27 Июля 2024 Суббота

Коллабораторные опыты: нужен ли российским частным клиникам закупочный союз
Михаил Мыльников, Дарья Шубина Мединдустрия
22 ноября 2018, 19:43
Фото: deloitte.com
3462

Vademecum зафиксировал появление первого в истории отечественного рынка коммерческих медуслуг сервиса коллективных закупок – «СКЗ Медицина». Инициатор стартапа Станислав Казак, параллельно руководящий продажами в компании-поставщике эндоскопического оборудования японской Olympus «Медиа Сервис АБВ», позаимствовал идею в США и Европе, где уже много лет существует институт групповых закупок для госпиталей – Group purchasing organizations (GPOs). В России Казак намерен собирать заявки с несетевых частных клиник на приобретение медицинских изделий (МИ), обещая контрагентам до 30% экономии, и утверждает, что в первой коллективной заявке уже участвуют 30 заказчиков. Опрошенные Vademecum  в этой связи дистрибьюторы МИ, естественно, в перспективах такого союза сомневаются. А представители клиник полагают, что решающим фактором коллаборации будет цена, которую, впрочем, опытные операторы рынка научились сбивать самостоятельно.

Станислав Казак объяснил Vademecum, что «СКЗ Медицина» фактически будет оказывать информационную услугу – собирать заявки от клиник и искать под них поставщиков, а договоры стороны будут заключать напрямую. Задумка организовать такой сервис у него родилась два года назад – под впечатлением от успешной деятельности GPOs на рынках других стран. Действительно, в США через подобные организации проводят 72% своих закупок практически все частные и государственные клиники, в странах Европы – доля GPOs достигает 50% закупок медицинских операторов. Сам Казак не чужд рынку МИ и оборудования: «В течение долгого времени я принимал участие в продвижении малоинвазивных методов диагностики и лечения в Olympus».

В 2017-м Казак организовал в Москве сервисную компанию «Пентакс Медикал Рус» для японского производителя эндоскопического оборудования Pentax корпорации Hoya. Затем вернулся к Olympus, возглавив направление продаж в дистрибьюторе ее эндоскопического оборудования «Медиа Сервис АБВ».

На первом этапе, поясняет Казак, «СКЗ Медицина» станет оператором поставок несложных, имеющих минимальную уникальность, расходных материалов и МИ – бахил, халатов, одноразовых шприцев, катетеров, но в перспективе к ним могут добавиться лекарственные средства, хирургические инструменты, офтальмологические, ортопедические, эндоскопические и стоматологические материалы, ремонтные услуги и так далее.

Компания будет договариваться с поставщиками о более выгодной цене за счет большого объема закупаемых медизделий, претендуя только на комиссию с заказа в 5–7%, само же участие в закупочном союзе будет для клиник бесплатным. «Основное отличие нашего сервиса от имеющихся сейчас дистрибьюторских схем – работа с большим числом заказчиков одновременно, тщательный отбор товаров в полном соответствии с требованиями пользователей и соотношением цена/качество, приводящие к существенному снижению издержек конечных пользователей и поставщиков», – рассказывает Казак. В предлагаемой им схеме участники группы регулярно объединяют заказ, этот сложный лот разыгрывается в тендере, выбранный победитель заключает договора напрямую с клиниками. «Таким образом, у нас не будет издержек, связанных с взаиморасчетами, хранением товара на складе, потерь при перевозке», – поясняет стартапер. Его затраты оцениваются на уровне 1,5 млн рублей в месяц.

В пилотной закупке, говорит Казак, согласились поучаствовать порядка 30 клиник из разных регионов. Все они различны по формату и своим масштабам, но в основном это диагностические и многопрофильные клиники площадью 150–300 кв. м. Среди них скоропомощная больница Falck во Владивостоке, оборот которой в 2017 году, по данным СПАРК-Интерфакс, составил 175,1 млн рублей, онкологическая клиника «Эвимед» в Челябинске (выручка 72,1 млн рублей в 2017 году) и московский «Гастроцентр» (28,5 млн рублей).

Пробные закупки будут проводиться через партнера-дистрибьютора, называть которого Казак не стал, пояснив, что финальное соглашение еще не достигнуто. «Мы понимаем текущие средние действующие наценки на медицинские товары и понимаем, какая цена может быть интересна конечному потребителю. По нашим расчетам, итоговая экономия клиник на закупках может составить от 10 до 30%», – говорит он.

По словам заместителя директора по лечебным вопросам «Эвимед» Владимира Королева, на эксперимент его клиника решилась, так как механизм GPOs «зарекомендовал себя, логичен и прозрачен», а условия, которые предлагает «СКЗ Медицина», лучше, чем у дилеров. В Falck и «Гастроцентр» на запросы Vademecum не ответили.

Опрошенные Vademecum участники рынка говорят, что в структуре затрат поликлиники на расходные материалы и медикаменты обычно приходится 6–7%, наличие операционной поднимает планку до 9–10% (для общехирургических операций), а стоматология или пластическая хирургия с дорогостоящими имплантатами – до 25–30%.

Практика американских GPOs показывает, что медцентры нередко пользуются сервисом для закупки отдельной категории продукции. Еще в 2009 году сотрудники Университета штата Аризона опросили 429 больниц и выяснили, что 29% респондентов чаще всего обращались к закупщикам, заказывая стенты, 19% – ортопедические имплантаты, 16–17% – кардиостимуляторы.

Зарабатывать «СКЗ Медицина» придется на количестве участников союза, так как лидеры рынка – сетевые компании – имеют собственные отделы закупок. «Сервис коллективных закупок мог бы быть интересен несетевым медицинским компаниям, которые не имеют значительных бюджетов закупок, а значит, и сильной переговорной позиции. Такой закупочный «профсоюз» позволит за счет аккумуляции объемов получить более выгодные условия поставок и, наверное, заключить прямые контракты с производителями для небольших частных клиник», – говорит директор департамента управления системой снабжения ГК «Медси» Родион Ступин.

Впрочем, ряду несетевых клиник тоже удается добиваться порядочных скидок, а порой напрямую работать с производителями. «Мы, честно говоря, выжимаем из поставщиков максимум, учитывая наши объемы. Можно сравнить закупочные цены и те, которые мы можем в каком-то пуле получить, но, опять же, сказать, что это большая проблема, я не могу, – признался директор пятигорского лечебно-диагностического центра «Здоровье плюс» Алексей Раздобудько. – Часть мы покупаем через фармрынок, через нашу аптеку. У нас два-три основных поставщика. Своими силами удается сэкономить до 15%».

По словам генерального директора новосибирской компании «Медсанчасть-168» Сергея Белобородова, в случае с медоборудованием разговор с производителями начинается с предложения сократить первоначальную, ориентированную на госзаказ цену: «Если нам предлагают скидку в 15–20%, то диалог не продолжается. У нас есть прямые контакты с производителями, которые могут давать рассрочку по оплате до года. Но они не всегда могут продать так дешево, как крупный дистрибьютор». «Расходку» «Медсанчасть-168» закупает в основном через IT-систему для аптек «Фармкомандир», однако, по словам Белобородова, приобрести там все необходимое невозможно, а именно остается потребность в хирургических инструментах и других дорогих расходниках. «При равном качестве важнее, конечно, цена. Например, недавно так мы полностью поменяли бахилы. Полгода назад перешли на другие шприцы. Тут мы находим какую-то золотую середину», – подтверждает Раздобудько.

Помимо цены потребителей МИ волнуют логистика и сервис. «У меня был опыт работы с единым закупщиком, и цена в этом случае была на втором месте, а на первом – логистика, скорость доставки и возможность доставлять товар на склад, а не к дверям клиники. Отдельно мы оцениваем бренд и репутацию поставщика на рынке», – говорит генеральный директор ижевской клиники «Медицея» Михаил Копосов.

Дистрибьюторы невысоко оценивают вероятность полномасштабной экспансии GPOs в России, при этом допуская, что коллективные закупки могут стать эффективной практикой в небольшом сегменте рынка: «Схема покупки, когда специальная организация действует от имени группы клиник, вполне может прижиться, особенно применительно к небольшим частным учреждениям, у которых просто нет свободных ресурсов для поиска подрядчиков и проведения переговоров о цене, – считает Анна Козлова, руководитель отдела аналитики ГК «Дельрус». – Доля таких организаций на рынке вряд ли будет весомой из-за существующей модели закупок. Крупные дистрибьюторы предлагают сопоставимые цены, при этом затраты на дополнительные услуги – логистику, сервис и прочие – могут быть меньше за счет масштабов дистрибьютора». Пострадать от широкого распространения модели GPOs могут небольшие оптовые компании, которые не всегда способны договориться о гибких условиях поставки с производителем, добавляет Козлова.

В некоторых регионах, по словам консультанта по развитию бизнеса дистрибьютора «Мирус Медикал» Андрея Лукина, похожие проекты есть уже лет 10, но цены для конечных потребителей у них оказываются выше: «Если компания будет чисто логистической, если там будет сидеть экономист, который станет заниматься только организацией и контролем – это будет эффективно, а если будет создана обремененная накладными расходами компания, которая будет заявлять, что сможет работать лучше, чем все дистрибьюторы на рынке за последние 20 лет, – то это будет фикция».


закупки, gpo, частные клиники, станислав казак, медиа сервис абв, falck, гастроцентр, эвимед, москва, коллективные закупки, медси, мирус медикал, дельрус
Источник: Vademecum, №19-20

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении