16 Октября, 1:30

Киберпрострация

Ольга Гончарова, Марина Кругликова
2 Марта 2015, 17:01
6408
Когда долгострой ЕГИСЗ будет сдан в эксплуатацию
Стройка пятилетки – создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – возвращается на нулевой цикл. Это не столько волевое решение, сколько констатация: стартовавший в 2011 году проект фактически провален. Когда в декабре 2014 года интеграторами информатизации был сорван очередной дедлайн, генеральному заказчику, Минздраву, стало понятно: деньги потрачены впустую. Проблема даже не в том, что застопорились работы по развитию системы. На фоне фрагментарных сбоев все участники процесса забыли о концептуальном назначении ЕГИСЗ – создать единое цифровое пространство, позволяющее медучреждениям по всей территории страны быстро обмениваться данными о пациентах. Чтобы спасти инве­стиции, Минздрав сейчас разрабатывает единую инструкцию для интеграторов медицинских информационных систем (МИС) всех уровней. Однако перезапустить ЕГИСЗ сейчас будет гораздо сложнее – отпущенные на создание медицинского киберпространства 33 млрд рублей освоены и проект финансируется только из скромных регио­нальных бюджетов и за счет самих медучреждений.

В конце января нынешнего года министр здравоох­ранения РФ Вероника Скворцова провела совещание с разработчиками медицинских информационных систем из разных регионов России. Говорили о состо­янии и перспективах ЕГИСЗ. По итогам непростой беседы министр дала указание профильному департа­менту выработать единые требования к функционалу МИС, а по сути – написать инструкцию, которая позволит региональным интеграторам унифициро­вать содержание и структуру системных и сервисных продуктов. «В требованиях будет прописано, что должна включать в себя медицинская информаци­онная система, а дальше разработчики будут приво­дить свой софт в соответствие с этими параметрами. То есть регионы, наконец, начнут ориентироваться на единый стандарт и перестанут изобретать велоси­пед», – объясняет суть нововведений один из участ­ников совещания, директор по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы» (К‑МИС) Александр Гусев.

Подчиненные пообещали министру подготовить «бумагу» в максимально сжатые сроки. «Такой доку­мент крайне важен для повышения качества функ­ционала созданных медицинских информационных систем, поэтому совместно с экспертной группой мы разработаем его и представим на общественное обсуждение в ближайшее время», – подтвердила в интервью VADEMECUM директор IT‑департамента Минздрава Елена Бойко. И сдержала слово: 16 февраля Минздрав вынес на общественное обсуждение первый в ряду документов, которые регламентируют работу с МИС, проект приказа «Об утверждении Порядка ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки предоставления в них первичных данных о медицин­ской деятельности».

У профильного департамента много причин для спешки. Дедлайны, обозначенные в Концепции развития ЕГИСЗ в апреле 2011 года, глобально сры­вались уже дважды.

«Дорожной картой» информатизации отрасли пред­полагалось, что система будет строиться в два этапа. В 2011‑2012 годах все государственные и муниципаль­ные медучреждения должны были получить ком­пьютеры, подключиться к сети Интернет и внедрить основные прикладные сервисы, такие как удаленная запись к врачу и электронная медицинская карта. К тому же сроку планировалось создать федеральные сервисы ЕГИСЗ и начать строительство единого цен­тра обработки данных. На втором этапе – с 2013‑го по 2020 годы – интеграторы, по замыслу, уже должны были развивать и дорабатывать действующие регио­нальные фрагменты системы, синхронизировать их с федеральными программами и, наконец, наладить бесперебойный обмен информацией между медуч­реждениями страны.

На реализацию первого этапа было выделено более 33,4 млрд рублей, около 72% из которых предоста­вил ФФОМС, остальное добавили регионы. Из этих денег свыше 29,4 млрд рублей потратили на ком­пьютерное оснащение медучреждений и создание прикладных сервисов системы в регионах, а около 4 млрд – на программы и центры обработки данных на федеральном уровне.

Однако ни благословение на строительство ЕГИСЗ от Владимира Путина, ни значительные финан­совые ресурсы не спасли проект от традиционных напастей – коррупционных подозрений, интереса правоохранителей, арбитражных разбирательств и кадровых выводов в отношении ответственных чиновников (подробнее – в таймлайне «Сдача и сбои»). В результате к концу 2012 года ни один из плановых показателей концепции выполнен не был. Причастные к проекту игроки рынка тогда назвали медицинскую IT‑систему «лоскутной»: в одних регионах ЕГИСЗ функционировала почти штатно, в других – сбоила, в третьих – даже не на­чала внедряться (подробнее – в материале «Заласка­ли в лоскуты», VADEMECUM #18 от 21 октября 2013 года).

Весь 2013 год у интеграторов ушел на доработ­ку худо‑бедно встроенных сервисов. Наконец, ответственные за информатизацию чиновники Минздрава отрапортовали, что базовый этап ЕГИСЗ завершен. «Региональные фрагменты внедрены практически полностью», – заявлял тогда в интервью VADEMECUM замдиректора Департамента информационных технологий и связи Минздра­ва Роман Сафронов, признавая, правда, годовое опоздание. В 2014‑м планировалось перейти уже на следующий этап – развивать сервисы, работать над новыми программами, синхронизировать федеральные и региональные фрагменты системы. Вот только на продолжение строительства выде­лялось уже гораздо меньше средств: федеральный бюджет планировал потратить на доводку ЕГИСЗ только 700 млн рублей. Причем эта скромная сумма должна была распределиться между тре­мя назначенными едиными исполнителями проекта операторами – компаниями «Ростех», «Ростелеком» и НИИ «Восход». Финансовое же обеспечение региональных компонентов ЕГИСЗ полностью ложилось на плечи самих субъектов и медучреждений. На начало 2014 года реги­оны собирались совокупно потратить на раз­витие медицинской информатизации не более 1,5 млрд рублей.

Что же успели интеграторы за прошлый год? Судя по тому, что полноценное развитие ЕГИСЗ так и не состоялось, – не так много, как планиро­валось. По словам представителей федеральных подрядчиков, они главным образом занимались «работой над ошибками» и интеграционными процессами. «Мы бросили все ресурсы на под­держание и развитие федеральной электронной медицинской карты, электронной регистратуры и нозологических регистров. На новые сервисы не было ни времени, ни ресурсов», – признается заместитель гендиректора дочерней структуры ГК «Ростех» ООО «Национальный центр инфор­матизации» Александр Семенов. По словам руководителя проектов макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Ксении Чагиной, в прошлом году на федеральном уровне «Росте­леком» оказывал услуги для резервного ЦОД Минздрава РФ, а также для защищенных сетей передачи данных, чтобы обеспечить доступ субъек­тов РФ к федеральным сервисам.

Но полноценная синхронизация федеральных и ре­гиональных сервисов не была реализована. Приняв прошлым летом у «Ростеха» работу по созданию второй очереди электронной регистратуры (ФЭР) и медкарты (ИЭМК), Минздрав разослал по стране письма с требованием немедленно интегрировать региональные сервисы с федеральными. Однако на местах готовность ФЭР и ИЭМК к такой синхро­низации по состоянию на 7 ноября 2014 года (более свежих данных в ведомственной базе документов по ЕГИСЗ нет) позволила подключиться к феде­ральным сервисам только 37 и 54 регионам соответ­ственно. По словам руководителя IT‑департамента Минздрава Елены Бойко, к концу прошлого года 90% регионов прошли интеграцию с тестовой площадкой второй очереди ФЭР и ИЭМК, но к «бо­евой» до сих пор подключены лишь 20%. Сроки полной синхронизации федеральных и региональ­ных сервисов были сдвинуты на I квартал этого года.

Попытки синхронизации, помимо прочего, показа­ли, что внедрение даже базовых сервисов системы завершено далеко не везде. Например, по словам представителей администрации Ленинградской об­ласти, там к внедрению базового компонента МИС и не приступали. «О завершении процесса создания регионального сегмента ЕГИСЗ нельзя сказать и сейчас», – констатирует директор IT‑департамен­та Минздрава Елена Бойко, опровергая тем самым бодрые рапорты своих предшественников.

Впрочем, у Бойко, как у ответственного предста­вителя госзаказчика, сейчас действительно нет времени искать и обличать виновных. ЕГИСЗ пора хоть как‑то спасать, пусть через новое прочтение «дорожной карты». Пока проект ведомственного приказа, в котором прописывается порядок ведения медицинских информационных систем, напоминает кальку с концепции ЕГИСЗ. Но участники рынка не спешат с порочащими регуляторов выводами. «Вполне логично, что выходят нормативные акты, продолжающие суть концепции, – шараханий нам бы не надо», – пишет Александр Гусев из К‑МИС на своей странице в Facebook.

Действительно, какие уж тут «шарахания», когда кругом бюджетный дефицит и заморозка проектного финансирования. Взять хотя бы тот факт, что в про­шлом году два десятка регионов страны на инфор­матизацию здравоохранения денег не нашли вовсе. Похоже, медицинский киберпроект, лишившийся сегодня прежней ресурсной поддержки, перестает быть интересен крупным федеральным интеграторам и уходит на откуп большому числу разрозненных подрядчиков.

информатизация здравоохранения, егисз
Поделиться в соц.сетях
Акция «Здоровая Москва» вошла в проект бюджета столицы до 2022 года
15 Октября 2019, 20:08
Рынок госзаказа сервиса медоборудования превысил 23 млрд рублей
15 Октября 2019, 20:00
Пациент отсудил у врачей тюменской больницы 330 тысяч рублей за неправильно сращенный перелом
15 Октября 2019, 18:00
Минздраву и МВД поручено доработать законопроект об обмене медицинскими данными
15 Октября 2019, 17:48
МВД внесло в правительство законопроект об обмене с Минздравом данными о противопоказаниях к вождению
Министерство внутренних дел России внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий обмен между Минздравом и МВД данными о наличии противопоказаний или ограничений к управлению автомобилем. Предполагается, что Госавтоинспекция будет получать информацию исключительно о возможных ограничениях, без указания конкретного диагноза и раскрытия данных истории болезни водителя.

30 Сентября 2019, 14:40
ТФОМС Московской области опробует ИИ для медико-экономической экспертизы
25 Сентября 2019, 18:18
Минздрав разработал новый порядок расчета начальной цены контракта на закупку лекарств
Новый порядок расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК), предлагаемый регулятором вместо описанного в приказе №871н от 2017 года, сохраняет принцип выбора минимального из рассчитанных по одной из четырех методик значений, однако предполагает исключение из расчетов отдельных значений в особых случаях, а также меняет порядок формирования НМЦК при повторном объявлении аукциона.
11 Сентября 2019, 19:44
Минздрав прокомментировал провал лекарственных тендеров 2019 года
7 Августа 2019, 20:02
СП: медучреждениям не хватает средств на высокоскоростной интернет
Счетная палата РФ проанализировала практику внедрения и использования «информационно-коммуникационных технологий» в здравоохранении, в том числе подключение медучреждений к интернету, внедрение медицинских информационных систем (МИС) и телемедицинских технологий. Аудиторы обратили внимание на рост тарифов на интернет-связь, в некоторых регионах динамика достигала 330%, а 18 из 68  опрошенных СП субъектов  в  2019 году на эти цели требуется дополнительно 187,7 млн рублей.
30 Июля 2019, 20:21
Самые важные новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
20 Июля 2019, 21:30
Минздрав представил управленцев, которые займутся созданием «цифрового контура»
В Минздраве заключили, что «цифровизация требует комплексных решений». Их поиском займутся новые руководители ключевых направлений и структур – Дмитрий Селиванов, Дмитрий Зеленков, Александр Корсак и Никита Одинцов.
17 Июля 2019, 9:10
Мединдустрия
Облачные аналогии: Кто и как в России облегчает жизнь уходящих пациентов
1745
Минздрав представил регламент ведения электронного документооборота
14 Июня 2019, 16:26
Минздрав изменит порядок аккредитации специалистов
Министерство здравоохранения РФ намерено изменить порядок третьего этапа аттестации специалистов. Нововведения коснутся квалификации членов аттестационных подкомиссий, самой процедуры экзамена и формата выдачи свидетельства о прохождении аттестации – теперь документ будет оформляться в бумажном виде только «при наличии технической возможности».
2 Апреля 2019, 15:17
Минздрав унифицирует требования к «бережливым поликлиникам»
7 Марта 2019, 19:21
Минздрав оценил вклад программы «Борьба с онкозаболеваниями» в снижение смертности от новообразований в 64,5%
Счетная палата РФ обновила базу данных сервиса для мониторинга реализации нацпроектов, добавив в нее обновленные паспорта. Документ, посвященный здравоохранению, содержит оценку вклада подпрограмм в реализацию различных целей нацпроекта. Например, вклад онкопрограммы в снижение смертности от новообразований оценивается на уровне 64,5%, еще 20% и 5% должны обеспечить развитие первичного звена медпомощи и обеспечение отрасли кадрами соответственно.
7 Марта 2019, 8:16
Президент призвал перевести все детские поликлиники на новые стандарты к 2021 году
Помимо этого поручения правительству, президент РФ Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию обозначил важнейшие, по его мнению, направления развития системы здравоохранения.
20 Февраля 2019, 16:15
ФАС пересматривает механизм назначения единственных поставщиков
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) представила проекты распоряжений Президента РФ, уточняющих процедуру назначения единого поставщика. Документы размещены на федеральном портале нормативных правовых актов.
30 Января 2019, 18:03
Медведев утвердил порядок софинансирования нацпроекта «Здравоохранение» в регионах
28 Января 2019, 22:09
В 2018 году регионы потратили на телемедицину 18,8 млн рублей
18 Января 2019, 15:34
Яндекс.Метрика