27 Июля 2024 Суббота

Купюрование приступа
Анна Родионова, Ирина Мамиконян Мединдустрия
18 июня 2013, 13:53
5226

Петербургские и хабаровские врачи отбиваются окладами

«Итальянская» забастовка ижевских врачей вдохновила их коллег из других регионов бороться за свои права, а точнее, за денежные компенсации. Медперсонал питерской поликлиники №51 решил вытребовать у руководства оплату сверхурочных через суд. Итоги борьбы пока неоднозначны: один из истцов успел отсудить 77 тысяч рублей, а другой – столкнуться с угрозой увольнения из ЛПУ, получив два дисциплинарных взыскания подряд. Во избежание подобных последствий в Хабаровском профсоюзе врачей решили выбивать повышения выплат путем переговоров с краевым Минздравом. Но там сразу предупредили, что чуда ждать не следует: региональный бюджет на 2013 год принят в дефицитном варианте.

За трудовые выходные

Чаша терпения 13-ти медработников городской поликлиники №51 Санкт-Петербурга переполнилась спустя пять лет с того момента, как руководство ЛПУ фактически обязало их работать в выходные и праздничные дни, не выплачивая при этом денежную компенсацию. Да и то вряд ли бы дело дошло до коллективного иска, если бы не пример одного из коллег, врача общей практики Сергея Цыганова. В декабре 2012 года ему удалось отсудить у поликлиники 57 тысяч рублей в качестве компенсации задолженности по зарплате за три года и 20 тысяч рублей компенсации морального вреда. Администрация поликлиники направила апелляцию в Городской суд Санкт-Петербурга, но суд постановил оставить решение первой инстанции – Московского райсуда – без изменений. Иску со стороны Цыганова предшествовала проверка Гострудинспекции, в которую сотрудники поликлиники от имени Межрегионального профсоюза врачей пожаловались на работодателя.

По данным профсоюза, на протяжении более чем пяти лет администрация поликлиники при заполнении табелей учета рабочего времени специально ежедневно «теряла» по 12-17 минут от трудодня каждого врача. Таким образом, в конце месяца набегала «недоработка» на одну смену. Медикам сообщали, что «с целью сведения баланса рабочего времени» они должны компенсировать неотработанные часы – выйти на работу в выходной или праздничный день.

«То есть врачи 12 своих выходных в год тратили на работу, которая никак не оплачивалась», – отмечает председатель профсоюза хирург Борис Буряк. После того, как Гострудинспекция обнаружила нарушения, трудовые договора были переоформлены. Однако компенсации за прошлые годы врачам уже следовало добиваться через суд.

Сводную сумму требований истцы рассчитывали определить по ходу процесса. «Точно общую сумму сложно посчитать, так как необходимые данные – табели учета рабочего времени, приказы на зарплату есть только у работодателя, но нам их не предоставили, – говорит юрист, представляющий интересы врачей, Алексей Локшин. – Примерная сумма – около 600-750 тысяч рублей плюс компенсация морального вреда и судебные расходы. Общая сумма вполне могла быть около 1-1,3 млн рублей». Юрист ходатайствовал о получении табелей за весь период работы медиков, но его ходатайства были отклонены, судья ограничилась истребованием документов только за 2012 год. Однако 3 июня до того благосклонный к врачу Цыганову Московский районный суд отказал медработникам в удовлетворении иска по причине пропущенных сроков обращения.

Их борьба

«Возможно, причина отклонения иска именно в разном подходе судей, – говорит юрист Локшин. – Если в случае с Цыгановым судья старалась разобраться, то в случае с 13-ю врачами судья формально подошла к делу». Он ссылается на ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. «Но в нашем случае не все так очевидно. Работник может узнать о существующем долге по зарплате только в момент увольнения, когда с ним будет произведен окончательный расчет, так как у работодателя сохраняется возможность выплатить долг по зарплате вплоть до последней выплаты», – уточняет юрист.

Врачи тем временем уверены, что администрация поликлиники тоже готова продолжать борьбу. Но своими методами. Профсоюзному лидеру Борису Буряку уже вынесены два дисциплинарных взыскания. Аналогичных мер, по его мнению, стоит опасаться и другим коллегам. «В обеденный перерыв 4 июня члены профсоюза провели 10-минутное собрание. Замглавного врача по кадрам Ирина Рождественская переписала всех пришедших врачей, чтобы «проверить по графику, кто прервал лечебный процесс и нанес ущерб пациентам», – рассказывает Буряк. По его словам, медикам в устной форме рекомендовали не ходить на собрание, а ему пообещали, что он «не будет работать ни в этой поликлинике, ни где-либо в городе».

В течение рабочей недели корреспонденту VM не удалось застать главврача поликлиники Ирину Седавных на работе. На звонки отвечала ее заместитель Оксана Никитина. Она рассказала, что ей известно лишь, что суд решил отклонить в полном объеме исковые требования врачей, а других деталей сообщить не может, так как работает всего несколько месяцев. Возглавляемый Буряком профсоюз Никитина не считает легитимным органом, поскольку у него «нет документов о регистрации». В то же время администрация поликлиники еще в конце прошлого года, как следует из материалов Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти, пыталась добиться его ликвидации. Но потерпела неудачу: суд вынес определение о прекращении производства по делу о признании государственной регистрации профсоюза незаконной.

Руководитель отдела здравоохранения Московского района Антон Атрощенко, в чьем ведении находится поликлиника, полагает, что администрация учреждения «пытается найти решение». «Все было в рамках 40-часовой рабочей недели, никто не работал сверх графика. Медучреждение не уходит от разговора. Как только будет другое судебное решение, поликлиника сразу все выплатит. Никто не собирается воевать и вставлять палки в колеса», – полагает Атрощенко.

Борьба медиков и менеджеров привлекла внимание и Заксобрания Петербурга: депутат Ирина Комолова встречалась с каждой из конфликтующих сторон. «Администрация поликлиники представила мне эту ситуацию таким образом, что с врачей «снимают» 17 минут для того, чтобы они меньше работали из-за необходимости работать по выходным, – рассказывает Комолова. – Пока получается, что это местничество, потому что никаких документов, распоряжений Минздрава, приказов местного уровня мне показать не смогли. На мой взгляд, администрация не умеет работать с не карманными профсоюзами, их подобные вещи напрягают. Но и профсоюз должен понимать, что порох всегда должен быть сухим – если нужно, на работника всегда найдут компромат», – добавляет депутат.

Пока городская администрация и депутаты Заксобрания ищут способ разрешения конфликта, юрист Локшин готовит кассационную жалобу в Городской суд, а юристы администрации поликлиники – апелляцию в Верховный суд на решение о выплате 77 тысяч рублей врачу Цыганову.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Адвокатская Группа ОНЕГИН» Ольга Зиновьева полагает, что применение срока исковой давности может быть оправдано. «Врачи каждый месяц получали заработную плату, одновременно с ней они получали расчетные листки. По большому счету, они должны были узнать о нарушении их прав, если таковое произошло, с получением первой заработной платы в неправильно исчисленном размере, а не с момента, когда суд вынес положительное решение по иску их коллеги, после чего коллектив решил пойти по проторенной дороге, – рассуждает Ольга Зиновьева. – Думаю, суд, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался этими обстоятельствами». Вместе с тем, по словам Зиновьевой, при действительном наличии нарушения оно относится к категории длящихся. «Поэтому, какова будет по данному вопросу позиция суда апелляционной инстанции, однозначно ответить сложно. В любом случае, обжаловать решение суда первой инстанции необходимо, поскольку зачастую отказ в иске по мотивам пропуска срока исковой давности не означает рассмотрения его по существу», – резюмирует эксперт.

Номиналом повыше

Легитимность Хабаровской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ (ХКОПРЗ) местные власти оспаривать не планируют. И даже наоборот, хабаровский Минздрав выражает готовность сообща с профсоюзом решать накопившиеся вопросы.

Существование проблем, главные из которых – маленькие зарплаты и дыры в штатных расписаниях ЛПУ, региональные чиновники признали после того, как профсоюз весной пригрозил массовым митингом.

Идти на демонстрацию хабаровские врачи решили не просто так, рассказывает председатель ХКОПРЗ Ольга Адмидина. Медработников возмутил отчет краевого Минздрава о росте средней заработной платы медработников. «Средняя зарплата врачей якобы составила 41 тысячу рублей, медсестер – 28 тысяч рублей. Все были такими цифрами возмущены. Конечно, у нас есть перинатальные и кардиологические центры, где врачи делают уникальные операции и получают за это соответственно. Но это единичные случаи, а не средний показатель», – сетует Адмидина. По ее словам, индексация заработной платы, напротив, заметно отстает от темпов роста потребительских цен, а новая система оплаты труда не оправдывает ожидания по значительному повышению зарплаты медработников. «Три года стажа только медицинско-врачебного. На двух ставках я получаю 16 тысяч как заведующий отделением и как врач санатория», – подтверждает заведующий отделением детского санатория «Амурский» Анатолий Руденко.

По две ставки совмещают большинство квалифицированных специалистов в регионе, хотя официально в Хабаровском крае коэффициент совмещения у врачей составляет 1,5, а у медсестер – 1,6 ставки. «Сверхурочные оплачиваются, но мы работаем на несколько ставок не только потому, что мало получаем, но и потому, что работать просто некому», – говорит Адмидина. По ее мнению, молодые врачи просто не хотят оставаться в регионе из-за низких зарплат.

От протестной активности хабаровские врачи пока отказались, предпочтя сесть с чиновниками за стол переговоров. Первая встреча с представителями Минздрава и депутатами краевого Заксобрания состоялась 5 мая. Члены профсоюза постарались максимально доступно объяснить регуляторам, почему по идее стимулирующие рост дохода врачей меры на практике не работают. Несмотря на новую систему расчета стимулирующих выплат, зарплата, по сути, не изменилась. «У меня был оклад 4,7 тысячи рублей, теперь, с 1 июня в связи с переходом моего стационара в краевое ведение, он вырастет до 5,4 тысячи рублей. Однако это не значит, что автоматически вырастет и мой месячный доход. В каких-то районах края базовые оклады были повышены, однако за стаж медработникам перестали платить», – утверждает Адмидина.

К решению проблемы хабаровские врачи предлагают подойти комплексно. Для начала нужно повысить базовый оклад и на законодательном уровне связать его с МРОТ. Например, оклад санитара не должен быть ниже 8142 рублей. От краевого Минздрава врачи ждут методических рекомендаций по базовым критериям оценки результативности и качества работы для установления выплат стимулирующего характера. Надбавки за стаж работы и квалификационные категории в профсоюзе вообще предлагают сделать обязательными. От краевых властей члены профсоюза ждут поправок в законодательство Хабаровского края, предусматривающих возможность полной компенсации оплаты коммунальных услуг для сельских врачей и т. д.

Все эти требования на встрече 5 мая были адресованы замминистра здравоохранения региона Ирине Радомской. Однако она в ответ порадовать врачей не смогла. По ее словам, на повышение окладов всем медработникам потребуется три бюджета края.

А с бюджетом у региона проблема – на 2013 год он принят с дефицитом, поэтому в ближайшее время врачи на повышение окладов могут не рассчитывать. Однако кое-что, кроме перманентной готовности к диалогу, выторговать у регионального Минздрава профсоюзной организации удалось: «Мы договорились с замминистра, что не будем добиваться больших собраний, однако начнем рассматривать каждое проблемное ЛПУ в индивидуальном порядке и стараться решать их проблемы», – обещает Ольга Адмидина.

итальянская забастовка, оплата труда, профсоюз

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении