За 15 последних лет тихий городок Друскининкай изменился едва ли не больше, чем за 200 предыдущих. Здесь появились огромный аквапарк и всесезонный горнолыжный склон, заработали супермаркеты, кафе, новые лечебницы. Автобусы стали ходить по расписанию, появились фонтаны, вазы с цветами, кафе, пляж на городском озере, плитка на тротуарах. Туристы оценили перемены: в 2000 году на курорте отдыхали и лечились 40 тысяч человек, в 2014 м – больше 280 тысяч. Даже недоброжелатели признают, что без Ричардаса Малинаускаса этого бы не произошло. Мэр поделился с VM своими ноу хау и проблемами.
– Я много раз бывал в Литве – и во время, и после СССР. Удивительно, что Вильнюс, столица, за эти годы изменился куда меньше, чем небольшой городок на самой окраине. Вокруг вашего курорта настоящее захолустье, а здесь все чистенько, аккуратно, цветы и фонтаны, построили аквапарк, горнолыжный склон… Как это получилось?
– Спасибо за такие слова. Когда 15 лет назад я оставил бизнес и пришел на эту должность, сразу для себя решил: прежде всего, не буду оглядываться назад и искать виновных. Если заниматься вчерашним днем, не будет завтрашнего. Первое, что мы сделали, – оценили, что имеем, наши плюсы и минусы.
– Кто вас консультировал?
– Не брали мы никаких консультантов! Я почитал, что они вообще пишут, и схватился за голову. Представьте: вы живете в своем городе, все здесь знаете. А я приезжаю к вам и за два часа выдаю рекомендации, как жить и развиваться. Нет, мы сами все оценили. Санатории у нас были 200 лет и всегда будут. Мы решили расширить профиль курорта так, чтобы он был привлекателен круглый год. Чтобы здесь развивались не только медицинский туризм, но и спорт, культура. При этом все главные объекты интереса должны быть под крышей, чтобы не зависеть от погоды. Поэтому теперь вы летом можете здесь кататься на лыжах, а зимой – плавать под пальмами.
– С чего началась перестройка – сделали дороги?
– Мы начали с бензоколонки, ведь многие сюда приезжают на машинах. Вообще-то бензоколонка в городе уже была, но такая, что туда чуть ли не с ведрами приходили за бензином. Новый Statoil с мини-магазином и мойкой был для меня воротами в будущее. Там была целая история: для строительства мы разрешили срубить 47 сосен. Но это же неэкологично, у нас национальный парк! По этому поводу был суд, мне оппонировали президент и премьер Литвы, но я отстоял свое решение. И тогда бизнес понял: если власть в городе может постоять за себя перед президентом, с ней можно работать.
– Откуда вы берете средства на этот и другие проекты? Из бюджета?
– Вы знаете, весь наш бюджет – это 16 млн евро. Это на все – образование, культуру, коммунальное хозяйство. В последние годы бюджет даже уменьшается. Если бы мы ориентировались на бюджет, в городе не было бы ничего. Но мы ищем деньги всюду, где только возможно.
– Например?
– Ну вот пример: нужен городу кемпинг? Конечно, нужен, к нам часто приезжают на машинах, и не все готовы платить за санаторий. Кемпинг мы построили на месте железной дороги, а рельсы продали. Так и собрали деньги на строительство, это же не очень дорогой объект [из Друскининкая в Гродно вела 40-километровая железнодорожная ветка, которую забросили в 90-х годах прошлого века. – VM]. А на бывшей железнодорожной станции мы сделали информационный центр по туризму.
– А какой главный источник? Ваш курорт иногда называют чемпионом по привлечению денег европейских фондов…
– Эти деньги не так просто получить. Какие-то средства распределяются в зависимости от количества жителей. Но это совсем немного, максимум 1 млн евро в год. А за остальные надо бороться [у ЕС есть несколько десятков фондов, через которые финансируются различные программы в странах ЕС – регионального, социального развития, снижения безработицы и тому подобные. Фонды обычно предоставляют помощь безвозмездно. За семь лет, с 2006 по 2013 год, Литва получила через фонды ЕС около 6,5 млрд евро, а Друскининкай – 201 млн евро. Если бы фонды распределяли деньги по Литве исходя только из количества жителей, город получил бы в 3,7 раза меньше. – VM]. Хороший пример – наша крытая горнолыжная трасса Snow Arena. Мы подали заявку и получили на нее от европейского фонда 40 млн литов (11,6 млн евро). Но это меньше половины необходимой суммы, надо было искать инвестора на 66 млн литов (19 млн евро). Это были годы кризиса, было тяжело, нашелся всего один желающий (ЗАО «Stamita», до этого занималось производством окон, дверей и других стеклянных конструкций). Он взял в банке кредит, построил для города всесезонную трассу длиной больше километра и получил ее в концессию на 25 лет. Он на ней зарабатывает, и город не интересуется, какие у него финансовые потоки, что с окупаемостью. Не дай бог ему не повезет, разорится, вот тогда будем искать нового оператора. Позже к Snow Arena мы добавили подъемник – канатную дорогу, на которой туда можно доехать из самого центра, от аквапарка. Она построена, осталось запустить. 1,7 млн евро на канатную дорогу мы получили от европейского фонда по энергосбережению – это же экологичный транспорт, согласитесь. А другую половину вложил частник. Меня срок окупаемости не волнует. Я думаю, за пять – семь лет подъемник должен окупиться, хотя это зависит от цены билетов, которую назначит оператор. В Москве у вас, я слышал, деньги должны возвращаться за три года…
– У аквапарка, который для многих стал главной достопримечательностью Друскининкая, тоже частный инвестор?
– Аквапарк был одним из первых объектов, работа шла долго. Вели переговоры с эстонскими инвесторами – не получилось. С поляками – тоже не получилось. И тогда самоуправление построило аквапарк собственными силами. Он на 100% принадлежит городской администрации.
– Расскажите еще про способы собирания денег.
– Расскажу, как было с дорогами и тротуарами, которые вам так понравились. Это было время кризиса, цены на дорожные работы упали на 60% – тут бы и ремонтировать, но на это у города не было ни цента, а взять на это кредит муниципалитет не может по закону. И вот как-то ночью я придумал план. Утром рассказал его Совету при мэре. Мы объявляем международный тендер на реконструкцию всех городских дорог с условием, что производитель делает ее за свой счет и потом в рассрочку получает плату. Это не кредит, а договор с отложенной оплатой. Компаниям выгодно найти работу в кризис, они снижают цены, а средства берут в банке под 3–5% годовых. Мы эти проценты им потом компенсируем, а платим с рассрочкой на 15 лет. Город таким образом сэкономил 18 млн литов. Я про эту схему рассказывал другим мэрам. Но чтобы это делать, надо, чтобы тебе доверяли. Вообще способов найти средства очень много – приватизация, например. Мы можем даже поменять свой объект или часть объекта на что-то более нужное.
– Кстати, о приватизации. У вас в самом центре стоит огромное пустое здание. Говорят, это некогда знаменитый санаторий «Неман», который давно не работает. Если желающих инвестировать нет, может, проще сломать?
– Мы действительно ищем инвестора для «Немана». Гарантирую, что, если у кого-то найдется возможность вложить в него 30–50 млн евро, это будет самый лучший, самый прибыльный объект в нашем городе. Это большое здание, которое имеет под своей крышей всю инфраструктуру, – у таких объектов заполняемость после реконструкции составляет 75–94%. Просто нужно его хорошо сделать, потому что кое-как не пройдет. Ничего не надо ломать, там очень хорошая планировка, внутренних несущих стен нет, хочешь – снял все стены и из нескольких номеров сделал один люкс.
– Кажется, вы уже лет восемь ищете инвестора?
– Может, вы кого-то найдете, с удовольствием рассмотрим предложение. Я со всеми сотрудничаю. Мне неважно, кто он, из какой страны. Пусть в понедельник уже начинает работать! Между прочим, там очень хорошие условия – большой участок в центре города, аквапарк и лечебница в 200 метрах. А при санатории будет дом культуры и конференций, и все это будет работать как одно целое.
– Вы хорошо продаете.
– За это мне зарплату платят.
– А у вас самого какой бизнес?
– У нас было семейное предприятие, им занимались мы с отцом, сестрами, их мужьями. В основном лесные дары – ягоды, грибы.
– Лесные дары – ваш единственный источник дохода?
– Да. Мы делали консервы 50 сортов, продавали в год сотни тонн – торговали с Россией, Украиной, добрались до Израиля с особыми кошерными консервами, даже до Америки. Пока не было конкурентов, на одной фуре можно было сделать очень хорошие деньги. Наш оборот доходил до 50 млн немецких марок, это около 25 млн евро. Отца в Литве называли грибным королем [Вилюмас Малинаускас больше известен как создатель «музея советского прошлого» – парка Grutas неподалеку от Друскининкая. – VM]. Он очень хороший кулинар, все рецепты консервов его собственные. Но теперь торговать грибами тяжело – Россия, Украина и Белоруссия тоже научились это делать. Бизнес непростой: когда ты с грибами работаешь, у тебя нет дней и часов, а есть минуты и секунды. Покупаешь белый гриб первого сорта, и, если сразу не переработать, он дешевеет в два-три раза. Я сам водил фуры с грибами – был в Мурманске, Архангельске. А по образованию я инженер-теплотехник, и нет на земле такой техники, с которой я не мог бы сладить. Я – мастер спорта по кроссу, экс-чемпион Прибалтики. У меня был двухэтажный автобус, который я переделал своими руками: на второй этаж заезжала моя машина, а внизу были четыре спальни для команды, кухня и мастерские.
– А сейчас какая у вас техника?
– На охоту езжу на Land Cruiser 80, это такой большой старый вездеход. Ежедневно – на Land Cruiser 200. А просто покататься – на Maserati Quattroporte. Но это редко.
– Некоторые говорят, что вы чувствуете себя здесь почти царем, делаете, что хотите, построили себе дом на самом берегу городского озера.
– В данное время дом на берегу озера мне не принадлежит.
– Что значит в данное время?
– Если его будут продавать и у меня будет возможность купить, я его куплю. Во-первых, мне очень нравится место, во-вторых, из принципа куплю – я хочу показать, что ничего не боюсь. Я, кстати, там недалеко живу, метрах в 100.
– А еще, говорят, у города сейчас какие-то проблемы с принадлежащим ему аквапарком. Там идет следствие, ищут нарушения...
– Без комментариев. Наш аквапарк работает и будет работать.
– А вообще, безотносительно к вашим успехам и проблемам, как вы думаете, может, стоит ограничить по времени пребывание на посту мэра?
– Самая большая ошибка – сравнивать главу самоуправления с парламентариями и президентом. Мы же хозяйничаем! Когда яма в городе не заделана, это моя проблема. А большой политикой мне некогда заниматься. Я смотрю на людей как мэр курорта. И лучшего отдыхающего, чем россиянин, мы не знаем. Приезжают не пацаны, люди нормального среднего возраста, с семьями, детьми, родственниками, денег не жалеют. Меня иногда спрашивают: «Как ты смотришь на то, что многие из России здесь покупают недвижимость?» А я говорю: они за тепло платят? За услуги платят? Так в чем проблема?
– Какие у вас новые идеи насчет курорта?
– Хотим построить крытое море – купол диаметром 50 м позади аквапарка. Ты лежишь на подогретом песке… Если хорошая погода – купол открывается, можно загорать, а если погода как сегодня – крыша закрывается. Если найдем 20 млн – я по привычке в литах считаю, – сможем построить. Кроме того, в Друскининкае есть аэродром, но без покрытия, он не используется. Мы сделали проект реконструкции. План есть, место есть – дайте человека с деньгами, нужно $10–15 млн. Это для самолетов с дальностью до тысячи км, весом до 30 тонн, вместимостью до 70 человек. Могут быть рейсы в Москву, Петербург, Калининград, Варшаву, Берлин, Минск, Киев. Проблему с границей мы уже решили: подарили здание на аэродроме пограничникам с единственным условием, чтобы там была комната для проверки паспортов.
– А я слышал, что проект развалился, потому что самолеты при взлете залезают на территорию Белоруссии, которая хочет за это слишком много.
– Платить ничего не придется – проблема решена! Мы развернули полосу на семь градусов, чтобы самолеты поднимались только над Польшей. Кстати, наш аэродром уже включен в четверку самых перспективных аэродромов Литвы. Были специальные исследования, все доказано.