их средняя ежегодная ≪выработка≫ может достигать 150–300 операций. В городах с населением меньше 1 млн человек показатели концентрации операций в одной клинике на одного хирурга выше ≪столичных≫ – до 130 операций в год. Однако в таких городах действуют, как правило, не больше двух-трех клиник, а их хирурги реже ≪кочуют≫ между операционными.
Если оценивать ≪выработку≫ специалистов применительно к форме собственности медучреждений, в которых они практикуют, то наибольшая загруженность демонстрируется врачами отделений пластической хирургии государственных центров. Общероссийский показатель количества операций на одного хирурга здесь составляет 165 вмешательств в год против 140 манипуляций, выполняемых одним специалистом на частной площадке.
БЮДЖЕТНЫЕ КРАСОТЫ
На Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург совокупно приходится около 70% всех проводимых в России эстетических вмешательств, на все другие города-миллионники совокупно – 14%, и около 16% – на города с населением меньше миллиона человек.
В Москве в прошлом году работали более 120 клиник и отделений пластической хирургии, в Санкт-Петербурге – более 30 центров (см. карту ≪Пластическая география≫). В Екатеринбурге, по подсчетам VM, в прошлом году действовали только девять клиник пластической хирургии, при этом более 90% проведенных в столице Урала операций пришлись на ≪Центр косметологии и пластической хирургии≫, который был основан здесь еще в конце 80-х годов и, может быть, благодаря многолетнему опыту, выбился в безусловные и недостижимые лидеры ТОП200 по общему количеству эстетических вмешательств в 2013 году (см. рейтинг ≪Скальпель о рангах≫).
Отделения пластической хирургии государственных медучреждений выполняют 14% от общего количества эстетических вмешательств, проведенных в минувшем году в России (участие клиник разных форм собственности в оказании услуг – в инфографике ≪Собственность форм≫). Лидерство здесь делят Центр пластической и реконструктивной хирургии Центрального военно-клинического госпиталя №3 им. А.А. Вишневского, отделение пластической хирургии ФГБУ ≪Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова≫ МЧС России, отделение ЦКБ РАН и отделение Университетской клинической больницы №1 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова – они выполняют почти треть всех операций, проведенных на базе государственных ЛПУ.
В прошлом году из госсегмента почти исчез ранее занимавший в нем значительную долю Российский научный центр хирургии им. академика Б.В. Петровского (РНЦХ). Причина – в реорганизации профильных отделений РНЦХ: сотрудники отделения пластической и челюстно-лицевой хирургии под руководством Николая Миланова покинули центр и перешли в Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. ≪В прошлом году наш корпус находился на реконструкции, и мы работали с ограниченным количеством коек, – объясняет падение оборота руководитель отделения восстановительной микрохирургии РНЦХ Евгений Трофимов. – И если раньше в институте ежегодно проводились сотни эстетических операций, то в прошлом году мы провели не более 10 подобных вмешательств и сосредоточились на реконструктивных операциях в рамках программы госгарантий≫.
Для получения полной версии «Исследования российского рынка эстетической пластической хирургии в 2013 году», скачайте эту статью, а также материалы «Дно неузнаваемости» и «Вертел перемен» в формате PDF.