ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

23 Июля, 15:52
23 Июля, 15:52
58,93 руб
68,66 руб

Клуб весомых и доходчивых

Татьяна Равинская
13 Апреля 2015, 14:58
4107
Минздрав и Минпромторг плодят аргументы для передела рынка медизделий
Минздрав 8 апреля представил на общественное обсуждение новую редакцию законопроекта «Об обращении медицинских изделий». Первая версия документа тех же авторов была обнародована для публичной дискус­сии еще в сентябре 2014 года и подверглась жесткой критике – как со стороны коллег по правительству, так и со стороны целевой аудитории. Впрочем, производителям и потребителям МИ не по нраву ни одна из су­ществовавших когда‑либо версий базового отраслевого документа. С 2012 года изготовлением регламента, без которого рынок МИ не может нормально функционировать, помимо Минздрава успели позаниматься и Росздравнадзор, и Минпромторг. Последний проводит эксперименты на участниках обращения МИ без нар­коза: обкатка разработанного Минпромторгом механизма «третий лишний» застопорила региональные тен­деры на неопределенный срок.

Рынку медизделий катастрофически не везет с нормативами. Базовый за­кон, чьим бы талантом, экспертным знанием или лоббистским задором он ни создавался, никак не рожда­ется. Всякий раз получается рамоч­ным, отсылочным, неконкретным. Впрочем, и подзаконные акты чаще провоцируют в отрасли сумятицу: мешают регистрации медизделий и тормозят импортозамещение.

Список претензий к новой версии законопроекта вряд ли короче, чем к прежней. Ведь, по сути, очередная редакция не закрыла большинства вопросов отраслевого сообщества, в том числе к используемому в доку­менте понятийному аппарату.

Ну и наконец, добавляют наблюда­тели, некоторые положения нового законопроекта противоречат буду­щим принципам и правилам обра­щения медизделий внутри ЕАЭС. «Разработка документа именно сейчас, при параллельной подготов­ке нормативных актов ЕАЭС, вы­глядит несвоевременной, – уверен заместитель генерального директора НП «ЛУСОМИ» Андрей Волков.– Получается, что после 1 января 2016 года придется в любом случае проводить ревизию этого закона на его соответствие вступившим в силу нормативным актам ЕАЭС, даже если на тот момент закон еще не будет принят. Вместо того чтобы тратить время на разработку зако­нопроекта, который придется позже пересматривать, лучше сделать его сразу «начисто» после вступления в силу законодательства ЕАЭС в сфере обращения МИ».

«Просушкой» законопроекта, скорее всего, займутся после прохождения им первого чтения, когда не будет необходимости согласовывать прав­ки с отраслью. Эта законотворческая практика сложилась еще в 2010 году, тогда чиновники Минздравсоцраз­вития подгоняли под рыночные реалии ФЗ‑61 «Об обращении ЛС» и, надо сказать, преуспели. «Это довольно неприятная тенденция: существенные правки вносятся уже в проект, находящийся на втором чтении в Госдуме. Говорить о том, что на общественном обсуждении сейчас находится проект, который хотя бы на 50% станет в итоге дей­ствующим законом, – преждевре­менно. Мы уже видели, как этот многострадальный отраслевой закон переписывается с нуля», – напо­минает старший юрист «Пепеляев Групп» Сергей Клименко.

В то же время наблюдатели увере­ны, что у чиновников есть задачи куда важнее, чем продавливать принятие «сырого» закона: нынеш­няя нормативная ситуация как для импортеров, так и для отечествен­ных производителей медизделий и без того складывается не лучшим образом.

Оживить рынок МИ могло бы гром­кое правило «третий лишний» – правительственное постановление №102, устанавливающее ограни­чение на госзакупки некоторых медицинских изделий иностран­ного производства. Разработанный Минпромторгом документ действу­ет с февраля 2015 года и, по замыслу авторов, стимулирует отечествен­ные компании и «ассимилировав­шихся» иностранцев к поставкам на рынок госзаказа 40–45% из­делий, попавших в прилагаемый к постановлению перечень.

Правда, как жить по новому прави­лу, отрасль пока не понимает.

«У государственных заказчиков пока нет четкого понимания меха­низма реализации ограничений, и потому проведение некоторых тендеров просто откладывает­ся – до получения от регуляторов разъяснений. Не налажен и меха­низм получения производителями соответствующих сертификатов, подтверждающих локальный статус выпускаемой продукции», – рас­сказывает директор по вопросам правового регулирования IMEDA Михаил Потапов.

В затруднительной ситуации, по словам Сергея Клименко, на­ходятся сегодня все участники обращения МИ: «Механизм под­тверждения страны происхождения в предложенном виде непонятен операторам рынка. Сама мысль о применении правила «третий лишний» на практике пугает сред­нестатистического заказчика: а вдруг участники закупок затаска­ют по УФАС? В результате мы имеем отложенные торги, перепуганных заказчиков и участников торгов, а также вал критики на каждом ме­роприятии в адрес регулятора. По­добная обстановка не способствует росту привлекательности рынка».

Начальник отдела регионального развития ООО «ДНК‑Технология» Олег Исаев свидетельствует: с нача­ла февраля уже на нескольких тор­гах техническое задание было про­писано под конкретное импортное оборудование, и выходить на тендер со своими МИ, не соответствующи­ми ТЗ, компания не могла.

Томский производитель медизде­лий «Ангиолайн», оценивающий свою долю на рынке госзаказа в 8%, предъявляет регуляторам не ситу­ативные, а комплексные претен­зии. В прошлом году, утверждают представители «Ангиолайна», компания столкнулась с тем, что отечественная продукция не допу­скается к закупкам даже на равных условиях с импортными аналогами, не говоря уже о преимуществах. При проведении госзакупок заказ­чиками в техническую докумен­тацию включаются требования, выполнение которых невозможно без получения разрешений, согла­сований, регистраций со стороны зарубежных регулирующих органов, говорят в «Ангиолайне». И резюми­руют: введение перечня отдельных видов медицинских изделий, пред­усмотренных правилом «третий лишний», ситуацию не исправит, ничто не мешает заказчику вводить такие требования к товару, что под его описание просто не будут подхо­дить российские аналоги, а значит, заказчик сможет проводить закупки иностранной продукции в общем порядке.

Жалуются операторы рынка госзака­за и на отсутствие переходного пери­ода в применении нового регламента. Но в большинстве случаев адапти­ровать правило «третий лишний» к реалиям тендерного рынка просто не получается: по признанию участ­ников торгов, постановление часто вообще игнорируется.

Примечательно, что до конца апре­ля Минпромторг обещал коммер­сантам аналогичный регламент по госзакупкам лекарственных препаратов. Проект соответствую­щего постановления дискутируется в правительстве с середины про­шлого года. Но очередную его вер­сию, по свидетельству лоббистов, вице‑премьер Аркадий Дворкович 20 марта отправил на доработку.

рынок медизделий, об обращении медицинских изделий, медизделия
Поделиться в соц.сетях
Важнейшие новости прошедшей недели
22 Июля 2017, 9:26
Поставщик медизделий Сергей Шатило остался на свободе
22 Июля 2017, 0:59
В Госдуму внесен проект закона о тотальной маркировке лекарств
22 Июля 2017, 0:42
Руководителя «Фармаимпекса» привлекли к уголовной ответственности
21 Июля 2017, 18:06
Поставщик медизделий Сергей Шатило остался на свободе
Самарский районный суд отклонил ходатайство Следственного комитета (СК) по Самарской области о помещении директора ООО «Современные Медицинские Технологии» («СМТ») Сергея Шатило и его заместителя Алексея Санкеева под домашний арест. Руководители «СМТ» - фигуранты двух уголовных дел, связанных с нарушениями во время аукциона на поставку медоборудования для нужд области.
22 Июля 2017, 0:59
ФАС обнаружила картель поставщиков медизделий на 2,5 млрд рублей
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении компаний «Медпролайф», «Проммедзакупка», «Медторг», «Инвамед» и «Микромед» по признакам картельного сговора на 357 аукционах на поставку кардиологических изделий за период с 2015 по 2017 годы. Сумма начальных максимальных цен контрактов составила более 2,5 млрд рублей.
20 Июля 2017, 15:17
Петиция против преследования гендиректора «Тиона» набрала 5 тысяч подписей
Петиция, призывающая прекратить уголовное преследование Дмитрия Трубицына, генерального директора и совладельца новосибирской компании по производству воздухоочистителей «Тион», набрала более 5 тысяч подписей. Правоохранители подозревают Трубицына в производстве и сбыте незарегистрированных медизделий.
20 Июля 2017, 7:00
J&J: наши данные о ценах на медизделия достоверны
19 Июля 2017, 11:17
Медведев поручил поддержать экспорт лекарств и медизделий
18 Июля 2017, 15:38
Минфин предлагает использовать ЕГАИС для учета спиртосодержащих лекарств

Минфин предлагает распространить действие Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС) на производство спиртосодержащих лекарственных средств и медизделий.

12 Июля 2017, 14:24
В Ульяновске создадут международный медкластер за $1,5 млрд
11 Июля 2017, 13:26
Нелегального производителя медизделий осудили на пять лет условно
10 Июля 2017, 15:18
ФРП поддержит производство медоборудования военными предприятиями
Российский государственный Фонд развития промышленности (ФРП) запустил две новые программы – «Конверсия» и «Комплектующие изделия». Первая программа позволит предприятиям оборонно-промышленного комплекса получать льготные займы на производство высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения. Вторая направлена на развитие производства комплектующих, не имеющих отечественных аналогов. Предполагается, что эти меры ускорят реализацию проектов по переориентации предприятий ОПК на гражданские нужды, включая медицинскую промышленность. 
10 Июля 2017, 13:18
Лизинг жизненно необходимых медизделий освободят от НДС
7 Июля 2017, 14:28
Philips покупает производителя кардиологического оборудования Spectranetics
6 Июля 2017, 7:04
В Австралии пациентки подали в суд на J&J за некачественные тазовые имплантаты
5 Июля 2017, 7:25
Мединдустрия
Как зеленоградские изобретатели победили американцев на рынке миниатюрных кардионасосов
1204
Карельское УФАС обнаружило картельный сговор поставщиков медизделий

Комиссия Управления ФАС России по Республике Карелия признала санкт-петербургские компании «Никамед», «Медлон» и «Медлон-ДВ» виновными в картельном сговоре. Поставщики в участвовали в 94 конкурсах на закупку медизделий и лекарств, заранее договорившись о результатах торгов. 

30 Июня 2017, 12:57
Яндекс.Метрика