27 Июля 2024 Суббота

Койке место
Анна Родионова
9 декабря 2013, 18:40
5939

Минздрав надеется сэкономить за счет внедрения новых способов оплаты лечения

В 2014 году государственное здравоохранение переходит на оплату медуслуг по методу КСГ (клинико‑статисти­ческих групп). Он хорошо зарекомендовал себя в разных странах, где применение КСГ позволило усилить кон­троль над расходами, снизить затраты и повысить эффективность работы больниц. Однако эксперты указывают, что положительных результатов можно ожидать, только если механизм перехода будет детально проработан и понятен регионам.

Оплата за медпомощь, оказанную в стационарах с 2014 года, как указано в постановлении правительства № 932 «О программе госгарантий бесплат­ного оказания гражданам медпомощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», должна начисляться на основе групп заболеваний. «Данный способ оплаты позволяет доводить финансовые ресурсы адресно и точно до каждого лечебно-профилактическо­го учреждения в зависимости от про­филя медицинской помощи и форм оказания медицинской помощи и фор­мирует антизатратные механизмы, при этом полностью осуществляется по конечному результату деятельно­сти, таким образом позволяя внедрять эффективные контракты», – поясняла суть метода министр здравоохранения Вероника Скворцова на совещании с Президентом в мае текущего года.

КСГ (по-английски DRG – Diagnosis Related Groups) были изобретены в США. Они формируются по кри­териям однородности заболеваний, однотипности лечебных процедур, однородности объемов и состава ис­пользуемых при лечении ресурсов.

Оплата по КСГ означает, что за ле­чение пациента с определенным диагнозом ЛПУ получает некую усредненную стандартизированную оплату. Если вылечить пациента получилось дешевле – излишек средств остается в распоряжении ЛПУ, если дороже – больница терпит убытки. Такой подход сти­мулирует больницы к повышению эффективности своей работы, а также позволяет ограничить рост расходов, препятствуя оказанию ненужных или излишних услуг.

В Минздраве надеются, что внедре­ние КСГ поможет сократить расходы на больничную помощь и уменьшить разброс фактических затрат между однотипными ЛПУ, сделать бюджет­ные обязательства более предсказуе­мыми и обеспечить эффективную си­стему оплаты больничной помощи.

Как показывает международный опыт, главный результат использо­вания системы КСГ – сокращение средней длительности пребывания пациента в стационаре, а также числа самих стационаров. В условиях оплаты по КСГ больницы вынужде­ны организовывать догоспитальное обследование и подготовку к опе­рациям в амбулаторных условиях. Заключительный этап лечения и реабилитация тоже переносятся либо в амбулаторный сектор, либо в домашние условия с помощью мед­персонала.

«Система оплаты и тарифы долж­ны повысить инициативность всех подразделений учреждений и сти­мулировать их на более качествен­ное и менее затратное медицинское обслуживание населения», – гово­рилось в «Рекомендациях по спо­собам оплаты специализирован­ной медпомощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний», выпущенных Минздравом в де­кабре 2012 года. В обновленных «Рекомендациях», выпущенных 22 ноября 2013 года, сформирована 201 КСГ по 36 профилям (в «Реко­мендациях» от 2012 года – 187 КСГ по 40 профилям).

«Переход на оплату на основе КСГ – это в целом положительный шаг для здравоохранения, который позво­лит оптимизировать оплату меди­цинской помощи, прийти к более справедливой компенсации затрат медицинских организаций, но ко­торый, однако, при несоблюдении ряда важнейших условий может быть лишь незначительным улучшением сегодняшней ситуации с оплатой больничной помощи. КСГ – это хо­роший инструмент, если он правиль­но используется», – предупреждает старший экономист здравоохранения шведской консалтинговой компании Synergus AB Олег Борисенко.

Согласно рекомендациям Минздра­ва, объем финансовых средств, вы­плачиваемых больнице, складывается из следующих параметров: базовой ставки, коэффициента относитель­ной затратоемкости и поправочного коэффициента, присваиваемого каж­дой КСГ. Чем выше значение попра­вочного коэффициента, тем больше размер платежа.

Тарифы каждой группы формируют­ся по собственным закономерностям: в некоторых из них стоимость меди­цинской помощи в основном опре­деляет цена искусственного сустава или импланта, а на работу медиков приходится 20–30% от стоимости тарифа. А в профиле абдоминальной хирургии до 66% тарифа составляет заработная плата врачей. Также для каждой КСГ установлена средняя длительность пребывания пациента в стационаре.

Оплата специализированной мед­помощи в стационарах на основе КСГ будет производиться во всех страховых случаях, за исключением социально значимых заболеваний, методов ВМП, вошедших в систему ОМС с 1 января 2014 года, и отдель­ных технологий при лечении забо­леваний, на которых госгарантиями бесплатного оказания медпомощи установлены нормативы стоимости.

В рекомендациях Минздрава отме­чено, что для снижения числа случа­ев необоснованной госпитализации «должен быть обеспечен перенос медпомощи в амбулаторные условия и перепрофилированы неэффектив­но используемые койки». Решать эту задачу должны комиссии по разра­ботке территориальных программ ОМС.

«Методика КСГ используется как рычаг управления процессом сти­мулирования при внедрении новых технологий диагностики лечения. Кроме того, при жестком контроле ТФОМСа и страховых организаций указанная методика ограничивает желание некоторых медицинских уч­реждений «подержать» больного или «утяжелить» его состояние по опре­деленным нозологиям», – отмечает директор территориального фонда ОМС Костромской области Владимир Николаев, слова которого приведены на сайте ТФОМСа области.

Олег Борисенко указывает на первую сложность, которая может возник­нуть при внедрении КСГ, – нужно определить способы формирования коэффициентов для каждой группы. «В правильно работающей системе они должны определяться на основе оценки реальных затрат медицин­ских организаций. В таком случае затраты должны регулярно оцени­ваться и уточняться, – рассуждает эксперт. – Если определять их только на основе существующих стандартов оказания медицинской помощи, это не позволит эффективно развивать систему, и в конечном итоге такая система не будет способствовать справедливой оплате».

При учете реальных затрат, по словам эксперта, также могут возникнуть вопросы: в каких регионах проводить оценку реальных затрат, в каких ме­дицинских организациях? Делать ли это выборочно, как в Германии, где анализируют только 25% больниц, или повсеместно, как в Великобрита­нии? Есть ли в регионах достаточный опыт кодирования оказанных услуг и диагнозов или для этого необходи­мы дополнительные людские ресурсы и оборудование?

«Применение КСГ дает положитель­ный результат тогда, когда реальный уровень затрат учреждения на ока­зание услуг и специфика региона в целом детально проработаны и отражены в тарифах, а сами КСГ адаптированы к объекту финанси­рования», – соглашается доцент кафедры государственного и муници­пального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ Татьяна Скляр.

По данным заведующей отделом экономики и ресурсного обеспече­ния здравоохранения ЦНИИ орга­низации и информатизации здраво­охранения Ольги Обуховой, по КСГ уже пытаются работать 35 россий­ских регионов, однако сведений об успехах внедрения новой системы пока нет.

«Все территориальные фонды ОМС пытаются применить методику к своим условиям, но как внедре­ние будет происходить в дальней­шем – сложно предсказать. Главная сложность в том, что методические рекомендации Минздрава не описы­вают последовательность действий регионов, нет четкого алгоритма, что нужно делать территориям. Или им самим придется изобретать методы, или смотреть на опыт соседей», – по­лагает она.

«Существует значительная регио­нальная дифференциация во внедре­нии КСГ. В передовых регионах – Санкт-Петербурге, Кемеровской области, Татарстане – система уже давно внедрена и постепенно со­вершенствуется, – поясняет Татьяна Скляр. – Однако существует и обратная ситуация. Возможно, следует учитывать региональную специфику и вводить эту систему не единовременно для всех субъек­тов РФ, а постепенно».

При этом эксперты указывают на недостаточное – 201 – количество сформированных групп заболеваний. На основании международного опы­та оптимальным считается наличие около 1000–1200 групп, только такая система отражает различия в оплате пациентов с разными диагнозами и полученным лечением, указывает Олег Борисенко. «Для того чтобы избежать многих сложностей при разработке системы КСГ, большин­ство стран не разрабатывает систему самостоятельно, а приобретает гото­вый программный продукт. Только две страны в Европе – Великобрита­ния и Польша – разрабатывали свои системы КСГ самостоятельно», – до­бавляет он.

У врачей другие опасения. «При использовании КСГ берется усред­ненный пациент и рассчитывается стоимость его лечения, – рас­суждает заведующий научно-орга­низационным отделом Института хирургии им. А.Б. Вишневского Григорий Кривцов. – Больницам будет невыгодно брать «тяжелых» пациентов. Клинике выгоднее брать максимально легкие случаи, затра­ты на лечение которых ниже тарифа по КСГ, тогда излишек средств будет оставаться в больнице». Либо больнице придется выдерживать тонкий баланс количества «тяже­лых» и «легких» пациентов, чтобы не было перерасхода средств и она по итогам года не ушла в минус.

По идее, избежать подобной ситуации позволяет предусмотренный в реко­мендациях Минздрава коэффициент сложности курации пациентов – до­полнительный поправочный коэффи­циент стоимости КСГ. Коэффициент сложности устанавливается в связи с возрастом пациента (до четырех лет и старше 75), осложнениями заболе­ваний, наличием тяжелой сочетанной патологии и другими условиями. Он учитывает более высокий уровень затрат на оказание медпомощи.

«Главное, чтобы регионы не потеряли этот коэффициент, – указывает Ольга Обухова. – Установка коэффициента отдана на откуп территориальным фондам. Нужна и активная позиция учреждений, чтобы эти нюансы были учтены». Коэффициент сложности устанавливается тарифным согла­шением, которое в каждом регионе заключается между местными ЛПУ и ТФОМС.

Есть и некоторые другие недостатки при использовании КСГ. Например, ЛПУ могут намеренно снижать каче­ство медицинских услуг для пациен­тов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цен по КСГ, либо манипулировать диагнозами пациен­тов в пользу более дорогих КСГ.

«Система КСГ не является друже­любной для внедрения инновацион­ных и дорогостоящих медицинских технологий», – добавляет Олег Борисенко.

По его мнению, для того чтобы но­вые технологии продолжали прихо­дить в систему здравоохранения, си­стема КСГ должна предусматривать временные, как во Франции, или постоянные, как в Германии, Италии и Великобритании, дополнительные тарифы на оплату дорогостоящих технологий.

Эксперты расходятся в оценке вре­мени, необходимого для перехода на новую методику финансирования. Ольга Обухова полагает, что если федеральное ведомство задастся целью перехода на КСГ и выпустит дополнительные материалы, то «в те­чение следующего года сделать это будет абсолютно реально». А Татьяна Скляр считает, что создание и вне­дрение КСГ потребует «значительных затрат времени и резкого увеличения финансирования здравоохранения».

В большинстве стран система КСГ изначально внедрялась как система классификации пациентов, не связан­ная с оплатой медицинской помощи. «Только когда система здравоохране­ния приобретала достаточный опыт использования КСГ, больничная по­мощь переходила от оплаты по систе­ме «глобального бюджета» на оплату по КСГ. За редким исключением, этот процесс занимает около 10 лет, – рас­сказывает Олег Борисенко. – В России оплата по КСГ была пилотирована в ряде субъектов, однако публичного и всестороннего обсуждения резуль­татов этой работы не было. В целом скорость внедрения очень высокая, и было бы более целесообразно разне­сти эту работу на несколько лет».

Вероника Скворцова на майском совещании у Президента заявила, что полностью перейти на новую систе­му получится не раньше, чем через четыре–шесть лет.


ПЛАН ПО ВАЛУ

До 2011 года оплата медицин­ской помощи рассчитывалась по валовым показателям: в койко-днях для больниц и в количестве посещений для поликлиник. Все недостатки такого метода хорошо извест­ны: ЛПУ не заинтересовано в конечном результате работы, пациенты, которых можно было бы лечить амбулаторно, неделями без особой необхо­димости лежат в больницах, занимая дорогостоящие места и так далее.

Во второй половине 2012 года Минздрав начал подготови­тельную работу к переходу на иные принципы оплаты: ут­вердил 60 порядков оказания медицинской помощи по всем основным профилям и 797 стандартов медицинской помо­щи, охватывающих нозологии, составляющие более 80% заболеваемости, а также 482 более редких заболевания и 22 орфанных заболевания. Их регистрация в Минюсте была закончена в апреле 2013 года. «Фактически это некий чек, который позволяет определить среднюю стоимость лечения одного больного с конкрет­ной патологией», – поясняла министр здравоохранения Вероника Скворцова в мае текущего года.

Стандарты, являющиеся усредненными расчетными документами для определения стоимости медицинской помо­щи, были нужны для перехода на оплату на основе КСГ. Для этого Минздрав совместно со Всемирным банком разрабо­тал новую методику распреде­ления денег по ЛПУ на основе КСГ. Рекомендации для региональных органов госвла­сти в сфере охраны здоровья, ТФОМС, страховых и медицин­ских организаций по способам оплаты медпомощи в рам­ках программы госгарантий на основе групп заболеваний были выпущены Минздравом 13 декабря 2012 года.

Чуть раньше, 22 октября 2012 года, было выпущено постановление Правитель­ства РФ №1074, впервые отменившее формы оплаты по валовым показателям.

Сейчас действует несколько альтернативных способов оплаты медпомощи: по стан­дарту, по законченному медслучаю или по КСГ – выбор остается за регионом.

С 2014 года такого выбора уже не будет.


ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Рекомендации Минздрава основаны на международном опыте применения КСГ.

В большинстве стран расходы на стационарное лечение со­ставляют от половины до двух третей всех государственных расходов на медицинскую помощь (в России более 50%). При этом основные показатели, определяющие расходы, – го­спитализация и продолжитель­ность пребывания в стацио­наре. Именно для сокращения расходов больниц и снижения избыточного количества оказываемых медуслуг и были разработаны КСГ (DRG).

Впервые этот метод был использован в США в 1983 году в качестве альтернативы оплаты фактических расходов по государственной программе Medicare. Тогда были разрабо­таны 467 КСГ, к 2007 году их ко­личество достигло 745. После того как КСГ в качестве метода оплаты стационарам за паци­ентов одобрил конгресс США, схожие способы оплаты стали использовать другие развитые страны. Собственные нацио­нальные версии разработаны в Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Франции, Венгрии. В разных националь­ных версиях акценты дела­ются на различные цели: со­кращение времени ожидания госпитализации, стимулиро­вание деятельности благодаря конкуренции провайдеров медицинской помощи, кон­троль стоимости медицинской помощи, повышение «про­зрачности» финансирования, гармонизация систем оплаты для государственных и част­ных провайдеров больничной помощи.

В Германии с момента внедрения КСГ в 2003 году время пребывания пациен­тов в больнице уменьшилось с 8,9 до 8,0 дней к 2009 году. Количество пролеченных пациентов за этот период возросло с 17,29 млн человек до 17,8 млн человек, коли­чество больниц за тот же период уменьшилось с 21 970 до 20 809.

Однако в Европе продол­жаются споры касательно системы КСГ, связанные с рядом организационных, технических и экономических проблем. В настоящее время в Евросоюзе действует проект EuroDRG: мобильность пациен­тов повышается, что приводит к росту взаимосвязанности систем здравоохранения разных стран. Проект направ­лен на сравнение систем КСГ в 11 европейских странах (Австрия, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Нидерлан­ды, Польша, Испания, Швеция, Ирландия, Великобритания).

ксг, оплата медуслуг

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении