27 Июля 2024 Суббота

≪Когда встречаемся, всегда жмем друг другу руки≫
Ольга Макаркина, Дмитрий Кряжев
31 марта 2014, 16:54
13381

Топ-менеджер холдинга «ФармЭко» – о прежнем работодателе, владельце «Р-Фарм» Алексее Репике, и о своих перспективах в новой компании

Холдинг «ФармЭко», больше известный по флагманскому дивизиону, оптовой компании «Ирвин‑2», на рынке существует обособленно. Появившись во второй половине нулевых, компания заняла крепкие позиции в сегменте тендерных поставок лекарств в Подмосковье, но предпочитала развиваться по оригинальному сценарию. Уверенный старт «Ирвин‑2» на рынке госзакупок некоторые участники рынка тогда связывали с наличием мощного административного ресурса в Московской области и партнерством со структурами, близкими ГК «Ростех». В «ФармЭко» до сих пор крайне скупо комментировали свою рыночную стратегию, в том числе и крупнейшую в недолгой истории холдинга сделку по покупке крупного контрактного фармпроизводителя «ЗиО‑Здоровье». С этим приобретением группа перестала быть просто нишевым игроком и теперь намерена строить вертикальный холдинг, ориентированный в том числе и на игру в поле коммерческого рынка. Эти задачи разрабатывались с участием нового топ‑менеджера – заместителя председателя совета директоров «ФармЭко» Алексея Орджоникидзе, в недавнем прошлом – ближайшего соратника основателя группы «Р‑Фарм» Алексея Репика. О том, что его привело в «ФармЭко» и по какому пути теперь уже он поведет этот холдинг, Орджоникидзе рассказал в интервью VM.

«БЫСТРО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ НЕЛЬЗЯ»

– Вы покинули ≪Р-Фарм≫ в конце прошлого года. Многие, с кем мы общались в ≪Р-Фарм≫, и это отнюдь не рядовые сотрудники, едва ли не от нас узнавали, что вы ушли работать в группу компаний ≪ФармЭко≫, к конкуренту. Говорят, что в компании будто бы дано негласное распоряжение не обсуждать ваш уход. Это правда?

– ≪Р-Фарм≫ – компания большая. Топ-менеджмент, естественно, был в курсе моих планов перейти на другую работу. Но я широко не информировал о деталях ухода и своих дальнейших планах. Не могу прокомментировать, были ли какие-то распоряжения внутри ≪Р-Фарм≫ на этот счет.

– Но вы в ≪Р-Фарм≫ не были просто специалистом. Вы входили в так называемый ближний круг владельца компании Алексея Репика. Это не так много людей: мама Алексея, генеральный директор ≪Р-Фарм≫ Василий Игнатьев, вице-президент по коммерческим связям Валерий Перелетов, вы.

– В ваш список можно добавить еще несколько человек. Компании ≪Р-Фарм≫ я обязан огромным профессиональным опытом, знакомством с опытной и сильной командой, реализованным сложным проектам. Приходил я в компанию, уже демонстрирующую хорошую динамику роста, потом что-то меняли, улучшали, оптимизировали. ≪Р-Фарм≫ – это фармацевтическая компания, сфокусированная на рынке специализированной медицинской помощи. Когда достигается существенная доля рынка, как у ≪Р-Фарм≫, дальнейший интенсивный рост сложен. Мне хотелось попробовать себя в новых направлениях, в более широкой палитре бизнесов отрасли здравоохранения, в новых обстоятельствах. ≪ФармЭко≫ в этом отношении оказалось идеальным местом. У группы много направлений бизнеса: дистрибуция лекарств и медицинской техники, производство медоборудования, строительство объектов социальной сферы, несколько фармацевтических производств, собственная лаборатория с оригинальными отечественными разработками: это не лицензионные молекулы на третьей фазе, а действительно глубокие разработки.

– Ну а как же амбиции ≪Р-Фарм≫ задушить ≪акул≫ фармпрома в ≪теплом аквариуме≫?

– Вопрос: а кого и зачем душить? Нужно развивать собственные компетенции и кооперацию. Но быстро избавиться от импортозависимости в высокотехнологичных отраслях нельзя. К сожалению, российская наука и российская фармацевтическая отрасль не ≪генерят≫ в необходимом объеме инновационные решения в области фармацевтики и биотехнологий. Да, мы уже неплохо копируем, но действительно прорывные продукты, которые, например, не стыдно предложить на экспорт, можно пересчитать по пальцам. Вообще, нет ни одной закрытой ≪акулами≫ отрасли, в которой нельзя было бы построить успешное предприятие. Этому просто есть своя цена – входной билет, стоимость ресурсов, хорошая команда, много других составляющих, – но это возможно.

– Почти все то же, что есть в ≪ФармЭко≫, есть и в ≪Р-Фарм≫. Разница, по сути, в том, что ≪Р-Фарм≫ гораздо крупнее и не развивает направление медизделий. Но вас же не только это привлекло в ≪ФармЭко≫?

– В группу ≪ФармЭко≫ входят девять компаний. Все они так или иначе связаны со сферой здравоохранения, но в то же время разноплановые, бизнесы по масштабу отличаются. Меня в ≪ФармЭко≫ привлекло то, что многие дивизионы находятся на этапе развития, требуют укрепления кадрового состава, принятия и воплощения масштабных инвестиционных программ. В этом я вижу для себя определенный профессиональный challenge – в сжатые сроки вывести компанию на лидирующие позиции, не уступающие в том числе и ≪Р-Фарм≫.

– Как вы расстались с Алексеем Репиком?

– У нас человеческие отношения, теперь в меньшей степени деловые, поскольку компании являются конкурентами по определенным направлениям. Но когда встречаемся, всегда жмем друг другу руки.

«Я НЕПОСРЕДСТВЕННО С «РОСТЕХОМ» НЕ ОБЩАЮСЬ»

– Про ≪Р-Фарм≫ более-менее понятно. Поговорим о ≪ФармЭко≫. Про саму группу рынок знает крайне мало. Участникам сегмента госзаказа скорее известен флагманский дивизион – дистрибьютор ≪Ирвин-2≫. Компания появилась на рынке во второй половине нулевых, играла на рынке госзаказа, причем преимущественно в Московской области. Кто-то даже называл ≪Ирвин-2≫ структурой, близкой к старшему сыну тогдашнего губернатора Подмосковья Бориса Громова Максиму. Это правда?

– Ответственно могу сказать, что никогда упомянутый вами человек не был ни в составе акционеров, ни прямо, ни косвенно не был связан с ≪Ирвин-2≫. То, что компания особо ярко была представлена в свое время в Московской области, вполне закономерно. Изначально при создании компании фокус был именно на регион фактического присутствия – здесь строилась логистическая база, ≪Ирвин-2≫ принимала участие в системе льготного лекарственного обеспечения, госпитальных поставках, развивала аптечную сеть [сейчас около 80 аптек в Подмосковье. – VM]. По такому же принципу развивались все нынешние межрегиональные дистрибьюторы.

– Основатель ≪Ирвин-2≫ и ≪ФармЭко≫ Владимир Бабий – единственный акционер на сегодняшний день?

– Да.

– Его трудно назвать публичным человеком. Он сейчас принимает участие в оперативном управлении?

– Он принимает непосредственное участие в управлении группой. Владимир Евстахиевич занимает пост председателя совета директоров ≪ФармЭко≫. Сама ≪ФармЭко≫ – это управляющая компания всех компаний, входящих в группу, – ≪Ирвин-2≫ ≪ЗиО-Здоровье≫, ≪Эмвико≫, ≪Добролек≫, Apto-Pharm, EmbroCell, ≪Наносистемы≫, ≪Фарма Лайф≫. Идея группы – в централизации основных функций управления: финансы, менеджмент, маркетинг, стратегия и планирование, дальнейшее выстраивание четко выраженной вертикали.

– У ≪ФармЭко≫ репутация семейной компании. Дочь и сын Владимира Бабия действительно участвуют в бизнесе?

– Да. Алена отвечает за коммерцию в ≪Ирвин-2≫, Василий занимается медицинским оборудованием.

– Еще вопрос об участии. В 2009 году ≪Ирвин-2≫ стал участником довольно странной сделки. Компания ≪Проминвест≫, одна из ≪дочек≫ ГК ≪Ростехнологии≫, вошла в акционерный капитал оптовика, а спустя полгода вышла. В каких отношениях с госкорпорацией ≪ФармЭко≫ сейчас?

– Мы дружим, также тесно сотрудничаем на площадке отраслевой общественной организации ≪Союз машиностроителей≫, которая объединяет промышленные производственные компании. Мы пока не вошли в состав союза, но активно осуществляем экспертную работу.

– С кем конкретно общаетесь в ≪Ростехе≫?

– Я непосредственно с ≪Ростехом≫ не общаюсь. Мы в диалоге с исполнительным директором союза. Работа ведется по направлениям медицинской техники и фармацевтики – вопросы разработки инструментов поддержки локализации производства иностранных высокотехнологичных товаров, механизмы поддержки российских производственных компаний. В этом ключе взаимодействуем.

– В начале декабря ≪ФармЭко≫ закрыла сделку по приобретению подмосковного фармацевтического комплекса ЗАО ≪ЗиО-Здоровье≫ (располагается на территории завода им. Орджоникидзе в Подольске) у международной группы Actavis. Какая доля была консолидирована?

– На сегодняшний день группа консолидировала 100%.

– Actavis, когда восемь лет назад покупала контрольный пакет ≪ЗиО-Здоровье≫, так до конца и не выкупила доли у миноритариев. Среди акционеров было немало бывших высокопоставленных руководителей российского здравоохранения. Директор завода Николай Сафонов продолжает работать?

– Да, он продолжает свою работу. У нас нареканий нет, поскольку ≪ЗиО-Здоровье≫ – образцовое предприятие. Здесь квалифицированные сотрудники, сплоченный коллектив, достойные зарплаты. На высоком уровне контроль качества, нет проблем с выполнением обязательств перед партнерами по контрактному производству. Сегодня основная функция ≪ЗиО-Здоровье≫ – обеспечение производственного процесса. Все стратегические решения о развитии портфеля и партнерстве с транснациональными компаниями принимает уже ≪ФармЭко≫.

– Производственное подразделение ≪Р-Фарм≫ подписывает лицензионные договоры с мировыми фармкомпаниями. А ваше – будет?

– ≪ЗиО-Здоровье≫ было и будет площадкой для развития совместных производственных проектов. Мы не только подписываем договоры и осуществляем техтрансфер в рамках лицензионных договоров, но и развиваем собственный портфель. Сейчас мы на финальной стадии переговоров о производстве полного цикла с еще несколькими транснациональными партнерами. Лицензионные соглашения, предполагающие полный цикл производства твердых лекарственных форм, – на сегодняшний день уже не основной приоритет, так как с новыми партнерскими контрактами в ближайшее время мы планируем загрузить отведенные под это мощности. Производственные линии второй очереди будут ориентированы на собственные оригинальные продукты и препараты дженерикового ряда в нозологиях, где у нас уже есть компетенции: ВИЧ, туберкулез, онкология, нефрология и другие.

– Важный элемент рыночной тактики ≪Р-Фарм≫ – эксклюзив на дистрибуцию блокбастеров. Вы готовы идти по тому же пути монополизации рынка?

– У нас другой подход. Мы используем портфель дженериков, для того чтобы сэкономить бюджетные средства за счет конкуренции, низкой цены, низкой себестоимости в производстве. На высвобождающиеся бюджетные средства будем предлагать здравоохранению современные высокоэффективные решения, в том числе и собственные, и партнерские продукты. Но я не думаю, что цель должна быть именно в получении монопольного статуса на дистрибуцию – это порочный путь, и он обычно вызывает вопросы у антимонопольных органов. Если в портфеле компании есть собственный высокоэффективный и доступный продукт, то он всегда найдет свое место на рынке. Конечно, мы будем бороться и за возможность продвигать привлеченные продукты сторонних компаний, предлагать наши услуги крупнейшим мировым производителям. Да и сейчас мы участвуем в их конкурсах по выбору партнеров в России. Здесь достаточно открытая система: транснациональные корпорации рассматривают три-четыре российские компании, которые представляют свои возможности, перспективные планы развития, существующие компетенции.

У ≪Ирвин-2≫ действующие контракты практически со всей Big Pharma. Наша главная задача сегодня – расширить такое взаимодействие, при этом одновременно сфокусироваться на важнейших для нас терапевтических группах: ВИЧ и гепатит С, нефрологии, онкологии и орфанных заболеваниях. Это главные для нас направления в амбулаторном сегменте. А в госпитальном сегменте мы хотим сосредоточиться на базовых решениях для стационаров: будем поставлять широкий ассортимент лекарственных средств – от натрия хлорида до антибиотиков. Мы готовы браться за сложные контракты с удаленной географией и высокой частотой поставок.

– Кого, помимо ≪Р-Фарм≫, вы считаете конкурентами в госпитальном сегменте?

– ≪Ланцет≫, ≪Евросервис≫ – технологичные операторы, нишевые, не ориентируются на валовые продажи и четко специализируются на определенных терапевтических группах.

«ПОЛИТИКА ДЕМПИНГА НИКОМУ НЕ ИНТЕРЕСНА И ПРОТИВОРЕЧИТ ОСНОВНОМУ ПРИНЦИПУ БИЗНЕСА»

– Общая выручка группы – больше $500 млн. Основной ее генератор все же ≪Ирвин-2≫?

– Да, он обеспечивает наибольший объем выручки.

– Какой план стоит перед советом директоров по выручке?

– Мы рассчитываем удвоить наш оборот в течение двух ближайших лет.

– Удвоение – идея амбициозная. Где вы берете деньги на развитие?

– Мы работаем за счет собственных средств и привлечения кредитных ресурсов под отдельные проекты. На приобретение ≪ЗиО-Здоровье≫, например, был взят кредит в Банке Москвы. Но вообще сальдо компании положительное, поэтому есть возможность развиваться и за счет собственных средств.

– Чтобы удвоиться, например, компании ≪Ирвин-2≫ придется выйти в коммерческий сегмент.

– Готовы. Коммерческий рынок сложный и высококонкурентный. Но в определенной степени за счет такой диверсификации можно хеджировать риски, связанные с бюджетным сегментом. Мы понимаем, что рано или поздно в бюджетном сегменте льготного лекарственного обеспечения останутся два участника – ритейл и страховые компании. Игнорировать этот тренд нельзя. И это одна из причин, почему мы серьезно рассматриваем выход на коммерческий рынок.

– У вас же есть розница – 80 аптек в Московской области. Что с ними будет?

– Для начала доведем число торговых точек до 100, а дальше уже будем принимать решение. Развитие розницы – достаточно дорогостоящее мероприятие. Мы либо партнера привлечем к развитию сети, либо продадим актив. Сеть уже сегодня работает неплохо.

– Еще раз про удвоение. Понятно, что основной объем здесь ляжет на ≪Ирвин-2≫. Компания инфраструктурно готова к такому росту?

– Текущих логистических мощностей не хватит для удвоения оборотов. На данный момент есть два склада, но если мы говорим о перспективах выхода в коммерческий сегмент, их будет недостаточно. У нас в планах открыть еще три склада: один – площадью от 10 тысяч кв. м в Московской области и два – в других регионах. Скорее всего, это будут Екатеринбург и Юг России. Потенциально нам интересно развитие в Сибири. Если найдем склад или действующую оптовую компанию на продажу в Сибирском округе, готовы закрепиться и там.

– Сколько денег вы готовы направить на развитие складской инфраструктуры?

– Около $10 млн.

– Правила игры на коммерческом рынке порой куда более жесткие, чем на тендерном. Не боитесь встречи с ≪Катреном≫?

– И в ≪Катрене≫, и в других компаниях, я уверен, умеют считать деньги. Политика демпинга никому не интересна и противоречит основному принципу бизнеса – получению прибыли. Мы найдем своих клиентов. Очевидно, что какое-то время вынужденно будем работать с низкой или отрицательной рентабельностью, но это та цена входа на рынок, которую придется заплатить.

– На какой срок акционер ≪ФармЭко≫ заключил с вами контракт?

– Он ограничен не временем, а скорее достижением результата. Вообще, главное – это наличие четко сформулированной цели и умение держать фокус, не сваливаться в сторону. Для себя ставлю цель – добиться удвоения бизнеса за два года.

фармэко, орджоникидзе алексей, зио‑здоровье

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении