27 Сентября 2023 Среда

Катакомбинатор
Ольга Гончарова
29 апреля 2014, 14:46
6168

За счет чего живет приватный стоматологический центр без вывески

Хирургу Дмитрию Левину удалось построить бизнес на недоработках коллег. Он выполняет на аутсорсин­ге ходовую на рынке операцию синус‑лифтинга – наращивания костной ткани верхней челюсти. По оцен­кам отраслевых экспертов, такая процедура нужна каждому четвертому пациенту имплантолога, но про­вести ее способны не более 30% российских зубных клиник.

ЧЕЛЮСТНЫЕ МИФЫ

В клинике Левина соблюдены все принципы конспи­рации – центр находится в здании 1919 года построй­ки, бывшего общежития красноармейцев, без вывески и рекламы. В приемной – шкафы с книгами, мягкие диваны – и никакого намека на стоматологию. Хирург говорит, что публичность ему не нужна – пациентов «с улицы» он почти не принимает. Клиенты приходят по схеме аутсорсинга: их направляют партнерские стоматологические клиники, остальная часть аудито­рии – «отказники» и пациенты со сложными случаями после неудачно проведенных зубных хирургических вмешательств, которые тоже приходят к нему по ре­комендациям коллег и знакомых. Но даже такая схема обеспечивает Левину постоянную очередь на запись и загрузку операционных, сопоставимую с хирургиче­скими отделениями сетевых стоматологий: операции костной пластики и имплантаций проводятся еже­дневно, большая часть – с применением технологии синус-лифтинга.

Синус-лифтинг считается одной из наиболее распро­страненных хирургических процедур зубных клиник. Операция проводится на верхней челюсти в том слу­чае, когда небольшая высота кости между краем кост­ного гребня и дном гайморовой пазухи не позволяет поставить имплантат. Увеличить объем кости можно разными способами – от пересадки костной ткани на верхнюю челюсть с других органов до использова­ния специальных костнопластических материалов. Популярность процедуры в России стремительно растет с каждым годом. По оценкам стоматологов, операция необходима каждому третьему-четверто­му пациенту, который принял решение установить имплантат – то есть людям, лишившимся верхних жевательных или вообще всех зубов верхней челюсти и носящих съемный протез. Число таких пациен­тов по всей стране оценивается участниками рынка в несколько миллионов человек в год. При этом потенциальная аудитория синус-лифтинга гораздо масштабнее. Полное отсутствие зубов наблюдается примерно у 25 млн человек в России – этот показа­тель значительно выше, чем, например, в большин­стве европейских стран, и сопоставим с развивающи­мися государствами, такими как Индия и Индонезия (см. инфографику «Шамкающий мир» на стр. 47).

Почти все зубные клиники включают синус-лиф­тинг в перечень услуг, но стоматологи уже назвали эту декларацию «мифической» – в реальности врачи стараются избежать сложной в исполнении и во многих случаях низкорентабельной процедуры. «Более 90% нашего рейтинга стоматологических клиник, – говорит шеф-редактор онлайн-журнала для пациентов Startsmile.ru Екатерина Гаспарова, – заявляли, что предлагают пациентам имплантацию и, соответственно, услуги остеопластики. Однако на самом деле только у трети клиник присутствовали элементарные условия для выполнения подобных ма­нипуляций – сама операционная, исследовательское оборудование, необходимые материалы и, конечно же, врачи, специализация которых – челюстно-лице­вая хирургия».

По мнению отраслевых экспертов, синус-лиф­тинг могут проводить далеко не все специалисты, а только челюстно-лицевые хирурги или лор-врачи, которых в коммерческой стоматологии сегодня не хватает. «Бывают случаи недобросовестной практики, когда врачи из-за отсутствия необходимой квалификации стараются не рекомендовать синус-лифтинг, скрыть его необходимость или намеренно увеличивают стоимость операции», – рассказывает основатель центра Sanabilis Андрей Григорьянц. С ним согласен его коллега из друго­го стоматологического центра: «Из-за дефицита специалистов трудозатраты на синус-лифтинг высоки, многим это невыгодно. Поэтому коллеги отговаривают пациентов от операции – вместо синус-лифтинга и имплантации им проще предло­жить дорогой бюгельный протез».

Дмитрий Левин, по сути, сумел закрыть собой эту брешь в коммерческой стоматологии: сейчас уже 12 московских клиник по схеме аутсорсинга присы­лают ему своих пациентов на синус-лифтинг. Биз­нес-модель Левин выстраивал с начала 2000-х – за это время он собрал специалистов, которые действитель­но умеют проводить синус-лифтинг и другие виды костной пластики, изучил все виды оборудования и материалов для этих операций и нашел инвестора, который вложил деньги в его проект.

ОБМЕНЫ В СТОМКЛАСТЕРЕ

Доктор Левин начал делать первые опера­ции костной пластики и синус-лифтинга еще в конце 90-х, когда учился на вечернем отде­лении стоматологического факультета ММСИ им. Н.А. Семашко и параллельно работал в при­емном отделении травматологии и челюстно-ли­цевой хирургии ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова. Примерно в то же время он открыл свою первую частную практику. «Это была закрытая стома­тологическая клиника небольшого формата, которую мы с коллегами из университета создали вскладчину, – рассказывает Левин. – Люди, ко­торые тогда начинали со мной работать, хотели принимать пациентов в современных условиях с новым оборудованием, на кафедре с ее спар­танскими условиями это было невозможно. По­этому мы сняли небольшое помещение напротив университета, зарегистрировались и открыли первую клинику».

Скоро партнеры начали активно знакомиться с конку­рентами. «В том районе был настоящий стоматологи­ческий кластер, многие клиники арендовали помеще­ния по соседству, – говорит Левин. – Уже тогда у нас стали происходить первые внутрикорпоративные обмены. Например, ко мне мог прийти ортопед из со­седней клиники и попросить: «Дим, моему пациенту нужны имплантаты и синус-лифтинг, помоги, пациент не хочет съемный протез», и я брался за работу».

За 10 лет партнеры сменили несколько точек дислока­ции, арендуя всё большие помещения, но формат их клиники всегда оставался одним и тем же – рекомен­дационная практика с клиентурой других стоматоло­гических центров.

Параллельно с развитием своего бизнеса Левин набирался опыта реконструктивной и челюстно-ли­цевой хирургии на стороне. В начале 2000-х, после окончания ординатуры, он уехал на стажировку в Пенсильванский университет, где его взяли в штат Penn State Hershey Cancer Institute на позицию ре­конструктивного хирурга. «Вообще, меня не имели права брать в штат, потому что я приехал в США по ученической визе, – рассказывает Левин. – Но, видимо, я понравился врачам госпиталя, они сказа­ли: «Зачем тебе сидеть в кампусе, будешь дежурить у нас и получать зарплату». А после года работы налоговые органы заметили несоответствие между отчислениями по моей зарплате и типом моей визы, и я, кроме хирургического опыта, приобрел еще и опыт депортации из США. Меня немедленно депор­тировали из страны».

Вернувшись в Россию, Левин продолжил рабо­ту с партнерами, а через пару лет его пригласили в «Мастердент» – руководство клиники набирало штат в новое хирургическое отделение. «В то время попасть в эту клинику и удержаться там считалось большой удачей (подробно об истории развития сети «Мастердент» читайте в VM#23 от 2 декабря 2013 года). Аудиторию «Мастердента» тогда в ос­новном составляли очень обеспеченные люди. Они хотели получать весь спектр услуг, в том числе и по костной пластике, и мы делали то, что в Рос­сии многим казалось невозможным. Я пришел туда хирургом, а спустя два года был назначен руководи­телем хирургического департамента и на должность главного хирурга компании», – не без гордости вспоминает Дмитрий Левин. По его словам, уже тог­да наблюдались случаи, когда врачи вводили паци­ентов в заблуждение по разным аспектам операций костной пластики, синус-лифтинга и имплантации. «Ортопедам было невыгодно ставить имплантаты, они хотели делать «мосты» – это менее трудоемкая процедура, за которую можно довольно быстро получить зарплату. Когда руководство сети узнало об этом, были собраны все ортопеды, и им объяви­ли, что теперь они обязаны проводить имплантацию и отправлять к хирургам до 10 пациентов в месяц. Ортопеды пошли на принцип и стали направлять в хирургию пациентов с архисложными случаями, от которых опускались руки, – это были в основном «отказники», у которых уже вообще не было челюстной кости. Так они «отмазались», а я приобрел богатый опыт для будущей собственной практики», – рассказывает Левин. Пока он возглавлял хирургию в «Мастерденте», в партнерском бизнесе происходили перемены, заставившие хирурга задуматься о реализации личного проекта. Приват-услуги Возможность создать собственную практику открылась неожиданно. «Мы делали в своей клинике операцию синус-лифтинга одному из пациентов и в прцессе вмешательства я обнаружил внутри гайморовой пазухи необычные мягкотканные образования, похожие на раковые, – рассказывает хирург. – В пазухе все было покрыто новообразованиями, и, чтобы не терять время, мы отменили все запланированные операции и сделали все, что было необходимо. Пациент, вначале отнесшийся к нам с недоверием, думал, что мы усложнили операцию, но, после того как получил гистологические и цитологические результаты обследований, успокоился, в итоге мы подружились». Пациент предложил врачу открыть собственный хирургический центр – так три года назад появилось ООО «Центр приватной стоматологии «Доктор Левин». Имя инвестора врач не раскрывает, а по данным «СПАРК-Интерфакс», единственным владельцем центра значится он один. В новом центре Дмитрий Левин организовал все в полном соответствии с концепцией «закрытой» стоматологии – нашел неприметное здание, но с большой парковкой и широкими окнами, наладил в нем систему воздухоочистки и водоподготовки – так, чтобы и духу клиники не было, а пациенты чувствовали, что попали в заведение «для своих». Традиционная схема работы по аутсорсингу здесь строится так: определив, что пациенту нужно сложное вмешательство, врач клиники-партнера направляет его в центр Левина, при этом пациент оплачивает операцию в своей клинике, а хирурги получают деньги по своему фиксированному прайсу. «Иногда пациент даже не знает, что мы не входим в структуру клиники, где он лечится», – замечает Левин.

Партнеров Левина найти непросто, но о возможно­стях его центра, как подтвердили VM московские стоматологи, в отрасли знают. А о своих контактах в Северной столице доктор рассказал сам: «Многие наши клиенты ведут динамичный образ жизни. Если они окажутся в Санкт-Петербурге и им будет необходима медицинская помощь, они совершенно бесплатно могут получить ее у наших партнеров».

Всего в трех операционных центрах Левина проводит­ся несколько хирургических вмешательств в день, от семи операций синус-лифтинга в неделю. По словам хирурга, эту манипуляцию он проводит по своей низкотравматичной авторской методике: без пере­садки костной ткани, с использованием материала, основанного на морфогенетических протеинах, ко­торые закупаются напрямую у производителей. И это позволяет держать стоимость услуги ниже средней цены рынка – на уровне 45 тысяч рублей. При этом себестоимость самой операции и расходных материа­лов составляет 30 тысяч рублей. «На каждой операции хирург зарабатывает свои честные 400 долларов, что является нормой для любого челюстно-лицевого хирурга в других странах», – калькулирует Левин.

Отраслевые эксперты считают, что аутсорсинг по си­нус-лифтингу становится все более востребованным на рынке. Основатель центра Sanabilis Андрей Григо­рьянц говорит, что большинство таких операций в его центре проводится для пациентов, которых направля­ют к нему коллеги: «У нас есть операционный блок, который позволяет проводить все типы вмешательств, и отработанная технология проведения в один этап синус-лифтинга и имплантации».

В то же время растет количество самостоятельных операций синус-лифтинга в стоматологических клиниках, а вместе с этим и количество ошибок, приводящих к судебным разбирательствам. Чтобы сориентировать пациентов относительно этой про­цедуры и оградить их от непрофессионалов, Левин запустил и поддерживает прикладной web-ресурс.

Помимо стоматологов, синус-лифтингом заинте­ресовались эстетические хирурги. По словам владельца клиники эстетической медицины Beauty Plaza Александра Тепляшина, в ближайшие месяцы он планирует открыть у себя стоматологическое отделение, которое будет предоставлять весь спектр хирургических операций по профилю стоматологии, включая синус-лифтинг. Операции по наращиванию костной ткани будут проводиться по разработанной Тепляшиным методике использования стволовых клеток. Правда, для практической реализации этого метода потребуется еще несколько лет – технология пока не прошла полноценные клинические испытания и была испытана только на баранах романовской породы.

стоматология, имплантология, синус-лифтинг

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Мединдустрия

Сегодня, 11:28

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»