В 2014 году государственное здравоохранение переходит на оплату медуслуг по методу КСГ (клинико‑статистических групп). Он хорошо зарекомендовал себя в разных странах, где применение КСГ позволило усилить контроль над расходами, снизить затраты и повысить эффективность работы больниц. Однако эксперты указывают, что положительных результатов можно ожидать, только если механизм перехода будет детально проработан и понятен регионам.
Оплата за медпомощь, оказанную в стационарах с 2014 года, как указано в постановлении правительства № 932 «О программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», должна начисляться на основе групп заболеваний. «Данный способ оплаты позволяет доводить финансовые ресурсы адресно и точно до каждого лечебно-профилактического учреждения в зависимости от профиля медицинской помощи и форм оказания медицинской помощи и формирует антизатратные механизмы, при этом полностью осуществляется по конечному результату деятельности, таким образом позволяя внедрять эффективные контракты», – поясняла суть метода министр здравоохранения Вероника Скворцова на совещании с Президентом в мае текущего года.
КСГ (по-английски DRG – Diagnosis Related Groups) были изобретены в США. Они формируются по критериям однородности заболеваний, однотипности лечебных процедур, однородности объемов и состава используемых при лечении ресурсов.
Оплата по КСГ означает, что за лечение пациента с определенным диагнозом ЛПУ получает некую усредненную стандартизированную оплату. Если вылечить пациента получилось дешевле – излишек средств остается в распоряжении ЛПУ, если дороже – больница терпит убытки. Такой подход стимулирует больницы к повышению эффективности своей работы, а также позволяет ограничить рост расходов, препятствуя оказанию ненужных или излишних услуг.
В Минздраве надеются, что внедрение КСГ поможет сократить расходы на больничную помощь и уменьшить разброс фактических затрат между однотипными ЛПУ, сделать бюджетные обязательства более предсказуемыми и обеспечить эффективную систему оплаты больничной помощи.
Как показывает международный опыт, главный результат использования системы КСГ – сокращение средней длительности пребывания пациента в стационаре, а также числа самих стационаров. В условиях оплаты по КСГ больницы вынуждены организовывать догоспитальное обследование и подготовку к операциям в амбулаторных условиях. Заключительный этап лечения и реабилитация тоже переносятся либо в амбулаторный сектор, либо в домашние условия с помощью медперсонала.
«Система оплаты и тарифы должны повысить инициативность всех подразделений учреждений и стимулировать их на более качественное и менее затратное медицинское обслуживание населения», – говорилось в «Рекомендациях по способам оплаты специализированной медпомощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний», выпущенных Минздравом в декабре 2012 года. В обновленных «Рекомендациях», выпущенных 22 ноября 2013 года, сформирована 201 КСГ по 36 профилям (в «Рекомендациях» от 2012 года – 187 КСГ по 40 профилям).
«Переход на оплату на основе КСГ – это в целом положительный шаг для здравоохранения, который позволит оптимизировать оплату медицинской помощи, прийти к более справедливой компенсации затрат медицинских организаций, но который, однако, при несоблюдении ряда важнейших условий может быть лишь незначительным улучшением сегодняшней ситуации с оплатой больничной помощи. КСГ – это хороший инструмент, если он правильно используется», – предупреждает старший экономист здравоохранения шведской консалтинговой компании Synergus AB Олег Борисенко.
Согласно рекомендациям Минздрава, объем финансовых средств, выплачиваемых больнице, складывается из следующих параметров: базовой ставки, коэффициента относительной затратоемкости и поправочного коэффициента, присваиваемого каждой КСГ. Чем выше значение поправочного коэффициента, тем больше размер платежа.
Тарифы каждой группы формируются по собственным закономерностям: в некоторых из них стоимость медицинской помощи в основном определяет цена искусственного сустава или импланта, а на работу медиков приходится 20–30% от стоимости тарифа. А в профиле абдоминальной хирургии до 66% тарифа составляет заработная плата врачей. Также для каждой КСГ установлена средняя длительность пребывания пациента в стационаре.
Оплата специализированной медпомощи в стационарах на основе КСГ будет производиться во всех страховых случаях, за исключением социально значимых заболеваний, методов ВМП, вошедших в систему ОМС с 1 января 2014 года, и отдельных технологий при лечении заболеваний, на которых госгарантиями бесплатного оказания медпомощи установлены нормативы стоимости.
В рекомендациях Минздрава отмечено, что для снижения числа случаев необоснованной госпитализации «должен быть обеспечен перенос медпомощи в амбулаторные условия и перепрофилированы неэффективно используемые койки». Решать эту задачу должны комиссии по разработке территориальных программ ОМС.
«Методика КСГ используется как рычаг управления процессом стимулирования при внедрении новых технологий диагностики лечения. Кроме того, при жестком контроле ТФОМСа и страховых организаций указанная методика ограничивает желание некоторых медицинских учреждений «подержать» больного или «утяжелить» его состояние по определенным нозологиям», – отмечает директор территориального фонда ОМС Костромской области Владимир Николаев, слова которого приведены на сайте ТФОМСа области.
Олег Борисенко указывает на первую сложность, которая может возникнуть при внедрении КСГ, – нужно определить способы формирования коэффициентов для каждой группы. «В правильно работающей системе они должны определяться на основе оценки реальных затрат медицинских организаций. В таком случае затраты должны регулярно оцениваться и уточняться, – рассуждает эксперт. – Если определять их только на основе существующих стандартов оказания медицинской помощи, это не позволит эффективно развивать систему, и в конечном итоге такая система не будет способствовать справедливой оплате».
При учете реальных затрат, по словам эксперта, также могут возникнуть вопросы: в каких регионах проводить оценку реальных затрат, в каких медицинских организациях? Делать ли это выборочно, как в Германии, где анализируют только 25% больниц, или повсеместно, как в Великобритании? Есть ли в регионах достаточный опыт кодирования оказанных услуг и диагнозов или для этого необходимы дополнительные людские ресурсы и оборудование?
«Применение КСГ дает положительный результат тогда, когда реальный уровень затрат учреждения на оказание услуг и специфика региона в целом детально проработаны и отражены в тарифах, а сами КСГ адаптированы к объекту финансирования», – соглашается доцент кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ Татьяна Скляр.
По данным заведующей отделом экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Ольги Обуховой, по КСГ уже пытаются работать 35 российских регионов, однако сведений об успехах внедрения новой системы пока нет.
«Все территориальные фонды ОМС пытаются применить методику к своим условиям, но как внедрение будет происходить в дальнейшем – сложно предсказать. Главная сложность в том, что методические рекомендации Минздрава не описывают последовательность действий регионов, нет четкого алгоритма, что нужно делать территориям. Или им самим придется изобретать методы, или смотреть на опыт соседей», – полагает она.
«Существует значительная региональная дифференциация во внедрении КСГ. В передовых регионах – Санкт-Петербурге, Кемеровской области, Татарстане – система уже давно внедрена и постепенно совершенствуется, – поясняет Татьяна Скляр. – Однако существует и обратная ситуация. Возможно, следует учитывать региональную специфику и вводить эту систему не единовременно для всех субъектов РФ, а постепенно».
При этом эксперты указывают на недостаточное – 201 – количество сформированных групп заболеваний. На основании международного опыта оптимальным считается наличие около 1000–1200 групп, только такая система отражает различия в оплате пациентов с разными диагнозами и полученным лечением, указывает Олег Борисенко. «Для того чтобы избежать многих сложностей при разработке системы КСГ, большинство стран не разрабатывает систему самостоятельно, а приобретает готовый программный продукт. Только две страны в Европе – Великобритания и Польша – разрабатывали свои системы КСГ самостоятельно», – добавляет он.
У врачей другие опасения. «При использовании КСГ берется усредненный пациент и рассчитывается стоимость его лечения, – рассуждает заведующий научно-организационным отделом Института хирургии им. А.Б. Вишневского Григорий Кривцов. – Больницам будет невыгодно брать «тяжелых» пациентов. Клинике выгоднее брать максимально легкие случаи, затраты на лечение которых ниже тарифа по КСГ, тогда излишек средств будет оставаться в больнице». Либо больнице придется выдерживать тонкий баланс количества «тяжелых» и «легких» пациентов, чтобы не было перерасхода средств и она по итогам года не ушла в минус.
По идее, избежать подобной ситуации позволяет предусмотренный в рекомендациях Минздрава коэффициент сложности курации пациентов – дополнительный поправочный коэффициент стоимости КСГ. Коэффициент сложности устанавливается в связи с возрастом пациента (до четырех лет и старше 75), осложнениями заболеваний, наличием тяжелой сочетанной патологии и другими условиями. Он учитывает более высокий уровень затрат на оказание медпомощи.
«Главное, чтобы регионы не потеряли этот коэффициент, – указывает Ольга Обухова. – Установка коэффициента отдана на откуп территориальным фондам. Нужна и активная позиция учреждений, чтобы эти нюансы были учтены». Коэффициент сложности устанавливается тарифным соглашением, которое в каждом регионе заключается между местными ЛПУ и ТФОМС.
Есть и некоторые другие недостатки при использовании КСГ. Например, ЛПУ могут намеренно снижать качество медицинских услуг для пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цен по КСГ, либо манипулировать диагнозами пациентов в пользу более дорогих КСГ.
«Система КСГ не является дружелюбной для внедрения инновационных и дорогостоящих медицинских технологий», – добавляет Олег Борисенко.
По его мнению, для того чтобы новые технологии продолжали приходить в систему здравоохранения, система КСГ должна предусматривать временные, как во Франции, или постоянные, как в Германии, Италии и Великобритании, дополнительные тарифы на оплату дорогостоящих технологий.
Эксперты расходятся в оценке времени, необходимого для перехода на новую методику финансирования. Ольга Обухова полагает, что если федеральное ведомство задастся целью перехода на КСГ и выпустит дополнительные материалы, то «в течение следующего года сделать это будет абсолютно реально». А Татьяна Скляр считает, что создание и внедрение КСГ потребует «значительных затрат времени и резкого увеличения финансирования здравоохранения».
В большинстве стран система КСГ изначально внедрялась как система классификации пациентов, не связанная с оплатой медицинской помощи. «Только когда система здравоохранения приобретала достаточный опыт использования КСГ, больничная помощь переходила от оплаты по системе «глобального бюджета» на оплату по КСГ. За редким исключением, этот процесс занимает около 10 лет, – рассказывает Олег Борисенко. – В России оплата по КСГ была пилотирована в ряде субъектов, однако публичного и всестороннего обсуждения результатов этой работы не было. В целом скорость внедрения очень высокая, и было бы более целесообразно разнести эту работу на несколько лет».
Вероника Скворцова на майском совещании у Президента заявила, что полностью перейти на новую систему получится не раньше, чем через четыре–шесть лет.
ПЛАН ПО ВАЛУ
До 2011 года оплата медицинской помощи рассчитывалась по валовым показателям: в койко-днях для больниц и в количестве посещений для поликлиник. Все недостатки такого метода хорошо известны: ЛПУ не заинтересовано в конечном результате работы, пациенты, которых можно было бы лечить амбулаторно, неделями без особой необходимости лежат в больницах, занимая дорогостоящие места и так далее.
Во второй половине 2012 года Минздрав начал подготовительную работу к переходу на иные принципы оплаты: утвердил 60 порядков оказания медицинской помощи по всем основным профилям и 797 стандартов медицинской помощи, охватывающих нозологии, составляющие более 80% заболеваемости, а также 482 более редких заболевания и 22 орфанных заболевания. Их регистрация в Минюсте была закончена в апреле 2013 года. «Фактически это некий чек, который позволяет определить среднюю стоимость лечения одного больного с конкретной патологией», – поясняла министр здравоохранения Вероника Скворцова в мае текущего года.
Стандарты, являющиеся усредненными расчетными документами для определения стоимости медицинской помощи, были нужны для перехода на оплату на основе КСГ. Для этого Минздрав совместно со Всемирным банком разработал новую методику распределения денег по ЛПУ на основе КСГ. Рекомендации для региональных органов госвласти в сфере охраны здоровья, ТФОМС, страховых и медицинских организаций по способам оплаты медпомощи в рамках программы госгарантий на основе групп заболеваний были выпущены Минздравом 13 декабря 2012 года.
Чуть раньше, 22 октября 2012 года, было выпущено постановление Правительства РФ №1074, впервые отменившее формы оплаты по валовым показателям.
Сейчас действует несколько альтернативных способов оплаты медпомощи: по стандарту, по законченному медслучаю или по КСГ – выбор остается за регионом.
С 2014 года такого выбора уже не будет.
ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Рекомендации Минздрава основаны на международном опыте применения КСГ.
В большинстве стран расходы на стационарное лечение составляют от половины до двух третей всех государственных расходов на медицинскую помощь (в России более 50%). При этом основные показатели, определяющие расходы, – госпитализация и продолжительность пребывания в стационаре. Именно для сокращения расходов больниц и снижения избыточного количества оказываемых медуслуг и были разработаны КСГ (DRG).
Впервые этот метод был использован в США в 1983 году в качестве альтернативы оплаты фактических расходов по государственной программе Medicare. Тогда были разработаны 467 КСГ, к 2007 году их количество достигло 745. После того как КСГ в качестве метода оплаты стационарам за пациентов одобрил конгресс США, схожие способы оплаты стали использовать другие развитые страны. Собственные национальные версии разработаны в Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Франции, Венгрии. В разных национальных версиях акценты делаются на различные цели: сокращение времени ожидания госпитализации, стимулирование деятельности благодаря конкуренции провайдеров медицинской помощи, контроль стоимости медицинской помощи, повышение «прозрачности» финансирования, гармонизация систем оплаты для государственных и частных провайдеров больничной помощи.
В Германии с момента внедрения КСГ в 2003 году время пребывания пациентов в больнице уменьшилось с 8,9 до 8,0 дней к 2009 году. Количество пролеченных пациентов за этот период возросло с 17,29 млн человек до 17,8 млн человек, количество больниц за тот же период уменьшилось с 21 970 до 20 809.
Однако в Европе продолжаются споры касательно системы КСГ, связанные с рядом организационных, технических и экономических проблем. В настоящее время в Евросоюзе действует проект EuroDRG: мобильность пациентов повышается, что приводит к росту взаимосвязанности систем здравоохранения разных стран. Проект направлен на сравнение систем КСГ в 11 европейских странах (Австрия, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Швеция, Ирландия, Великобритания).