27 Июля 2024 Суббота

Курсом кройки и шитья
Ольга Гончарова
17 марта 2014, 15:01
6173

Как эстетическая хирургия из полулегальной услуги превратилась в высокорентабельный сегмент медицины

За 15 лет российский рынок эстетической хирургии пережил экономический бум: если в конце 90‑х в этой сфере работали не больше 10 специализированных частных клиник, то теперь количество медучреждений возросло до 500. Секрет такой динамики прост – высокая рентабельность бизнеса и устойчивый спрос на опе­рации. Достигнув «промышленных» масштабов, рынок переходит на новый этап развития – владельцы кли­ник эстетической хирургии создают на базе своих центров многопрофильные холдинги, открывают филиалы за рубежом и становятся героями телевизионных шоу.

ЭСТЕТИКА ХАОСА И ПЛАСТИКА СПРОСА

В этом году у эстетических хирургов юби­лей – пять лет назад Минздрав официально включил пластическую хирургию в реестр медицинских специальностей. До этого кли­ники эстетической медицины вместе с кос­метическими центрами, салонами красоты, парикмахерскими были частью российской «индустрии красоты», в котором занимали не более 1-2%.

На рынке медицинских услуг эстетическая хирургия занимает пока тоже небольшой нише­вый сегмент. Если совокупный объем расходов на здравоохранение в России в 2012 году, по дан­ным компании DMG, составил $19,8 млрд, то затраты на эстетические операции в тот же пери­од, по разным оценкам, достигали $80–200 млн. Получается, эстетическая хирургия в сегменте медицинских услуг в России могла занимать не более 0,5-1%.

Однако на международном рынке эсте­тической хирургии Россия входит в число стран-лидеров. Перспективы развития этого направления уже привлекли сюда всех круп­ных зарубежных производителей имплан­татов (подробнее о работе этих компаний на российском рынке см. «Терновый бюст» в VM#24). А по данным последнего исследова­ния Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS), в 2011 году Россия вошла в ТОП15 стран по количеству операций, проводимых пластическими хирур­гами: в тот период в России было проведено 104,2 тысячи операций с хирургическими вме­шательствами, таких как увеличение груди, подтяжки лица, липопластика, ринопласти­ка, и 125,1 тысячи нехирургических манипу­ляций (инъекции ботокса, склерозирующая терапия, дермабразия и другие). В 2013 году в России насчитывалось уже 550–600 клиник и отделений эстетической хирургии, которые в среднем проводили по 200 хирургических операций. Таким образом, общее количество эстетических вмешательств в этот период мог­ло составить 110–120 тысяч операций, а дина­мика этого рынка за два года – 6–15%. «Мой собственный опыт и информация, исходящая от коллег, свидетельствуют о стабилизации спроса без тенденции к резким колебаниям – количество операций устойчиво увеличи­вается на 10–13% ежегодно, – подтверждает национальный секретарь ISAPS в России Ирина Хрусталева. – Сейчас меняется скорее структура выполняемых эстетических проце­дур, все более востребованными становятся различные малоинвазивные вмешательства, инъекции и прочие манипуляции, не требу­ющие длительного периода восстановления. Средний возраст пациенток, обращающихся к пластическому хирургу, снизился с 50–55 до 35–40 лет, выросло целое поколение молодых женщин, ухаживающих за собой с подростко­вого возраста, готовых заниматься коррекци­ей лица и фигуры, в том числе после родов». Такая стабильность на рынке наступила относительно недавно. С конца 90-х годов он рос в геометрической прогрессии, преи­мущественно за счет увеличения количества клиник. Если 15 лет назад в России функци­онировало не больше 10 крупных специали­зированных учреждений эстетической хирур­гии, то в начале 2000-х таких насчитывалось уже 200–300, а в прошлом году этот показатель увеличился в 2-2,5 раза. Помимо самих пла­стических хирургов, открывающих частные клиники эстетической медицины, драйверами роста стали непрофильные инвесторы и меди­цинские центры, резко заинтересовавшиеся перспективами развития этого направления.

Первыми специализированные клиники пла­стической хирургии в конце 90-х открывали врачи, изучавшие это направление на кафедрах челюстно-лицевой и микрохирургии, или пред­приниматели из сферы косметических услуг. «Например, собственные центры в одно и то же время открыли сразу несколько выпускников РУДН – Владимир Корчак, Владимир Тапия-Фер­нандес, приехавший в 90-е годы в Россию из Бо­ливии, чтобы изучать медицину», – вспоминает директор одного из московских центров эстетиче­ской медицины.

А директор клиники «Клазко» Этери Крихели говорит, что идея развивать направление эсте­тической хирургии пришла к ней после того, как она открыла в Москве косметический салон, в котором в том числе оказывались услуги лазерной эпиляции: «Клиенты стали интересоваться, не делаем ли мы эстетиче­ские операции, и мы задумались и об этом направлении – стали изучать мировой рынок, закупили оборудование и занялись поиском врачей». По словам основателя клиники «Кор­чак» Владимира Корчака, в то время на рын­ке функционировало не более 10 крупных специализированных клиник эстетической хирургии.

У частных центров было два типа конку­рентов – государственные учреждения и хирурги-одиночки. Среди первых, напри­мер, Институт красоты на Новом Арбате и Институт пластической хирургии и кос­метологии на Ольховке в Москве. «Спрос на эстетические операции уже появился, но на рынке царил полный хаос. Врачи рабо­тали бессистемно и воспринимали эстетиче­скую хирургию как хобби: например, утром доктор мог работать в своем отделении общей хирургии или гинекологии, а вечером делать пластические операции в каком-нибудь полу­подвальном помещении», – вспоминает Этери Крихели из «Клазко».

Специализированные центры установили новые стандарты обслуживания и начали выводить частную эстетическую медицину из тени. «Наши условия не шли в сравнение, например, с тем, что предлагали хозрасчетные учреждения: персонал стучался перед тем, как войти в палату, пациентам ежедневно меняли белье, еду пациенты могли заказать по меню из ресторанов. Тогда все это казалось нере­альным – неудивительно, что среди наших первых пациентов сразу оказались звезды и VIP-персоны», – говорит генеральный директор клиники «Корчак» Галина Корчак. Этери Крихели утверждает, что в тот период ее клиника занималась «просветительской деятельностью» – рассказывали пациентам и врачам об эстетических операциях и реаби­литации после них.

Спрос на услуги сразу оказался высоким. «Очень скоро к нам стали приезжать пациен­ты не только из регионов, но и со всего пост­советского пространства, и мы быстро вышли на хороший уровень по числу операций», – говорит Галина Корчак. Клиники выходили на окупаемость уже в первые два года работы, а рентабельность этого сегмента достигала 20–40%.

НЕФТЯНЫЕ ПОДТЯЖКИ

Перспективы развития эстетической ме­дицины привлекали все больше хирургов, и в 2000-е годы в отрасли случился реальный бум. Врачи стали искать инвесторов для своих проектов и разрабатывать схемы по созданию собственной практики. Ежегодно на рынке появлялись десятки учреждений, где прово­дились эстетические операции.

Президент клиники пластической хирургии The Platinental Андрей Искорнев нашел первых инвесторов для своей клиники еще в конце 90-х годов: «Тогда я открыл клинику «Нао­ми», мажоритарными акционерами которой были люди из нефтяной сферы. Но в кризис 98-го года они занялись решением проблем своего основного бизнеса, продали здание клиники, и я оказался в «свободном плава­нии», – рассказывает Искорнев.

Однако без собственной практики Искорнев оставался недолго. Скоро он познакомился с новым партнером – генеральным дирек­тором ООО «Управляющая компания ИФД «Капитал» Вадимом Сосковым, который в то время был заместителем генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент». По словам Андрея Искорнева, именно Сосков и «еще один партнер из ресторанного бизне­са» стали инвесторами его новой клиники The Platinental. По данным «СПАРК-Интер­факс», совладельцем ООО «Международный хирургический центр «Платинентал», помимо Андрея Искорнева и Вадима Соскова, сейчас является Руслан Савин. «Перед тем как при­нять участие в проекте The Platinental, я про­вел маркетинговое исследование сегмента эстетической хирургии, которое показало, что даже в условиях экономической нестабиль­ности спрос на эту услугу и желание людей выглядеть лучше остаются устойчивыми», – объясняет Вадим Сосков.

Партнеры начали развивать The Platinental как клинику премиум-класса по западному образцу – она стала первой в России клини­кой эстетической хирургии, на которую была куплена зарубежная франшиза. «Изначально The Platinental был не очень сильным брендом косметологических клиник в США. Но нам эта лицензия была важна, поскольку создатели про­екта прописали настоящую «библию» работы элитарной клиники – от возраста администра­торов до правил медицинского обслуживания пациентов. Мы адаптировали этот брендбук под российские реалии, а затем полностью выкупи­ли и сам бренд», – рассказывает Искорнев.

Участники рынка вспоминают, что в тот мо­мент представители непрофильных отраслей активно интересовались как новыми клини­ками, так и уже работавшими предприятиями. «Инвесторов привлекала не только ассоци­ация этого направления с модной в то вре­мя индустрией красоты, но и финансовые перспективы возврата инвестиций на фоне бурного роста сегмента – они рассматривали возможность покупки доли и вложений в уже существующие успешные проекты», – говорит директор крупной московской клиники эсте­тической медицины. Например, по данным «СПАРК-Интерфакс», совладельцем клиники «Клазко» в начале 2000-х был заместитель председателя правления ОАО ГМК «Нориль­ский никель» Жоквес Розенберг. Директор клиники Этери Крихели отказалась коммен­тировать участие Розенберга в уставном капи­тале компании в тот период. А подтвердить эту информацию у самого Розенберга уже невоз­можно – он скончался в 2008 году.

Многие хирурги находили способы откры­вать собственные клиники и без привлечения инвесторов. Чтобы сократить первоначальные издержки, они сотрудничали с многопро­фильными медицинскими центрами, арендуя у этих медучреждений стационар, оборудо­вание, а также используя услуги реанимато­логов и среднего медицинского персонала. «Семь лет назад мы зарегистрировали юриди­ческое лицо «Доктор Пластик», сняли офис, но все операции проводили на базе ОАО «Медицина», которой отчисляли фиксиро­ванную плату за аренду оборудования и ста­ционара», – вспоминает основатель клиники DoctorPlastic Илья Сергеев.

Главный врач клиники «Время красоты» Отари Гогиберидзе замечает, что по такой же схеме с ОАО «Медицина» в середине 2000-х сотрудничала еще одна клиника эстетиче­ской хирургии – «Эстетика», в которой он в то время работал. Многопрофильные цен­тры с собственным стационаром были тоже заинтересованы в привлечении пластических хирургов, поскольку их участие повышало эффективность работы операционных и при­влекало новых пациентов. «Когда мы начина­ли работать с Ильей Сергеевым, у нас прово­дилось до 15 эстетических операций в неделю, что обеспечивало 10–15% загрузки операци­онных. А потом эти пациенты, которым по­нравилось медицинское обслуживание, могли обращаться в нашу клинику за амбулатор­ными услугами или проведением диагности­ки», – рассказывает главный врач стационара ОАО «Медицина» Наталья Кондратова.

Развитию рынка эстетической хирургии способствовала и растущая популярность этой темы на телевидении – в середине 2000-х появился целый ряд телевизионных проектов с участием пластических хирургов. Как пра­вило, хирург платил каналу за рекламу своей клиники и предоставлял скидку на операции для участника шоу. По словам Ильи Сергеева из DoctorPlastic, по такой схеме, например, ра­ботал ТНТ с реалити-шоу «Дом-2». «Когда нам предложили принять участие в проекте, я сна­чала сомневался. Но потом ко мне на пред­варительную консультацию пришла участ­ница шоу Ирина Агибалова. Пока она сидела в очереди, на нее обратили внимание другие клиенты и стали спрашивать: «Это действи­тельно та самая Агибалова из «Дома-2»?» Тог­да, поговорив с пациенткой и поняв, что у нее адекватные пожелания по операции, я принял решение участвовать в проекте и не ошиб­ся – после того как наша реклама появилась на ТНТ, количество пациентов возросло», – вспоминает Илья Сергеев из DoctorPlastic. Главный врач клиники «Время красоты» Отари Гогиберидзе говорит, что участие в телевизионных проектах хорошо влияет на «сарафанное радио»: «В проекте «Время красоты» на канале «Домашний» я появлял­ся лишь на несколько минут. Но поскольку мы консультировали участников программы и помогали им исправить недостатки, которые у них остались после предыдущих операций, скоро получили очень много положительных отзывов, что повлияло на привлечение в нашу клинику новых пациентов».

ТОЧКА ГОЛИКОВОЙ

Несмотря на бурный рост количества клиник, операций и числа врачей, задействованных в пластической хирургии, отрасль долгое время оставалась вне системы медуслуг. Участни­ки рынка в тот период любили сравнивать ее с математической физикой: с одной стороны, в эстетической хирургии уже работали профес­сиональные хирурги и стоматологи, с другой – пластическая хирургия не считалась медицин­ской специальностью и воспринималась как часть индустрии красоты в одном ряду с косме­тическими центрами, салонами красоты и па­рикмахерскими.

С начала 2000-х годов руководители государ­ственных, частных учреждений и отраслевые ассоциации писали письма в Минздрав с прось­бой включить пластическую хирургию и косме­тологию в реестр медицинских специальностей. Такая инициатива была обусловлена желанием внедрить на рынок стандарты работы эстети­ческих клиник и соображениями экономии. «Необходимо было упорядочить финансовую деятельность в отрасли. Медицинские услуги облагались гораздо меньшими налогами, чем косметическая деятельность, к которой в тот пе­риод налоговые органы относили пластическую хирургию», – объясняет Владимир Виссарионов, возглавлявший тогда Институт пластической хирургии и косметологии на Ольховке.

Отдельными медицинскими специальностя­ми пластическую хирургию и косметологию признали только спустя семь лет после первых предложений о включении их в официальный реестр Минздрава. «Мы много лет собирали до­кументы, писали письма в Минздрав, стучались во все двери, но представители министерства, которое тогда возглавлял Зурабов, оставляли эти предложения без внимания. Точку в вопросе поставила Татьяна Голикова, которая прислуша­лась и с пониманием отнеслась к нашим ини­циативам. Почти сразу после своего назначения она подписала приказ об утверждении космето­логии и пластической хирургии как медицин­ских специальностей. Но к тому времени об этой инициативе уже знал весь Минздрав», – вспоми­нает Владимир Виссарионов.

В апреле 2009 года Минздравсоцразвития приказом №210н включил «Пластическую хи­рургию» и «Косметологию» в номенклатурный перечень специальностей в сфере здравоох­ранения, и в отрасли начали разрабатываться квалификационные требования к специа­листам и работе клиник (подробнее об изме­нениях в кадровой структуре отрасли после вступления в силу приказа – на стр. 21).

После включения специальности «Пластиче­ская хирургия» в реестр Минздрава направ­лением активно заинтересовались многопро­фильные медицинские центры. «Активная работа по развитию пластической хирургии была начата в августе 2011 года, – рассказыва­ет пластический хирург клинико-диагности­ческого центра «Медси» на Белорусской Антон Захаров. – До этого пластическая хирургия в списке услуг присутствовала, но оператив­ная активность по факту была крайне низкой».

По словам главного врача стационара ОАО «Медицина» Натальи Кондратовой, помимо сотрудничества с DoctorPlastic, сейчас кли­ника рассматривает возможность работы на принципах аренды и с другими пластиче­скими хирургами. Холдинг «СМ-Клиника» усилил направление пластической хирургии в 2012 году, вдвое увеличив команду врачей и сделав упор на рекламную активность по на­правлению эстетической медицины. «Когда я пришел в «СМ-Клинику» два года назад, моей задачей было развить здесь направле­ние пластической хирургии, и мы добились своей цели – например, если до 2012 года в «СМ-Клинике» на улице Клары Цеткин проводилось около 100 эстетических опера­ций в год, то по итогам прошлого года этот показатель вырос до 440 операций», – гово­рит заместитель главного врача по хирургии «СМ-Клиники» Дмитрий Саратовцев.

ПЛОДОНОСНЫЙ «ХОЛОСТЯК»

Рост числа клиник и отделений эстетической хирургии на рынке способствовал развитию конкуренции. Многие, в том числе опытные, игроки почувствовали снижение спроса. «По сравнению с концом 90-х, когда мы только открыли клинику, количество операций значительно сократилось», - говорит Владимир Корчак.

На снижение спроса повлияло и активное развитие смежного с пластической хирургией направления – косметологии. «Многие паци­ентки начали выбирать новые менее травма­тичные направления, отдавая предпочтение, например, ботоксу, а не подтяжкам», – объ­ясняет Корчак. С ним соглашается Отари Гогиберидзе из клиники «Время красоты»: «Развитие аппаратной косметологии сокра­тило количество подтяжек. Если, условно говоря, 10–15 лет назад мы делали 100 таких операций в год, пять лет назад – уже 40, то те­перь – не более 10–15 операций».

Изменение структуры спроса заставило ру­ководителей клиник эстетической хирургии адаптироваться и развивать сопутствующие услуги – отделения косметологии и магази­ны по продаже косметических средств. Это направление, по оценкам Отари Гогиберид­зе, сегодня составляет уже до 30% выручки клиники «Время красоты». Андрей Искорнев из Platinental говорит, что его клинике косме­тология приносит около 25% дохода.

Многие игроки рынка создают на базе своих эстетических клиник холдинговые структуры с несколькими медицинскими направления­ми и задумываются о расширении географии своего бизнеса. Два года назад главный врач клиники DoctorPlastic Илья Сергеев сократил количество операций, проводимых в ОАО «Медицина», арендовал новое помещение с собственным стационаром и открыл там еще одну клинику, Doctor Lider, специали­зирующуюся на гинекологии, флебологии и снижении веса. «Клиника DoctorPlastic была полностью заполнена в пиковые месяцы весной и осенью, но летом она часто пусто­вала. Чтобы обеспечить загрузку помеще­ния, мы открыли еще одну клинику другого профиля. После пластических операций мы направляем пациентов к нашим гинекологам и флебологам, и это значительно повышает лояльность клиентов», – говорит Сергеев.

Владельцы клиники The Platinental открыли филиалы в Казани и Киеве. «Наличие инве­сторов и экономического фундамента позво­ляет развиваться на перспективных направ­лениях и территориях», – поясняет Андрей Искорнев из The Platinental.

Еще один инструмент конкурентной борьбы для пластических хирургов – реклама и PR. При этом стратегии промоактивности кли­ник заметно разнятся. Отари Гогиберидзе из клиники «Время красоты» говорит, что раз­мещает рекламу точечно, преимущественно в профильных журналах о красоте и здоровье, и участвует в выборочных «нескандальных» телевизионных проектах. По оценкам Ильи Сергеева из DoctorPlastic, чтобы поддерживать внимание пациентов к бренду клиники, необ­ходимо тратить на рекламу около 8% оборота: «Этот показатель значительно выше, чем для клиник общемедицинского профиля. Паци­енты клиник эстетической хирургии идут к конкретному доктору, здесь нужно все время поддерживать как рекламную, так и PR-ак­тивность. Мы каждый год продумываем свою рекламную стратегию, активно задействуем все носители, включая интернет, телевиде­ние, в том числе популярные шоу, такие как «Пусть говорят» и «Дом-2». Андрей Искорнев из Platinental в прошлом году стал первым в России пластическим хирургом, которому отвели главную роль в реалити-шоу: он стал звездой проекта «Холостяк-3», где нашел свою возлюбленную, Ирину Скорикову.

эстетическая хирургия, пластическая хирургия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении