За 15 лет российский рынок эстетической хирургии пережил экономический бум: если в конце 90‑х в этой сфере работали не больше 10 специализированных частных клиник, то теперь количество медучреждений возросло до 500. Секрет такой динамики прост – высокая рентабельность бизнеса и устойчивый спрос на операции. Достигнув «промышленных» масштабов, рынок переходит на новый этап развития – владельцы клиник эстетической хирургии создают на базе своих центров многопрофильные холдинги, открывают филиалы за рубежом и становятся героями телевизионных шоу.
ЭСТЕТИКА ХАОСА И ПЛАСТИКА СПРОСА
В этом году у эстетических хирургов юбилей – пять лет назад Минздрав официально включил пластическую хирургию в реестр медицинских специальностей. До этого клиники эстетической медицины вместе с косметическими центрами, салонами красоты, парикмахерскими были частью российской «индустрии красоты», в котором занимали не более 1-2%.
На рынке медицинских услуг эстетическая хирургия занимает пока тоже небольшой нишевый сегмент. Если совокупный объем расходов на здравоохранение в России в 2012 году, по данным компании DMG, составил $19,8 млрд, то затраты на эстетические операции в тот же период, по разным оценкам, достигали $80–200 млн. Получается, эстетическая хирургия в сегменте медицинских услуг в России могла занимать не более 0,5-1%.
Однако на международном рынке эстетической хирургии Россия входит в число стран-лидеров. Перспективы развития этого направления уже привлекли сюда всех крупных зарубежных производителей имплантатов (подробнее о работе этих компаний на российском рынке см. «Терновый бюст» в VM#24). А по данным последнего исследования Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS), в 2011 году Россия вошла в ТОП15 стран по количеству операций, проводимых пластическими хирургами: в тот период в России было проведено 104,2 тысячи операций с хирургическими вмешательствами, таких как увеличение груди, подтяжки лица, липопластика, ринопластика, и 125,1 тысячи нехирургических манипуляций (инъекции ботокса, склерозирующая терапия, дермабразия и другие). В 2013 году в России насчитывалось уже 550–600 клиник и отделений эстетической хирургии, которые в среднем проводили по 200 хирургических операций. Таким образом, общее количество эстетических вмешательств в этот период могло составить 110–120 тысяч операций, а динамика этого рынка за два года – 6–15%. «Мой собственный опыт и информация, исходящая от коллег, свидетельствуют о стабилизации спроса без тенденции к резким колебаниям – количество операций устойчиво увеличивается на 10–13% ежегодно, – подтверждает национальный секретарь ISAPS в России Ирина Хрусталева. – Сейчас меняется скорее структура выполняемых эстетических процедур, все более востребованными становятся различные малоинвазивные вмешательства, инъекции и прочие манипуляции, не требующие длительного периода восстановления. Средний возраст пациенток, обращающихся к пластическому хирургу, снизился с 50–55 до 35–40 лет, выросло целое поколение молодых женщин, ухаживающих за собой с подросткового возраста, готовых заниматься коррекцией лица и фигуры, в том числе после родов». Такая стабильность на рынке наступила относительно недавно. С конца 90-х годов он рос в геометрической прогрессии, преимущественно за счет увеличения количества клиник. Если 15 лет назад в России функционировало не больше 10 крупных специализированных учреждений эстетической хирургии, то в начале 2000-х таких насчитывалось уже 200–300, а в прошлом году этот показатель увеличился в 2-2,5 раза. Помимо самих пластических хирургов, открывающих частные клиники эстетической медицины, драйверами роста стали непрофильные инвесторы и медицинские центры, резко заинтересовавшиеся перспективами развития этого направления.
Первыми специализированные клиники пластической хирургии в конце 90-х открывали врачи, изучавшие это направление на кафедрах челюстно-лицевой и микрохирургии, или предприниматели из сферы косметических услуг. «Например, собственные центры в одно и то же время открыли сразу несколько выпускников РУДН – Владимир Корчак, Владимир Тапия-Фернандес, приехавший в 90-е годы в Россию из Боливии, чтобы изучать медицину», – вспоминает директор одного из московских центров эстетической медицины.
А директор клиники «Клазко» Этери Крихели говорит, что идея развивать направление эстетической хирургии пришла к ней после того, как она открыла в Москве косметический салон, в котором в том числе оказывались услуги лазерной эпиляции: «Клиенты стали интересоваться, не делаем ли мы эстетические операции, и мы задумались и об этом направлении – стали изучать мировой рынок, закупили оборудование и занялись поиском врачей». По словам основателя клиники «Корчак» Владимира Корчака, в то время на рынке функционировало не более 10 крупных специализированных клиник эстетической хирургии.
У частных центров было два типа конкурентов – государственные учреждения и хирурги-одиночки. Среди первых, например, Институт красоты на Новом Арбате и Институт пластической хирургии и косметологии на Ольховке в Москве. «Спрос на эстетические операции уже появился, но на рынке царил полный хаос. Врачи работали бессистемно и воспринимали эстетическую хирургию как хобби: например, утром доктор мог работать в своем отделении общей хирургии или гинекологии, а вечером делать пластические операции в каком-нибудь полуподвальном помещении», – вспоминает Этери Крихели из «Клазко».
Специализированные центры установили новые стандарты обслуживания и начали выводить частную эстетическую медицину из тени. «Наши условия не шли в сравнение, например, с тем, что предлагали хозрасчетные учреждения: персонал стучался перед тем, как войти в палату, пациентам ежедневно меняли белье, еду пациенты могли заказать по меню из ресторанов. Тогда все это казалось нереальным – неудивительно, что среди наших первых пациентов сразу оказались звезды и VIP-персоны», – говорит генеральный директор клиники «Корчак» Галина Корчак. Этери Крихели утверждает, что в тот период ее клиника занималась «просветительской деятельностью» – рассказывали пациентам и врачам об эстетических операциях и реабилитации после них.
Спрос на услуги сразу оказался высоким. «Очень скоро к нам стали приезжать пациенты не только из регионов, но и со всего постсоветского пространства, и мы быстро вышли на хороший уровень по числу операций», – говорит Галина Корчак. Клиники выходили на окупаемость уже в первые два года работы, а рентабельность этого сегмента достигала 20–40%.
НЕФТЯНЫЕ ПОДТЯЖКИ
Перспективы развития эстетической медицины привлекали все больше хирургов, и в 2000-е годы в отрасли случился реальный бум. Врачи стали искать инвесторов для своих проектов и разрабатывать схемы по созданию собственной практики. Ежегодно на рынке появлялись десятки учреждений, где проводились эстетические операции.
Президент клиники пластической хирургии The Platinental Андрей Искорнев нашел первых инвесторов для своей клиники еще в конце 90-х годов: «Тогда я открыл клинику «Наоми», мажоритарными акционерами которой были люди из нефтяной сферы. Но в кризис 98-го года они занялись решением проблем своего основного бизнеса, продали здание клиники, и я оказался в «свободном плавании», – рассказывает Искорнев.
Однако без собственной практики Искорнев оставался недолго. Скоро он познакомился с новым партнером – генеральным директором ООО «Управляющая компания ИФД «Капитал» Вадимом Сосковым, который в то время был заместителем генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент». По словам Андрея Искорнева, именно Сосков и «еще один партнер из ресторанного бизнеса» стали инвесторами его новой клиники The Platinental. По данным «СПАРК-Интерфакс», совладельцем ООО «Международный хирургический центр «Платинентал», помимо Андрея Искорнева и Вадима Соскова, сейчас является Руслан Савин. «Перед тем как принять участие в проекте The Platinental, я провел маркетинговое исследование сегмента эстетической хирургии, которое показало, что даже в условиях экономической нестабильности спрос на эту услугу и желание людей выглядеть лучше остаются устойчивыми», – объясняет Вадим Сосков.
Партнеры начали развивать The Platinental как клинику премиум-класса по западному образцу – она стала первой в России клиникой эстетической хирургии, на которую была куплена зарубежная франшиза. «Изначально The Platinental был не очень сильным брендом косметологических клиник в США. Но нам эта лицензия была важна, поскольку создатели проекта прописали настоящую «библию» работы элитарной клиники – от возраста администраторов до правил медицинского обслуживания пациентов. Мы адаптировали этот брендбук под российские реалии, а затем полностью выкупили и сам бренд», – рассказывает Искорнев.
Участники рынка вспоминают, что в тот момент представители непрофильных отраслей активно интересовались как новыми клиниками, так и уже работавшими предприятиями. «Инвесторов привлекала не только ассоциация этого направления с модной в то время индустрией красоты, но и финансовые перспективы возврата инвестиций на фоне бурного роста сегмента – они рассматривали возможность покупки доли и вложений в уже существующие успешные проекты», – говорит директор крупной московской клиники эстетической медицины. Например, по данным «СПАРК-Интерфакс», совладельцем клиники «Клазко» в начале 2000-х был заместитель председателя правления ОАО ГМК «Норильский никель» Жоквес Розенберг. Директор клиники Этери Крихели отказалась комментировать участие Розенберга в уставном капитале компании в тот период. А подтвердить эту информацию у самого Розенберга уже невозможно – он скончался в 2008 году.
Многие хирурги находили способы открывать собственные клиники и без привлечения инвесторов. Чтобы сократить первоначальные издержки, они сотрудничали с многопрофильными медицинскими центрами, арендуя у этих медучреждений стационар, оборудование, а также используя услуги реаниматологов и среднего медицинского персонала. «Семь лет назад мы зарегистрировали юридическое лицо «Доктор Пластик», сняли офис, но все операции проводили на базе ОАО «Медицина», которой отчисляли фиксированную плату за аренду оборудования и стационара», – вспоминает основатель клиники DoctorPlastic Илья Сергеев.
Главный врач клиники «Время красоты» Отари Гогиберидзе замечает, что по такой же схеме с ОАО «Медицина» в середине 2000-х сотрудничала еще одна клиника эстетической хирургии – «Эстетика», в которой он в то время работал. Многопрофильные центры с собственным стационаром были тоже заинтересованы в привлечении пластических хирургов, поскольку их участие повышало эффективность работы операционных и привлекало новых пациентов. «Когда мы начинали работать с Ильей Сергеевым, у нас проводилось до 15 эстетических операций в неделю, что обеспечивало 10–15% загрузки операционных. А потом эти пациенты, которым понравилось медицинское обслуживание, могли обращаться в нашу клинику за амбулаторными услугами или проведением диагностики», – рассказывает главный врач стационара ОАО «Медицина» Наталья Кондратова.
Развитию рынка эстетической хирургии способствовала и растущая популярность этой темы на телевидении – в середине 2000-х появился целый ряд телевизионных проектов с участием пластических хирургов. Как правило, хирург платил каналу за рекламу своей клиники и предоставлял скидку на операции для участника шоу. По словам Ильи Сергеева из DoctorPlastic, по такой схеме, например, работал ТНТ с реалити-шоу «Дом-2». «Когда нам предложили принять участие в проекте, я сначала сомневался. Но потом ко мне на предварительную консультацию пришла участница шоу Ирина Агибалова. Пока она сидела в очереди, на нее обратили внимание другие клиенты и стали спрашивать: «Это действительно та самая Агибалова из «Дома-2»?» Тогда, поговорив с пациенткой и поняв, что у нее адекватные пожелания по операции, я принял решение участвовать в проекте и не ошибся – после того как наша реклама появилась на ТНТ, количество пациентов возросло», – вспоминает Илья Сергеев из DoctorPlastic. Главный врач клиники «Время красоты» Отари Гогиберидзе говорит, что участие в телевизионных проектах хорошо влияет на «сарафанное радио»: «В проекте «Время красоты» на канале «Домашний» я появлялся лишь на несколько минут. Но поскольку мы консультировали участников программы и помогали им исправить недостатки, которые у них остались после предыдущих операций, скоро получили очень много положительных отзывов, что повлияло на привлечение в нашу клинику новых пациентов».
ТОЧКА ГОЛИКОВОЙ
Несмотря на бурный рост количества клиник, операций и числа врачей, задействованных в пластической хирургии, отрасль долгое время оставалась вне системы медуслуг. Участники рынка в тот период любили сравнивать ее с математической физикой: с одной стороны, в эстетической хирургии уже работали профессиональные хирурги и стоматологи, с другой – пластическая хирургия не считалась медицинской специальностью и воспринималась как часть индустрии красоты в одном ряду с косметическими центрами, салонами красоты и парикмахерскими.
С начала 2000-х годов руководители государственных, частных учреждений и отраслевые ассоциации писали письма в Минздрав с просьбой включить пластическую хирургию и косметологию в реестр медицинских специальностей. Такая инициатива была обусловлена желанием внедрить на рынок стандарты работы эстетических клиник и соображениями экономии. «Необходимо было упорядочить финансовую деятельность в отрасли. Медицинские услуги облагались гораздо меньшими налогами, чем косметическая деятельность, к которой в тот период налоговые органы относили пластическую хирургию», – объясняет Владимир Виссарионов, возглавлявший тогда Институт пластической хирургии и косметологии на Ольховке.
Отдельными медицинскими специальностями пластическую хирургию и косметологию признали только спустя семь лет после первых предложений о включении их в официальный реестр Минздрава. «Мы много лет собирали документы, писали письма в Минздрав, стучались во все двери, но представители министерства, которое тогда возглавлял Зурабов, оставляли эти предложения без внимания. Точку в вопросе поставила Татьяна Голикова, которая прислушалась и с пониманием отнеслась к нашим инициативам. Почти сразу после своего назначения она подписала приказ об утверждении косметологии и пластической хирургии как медицинских специальностей. Но к тому времени об этой инициативе уже знал весь Минздрав», – вспоминает Владимир Виссарионов.
В апреле 2009 года Минздравсоцразвития приказом №210н включил «Пластическую хирургию» и «Косметологию» в номенклатурный перечень специальностей в сфере здравоохранения, и в отрасли начали разрабатываться квалификационные требования к специалистам и работе клиник (подробнее об изменениях в кадровой структуре отрасли после вступления в силу приказа – на стр. 21).
После включения специальности «Пластическая хирургия» в реестр Минздрава направлением активно заинтересовались многопрофильные медицинские центры. «Активная работа по развитию пластической хирургии была начата в августе 2011 года, – рассказывает пластический хирург клинико-диагностического центра «Медси» на Белорусской Антон Захаров. – До этого пластическая хирургия в списке услуг присутствовала, но оперативная активность по факту была крайне низкой».
По словам главного врача стационара ОАО «Медицина» Натальи Кондратовой, помимо сотрудничества с DoctorPlastic, сейчас клиника рассматривает возможность работы на принципах аренды и с другими пластическими хирургами. Холдинг «СМ-Клиника» усилил направление пластической хирургии в 2012 году, вдвое увеличив команду врачей и сделав упор на рекламную активность по направлению эстетической медицины. «Когда я пришел в «СМ-Клинику» два года назад, моей задачей было развить здесь направление пластической хирургии, и мы добились своей цели – например, если до 2012 года в «СМ-Клинике» на улице Клары Цеткин проводилось около 100 эстетических операций в год, то по итогам прошлого года этот показатель вырос до 440 операций», – говорит заместитель главного врача по хирургии «СМ-Клиники» Дмитрий Саратовцев.
ПЛОДОНОСНЫЙ «ХОЛОСТЯК»
Рост числа клиник и отделений эстетической хирургии на рынке способствовал развитию конкуренции. Многие, в том числе опытные, игроки почувствовали снижение спроса. «По сравнению с концом 90-х, когда мы только открыли клинику, количество операций значительно сократилось», - говорит Владимир Корчак.
На снижение спроса повлияло и активное развитие смежного с пластической хирургией направления – косметологии. «Многие пациентки начали выбирать новые менее травматичные направления, отдавая предпочтение, например, ботоксу, а не подтяжкам», – объясняет Корчак. С ним соглашается Отари Гогиберидзе из клиники «Время красоты»: «Развитие аппаратной косметологии сократило количество подтяжек. Если, условно говоря, 10–15 лет назад мы делали 100 таких операций в год, пять лет назад – уже 40, то теперь – не более 10–15 операций».
Изменение структуры спроса заставило руководителей клиник эстетической хирургии адаптироваться и развивать сопутствующие услуги – отделения косметологии и магазины по продаже косметических средств. Это направление, по оценкам Отари Гогиберидзе, сегодня составляет уже до 30% выручки клиники «Время красоты». Андрей Искорнев из Platinental говорит, что его клинике косметология приносит около 25% дохода.
Многие игроки рынка создают на базе своих эстетических клиник холдинговые структуры с несколькими медицинскими направлениями и задумываются о расширении географии своего бизнеса. Два года назад главный врач клиники DoctorPlastic Илья Сергеев сократил количество операций, проводимых в ОАО «Медицина», арендовал новое помещение с собственным стационаром и открыл там еще одну клинику, Doctor Lider, специализирующуюся на гинекологии, флебологии и снижении веса. «Клиника DoctorPlastic была полностью заполнена в пиковые месяцы весной и осенью, но летом она часто пустовала. Чтобы обеспечить загрузку помещения, мы открыли еще одну клинику другого профиля. После пластических операций мы направляем пациентов к нашим гинекологам и флебологам, и это значительно повышает лояльность клиентов», – говорит Сергеев.
Владельцы клиники The Platinental открыли филиалы в Казани и Киеве. «Наличие инвесторов и экономического фундамента позволяет развиваться на перспективных направлениях и территориях», – поясняет Андрей Искорнев из The Platinental.
Еще один инструмент конкурентной борьбы для пластических хирургов – реклама и PR. При этом стратегии промоактивности клиник заметно разнятся. Отари Гогиберидзе из клиники «Время красоты» говорит, что размещает рекламу точечно, преимущественно в профильных журналах о красоте и здоровье, и участвует в выборочных «нескандальных» телевизионных проектах. По оценкам Ильи Сергеева из DoctorPlastic, чтобы поддерживать внимание пациентов к бренду клиники, необходимо тратить на рекламу около 8% оборота: «Этот показатель значительно выше, чем для клиник общемедицинского профиля. Пациенты клиник эстетической хирургии идут к конкретному доктору, здесь нужно все время поддерживать как рекламную, так и PR-активность. Мы каждый год продумываем свою рекламную стратегию, активно задействуем все носители, включая интернет, телевидение, в том числе популярные шоу, такие как «Пусть говорят» и «Дом-2». Андрей Искорнев из Platinental в прошлом году стал первым в России пластическим хирургом, которому отвели главную роль в реалити-шоу: он стал звездой проекта «Холостяк-3», где нашел свою возлюбленную, Ирину Скорикову.