На завершившейся 13 марта сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) дискутировался целый набор разнокалиберных инициатив, касающихся государственной политики в сфере здравоохранения, в том числе механизмов регулирования фармрынка. С парламентской трибуны, в частности, прозвучали некоторые идеи о необходимости ускорить процедуру регистрации препаратов, как инновационных, так и дженериков (подробнее в материале ≪Палочки на полку≫ в VM #10 от 24 марта 2014 года). Отдельным пунктом повестки сессии ВСНП стала полемика об эффективности действующей схемы госзакупок ЛС и медизделий для госпитальных нужд.
Методика управления товаропроводящими цепочками в госсекторе совершенствуется на протяжении последних 15 лет. Но эффективность выработанных за это время схем и механизмов взаимодействия между участниками рынка и госзаказчиками постоянно вызывает сомнения и недовольства. Впервые попытка отрегулировать в сторону снижения закупочные цены на фармпродукцию была предпринята в 1993 году в провинции Хэнань. Опыт был признан удачным, но только в местных масштабах. Лишь спустя пять лет практика, повлиявшая на региональный рынок лекарственного госзаказа, была реализована на общегосударственном уровне. Тогда Комиссия по развитию и реформам и Минздрав КНР выпустили совместный документ, обязывающий медучреждения соотносить розничную цену с уровнем благосостояния населения.
Целью нормативного акта стало не столько стремление отрегулировать конечную стоимость препаратов, сколько попытка искоренить практику завышение цен, коррупцию и прочие негативные проявления. В 2000 году пилотные проекты по проведению тендеров стартовали в провинциях Хэнань, Хайнань, Ляонин и в городе Сямынь.
А через год национальные регуляторы решились на еще один эксперимент с масштабом – попробовали ≪приземлить≫ торги на муниципальный уровень. Но, как оказалось, это не только не устранило проблемы сектора, но и усугубило их: каждый оператор госзакупок на своем месте устанавливал собственные правила, каждый участник процесса – закупщик, поставщик, конечный потребитель – пытался перетянуть одеяло на себя. В госпитальном секторе фармрынка воцарился еще больший хаос.
И вновь руководителям КНР понадобилось время на обдумывание дальнейших шагов, только в 2005 году регуляторы решают перенести госзакупки на провинциальный уровень, а еще через четыре года закрепляют порядок документально. С 2009 года все сделки по списку основных препаратов осуществляются исключительно через так называемую централизованную систему закупок ЛС (ЦСЗ).
С тех пор регламент кардинально не менялся, местные наблюдатели отмечают лишь рутинную работу по шлифовке нормативной базы. Однако, судя по новому всплеску активности участников рынка госзаказа, в сегменте назрела необходимость в очередных сущностных реформах.
Всего в КНР действует 13 441 государственная больница. Именно через госпитальный сектор реализуются 80% всех обращающихся на внутреннем рынке лекарств, естественно, проходящих через ЦСЗ. Исключение составляют лишь психотропные, наркотические и радиологические препараты, по которым каждая провинция формирует свой самостоятельный список.
Действует и еще один регламент: государственные клиники каждый следующий год обязаны приобретать как минимум 80% от объема ЛС, использованного в предыдущем году.
На площадку ЦСЗ для проведения сделки выходят три участника – продавец, покупатель и посредник. В последней роли выступают провинциальные департаменты здравоохранения, покупателем является клиника, продавцом – фармпроизводитель. До 2009 года в поставщиках могли числиться и дистрибьюторы, но эту практику прекратил Минздрав, проявивший заботу о сокращении товаропроводящей цепочки и, соответственно, о снижении отпускной цены. Каждый тендер курирует сертифицированный местными властями специалист. Вот к ним‑то, кураторам, в последнее время и предъявляется большее количество претензий.
Глава Ассоциации управления фармацевтическими предприятиями Китая Юй Миндэ считает, что кураторство в механизме госзакупок – абсолютно бесполезная, а порой и вредная деталь. ≪Представитель управления госзакупками сам не покупает, не продает и не потребляет лекарственные средства, каким образом он может что‑то регулировать?≫ – возмущается Юй Миндэ. И добавляет, что действующая система превратила нормальные двусторонние торговые отношения в административные, отняла у медучреждений право принятия решений и открыла коррупционный канал.
Скептически настроены участники рынка и против сложившихся традиций исполнения регламента. Процедура часто действительно бессмысленно затягивается: провинциальное правительство созывает экспертную группу, которая оценивает качество препарата и конкурентоспособность цены, затем выбирает из заявок от двух до пяти офферов, которые отправляются на следующий этап рассмотрения. И до ≪финала≫ конкурса может быть организовано еще несколько таких ≪ступеней≫.
Глава компании Yabao Pharmaceutical Жэнь Усянь отмечает: ≪В бюрократических баталиях организаторы тендеров порой забывают о целеполагании ЦСЗ: не только снизить цену, но и выбрать самый качественный препарат. Не только защитить национального или местного производителя, не обращая внимания на обширные лакуны в ассортименте, но и предложить пациенту эффективную фармакотерапию≫.
≪Протекционизм, – поддержал товарища по рынку глава компании Shineway Ли Чжэньцзян, – рискован потому, что порой приводит к дефициту препаратов в госпиталях. Слабенькие производители, только и способные под крылышком покровителей хоть что‑то делать, не осиливают необходимые рынку объемы, но все равно лезут в сектор госзакупок. Особенно опасны такие прецеденты в случае поставок по списку основных препаратов≫.
Подобные критические высказывания звучали и в прениях на сессии ВСНП. Законодательных инициатив в этой связи пока, конечно же, не прозвучало – в Поднебесной не принята нормотворческая суета. Но некоторые идеи о передаче лекарственных закупок для госпитальных нужд на национальную, причем электронную, площадку на ВСПМ прозвучали вполне внятно. Проводники этих инициатив настаивают: единая информационная платформа позволит всем, в том числе пациентам, наблюдать за ходом выбора оптимального ЛС. И в то же время – не мешать контрагентам в момент совершения сделки.