27 Июля 2024 Суббота

Лабораторная крыша
Анна Родионова Мединдустрия
27 октября 2014, 17:38
14885

Как коммерческие стартапы укореняются в сегменте онкодиагностики

Морфологическая верификация – обязательный компонент в диагностике рака. Иммуногистохимическое иссле­дование – своего рода «золотой стандарт» для определения тактики лечения онкопациентов. Однако в боль­шинстве диспансеров это исследование не проводится и оплачивается далеко не всеми территориальными фондами ОМС. Существующий пробел заполняет стартап Unim Histology: получив грант Фонда развития интер­нет-инициатив (ФРИИ), компания совместно с ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дми­трия Рогачева создала новый клиентский сервис для пациентов и учится на нем зарабатывать.

Изначально компания Unim разрабатывала про­граммное обеспечение для клиник и занималась организацией медицинского туризма. Три года назад Unim создала по заказу сторонней компа­нии частную патоморфологическую лабораторию в Москве. «Команда была очень маленькая, мы делали все – от проектировки помещения до най­ма персонала и закупки оборудования, вспоминает генеральный директор Алексей Ремез. – В то время я успел увидеть немало лабораторий за рубежом, в регионах и в Москве. Стало понят­но, что с этим все очень плохо». Тогда же команда познакомилась с сотрудниками лаборатории ФНКЦ им. Дмитрия Рогачева. «Они совершенно отличаются от всех других лабораторий, их знают за рубежом, – характеризует коллег Ремез. – В России есть неплохие лаборатории, но разрыв между этой и всеми остальными колоссальный: у некоторых лабораторий до 45% неправильно ве­рифицированных диагнозов». В начале этого года знакомство переросло в совместный бизнес Unim и ФНКЦ. Идея для развития кооперации лежала на поверхности.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЩУП

Иммуногистохимическое исследование (ИГХ) необходимо для определения вида опухоли, степени ее злокачественности и назначения таргетной терапии. «Сейчас ИГХ обязательно в практике и должно проводиться любой гисто­логической лабораторией, специалисты должны уметь его делать», – говорит исполнительный директор Центра инновационных технологий в онкологии Лариса Мехеда. Однако выполняется исследование далеко не во всех ЛПУ. Участники рынка приводят VM разные данные, однако все они свидетельствуют о крайне незначительном распространении диагностического метода: ИГХ производят примерно в 200 из тысячи патологоанатомических бюро. По другим оценкам, иссле­дование выполняют около 20% из 2 тысяч пата­натомических лабораторий, остальные вручную делают рутинную гистологию.

Кроме этого, ИГХ не покрывается тарифами ОМС, вернее, исследование оплачивается только в некоторых регионах. В программе госгарантий бесплатного оказания медпо­мощи отсутствует раздел «патанатомия», в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» патанатомия фигурирует только в раз­деле «медицинские мероприятия, осущест­вляемые в связи со смертью человека». Все это порождает сложности с регламентацией оплаты исследования федеральным фондом ОМС. Но при этом гистология и ИГХ фигу­рируют в ряде стандартов, в том числе в стан­дарте оказания онкологической медпомощи. «Вопрос решается на региональном уровне, поэтому возникает разнобой, – поясняет менеджер направления «Онкоморфология» ООО «Рош Диагностика Рус» («дочка» швей­царской Roche) Александр Горьков. – Если главврач онкодиспансера активный, он дого­варивается с ТФОМС о введении новой услуги в классификатор фонда». Так, ИГХ покрыва­ется тарифами ОМС в регионах Сибирского федерального округа, ряде регионов ЮФО, но в Северо-Западном и Центральном феде­ральных округах (за исключением Москвы) исследования не включены в тарифы, на Даль­нем Востоке анализ проводится в единичных местах. Поскольку иммуногистохимия нужна онкологам для установления природы опу­холи, в некоторых регионах врачи под свою ответственность проводят оплату исследова­ния по другим статьям, включают в стоимость операции или проводят ИГХ как высокотех­нологичную помощь. В ряде случаев больница из собственных средств может финансировать проведение исследования, как, например, в Ярославле и Твери.

Зачастую пациент вынужден не только оплачи­вать анализ, но и искать, где его могут выпол­нить. Срок ожидания результатов на местах может длиться до месяца, а то и двух, что для онкобольных – непозволительная роскошь. Кроме этого, может возникать и другая пробле­ма: учитывая недостаток морфологов, не всегда высокое качество их профподготовки и нехват­ку оборудования, автоматизирующего лабо­раторные процессы, результаты исследования могут не совпадать с клинической картиной, наблюдаемой онкологом. В таком случае анали­зы приходится переделывать.

ПРАЙС НА РАЗ

Проанализировав, какие медицинские про­цессы в лабораториях не налажены, Unim в феврале этого года запустила собственный проект для онкопациентов, заключив согла­шение с ФНКЦ. Центр – действительно лидер по числу проводимых анализов: лаборатория выполняет 25 тысяч ИГХ в год, а тот же РОНЦ им. Н.Н. Блохина – около 20 тысяч. Правда, российские результаты все равно довольно скромны по сравнению с западными: в Герма­нии патоморфологические лаборатории в сред­нем выполняют 40 тысяч исследований.

За что отвечает клиентский сервис Unim Histology? За логистику материала. Схема работает следующим образом: курьер заби­рает у пациента материал, полученный при биопсии, упаковывает его и доставляет в лабо­раторию ФНКЦ. На следующий день пациент по электронной почте получает заключение специалистов, после чего курьер возвраща­ет блоки и стекла. «Пациенту не нужно ехать из Владивостока, и исследования мы делаем очень быстро, – указывает на преимущества проекта Алексей Ремез. – Сроки проведения ИГХ в России – от двух недель до двух месяцев, а у нас – два-три рабочих дня. Для Дальнего Востока, учитывая проведение анализа, достав­ку и выдачу заключения, – 5-6 дней». Средняя стоимость доставки составляет 500–600 рублей, курьер по европейской территории обходится в 400 рублей, на Дальнем Востоке – около тыся­чи. Впрочем, материал в Unim Histology паци­ент может привезти и сам.

При этом в компании подчеркивают, что они – «не просто служба доставки»: сотрудни­ки разбираются в патоморфологии, прошли специальное обучение, при необходимости организуют телеконсультации с западными врачами и морфологами и лечение за рубе­жом. «Мы очень редко получаем направления, расписанные вплоть до антител. Обычно к нам обращается пациент со словами «мне нуж­но провести ИГХ», – поясняет Ремез. Что­бы не быть «финансовой прослойкой между пациентами и лабораторией», Unim Histology дифференцировала стоимость проведения ана­лиза по нозологиям. Чаще всего цена анализа зависит от количества блоков и стекол – чем их больше, тем сложнее случай и выше стоимость. В прайс-листе ФНКЦ для пациентов «с улицы» исследования стоят 8 250 рублей, 13 100 рублей, 16 650 рублей и 27 250 рублей. Unim Histology использует другую методику: цена анализа ука­зывается за случай и не зависит от количества окрашиваемого материала, однако привязана к нозологиям – опухоли молочных желез, опу­холи мягких тканей и так далее.

В Unim Histology самое дешевое исследование стоит уже 3 тысячи рублей, самое дорогое – in situ гибридизация EGFR для рака легкого – 24 тысячи рублей. Средняя стоимость анализа, по данным компании, составляет 10 тысяч руб­лей плюс доставка.

Сейчас ежемесячно в Unim Histology обращает­ся около 100 пациентов, но при этом больному может потребоваться выполнение нескольких анализов. В компании надеются, что к кон­цу года число клиентов вырастет до 200 человек в месяц.

ПОТОКОВЫЕ РАЗРЯДЫ

В ФНКЦ действительно хорошо оборудованная лаборатория, замечает Лариса Мехеда. «Автоматическая система красит, но анализировать, интерпретировать все равно должен человек, а специалистов там немного. Справятся ли они с потоком больных – с пациентами центра и коммерческими больными?» – рассуждает она.

Но в Unim думают совсем о других трудностях. «Самая большая проблема – это отсутствие рынка. Ни пациент, ни клиницист ничего в этом не понимают, – рассказывает Ремез. – Перед нами стоит задача – донести до врачей и родственников информацию о диагностике онкозаболеваний. Нам нужны союзники». К числу последних относится все та же ком­пания Roche, в августе пригласившая Unim Histology на свой семинар патоморфологов и всячески помогающая профильными контактами. «Roche заинтересована в том, что мы делаем. Мы коммерциализируем рынок и являемся драйвером роста качества услуг на этом рынке, – поясняет Ремез. – Когда патоморфологи поймут, что это услуги и на них есть спрос, они будут закупать качественные расходные материалы». Лаборатория ФНКЦ детской гема­тологии, онкологии и иммунологии им. Дми­трия Рогачева работает как раз с материалами компании Roche. Она сама закупает расходные материалы, затем Unim перечисляет ей средства за проведенные исследования. ИГХ необходима и для назначения таргетных препаратов, по сути, разработанный Unim сервис становится цивилизованным каналом дистрибуции онкопрепаратов. Поэтому неу­дивительно, что стартапом заинтересовались их производители: российские фармкомпании обращались в Unim с инвестиционными предло­жениями (озвучивать игроков стартапа и детали этих инициатив не стали). В первую очередь разработчиков ЛС интересует потенциальный онкорегистр. «Это важный аспект – сведения о пациентах, нозологиях, диагнозах, подтверж­денных морфологией или неподтвержденных, выживаемости. Мы имеем возможность соби­рать эти данные», – поясняет Ремез, соглашаясь, впрочем, что пока выборка невелика. «Но если в месяц к нам будут обращаться несколько ты­сяч человек, то за год будет вполне репрезента­тивная цифра», – добавляет он.

У большинства коммерческих лабораторных се­тей в перечне исследований нет ИГХ или компа­нии проводят избирательные тесты. Например, в «Инвитро» можно провести «ИГХ рецепторы к эстрогенам и прогестерону», но лаборатория все равно отдает эти анализы на аутсорсинг. Начав проведение ИГХ, «Гемотест» выполняет исследования через ту же Unim Histology.

Единственные конкуренты Unim на этом поле – только две частные лаборатории: но­восибирский медцентр «Авиценна» и мо­сковская Laboratoires De Genie. В последней стоимость исследований колеблется от 3 500 до 15 тысяч рублей (в зависимости от числа антител), а срок исполнения составляет от пяти до 12 дней.

О соперниках в Laboratoires de Genie знают, но говорить о них не хотят. «Мы полностью частная лаборатория, не менее, а может и более оснащенная. Самый высокопроизводительный на сегодняшний день иммуногистостейнер – Ventana компании Roche – есть и у них, и у нас. Мы тоже работаем с регионами – пациенты могут отправить нам материал, могут сдать на месте, наши представители есть в регио­нах», – ограничился кратким комментарием медицинский директор Сергей Голубев. Впро­чем, добавил, что интерпретируют материал в ФНКЦ морфологи, специализирующие­ся на детских заболеваниях, в то время как в Laboratoires de Genie работают экс-сотрудни­ки МНИОИ им. П.А. Герцена во главе с Геор­гием Франком (главный внештатный специа­лист по патологической анатомии Минздрава).

«Но все эти лаборатории страдают от отсут­ствия потока, – поясняет Александр Горь­ков. – Unim впервые обратился напрямую к пациентам и сфокусировался только на ИГХ, поэтому занял свою нишу. Они часто проводят повторное консультирование, когда диагноз уже поставлен».

Интерес к сервису проявили и госучреждения: Unim работает с архангельским онкодиспан­сером и ведет переговоры с нижегородской и подмоcковными клиниками. «Тенденция от­ечественного здравоохранения – снижение рас­ходов. За последние полтора месяца я получил три-четыре предложения о сотрудничестве от крупных лечебных учреждений Москвы и Подмосковья», – отмечает Ремез. С ЛПУ Unim Histology заключает госконтракты на опреде­ленное количество исследований по конкрет­ным нозологиям. В компании признают, что пока речь идет о небольших объемах – кон­тракты заключаются на 30–40 случаев, однако уверены, что вскоре ЛПУ поймут экономиче­скую выгоду от такого сотрудничества, и поток в сегменте В2В будет увеличиваться.

ФРИИ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

Инвестиции в проект составили 3 млн рублей, еще 1,6 млн рублей стартап привлек, получив грант ФРИИ, предоставляющего финансиро­вание и экспертные ресурсы онлайн-старта­пам. «Мы совместили высокотехнологичную медицину и экспертизу с возможностями современной логистики, используя интернет как основной канал донесения информации до пациента», – объясняет Ремез выбор фондом их стартапа.

Грант ФРИИ выдал с условием входа в компа­нию, получив долю в 7%. При этом денежная часть составила только половину от объема гранта, другие 800 тысяч пришлись на образо­вательные программы для сотрудников Unim. На следующем этапе фонд может увеличить свою долю в компании, инвестировав бóльшие суммы.

Вернуть вложенные в проект инвестиции Unim рассчитывает в течение года. «Компания уже самодостаточна, чтобы реинвестировать день­ги», – добавляет Ремез. Расширять проект будут за счет теледиагностики. Установленные в ла­бораториях медицинские сканеры оцифровыва­ют гистологический препарат, таким образом, изображение могут анализировать специали­сты в любой точке мира. «Это такое же пер­спективное направление, каким когда-то была сотовая связь», – уверен Ремез.

Уже сейчас примерно раз в месяц в практике Unim попадаются «сложные» стекла, когда специалисты не готовы со стопроцентной уверенностью подписать заключение. В таком случае Unim Histology прибегает к консульта­ции коллег из Германии, Испании и США, пока на основе личных дружественных отношений, но в будущем процесс поставят на коммерче­ские рельсы. «Это в России патоморфологи занимаются всеми видами опухолей, хотя в мире они очень специализированы по но­зологиям и лучший специалист по, скажем, раку шейки матки может находиться в Испа­нии», – замечает Ремез. Стоимость необходи­мых для оцифровки медсканеров колеблется от 1 млн рублей до 10 млн рублей. В российских лабораториях установлено около 70 таких аппа­ратов, но в большинстве случаев они не исполь­зуются. Unim Histology планирует наладить сотрудничество с этими государственными лабораториями – собирать «сложные» случаи, когда морфологи в регионах не могут опреде­литься с заключением, и направлять оцифрованные стекла для консультации западным специалистам. Для этих целей компания разработала собственное облачное решение. «На первом этапе для лабораторий эта услуга будет бесплатной, – делится планами Ремез. – Потом мы определим цену, но это будет не $300, как если бы проводился анализ, стоимость консультации составит $30–50».

ЦИТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ ИМ ГОТОВИТ

Другим направлением для вложения инвести­ций Unim выбрала цитологический скрининг. Запуск проекта, который также будет реали­зован в партнерстве с лабораторией крупного ЛПУ, запланирован на конец текущего года. По данным VM, договор о сотрудничестве может быть заключен с цитологической лабо­раторией РОНЦ им. Н.Н. Блохина. Анализы будут брать у пациенток в городских женских консультациях, после чего по аналогии с ИГХ направлять их на изучение в центральную ла­бораторию. В Unim готовы создать инфраструк­туру, обучить врачей правильно брать мазок, обеспечить их расходными материалами.

В качестве способа исследования компания выбрала жидкостную цитологию (подробнее в VM #17 (42) от 2 июня 2014 года). В стоимость анализа будут включены цитология и онкомар­кер p16inK4a. Примерная стоимость анализа с учетом доставки и забора составит 2,2 ты­сячи рублей. Отдельной услугой пойдет тест на ВПЧ, в случае если анализ будет показан. Однако не все специалисты разделяют такой подход к диагностике, отмечая, что p16inK4a – лишь косвенный показатель присутствия ВПЧ-инфекции, а, следовательно, упрекают в использовании устаревших подходов: «Уже много лет его на Западе не используют в оди­ночку. Для повышения чувствительности и специфичности его совмещают с маркером Ki67 в одном наборе – CINtec PLUS, – заме­чает менеджер направления «Женское здоро­вье» компании BD Елена Кутырина. – Сейчас многие делают p16inK4a, только не понимают, зачем он им нужен, проще сделать просто ВПЧ-тест. Получается дублирование – пациен­ту сделали анализ, потом еще отдельно он опла­чивает ВПЧ-тест, а результат будет тем же».

частная онкоклиника, частный медцентр, онкология, онкодиагностика

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении