27 Июля 2024 Суббота

Кровная ровня
Тимофей Добровольский Мединдустрия
19 октября 2015, 13:24
4918

Участники рынка КЛД не хотят равняться на единый стандарт.

Минздрав и участники рынка клинической лабораторной диагностики (КЛД) спорят о том, насколько жестко должны быть регламентированы оснащение и штатное расписание лабораторий. Чиновники – за единообразие, это упростит им надзор и контроль, практики указывают на несводимый к стандарту разнобой условий работы в регионах РФ. Сейчас муниципальная медицина подходит к обеспечению врачей услугами КЛД совершенно по‑разному: например, в Москве с 1 января 2016 года все анализы из поликлиник и госбольниц будут обрабатываться в государственных центрах, а в Еврейской АО те же задачи решает частная лаборатория в рамках ГЧП.

В 2013 году профильная комиссия Минздрава по клинической лабораторной диагностике уже разработала и представила «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «лабораторная диагностика». Однако годом позже Минздрав, опираясь на закон «Об основах охраны здоровья граждан», сообщил, что по диагностическим направлениям должны утверждаться «правила», а не «порядки», и отправил документ на доработку. В апреле 2015 года Федерация лабораторной медицины (ФЛМ) опубликовала на своем сайте и передала в Минздрав проект «Правил проведения клинических лабораторных исследований». Документ содержит в себе стандарты оснащения пункта отбора биоматериала, клинико-диагностической лаборатории и референс-лаборатории. Но конкретного перечня необходимого оборудования документ не содержит. Чиновников это не устраивает.

«Те правила проведения лабораторных исследований, которые мы составили, не находят пока понимания в государственных структурах, – рассказал в интервью Vademecum главный внештатный специалист Минздрава по клинической лабораторной диагностике и по совместительству президент ФЛМ Анатолий Кочетов. –Минздрав и Росздравнадзор рекомендуют нам внести в правила стандарты оснащения лабораторий, требуют четкого штатного расписания – и это болевая точка всех взаимоотношений, потому что лабораторное сообщество против таких стандартов, кроме ГОСТов».

Кочетов полагает, что чиновники таким образом стремятся упростить себе планирование и контроль. «Основная причина, наверное, – это четкость и простота с точки зрения экономических, финансовых, технических расчетов, прогнозирования, проверок. Это делается для того, чтобы даже не очень компетентный в теме КЛД человек, приезжая в медицинскую лабораторию, имел при себе бумаги, которые позволили бы ему по пунктам все проверить», – поясняет он.

Минздрав и Росздравнадзор на запрос Vademecum о целесообразности введения жестких стандартов оснащения лабораторий не ответили. Руководитель отдела лабораторной диагностики НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Михаил Годков считает: «Нужны единые принципы оснащения лабораторий, но принципы – не единый стандарт. Не могут быть одинаковые лаборатории, а могут быть одинаковые принципы». В разных регионах РФ задачи обеспечения муниципальной медицины услугами КЛД действительно решаются по-разному.

В Москве было принято решение централизовать лабораторный сервис. Система, реализуемая в столице, состоит из трех уровней. На первом – кабинеты диагностики в ЛПУ, которые будут делать только ограниченный набор экспресс-тестов, на втором – 10 централизованных лабораторий, предназначенных в основном для плановых исследований, одна лаборатория третьего уровня – для проведения редких анализов.

Централизованная система КЛД уже внедрена в столичных поликлиниках – и там не все этим довольны. Работники лабораторий считают, что минусов у централизации больше, чем плюсов. «Транспортировка не приспособлена. Представляете, ваши биологические жидкости возит шофер, у которого ничего для этого не приспособлено. Какие-то ведра, какая-то тара, в которую собран материал от пациентов», – рассказала Vademecum исполняющая обязанности заведующей лабораторией одной из столичных поликлиник. Кроме того, по ее словам, из-за проблем логистики страдают сроки выдачи результатов. «Среднюю задержку не назовешь, потому что сегодня все оперативно и быстро, а завтра – машина в дороге сломалась и шофер стоит голосует. И кто привезет эти анализы? Такое бывает нечасто, но каждую неделю что-то случается, это точно», – пояснила медработник. Наличие проблем подтвердили Vademecum и в городской поликлинике №6. «Процесс замедлился за счет того, что транспортировка откладывает начало аналитической деятельности по биологической пробе на определенный период. Когда во время приема на месте был врач-лаборант, работа начиналась сразу же, возможно, в течение нескольких минут после поступления пробы. Когда это было на месте – конечно, это было быстрее, и результат можно было получить уже в конце рабочего дня», – рассказала заведующая лабораторией поликлиники Мария Крюкова.

Теперь на очереди городские больницы. Централизация лабораторий вторичного звена начнется 1 января 2016 года. Михаил Годков из НИИ им. Н.В. Склифосовского полагает, что на окончательную отладку системы потребуется немало времени. «В больницах свои лаборатории, их тоже частично должны перенести в эти же 11 центров – ничего нового не надо придумывать. Таким образом, создается сеть централизованных лабораторий Москвы», – полагает он.

Совершенно иную форму оптимизации лабораторного сервиса разработали в Еврейской автономной области. В регионе уже на протяжении 10 лет функционирует механизм государственно-частного партнерства: все анализы, в том числе и для государственных клиник, делает частная компания «ТАФИ-Диагностика».

Правда, на проходившем в сентябре форуме Объединенного народного фронта журналист из Биробиджана Сергей Бурындин пожаловался непосредственно Президенту РФ Владимиру Путину, что «ушли государственные лаборатории, на их местах появились частные лаборатории. Это привело к тому, что, во-первых, повысились цены, второе – уровень качества оказания услуги упал, врачи недовольны теми услугами, которые оказывает эта лаборатория, люди недовольны. Постоянно появляется информация о приписках, то есть объем услуг не соответствует тому, который на самом деле был оказан, но, тем не менее, Фонд медицинского страхования все это оплачивает». Президент велел Росздравнадзору разобраться.

В результате, по информации ФЛМ, в «ТАФИ-Диагностику» нагрянули проверки, однако серьезных нарушений не выявили. Практики рынка КЛД полагают, что механизм ГЧП тоже имеет право на жизнь.

«Мы сейчас рассматриваем закон о ГЧП как один из возможных форматов работы, не во всех регионах может быть, но в некоторых. Пока проводим анализ», – сообщил Анатолий Кочетов. Профессиональное сообщество предлагает вместо единого стандарта оснащения лабораторий создать федерально-региональную систему сбора экспертных мнений и принятия решений. Такая система, по мнению участников рынка, поможет формировать оснащение лабораторий исходя из конкретных потребностей медицинских организаций региона. Однако реализовать эту идею пока не позволяют пробелы в законодательстве, в частности, непроработанность системы аккредитации экспертов и экспертных организаций, отмечают в ФЛМ. 

анализ крови, анализы, лабораторная диагностика

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении