27 Июля 2024 Суббота

Кто, как и сколько зарабатывает на облысении нации
Алексей Каменский Мединдустрия
3 октября 2017, 10:26
Фото: Гиалурон.ком
12013

Лечение мужской алопеции – сфера медицинского бизнеса, в которой разных методов решения проблемы примерно столько же, сколько врачей и клиник, которые ее решают. Хирургия, физио- и мезотерапия, воздействие теплом и холодом, уникальные препараты и их комплексы – всюду находятся удивительные способы заставить волосы расти. Vademecum разбирался, почему модная сейчас доказательная медицина не может пробиться в сферу алопеции и есть ли от этого кому‑то польза.

Облысение по мужскому типу вроде бы не располагает к тайнам и неоднозначным толкованиям. Едва ли в какой-то еще сфере медицины и саму проблему, и результаты ее решения так хорошо видно буквально с первого взгляда. Но все куда сложнее.

«Встретила на одном мероприятии своего бывшего. Испытала шок, – рассказывает посетительница сайта www.realself.com (в Рунете обсуждение алопеции, не вызывающее сильных подозрений в ангажированности, Vademecum найти не удалось). – Раньше у него просто было мало волос. Ничего особенного, можно так жить. Но оказалось, что он, уже не при мне, сделал себе пересадку волос. А сам продолжал лысеть. И вот теперь у него вокруг лба дурацкий курчавый ободок, а дальше – абсолютно голая голова. Мог бы и сообразить, что так случится: прежде чем выкладывать целое состояние за оперцию, просто посмотрел бы внимательно на своего лысого отца. Но самое смешное – он уверен, что с прической у него все в порядке».

В этой маленькой истории удивительным образом сконцентрировались все проблемы сектора. Дороговизна и необязательность большинства видов лечения. Сложности с прогнозированием результата, множество наследственных и других факторов, которые надо учесть. Невозможность решить проблему раз и навсегда, а если выйти за рамки хирургии – отсутствие надежных, доказанных методов лечения. Ну и, наконец, субъективность в оценке результатов. Если представить себе, что хотя бы часть этих проблем удастся решить, рынок лечения алопеции окажется просто огромен. В России надежной статистики нет. По данным International Society of Hair Restoration Surgery (ISHRS), в США алопеция в достаточно заметной степени есть у 35 млн мужчин – это примерно 20% мужского населения. Похожая цифра в Китае – 21%. Считается, что примерно у 80% лысеющих наблюдается так называемая андрогенетическая алопеция, то есть связанная не с каким-то заболеванием, а с «естественной», «наследственно обусловленной» потерей волос. Кавычки в данном случае означают, что многие игроки в сфере лечения алопеции, в том числе довольно заметные, ставят под сомнение эти термины. И даже строят на этом свой бизнес.

МАКУШКИНЫ СЛЕЗ КИ

В мире существует два препарата, про которые клинически доказано, что они останавливают, а порой и разворачивают назад андрогенетическую алопецию. Это миноксидил и финастерид. Судьба их схожа. Первый был синтезирован в конце 50-х компанией Upjohn как будущее средство от язвы желудка, в ходе исследований превратился в сосудорасширяющее средство, а уже позже, в 70–80-х, был обнаружен его побочный эффект – стимуляция роста волос. Финастерид разрабатывали для лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы, а он помимо этого оказался эффективен и против алопеции. FDA на своем сайте подробно описывает результаты клинических исследований (КИ) финастерида, в том числе одного пятилетнего, довольно крупного – с несколькими сотнями участников, скрупулезными подсчетами количества волос на квадратный дюйм в группах финастерида и плацебо на всем протяжении исследования.

Результат, на первый взгляд, обнадеживает: к концу эксперимента принимающие препарат пациенты обогнали контрольную группу примерно на 250 волос на квадратный дюйм (40 волос на кв. см). Но, во-первых, речь шла не столько о приросте, сколько о более медленном выпадении. Во-вторых, и миноксидил, и финастерид не лечат, а поддерживают: после прекращения приема волосы снова начинают выпадать. При этом у обоих есть побочные эффекты, в частности, у финастерида это снижение либидо. Таким образом, желание более импозантно выглядеть может после приема препарата натолкнуться на контраргумент: а, собственно, зачем? По данным, которые Vademecum предоставила DSM Group, объем продаж миноксидила в России составил в 2016 году 360 млн рублей, финастерида – 280 млн рублей. Это, для сравнения, примерно на порядок меньше продаж популярного противовоспалительного средства, замкнувшего в прошлом году двадцатку препаратов-лидеров. Так что до роли лекарства-панацеи обоим далеко. Похожая безотрадная картина и в сфере спасающих от облысения процедур: гарантирующих результат методик не существует.

Сложившаяся на рынке ситуация – спрос есть, а предложение зыбко и неопределенно – располагает игроков к созданию и продвижению собственных систем лечения. Вот три характерных примера.

Судя по всему, самый крупный российский оператор в сфере восстановления шевелюры – компания «АМД Лаборатории», сумевшая за 20 лет существования создать сеть, которая включает  в себя три десятка центров и распространяется за пределы России. Основатель АМД Сергей Попилюк, президент группы Corus (занимающейся самыми разными бизнес-направлениями – продажей продуктов питания, табачных изделий, цветов, изготовлением крепежа), рассказывает, что заинтересоваться лечением алопеции его заставили еще в 90-х проблемы с собственной прической. С существовавшими тогда способами лечения он познакомился в США, так что вначале российская АМД приобрела технологии борьбы с облысением американской AMD Lab, но дальше их пути разошлись. Связаться с американской AMD не удалось. На ее сайте указано, что технология доступна в США с 2005 года, а автоответчик сообщил корреспонденту Vademecum, что он выиграл тур в Латинскую Америку, и предложил перезвонить, если его интересуют другие идеи путешествий от AMD.

Компания постепенно сформировала собственную технологию лечения разных видов алопеции, состоящую из трех этапов и предполагающую использование целого ряда процедур (мезотерапии, магнитно-лазерной терапии и пр.) и препаратов, в том числе собственного изготовления. Средства эти являются не лекарственными, а косметическими, поэтому КИ для них не требуются. «Мы видим, что это помогает, доказательством эффективности служит наш опыт», – заявляет Попилюк. Лечиться в АМД приходят с разными видами алопеции, примерно четверть пациентов – с андрогенетической. Как быть с тем, что ее излечимость, в общем-то, под вопросом? Не всякая алопеция, похожая на андрогенетическую, таковою является, объясняет Попилюк. Если сделать трихограмму и другие анализы, разобраться в проблеме, может выясниться, что при всем внешнем сходстве с «генетическим облысением» у данного конкретного пациента речь идет о другом, излечимом заболевании: так рождается надежда.

Разработав метод, компания занялась его распространением. Открытие нового центра на рубеже 2000-х обходилось АМД в 300 тысяч рублей, говорит Попилюк. Доходы от медицины не позволяли делать такие инвестиции: новые центры открывались за счет прибыли от других видов бизнеса. После открытия семи «АМД Лабораторий» Попилюку, физику и экономисту по образованию, стало понятно, что если сеть будет расти и дальше, управлять ею будет слишком сложно, и в дальнейшем АМД развивалась по франчайзинговой схеме.

Более камерный пример – Клиника доктора Кохас, создательница и руководительница которой Ольга Кохас развивает свой метод лечения, выпускает собственные препараты и по-своему трактует андрогенетическую алопецию.

Обычно термины «андрогенетическая алопеция» и «андрогенная алопеция» употребляются как синонимы. Но у Ольги Кохас другой взгляд: «Я первая начала различать эти две разные формы алопеции, а следом за мной и другие начали это делать. Андрогенетическая передается от деда по материнской линии, а андрогенная – от отца». Первая форма, говорит Кохас, плохо поддается лечению, а вот с последствиями деятельности «гена лысости» от отца справиться легче. Собственная разработка Кохас – линейка шампуней с наночастицами металлов, которые используются в сочетании с другими процедурами и препаратами и помогают сохранить и восстановить волосы. А вот к упоминавшейся выше мезотерапии Кохас относится резко отрицательно. Наблюдающийся эффект она объясняет следующим образом: мезотерапия вызывает отек, основания волос сжимаются окружающими тканями, и это мешает им выпадать. Пациент порадуется быстрому эффекту, а когда отек спадет, он эти волосы все равно потеряет.

Возникают на рынке и более революционные концепции. Например, теория гипоксии. Врач и предприниматель Алексей Барабаш исходит из факта, что на висках и затылке волосы даже при самой сильной алопеции сохраняются. И объясняет феномен тем, что фолликулы в этих областях испытывают кислородное голодание, поскольку сдавливаются во сне (если человек спит на спине или на боку). Чтобы создать гипоксию искусственно, Барабаш разработал специальную шапочку. Вложив собственные средства и деньги бизнес-ангелов, он наладил ее производство и уже продал – и непосредственно пациентам, и врачам для дальнейшей реализации – 400 шапочек.

Больше никто из опрошенных Vademecum специалистов в теорию гипоксии не верит. Найти трихолога с таким же, как у Кохас, пониманием разницы между андрогенной и андрогенетической алопецией тоже не удалось. Метод «АМД Лабораторий» один из специалистов отнес к сфере маркетинга, а не медицины. Ольгу Кохас концепции лечения, прямо противоречащие друг другу, отсутствие общих взглядов у представителей одной специальности не удивляют: «К сожалению, многие доктора очень коммерциализированы, борьба с алопецией у нас относится больше к косметической, чем к медицинской сфере, мало кто изучает этот сектор с научной точки зрения. Трихологами в нашей стране становятся дерматологи, прослушавшие двухнедельный курс по трихологии. Конечно, этого недостаточно».

ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Если в терапии андрогенетической алопеции под сомнением сама возможность такого лечения, то в вопросах пересадки волос проблема скорее в закрытости этой сферы, ставшей процедурой для избранных.

В России пересадка прочно ассоциируется с клиникой Real Trans Hair, созданной бизнесменом из Татарстана Иреком Богуславским 20 лет назад. В 2005 году, по данным российского Forbes, RTH выполняла ежемесячно 30–50 операций стоимостью от $3 тысяч до $15 тысяч. При скромной оценке – 40 операций в месяц по $4 тысячи за каждую – оборот компании мог составлять примерно 60 млн рублей в год. В 2014 году журнал «Секрет фирмы» оценил выручку RTH в те же 60 млн рублей. Примерно тот же показатель – 64 млн рублей – выдает база данных «СПАРК-Интерфакс». В 2016 году оборот RTH достиг 76 млн рублей. Рост в 2014 и 2015 годах – меньше инфляции, составившей соответственно 11,4% и 12,9%. RTH отказалась отвечать на вопросы Vademecum о масштабах своей деятельности, объяснив, что они «не представляют интереса для человека, который действительно хочет сделать пересадку волос, и не учитывают интересы целевой аудитории». Но по мнению коллег, основная деятельность самой известной компании состоит, как и раньше, в проведении примерно одной операции в день.

И RTH, и другие игроки – Inteco Clinic, Hair For Ever (HFE) – дозируют информацию, мало говорят о возможных расходах, а главное, об оценке осмысленности операции. HFE, например, ответила на запрос Vademecum, что участвовать в бесплатной публикации не хочет, а если понадобится, «лучше закажет и оплатит услугу». Максимум, что можно найти на сайтах, – фото «до» и «после», минимальную стоимость операции и «вилку цен» за пересадку одного графта – группы, состоящей из 1–4 волосяных луковиц.

Сколько стоит операция, если говорить не о минимальной, а о средней цене? Сколько операций может понадобиться? Кое-что можно узнать из статистики ISHRS. В 2014 году хирурги – члены ISHRS провели по всему миру в общей сложности 397 тысяч операций по пересадке волос. (Более свежих данных к моменту сдачи номера в печать не было.) Большинство – 85,4% – было сделано из-за андрогенетической алопеции. Общая стоимость операций составила $2,47 млрд. Таким образом, средняя цена одного вмешательства – $6,2 тысячи. Среднее количество графтов, пересаженных за одну операцию, по данным ISHRS, – 2 тысячи. То есть средняя цена пересадки графта – $3,1. В 88% всех операций пересаживалось от 1 тысячи до 3 тысяч графтов, так что наиболее часто встречающаяся в мировой практике цена операции – от $3,1 до $9,3 тысячи.

Хватает ли одного вмешательства? Естественная плотность волос на голове – в районе 100 графтов на кв. см. При пересадке плотность сильно уменьшают – примерно 30 графтов на сантиметр. Средняя операция, в понимании ISHRS, позволяет покрыть волосами участок примерно 8 на 8 см. При условии, что все графты приживутся. При алопеции в продвинутой стадии одной операции вряд ли будет достаточно. К тому же человек, сделавший операцию, часто становится заложником хирургов, потому что выпадение волос продолжается, и пересаженные волосы на фоне новой лысины начинают смотреться странно. Однако вопрос, хватит ли денег и донорских волос, очень часто возникает слишком поздно. Есть также мнение (не доказанное, но и не опровергнутое исследованиями), что волосы с затылка на новом месте постепенно теряют свое волшебное свойство не выпадать.

Осмысленность операции определяется количеством донорских фолликулов (если не использовать все тело, пишут пациенты на основе собственного опыта, пересадить с донорских зон больше 6 тысяч графтов едва ли удастся), скоростью потери волос, возрастом, толщиной волос и так далее. Профессор Давид Перес-Меса, основатель и медицинский директор испанской клиники Perez Mezа Hair Institute, объясняет: «Если мы выполняем операцию молодому человеку, это может решить его проблему в краткосрочной перспективе, но не в долгосрочной, так как обусловленное наследственностью выпадение волос продолжится. А добиться прежней густоты в любом случае не получится. Хорошие кандидаты на операцию – это люди со стабильной скоростью потери волос, большими донорскими зонами и реалистичными ожиданиями». Если среди всех лысых отобрать хороших кандидатов, среди них найти достаточно состоятельных, а из оставшихся – тех, кому не все равно, останется немного. Шансов стать общеупотребительной услугой у пересадки волос пока не видно. Даже если операция будет стоить не $4–6 тысяч, а $2 тысячи, серьезного спроса не появится. В таких условиях будут ориентироваться на высокую маржу, а не на оборот, полагает Ольга Кохас.

Интересно, что ни одна из клиник по пересадке волос не советует своим клиентам, прежде чем обсуждать детали операции, обсудить проблему с психотерапевтом. Вот два характерных отзыва с того же www.realself.com, заставляющих подозревать, что кое-кого это могло бы избавить от лишних трат:

«Долгие годы я из-за своей лысины просто не решался подойти познакомиться. Теперь, после операции, я снова хожу на свидания».

«С волосами я стал выглядеть гораздо лучше! Но когда я общаюсь с девушкой, у меня все время ощущение, что я обманываю ее, что-то скрываю. Мне становится ужасно стыдно, и ничего не получается».

облысение, алопеция, амд, amd, rth, real trans-hair
Источник: Vademecum №16, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении