27 Июля 2024 Суббота

«Каждая строчка должна говорить, что это – исключительнейший случай»
Полина Гриценко Мединдустрия
12 июля 2019, 12:17
4491

Юрист Сергей Клименко – о законадательном обосновании принудительного лицензирования

Положения норм международного права, предусматривающие случаи разрешенного использования исключительных прав без согласия правообладателя, отражены в статьях 1360 и 1362 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Но регуляторы, участники рынка, эксперты продолжают спор, можно и стоит ли применять механизм принудительного лицензирования в его нынешней законодательной конфигурации. Своим видением ситуации с Vademecum поделился партнер московского офиса компании Dentons, руководитель российской практики в области фармацевтики, медицины и биотехнологий Сергей Клименко.

– Насколько актуальны статьи ГК, описывающие возможность принудительного лицензирования?

– Для российского права эти нормы ГК не есть что-то концептуально новое, хотя их правоприменение началось только с прошлого года.

Статья 1362 предполагает выдачу принудительной лицензии в двух случаях. Первый, когда изобретения и промышленные образцы не используются или недостаточно используются в течение четырех, а промышленные – трех лет соответственно. Второй – когда некий патентообладатель обладает правами на изобретение, а такое зависимое изобретение является существенным техническим достижением и дает экономические преимущества. В обоих случаях, с формальной точки зрения, требованию о выдаче принудительной лицензии должен предшествовать отказ правообладателя от предоставления лицензии на рыночных условиях.

Статья 1360 – по сути, совершенно отдельный способ использования исключительных прав, в ГК не детализируемый и в практике пока не используемый: если существует угроза интересам обороны или безопасности страны, то правительство имеет право разрешить использование изобретения.

– Кем и как определяется степень такой угрозы?

– В том-то и сложность. Статья 1360 вроде бы предоставляет полномочия выносить решение о наличии или отсутствии угрозы Правительству РФ, но в существующем виде не указывает на признаки наличия угрозы, критерии ее оценки, процедуру принятия решения, подходы к определению сроков предоставления права, основания прекращения. А это важнейшие вещи, определяющие стабильность гражданского оборота, особенно в текущей ситуации. И, с учетом их важности, большая часть таких аспектов должна быть отражена на уровне ГК. Тут вообще, по сути, нам нужно создать правовое регулирование для абсолютно нового института, потому как речь идет о внедоговорной форме предоставления такого права административными методами, что может вызвать миллион вопросов.

Нужно понимать, если в стране реализуется механизм принудительного лицензирования, то это очень непопулярная мера. И это может сказаться как на общем инвестиционном климате, так и на отдельных отраслях, проектах. Правила осуществления таких мер должны своей прозрачностью и понятностью минимизировать возможный негативный эффект.

Отсутствие же в статье 1360 внятных формулировок делает ситуацию непредсказуемой, и механизм сразу превращается из инструмента защиты в инструмент политического давления или принятия произвольных решений.

– Может ли уже сейчас правительство установить, что ситуация, например, с заболеваемостью гепатитом С угрожает национальной безопасности, и в этой связи выдать принудительную лицензию?

– Безусловно, международные договоры открывают странам – участницам ВТО возможность самостоятельно определять случаи, когда может предоставляться право использовать патенты без согласия правообладателя, и защита общественного здоровья прямо указана как один из таких случаев. Но нужно правильно отражать эти возможности на национальном уровне. В статье же 1360 сейчас говорится об «обороне и безопасности государства». Это устойчивый оборот, однако в законодательстве, в том числе в федеральном конституционном законе, определяющем статус и полномочия Правительства РФ в этой области, говорится немного о других вещах, отличных от приведенного вами примера. А еще лучше Конституцию почитать – там, собственно, одно от другого явно отделено. Поэтому давайте мы сначала в ГК прямо укажем на интересы здравоохранения в качестве основания предоставления такой лицензии, там же опишем критерии оценки наличия угроз, отразим второстепенные процедурные вопросы на уровне постановления Правительства РФ – и тогда только будем говорить о конкретных решениях.

– Принудительное лицензирование – единственный инструмент минимизации угроз национальной безопасности?

– Я так понимаю, мы о статье 1360 в большей степени говорим? Это исключительная мера. Правильнее было бы уйти от репрессивного метода регулирования к практике достижения соглашений между производителями и государственными заказчиками по формированию цены, установлению скидок, разделению рисков. И даже если пришлось использовать принудительное лицензирование, то применение этого механизма должно быть мудрым и крайне деликатным. Почему мы о принудительном лицензировании говорим, а, например, о государственно-частном взаимодействии в области лекарственного обеспечения практически нет?

Если мы считаем, что появление документа о принудительном лицензировании неизбежно, то каждая строчка, описывающая возможность его использования, должна говорить, что это исключительнейший случай, а применение этой меры имеет четкие границы. Предлагаемые проекты, наоборот, стремятся расширить и без того очень свободные рамки статьи 1360. Почему сегодня нигде в проектах не сказано, например, об объеме предоставляемого принудительной лицензией права? Ведь речь должна идти о применении механизма исключительно для государственных закупок, мы же общественное здравоохранение рассматриваем. Но этого ограничения мы в проектах не видим.

– Сторонники идеи принудительного лицензирования в России говорят, что этот инструмент поможет инновационному развитию фармы: допустите нас до чужих разработок, и мы запустим новое производство, что-то начнем развивать, учиться.

– Сейчас что мешает? Вообще, эти тезисы противоречат самой цели принудительного лицензирования, основная цель которого не развитие промышленности за счет административного давления, а решение проблем доступности препаратов, когда «по-хорошему» решить проблему не получилось.

Если хотите получить доступ именно к разработкам – договаривайтесь, вступайте в партнерство. Заключено и заключается очень много соглашений о локализации производства, без всяких принудительных лицензий, на взаимовыгодных условиях. Российские операторы договариваются о локальных проектах с компаниями, которые нигде в мире больше на такие проекты не шли. Значит, у нас получается. У рынка страны огромный потенциал, и это дает хорошее «плечо» в бизнес-переговорах.

А в таком административном порядке кто вам поможет с трансфером технологий? Предоставление права использования патента без согласия правообладателя означает, что вы будете строить систему производства не в партнерстве, а с нуля, не используя опыт правообладателя. Мы это можем делать, но времени потребуется дольше, а рисков для потребителя неизбежно будет больше.

– Как вы оцениваете российскую судебную практику по получению принудительной лицензии?

– По статье 1360 ничего сказать нельзя, а по 1362-й, можно считать, практика как таковая пока не сложилась. Известно, что два кейса уже рассмотрены с разными результатами.

Самое главное в делах по статье 1362 – установить четыре факта: является ли патент зависимым, используется ли он в препарате, является ли изобретение техническим достижением и дает ли оно существенные экономические преимущества. Для сбора таких доказательств нужно привлечь множество экспертов, как химиков, так и специалистов по фармакоэкономике. И здесь уже понятно, что есть немалое количество вопросов.

Мы в самом начале пути и, думаю, немало копий сломаем, пока выработаем стандартные пути доказывания хотя бы экономических преимуществ. Наверное, изобретения должны давать существенные экономические преимущества вне привязки к обязательным требованиям системы ценообразования. Вопрос, насколько эта экономическая эффективность должна быть существенной, каковы критерии? А каковы критерии, по которым определяется важность технического достижения? И хотя статья 1362 все же достаточно детализована по сравнению с 1360-й, вопрос, как суды будут применять ее на практике, остается.

– Насколько оригинаторы на российском рынке защищены от появления в обороте дженериков до истечения срока патента?

– Пока не в достаточной мере. Сейчас законодательство об обращении лекарственных средств мало соприкасается на бумаге с правами на результаты интеллектуальной деятельности. Есть, конечно, механизм эксклюзивности данных клинических исследований, но он все же не связан с патентами напрямую. В текущей же ситуации фармкомпания, которая пытается остановить нарушителя патентного права, все время гонится за уходящим поездом и теряет рынок.

Обсуждается внесение изменений в закон «Об обращении лекарственных средств», чтобы добавить в той или иной форме patent linkage, то есть связь регистрируемого препарата с патентом и правами на него. Сейчас этого нет, зачастую трудно даже соотнести МНН с патентом. Предполагается, что такая проверка будет проводиться перед регистрацией. В той или иной степени этот механизм отражен в положениях законодательства ЕАЭС об обращении лекарственных средств. И то, что это требование там уже зафиксировано, потребует от авторов законодательных инициатив в отношении принудительного лицензирования учитывать эти положения.

В общем и целом, принудительное лицензирование – это лишь возможная крайняя мера, случаи применения которой должны быть максимально четко описаны, а процедура – предельно прозрачна. И в противовес ей нужно предоставить широкий спектр возможностей вести диалог с государством в отношении лекарственного обеспечения. Иначе мы рискуем приобрести имидж не умеющих договариваться и сотрудничать.


Источник: Vademecum №5, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении