Минздрав 8 апреля представил на общественное обсуждение новую редакцию законопроекта «Об обращении медицинских изделий». Первая версия документа тех же авторов была обнародована для публичной дискуссии еще в сентябре 2014 года и подверглась жесткой критике – как со стороны коллег по правительству, так и со стороны целевой аудитории. Впрочем, производителям и потребителям МИ не по нраву ни одна из существовавших когда‑либо версий базового отраслевого документа. С 2012 года изготовлением регламента, без которого рынок МИ не может нормально функционировать, помимо Минздрава успели позаниматься и Росздравнадзор, и Минпромторг. Последний проводит эксперименты на участниках обращения МИ без наркоза: обкатка разработанного Минпромторгом механизма «третий лишний» застопорила региональные тендеры на неопределенный срок.
Рынку медизделий катастрофически не везет с нормативами. Базовый закон, чьим бы талантом, экспертным знанием или лоббистским задором он ни создавался, никак не рождается. Всякий раз получается рамочным, отсылочным, неконкретным. Впрочем, и подзаконные акты чаще провоцируют в отрасли сумятицу: мешают регистрации медизделий и тормозят импортозамещение.
Список претензий к новой версии законопроекта вряд ли короче, чем к прежней. Ведь, по сути, очередная редакция не закрыла большинства вопросов отраслевого сообщества, в том числе к используемому в документе понятийному аппарату.
Ну и наконец, добавляют наблюдатели, некоторые положения нового законопроекта противоречат будущим принципам и правилам обращения медизделий внутри ЕАЭС. «Разработка документа именно сейчас, при параллельной подготовке нормативных актов ЕАЭС, выглядит несвоевременной, – уверен заместитель генерального директора НП «ЛУСОМИ» Андрей Волков.– Получается, что после 1 января 2016 года придется в любом случае проводить ревизию этого закона на его соответствие вступившим в силу нормативным актам ЕАЭС, даже если на тот момент закон еще не будет принят. Вместо того чтобы тратить время на разработку законопроекта, который придется позже пересматривать, лучше сделать его сразу «начисто» после вступления в силу законодательства ЕАЭС в сфере обращения МИ».
«Просушкой» законопроекта, скорее всего, займутся после прохождения им первого чтения, когда не будет необходимости согласовывать правки с отраслью. Эта законотворческая практика сложилась еще в 2010 году, тогда чиновники Минздравсоцразвития подгоняли под рыночные реалии ФЗ-61 «Об обращении ЛС» и, надо сказать, преуспели. «Это довольно неприятная тенденция: существенные правки вносятся уже в проект, находящийся на втором чтении в Госдуме. Говорить о том, что на общественном обсуждении сейчас находится проект, который хотя бы на 50% станет в итоге действующим законом, – преждевременно. Мы уже видели, как этот многострадальный отраслевой закон переписывается с нуля», – напоминает старший юрист «Пепеляев Групп» Сергей Клименко.
В то же время наблюдатели уверены, что у чиновников есть задачи куда важнее, чем продавливать принятие «сырого» закона: нынешняя нормативная ситуация как для импортеров, так и для отечественных производителей медизделий и без того складывается не лучшим образом.
Оживить рынок МИ могло бы громкое правило «третий лишний» – правительственное постановление №102, устанавливающее ограничение на госзакупки некоторых медицинских изделий иностранного производства. Разработанный Минпромторгом документ действует с февраля 2015 года и, по замыслу авторов, стимулирует отечественные компании и «ассимилировавшихся» иностранцев к поставкам на рынок госзаказа 40–45% изделий, попавших в прилагаемый к постановлению перечень.
Правда, как жить по новому правилу, отрасль пока не понимает.
«У государственных заказчиков пока нет четкого понимания механизма реализации ограничений, и потому проведение некоторых тендеров просто откладывается – до получения от регуляторов разъяснений. Не налажен и механизм получения производителями соответствующих сертификатов, подтверждающих локальный статус выпускаемой продукции», – рассказывает директор по вопросам правового регулирования IMEDA Михаил Потапов.
В затруднительной ситуации, по словам Сергея Клименко, находятся сегодня все участники обращения МИ: «Механизм подтверждения страны происхождения в предложенном виде непонятен операторам рынка. Сама мысль о применении правила «третий лишний» на практике пугает среднестатистического заказчика: а вдруг участники закупок затаскают по УФАС? В результате мы имеем отложенные торги, перепуганных заказчиков и участников торгов, а также вал критики на каждом мероприятии в адрес регулятора. Подобная обстановка не способствует росту привлекательности рынка».
Начальник отдела регионального развития ООО «ДНК-Технология» Олег Исаев свидетельствует: с начала февраля уже на нескольких торгах техническое задание было прописано под конкретное импортное оборудование, и выходить на тендер со своими МИ, не соответствующими ТЗ, компания не могла.
Томский производитель медизделий «Ангиолайн», оценивающий свою долю на рынке госзаказа в 8%, предъявляет регуляторам не ситуативные, а комплексные претензии. В прошлом году, утверждают представители «Ангиолайна», компания столкнулась с тем, что отечественная продукция не допускается к закупкам даже на равных условиях с импортными аналогами, не говоря уже о преимуществах. При проведении госзакупок заказчиками в техническую документацию включаются требования, выполнение которых невозможно без получения разрешений, согласований, регистраций со стороны зарубежных регулирующих органов, говорят в «Ангиолайне». И резюмируют: введение перечня отдельных видов медицинских изделий, предусмотренных правилом «третий лишний», ситуацию не исправит, ничто не мешает заказчику вводить такие требования к товару, что под его описание просто не будут подходить российские аналоги, а значит, заказчик сможет проводить закупки иностранной продукции в общем порядке.
Жалуются операторы рынка госзаказа и на отсутствие переходного периода в применении нового регламента. Но в большинстве случаев адаптировать правило «третий лишний» к реалиям тендерного рынка просто не получается: по признанию участников торгов, постановление часто вообще игнорируется.
Примечательно, что до конца апреля Минпромторг обещал коммерсантам аналогичный регламент по госзакупкам лекарственных препаратов. Проект соответствующего постановления дискутируется в правительстве с середины прошлого года. Но очередную его версию, по свидетельству лоббистов, вице-премьер Аркадий Дворкович 20 марта отправил на доработку.