27 Июля 2024 Суббота

«Хорошо откэшироваться – всегда в кайф»
Дарья Шубина Фарминдустрия
28 апреля 2014, 22:19
11216

VM организовал прослушку ключевых персон российского фармрынка

На втором заседании Первого аптечного конгресса организаторам – ИД «ФФ Медиа» и журналу VADEMECUM, а также infor‑media Russia – удалось собрать людей, не только задающих тон и ритм жизни российской фарма­цевтической розницы, но и предлагающих повестку всей отечественной индустрии лекарственного обращения. Топ‑менеджеры и владельцы компаний, апробирующих свежие бизнес‑идеи «в поле», обычно избегают пар­кетных дискуссий, соображениями и планами делятся неохотно. Тем ценнее оказался их отклик на наше пригла­шение встретиться 21 апреля в конференц‑зале отеля «Балчуг Кемпински Москва» и без типовых регламентов, по‑свойски поспорить о том, что реально волнует.

Участникам нынешнего заседания Пер­вого аптечного конгресса, проходивше­го при спонсорской поддержке компа­ний AstraZeneca, Boehringer Ingelheim, RePharma, ЦВ «Протек», и журнала «Катрен Стиль», мы предложили обсу­дить несколько горячих отраслевых тем. Во-первых, спрогнозировать, по какому принципу в России пойдет объединение крупных аптечных сетей. Во-вторых, об­судить специфику функционирования и перспективы вертикально интегриро­ванных холдингов. В-третьих, выяснить, за счет чего существуют и наращивают выручку малые аптечные сети. И, на­конец, разобраться, как налаживают маркетинговые коммуникации ритейле­ры и производители препаратов.

Наш принципиальный отказ от унылых правил ведения дискуссий в очередной раз доказал свое право на жизнь – де­ловые люди довольно скоро перевели чинную беседу в жаркий спор, сдерживаемый лишь модераторами площадки. На первой сессии в этой роли вы­ступил коммерческий директор сети «Ригла» Александр Кузин, который вместе со спикерами и аудиторией выстраивал вектор консолидации розничного рынка.

Синергию ритейла и дистрибуции вы­ясняли гендиректор компании «Сотекс» Виталий Смердов и совладелец DSTech Алексей Молчанов, взявшие за пример известный обоим изнутри холдинг «Протек». Модераторы сессии пытались примирить сторонников двух полярных позиций: делать закупки для розницы через родственный оптовый канал или поощрять независимость дивизионов, нацеливая розницу на свободный поиск наилучшего предложения.

Неравнодушие к судьбам малых сетей проявил модератор следующей сес­сии – генеральный директор ГК «Апрель» Вадим Анисимов. Вопрос для полемики на этой площадке зву­чал так: продаваться крупным игрокам или сохранять независимость, нара­щивая оборот в статусе «маленьких, но гордых».

Директор по развитию бизнеса Oriola KD в России Олег Гончаров увлек кол­лег темой прямых контактов аптечных сетей и производителей. Несмотря на то что представителям сторон так и не удалось написать идеальную фор­мулу маркетинговых расчетов, взаим­ные пожелания прозвучали аргументи­рованно и внятно.


ЦИТАТЫ

РУСТЕМ МУРАТОВ, национальный коммерческий менеджер «АстраЗенека Россия»: «Когда езжу по регионам, захожу в несколько аптек и спрашиваю наши продукты. Просто интересно, что говорят провизоры. Для тех препаратов, у которых есть дженерики, более чем в половине случаев предлагаются самые дешевые российские продукты, которые есть на рынке».

ПАВЕЛ ЧИСТЯКОВ, генеральный директор Pierre Fabre в России: «Аптечный сегмент в России, я надеюсь, никого не обижу, характеризуется достаточно большой волатильностью. Вчера была аптека, сегодня уже обувной магазин стоит».

ИВАН БЛАНАРИК, генеральный директор «Берингер Ингельхайм»: «Безусловно, компании имеют возможности для роста и управления доходами. Но без постоянства этих факторов все бесполезно».

ЕВГЕНИЙ НИФАНТЬЕВ, генеральный директор аптечной сети «Нео-Фарм»: «Вы сказали, что дискаунтер – это «Ладушка». При этом в вашем понимании наценка у дискаунтера составляет до 5%. Вы вообще цены «Ладушки» мониторили? Это отличный рекламный ход. Прекрасная манипуляция сознанием потребителя».

ВАДИМ АНИСИМОВ, генеральный директор ГК «Апрель»: «Что такое малые сети? Для крупных сетей это один из ресурсов для роста через консолидацию. Для разрозненных ИП – возможность стать малой ключевой сетью, которую, возможно, достойно оценят и даже, может быть, хорошо за нее заплатят. Тот, кто будет осваивать этот пласт быстрее и профессиональнее других, завладеет фармритейлом России в ближайшие три, пять, десять, двадцать, семьдесят и сто лет».

НИКОЛАЙ ШАВРИН, совладелец аптечной сети «Аптека-Таймер»: «Было сказано, что розничная сеть может купить препараты где-то на стороне, потому что там они дешевле, чем в оптовой компании. Но почему тогда оптовой компании не купить то, что где-то продается дешево? Зачем рознице этим заморачиваться? Почему «Ригла» не покупает все в «Протеке»? Она что – может купить дешевле, чем «Протек»? Они что – собственника обманывают?»

ТЕМУР ШАКАЯ, председатель совета директоров A.v.e Group: «Если надо грипп, можем организовать. Без вопросов. Кризиса на фармрынке нет. Есть кризис жанра в управлении компаниями».

АЛЕКСЕЙ БАТУЛИН, генеральный директор аптечной сети «Здоровые Люди»: «Мы не про амбиции, мы – про деньги. Поэтому мы всегда готовы вести переговоры о возможных слияниях. Если говорить о рынке в целом, то «девушка созрела». Сегодня все готовы к переговорам. Абсолютно все! Есть время разбрасывать камни, есть время собирать. Наверное, активная стадия разбрасывания уже подходит к концу».

ЖАН ГОНЧАРОВ, генеральный директор ГК «Вита Плюс»: «В нашем регионе [Ставропольский край. – VM] – в основном единичные аптеки. Такие маленькие горные птички. Никто не ставит себе цель – долететь до солнца».

АЛЕКСАНДР ШАЛУНОВ, генеральный директор аптечной сети «Ладушка»: «То, что «выстрелило» в прошлом году, не стоит считать какой-то явно выраженной тенденцией к объединению. Все участники рынка хотят динамики, концентрации, но уровень взаимного недоверия еще очень высок. Другой фактор объединения – финансовый капитал – на наш рынок пока серьезно не идет, поскольку есть более доходные альтернативы вложения денег».

ВЛАДИМИР МАЛИННИКОВ, первый заместитель генерального директора ЗАО «ЦВ «Протек»: «Факторинг – это наша наценка, мы мало на этом зарабатываем. Не очень это поддерживаем, нам бы хотелось, чтобы рынок был более здоровым. Сейчас очень сложно удерживать ту дебиторскую задолженность, которая у нас есть. И с каждым месяцем все больше и больше рисков возникает».

АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВ, генеральный директор аптечной сети «Первая Помощь»: «Кто вам сказал, что собственники «Первой Помощи» неэффективны? Я саморекламой заниматься не буду, у «Первой Помощи» действительно были проблемы в 2009 году, но, уверяю вас, сейчас их нет. «Первая Помощь» росла, в отличие от всего рынка Петербурга, на 25–30% в год, показывала очень неплохие финансовые результаты. Сейчас очень даже неплохо интегрируется в сеть аптек «Радуга».

ДМИТРИЙ СОКОЛ, председатель совета директоров ООО «Здравсервис»: «Если сегодня существуют вертикально интегрированные дистрибьюторы и розница, значит, пока это рынку нужно. Вопрос: как интегратор справляется с ежегодным снижением маржинальности? Если к этому интегрированному сообществу присоединяется производитель, который заинтересован в бездефектурном наличии препарата в розничной сети, тогда, наверное, это содружество обладает дополнительной силой».

АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ, первый вице-президент ЗАО «Роста»: «Где деньги? Деньги у производителя. Наша задача – структурировать нашу дистрибуцию и розницу так, чтобы наши затраты были минимальны».

ЕВГЕНИЯ ЛАМИНА, директор департамента маркетинга и рекламы аптечной сети «Ригла»: «Чаще всего очень просто получается – есть таргет в 10% и обязательно закупка плюс 50%. Когда у меня уже глаза на лоб вылезают, я говорю: «Как плюс 50%? Это же физически невозможно на стагнирующем рынке». Мне отвечают «Не волнуйся! Плюс 50% – за счет новинок, их все надо выложить обязательно». Каждый производитель считает своим долгом вывести на рынок новый ассортимент, конечно же, очень нужный. В линейке добавляется еще 12 вкусов, зачем их все выкладывать?»

ВЛАДИМИР КИНЦУРАШВИЛИ, генеральный директор A.v.e Group: «Тот, кто покупает, хочет занизить стоимость, а кто продает – повысить. Поэтому проще делать слияние, когда нет денег и обе компании оцениваются по одной формуле. В случае с «36,6» нам надо было спешить, потому что хорошие аптеки собственники бы продали. Например, управляющие московскими, объективно прибыльными аптеками докладывали руководству о том, что они убыточны, нет денег даже на перебрендирование – вывеску, мебель поменять и так далее. В то же время в Сибири и Краснодаре открывались «с нуля» аптеки, которые вообще не будут работать. Поэтому мы сразу пошли в управление, даже не договорившись о цифрах».

ВАДИМ МУЗЯЕВ, президент ОАО «Протек»: «Производителю нужен дистрибьютор, ему нужна гарантия возврата денег. Сколько сетей сегодня могут получить 1 млрд рублей банковской гарантии? Поднимите руки, кто получил? Один. Молодец! Ребята, мы не хотим нести перед производителем риски вашей волатильности».

ГЕРМАН КНЯЗЕВ, генеральный директор ЗАО «ПИК-НН»: «За хорошие деньги продаться – это просто счастье какое-то. Хорошо откэшироваться – это всегда в кайф».

первый аптечный конгресс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении