27 Июля 2024 Суббота

Киберпрострация
Ольга Гончарова, Марина Кругликова
2 марта 2015, 17:01
8396

Когда долгострой ЕГИСЗ будет сдан в эксплуатацию

Стройка пятилетки – создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – возвращается на нулевой цикл. Это не столько волевое решение, сколько констатация: стартовавший в 2011 году проект фактически провален. Когда в декабре 2014 года интеграторами информатизации был сорван очередной дедлайн, генеральному заказчику, Минздраву, стало понятно: деньги потрачены впустую. Проблема даже не в том, что застопорились работы по развитию системы. На фоне фрагментарных сбоев все участники процесса забыли о концептуальном назначении ЕГИСЗ – создать единое цифровое пространство, позволяющее медучреждениям по всей территории страны быстро обмениваться данными о пациентах. Чтобы спасти инве­стиции, Минздрав сейчас разрабатывает единую инструкцию для интеграторов медицинских информационных систем (МИС) всех уровней. Однако перезапустить ЕГИСЗ сейчас будет гораздо сложнее – отпущенные на создание медицинского киберпространства 33 млрд рублей освоены и проект финансируется только из скромных регио­нальных бюджетов и за счет самих медучреждений.

В конце января нынешнего года министр здравоох­ранения РФ Вероника Скворцова провела совещание с разработчиками медицинских информационных систем из разных регионов России. Говорили о состо­янии и перспективах ЕГИСЗ. По итогам непростой беседы министр дала указание профильному департа­менту выработать единые требования к функционалу МИС, а по сути – написать инструкцию, которая позволит региональным интеграторам унифициро­вать содержание и структуру системных и сервисных продуктов. «В требованиях будет прописано, что должна включать в себя медицинская информаци­онная система, а дальше разработчики будут приво­дить свой софт в соответствие с этими параметрами. То есть регионы, наконец, начнут ориентироваться на единый стандарт и перестанут изобретать велоси­пед», – объясняет суть нововведений один из участ­ников совещания, директор по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС) Александр Гусев.

Подчиненные пообещали министру подготовить «бумагу» в максимально сжатые сроки. «Такой доку­мент крайне важен для повышения качества функ­ционала созданных медицинских информационных систем, поэтому совместно с экспертной группой мы разработаем его и представим на общественное обсуждение в ближайшее время», – подтвердила в интервью VADEMECUM директор IT-департамента Минздрава Елена Бойко. И сдержала слово: 16 февраля Минздрав вынес на общественное обсуждение первый в ряду документов, которые регламентируют работу с МИС, проект приказа «Об утверждении Порядка ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки предоставления в них первичных данных о медицин­ской деятельности».

У профильного департамента много причин для спешки. Дедлайны, обозначенные в Концепции развития ЕГИСЗ в апреле 2011 года, глобально сры­вались уже дважды.

«Дорожной картой» информатизации отрасли пред­полагалось, что система будет строиться в два этапа. В 2011-2012 годах все государственные и муниципаль­ные медучреждения должны были получить ком­пьютеры, подключиться к сети Интернет и внедрить основные прикладные сервисы, такие как удаленная запись к врачу и электронная медицинская карта. К тому же сроку планировалось создать федеральные сервисы ЕГИСЗ и начать строительство единого цен­тра обработки данных. На втором этапе – с 2013-го по 2020 годы – интеграторы, по замыслу, уже должны были развивать и дорабатывать действующие регио­нальные фрагменты системы, синхронизировать их с федеральными программами и, наконец, наладить бесперебойный обмен информацией между медуч­реждениями страны.

На реализацию первого этапа было выделено более 33,4 млрд рублей, около 72% из которых предоста­вил ФФОМС, остальное добавили регионы. Из этих денег свыше 29,4 млрд рублей потратили на ком­пьютерное оснащение медучреждений и создание прикладных сервисов системы в регионах, а около 4 млрд – на программы и центры обработки данных на федеральном уровне.

Однако ни благословение на строительство ЕГИСЗ от Владимира Путина, ни значительные финан­совые ресурсы не спасли проект от традиционных напастей – коррупционных подозрений, интереса правоохранителей, арбитражных разбирательств и кадровых выводов в отношении ответственных чиновников (подробнее – в таймлайне «Сдача и сбои»). В результате к концу 2012 года ни один из плановых показателей концепции выполнен не был. Причастные к проекту игроки рынка тогда назвали медицинскую IT-систему «лоскутной»: в одних регионах ЕГИСЗ функционировала почти штатно, в других – сбоила, в третьих – даже не на­чала внедряться (подробнее – в материале «Заласка­ли в лоскуты», VADEMECUM #18 от 21 октября 2013 года).

Весь 2013 год у интеграторов ушел на доработ­ку худо-бедно встроенных сервисов. Наконец, ответственные за информатизацию чиновники Минздрава отрапортовали, что базовый этап ЕГИСЗ завершен. «Региональные фрагменты внедрены практически полностью», – заявлял тогда в интервью VADEMECUM замдиректора Департамента информационных технологий и связи Минздра­ва Роман Сафронов, признавая, правда, годовое опоздание. В 2014-м планировалось перейти уже на следующий этап – развивать сервисы, работать над новыми программами, синхронизировать федеральные и региональные фрагменты системы. Вот только на продолжение строительства выде­лялось уже гораздо меньше средств: федеральный бюджет планировал потратить на доводку ЕГИСЗ только 700 млн рублей. Причем эта скромная сумма должна была распределиться между тре­мя назначенными едиными исполнителями проекта операторами – компаниями «Ростех», «Ростелеком» и НИИ «Восход». Финансовое же обеспечение региональных компонентов ЕГИСЗ полностью ложилось на плечи самих субъектов и медучреждений. На начало 2014 года реги­оны собирались совокупно потратить на раз­витие медицинской информатизации не более 1,5 млрд рублей.

Что же успели интеграторы за прошлый год? Судя по тому, что полноценное развитие ЕГИСЗ так и не состоялось, – не так много, как планиро­валось. По словам представителей федеральных подрядчиков, они главным образом занимались «работой над ошибками» и интеграционными процессами. «Мы бросили все ресурсы на под­держание и развитие федеральной электронной медицинской карты, электронной регистратуры и нозологических регистров. На новые сервисы не было ни времени, ни ресурсов», – признается заместитель гендиректора дочерней структуры ГК «Ростех» ООО «Национальный центр инфор­матизации» Александр Семенов. По словам руководителя проектов макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Ксении Чагиной, в прошлом году на федеральном уровне «Росте­леком» оказывал услуги для резервного ЦОД Минздрава РФ, а также для защищенных сетей передачи данных, чтобы обеспечить доступ субъек­тов РФ к федеральным сервисам.

Но полноценная синхронизация федеральных и ре­гиональных сервисов не была реализована. Приняв прошлым летом у «Ростеха» работу по созданию второй очереди электронной регистратуры (ФЭР) и медкарты (ИЭМК), Минздрав разослал по стране письма с требованием немедленно интегрировать региональные сервисы с федеральными. Однако на местах готовность ФЭР и ИЭМК к такой синхро­низации по состоянию на 7 ноября 2014 года (более свежих данных в ведомственной базе документов по ЕГИСЗ нет) позволила подключиться к феде­ральным сервисам только 37 и 54 регионам соответ­ственно. По словам руководителя IT-департамента Минздрава Елены Бойко, к концу прошлого года 90% регионов прошли интеграцию с тестовой площадкой второй очереди ФЭР и ИЭМК, но к «бо­евой» до сих пор подключены лишь 20%. Сроки полной синхронизации федеральных и региональ­ных сервисов были сдвинуты на I квартал этого года.

Попытки синхронизации, помимо прочего, показа­ли, что внедрение даже базовых сервисов системы завершено далеко не везде. Например, по словам представителей администрации Ленинградской об­ласти, там к внедрению базового компонента МИС и не приступали. «О завершении процесса создания регионального сегмента ЕГИСЗ нельзя сказать и сейчас», – констатирует директор IT-департамен­та Минздрава Елена Бойко, опровергая тем самым бодрые рапорты своих предшественников.

Впрочем, у Бойко, как у ответственного предста­вителя госзаказчика, сейчас действительно нет времени искать и обличать виновных. ЕГИСЗ пора хоть как-то спасать, пусть через новое прочтение «дорожной карты». Пока проект ведомственного приказа, в котором прописывается порядок ведения медицинских информационных систем, напоминает кальку с концепции ЕГИСЗ. Но участники рынка не спешат с порочащими регуляторов выводами. «Вполне логично, что выходят нормативные акты, продолжающие суть концепции, – шараханий нам бы не надо», – пишет Александр Гусев из К-МИС на своей странице в Facebook.

Действительно, какие уж тут «шарахания», когда кругом бюджетный дефицит и заморозка проектного финансирования. Взять хотя бы тот факт, что в про­шлом году два десятка регионов страны на инфор­матизацию здравоохранения денег не нашли вовсе. Похоже, медицинский киберпроект, лишившийся сегодня прежней ресурсной поддержки, перестает быть интересен крупным федеральным интеграторам и уходит на откуп большому числу разрозненных подрядчиков.

информатизация здравоохранения, егисз

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении