27 Июля 2024 Суббота

Ходоки из Ляонина
Евгения Журавлева
1 апреля 2014, 14:11
3546

Кто заставил китайских регуляторов задуматься о совершенствовании механизма лекарственных госзакупок

В народном суде китайского города Цзинань 26 марта прошло первое слушание по иску Original Pharmacy, чья штаб‑квартира находится в северо‑восточной провинции Ляонин. Фармпроизводитель подал в суд на Департамент здравоохранения провинции Шаньдун, оспаривая итоги конкурса по госзакупке ЛС из списка основных препаратов (аналог российского ЖНВЛП). Original Pharmacy обвинил конкурсную комиссию департамента в протекционизме, не позволившем аспирину производства ляонинской компании обойти в состязании аналогичный продукт местного производителя. Подобных споров Поднебесной множество. Критическая масса противоречий, рождаемых действующей системой госзакупок ЛС, вынудила регуляторов вынести обсуждение проблемы на парламентский уровень.

На завершившейся 13 марта сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) дискутировался целый набор разнокалиберных инициатив, касающихся государственной политики в сфере здравоохранения, в том числе механизмов регулирования фармрынка. С парламентской трибуны, в частности, прозвучали некоторые идеи о необходимости ускорить процедуру регистрации препаратов, как инновационных, так и дженериков (подробнее в материале ≪Палочки на полку≫ в VM #10 от 24 марта 2014 года). Отдельным пунктом повестки сессии ВСНП стала полемика об эффективности действующей схемы госзакупок ЛС и медизделий для госпитальных нужд.

Методика управления товаропроводящими цепочками в госсекторе совершенствуется на протяжении последних 15 лет. Но эффективность выработанных за это время схем и механизмов взаимодействия между участниками рынка и госзаказчиками постоянно вызывает сомнения и недовольства. Впервые попытка отрегулировать в сторону снижения закупочные цены на фармпродукцию была предпринята в 1993 году в провинции Хэнань. Опыт был признан удачным, но только в местных масштабах. Лишь спустя пять лет практика, повлиявшая на региональный рынок лекарственного госзаказа, была реализована на общегосударственном уровне. Тогда Комиссия по развитию и реформам и Минздрав КНР выпустили совместный документ, обязывающий медучреждения соотносить розничную цену с уровнем благосостояния населения.

Целью нормативного акта стало не столько стремление отрегулировать конечную стоимость препаратов, сколько попытка искоренить практику завышение цен, коррупцию и прочие негативные проявления. В 2000 году пилотные проекты по проведению тендеров стартовали в провинциях Хэнань, Хайнань, Ляонин и в городе Сямынь.

А через год национальные регуляторы решились на еще один эксперимент с масштабом – попробовали ≪приземлить≫ торги на муниципальный уровень. Но, как оказалось, это не только не устранило проблемы сектора, но и усугубило их: каждый оператор госзакупок на своем месте устанавливал собственные правила, каждый участник процесса – закупщик, поставщик, конечный потребитель – пытался перетянуть одеяло на себя. В госпитальном секторе фармрынка воцарился еще больший хаос.

И вновь руководителям КНР понадобилось время на обдумывание дальнейших шагов, только в 2005 году регуляторы решают перенести госзакупки на провинциальный уровень, а еще через четыре года закрепляют порядок документально. С 2009 года все сделки по списку основных препаратов осуществляются исключительно через так называемую централизованную систему закупок ЛС (ЦСЗ).

С тех пор регламент кардинально не менялся, местные наблюдатели отмечают лишь рутинную работу по шлифовке нормативной базы. Однако, судя по новому всплеску активности участников рынка госзаказа, в сегменте назрела необходимость в очередных сущностных реформах.

Всего в КНР действует 13 441 государственная больница. Именно через госпитальный сектор реализуются 80% всех обращающихся на внутреннем рынке лекарств, естественно, проходящих через ЦСЗ. Исключение составляют лишь психотропные, наркотические и радиологические препараты, по которым каждая провинция формирует свой самостоятельный список.

Действует и еще один регламент: государственные клиники каждый следующий год обязаны приобретать как минимум 80% от объема ЛС, использованного в предыдущем году.

На площадку ЦСЗ для проведения сделки выходят три участника – продавец, покупатель и посредник. В последней роли выступают провинциальные департаменты здравоохранения, покупателем является клиника, продавцом – фармпроизводитель. До 2009 года в поставщиках могли числиться и дистрибьюторы, но эту практику прекратил Минздрав, проявивший заботу о сокращении товаропроводящей цепочки и, соответственно, о снижении отпускной цены. Каждый тендер курирует сертифицированный местными властями специалист. Вот к ним-то, кураторам, в последнее время и предъявляется большее количество претензий.

Глава Ассоциации управления фармацевтическими предприятиями Китая Юй Миндэ считает, что кураторство в механизме госзакупок – абсолютно бесполезная, а порой и вредная деталь. ≪Представитель управления госзакупками сам не покупает, не продает и не потребляет лекарственные средства, каким образом он может что-то регулировать?≫ – возмущается Юй Миндэ. И добавляет, что действующая система превратила нормальные двусторонние торговые отношения в административные, отняла у медучреждений право принятия решений и открыла коррупционный канал.

Скептически настроены участники рынка и против сложившихся традиций исполнения регламента. Процедура часто действительно бессмысленно затягивается: провинциальное правительство созывает экспертную группу, которая оценивает качество препарата и конкурентоспособность цены, затем выбирает из заявок от двух до пяти офферов, которые отправляются на следующий этап рассмотрения. И до ≪финала≫ конкурса может быть организовано еще несколько таких ≪ступеней≫.

Глава компании Yabao Pharmaceutical Жэнь Усянь отмечает: ≪В бюрократических баталиях организаторы тендеров порой забывают о целеполагании ЦСЗ: не только снизить цену, но и выбрать самый качественный препарат. Не только защитить национального или местного производителя, не обращая внимания на обширные лакуны в ассортименте, но и предложить пациенту эффективную фармакотерапию≫.

≪Протекционизм, – поддержал товарища по рынку глава компании Shineway Ли Чжэньцзян, – рискован потому, что порой приводит к дефициту препаратов в госпиталях. Слабенькие производители, только и способные под крылышком покровителей хоть что-то делать, не осиливают необходимые рынку объемы, но все равно лезут в сектор госзакупок. Особенно опасны такие прецеденты в случае поставок по списку основных препаратов≫.

Подобные критические высказывания звучали и в прениях на сессии ВСНП. Законодательных инициатив в этой связи пока, конечно же, не прозвучало – в Поднебесной не принята нормотворческая суета. Но некоторые идеи о передаче лекарственных закупок для госпитальных нужд на национальную, причем электронную, площадку на ВСПМ прозвучали вполне внятно. Проводники этих инициатив настаивают: единая информационная платформа позволит всем, в том числе пациентам, наблюдать за ходом выбора оптимального ЛС. И в то же время – не мешать контрагентам в момент совершения сделки.

китайские регуляторы, original pharmacy, китайские госзакупки лс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении