25 Сентября 2023 Понедельник

Капитолово-вложение
Василий Когаловский Фарминдустрия
26 августа 2013, 15:42
8483

Малый питерский фармкластер вырос из уголовного дела о крупном мошенничестве в знаменитом институте «Прикладная химия»

Группа из пяти фармкомпаний и нескольких НИИ , работающих на территории ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия» в поселке Капитолово под Санкт‑Петербургом, в июне нынешнего года объявила о создании собственного, второго в регионе, фармацевтического кластера. Проект, зародившийся в руинах некогда крупнейшего в стране химического научно‑производственного центра, известного под брендом ГИ ПХ, получил осторожную поддержку областной администрации, надеющейся присоединить «малый» кластер к «большому». Впрочем, знакомые с капитоловской ситуацией наблюдатели пока очень осторожны в оценках перспектив объединения: резиденты мини-кластера ничем, кроме соседства, не связаны, а их общий арендодатель находится в эпицентре коррупционного скандала.

Оборонная сторона медали

О своем участии в капитоловском кластере заявили относительно небольшие фармкомпании: ЗАО НПО ≪Дом фармации≫, ООО НПФ ≪КЕМ≫, ООО ≪Пик-Фарма Про≫ (входит в холдинг ≪Пик-Фарма≫), ЗАО ≪Северная звезда≫, ФГУП ≪НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека≫ ФМБА, а также четыре исследовательских института, включая НИИ гриппа. Резиденты разбросаны по территории бывшего ГИПХ, посреди брошенных и неиспользуемых корпусов, связанных разбитыми неасфальтированными дорогами и в ряде случаев энергосетями. Расквартированные здесь предприятия лишь в небольшой степени зависят от института и его инфраструктуры. РНЦ ≪Прикладная химия≫ обеспечивает только охрану общей – своей и арендаторов – площадки.

Отраслевой мотив создания кластерного объединения вовсе не очевиден. Резиденты фактически не координируют свои действия на территории ≪Прикладной химии≫ и в большинстве случаев не связаны общей хозяйственной деятельностью, порознь решают вопросы поставки сырья и реализации продукции. Все, что их связывает, – это расположение в Капитолово и типичные для полузакрытой территории проблемы: трудности с приобретением земельных участков, ранее принадлежавших ГИПХ (ныне из 200 га за институтом остается, по разным данным, от 60 до 130 га), с коммуникациями и монополистами-энергетиками. ГИПХ, в течение десятилетий работавший в основном над оборонными проблемами, – закрытое учреждение. В последние годы значительная часть его территории была выделена из бессрочного пользования института и распродана, в том числе по схемам, которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Руководители капитоловского сообщества ссылаются на право собственника строения выкупить землю под зданием и утверждают, что первоначально покупателям удавалось приватизировать участки, однако в дальнейшем новые собственники помещений получили отказ в праве на выкуп земли. ≪Есть много компаний, которые приобретали у ≪Прикладной химии≫ объекты недвижимости по заниженной цене, и сейчас рынок наполнен перепродажей этих объектов≫, – утверждает исполнительный директор кластера Эльнур Гусейнов. Правовой статус участков под такими зданиями и вокруг них оказывается спорным.

По той же причине несколько лет назад на уровне фундамента было остановлено строительство нового производственного корпуса ≪Пик-Фарма Про≫. А ≪Первая фармацевтическая компания≫ вовсе отказалась от деятельности на площадке ≪Прикладной химии≫. В конце 2012 года ПФК безуспешно пыталась добиться в арбитражном суде от территориального управления Росимущества по Ленинградской области передачи в ее собственность участка, но проиграла процесс: как сказано в решении арбитража, ≪раздел земельного участка… не завершен, часть земельных участков, согласно схеме раздела под объектами частной собственности и под объектами ФГУП РНЦ ≪Прикладная химия≫, не сформирована и не прошла кадастровый учет. Право собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования ФГУП РНЦ ≪Прикладная химия≫ на земельный участок, раздел которого должен быть осуществлен, не прекращено≫. Отказала компании и апелляционная инстанция.

Бегом от скандала

Официального статуса капитоловский кластер до сих пор не получил, а потому не может рассчитывать на участие в региональных и федеральных программах. Однако момент его создания выглядит неслучайным. Еще в начале 2012 года деятельностью ≪Прикладной химии≫ плотно занимались следственные органы, причем генеральный директор РНЦ Александр Шаповалов и его бывший заместитель Алексей Карпенко давали показания друг на друга. Шаповалов винил заместителя в присвоении денег, которые институт должен был получить в качестве арендных платежей, и в распродаже недвижимости(следствие, по данным петербургского интернет-издания ≪Фонтанка.ру≫, имеющего источники в правоохранительных органах, инкриминировало Карпенко мошенничество в особо крупных размерах: хищение 40 млн рублей). ≪Он, используя служебное положение, занимался коммерческой деятельностью для себя, – заявил в июне на пресс-конференции Александр Шаповалов. – Обманывал людей, продавая им то, чего нет, – в основном электричество и землю. Карпенко обманывал людей, говоря, что решает эти вопросы, – естественно, он ничего решить не мог. Землю мы вообще не продаем, но частично от нее отказываемся. Ее продает территориальное управление [Росимущества. – VM], оно же назначает цену. Требуется только наше согласие и согласие нашего собственника – Минобрнауки. Карпенко объявлен в федеральный и международный розыск, возбуждены уголовные дела. Мы рассматриваемся как потерпевшая сторона≫.

Находящийся в бегах экс-зам, в свою очередь, успел сообщить правоохранительным органам о злоупотреблениях своего бывшего начальника. В июне 2013 года у гендиректора прошли обыски в рамках уголовного дела по статье ≪Превышение полномочий≫, а в начале июля Александр Шаповалов решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга на период следствия был отстранен от должности и помещен под домашний арест – также в связи с обвинением в мошенничестве в особо крупном размере: речь идет об оборудовании стоимостью 2,5 млн рублей, которое институт не поставил одной из фирм, работающих на его территории. Кроме того, еще в 2012 году Всеволожский городской суд Ленинградской области предписал приостановить деятельность ≪Прикладной химии≫ в связи с нарушениями правил пожарной безопасности, однако это решение не было исполнено, и в июле 2013 года областная прокуратура вновь потребовала приостановки работы института. Весной счета ФГУП заблокировала налоговая полиция, из-за чего около двух месяцев не выплачивалась зарплата его сотрудникам. Фармкомпании, работающие в Капитолове, заявили о создании кластера на самом пике скандала. ≪Мы хотим, чтобы нам никто не мешал работать. Мы на низком старте и готовы начать масштабный рост≫, – заявляют директора объединившихся предприятий.

Межкластерье

Вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов провел 6 августа уже вторую встречу с участниками объединения (первая прошла двумя неделями ранее) и обещал вскоре встретиться с ними вновь. Представитель областной власти назвал капитоловские компании ≪малым фармацевтическим кластером≫. Дмитрий Ялов заявил о включении предприятий в Капитолове в проект областной программы развития фармкластера Санкт-Петербурга и Ленобласти и уточнил, что объединение будет участвовать в федеральном конкурсе кластерных проектов на 2014 год. При этом область не претендует на значительные денежные вливания и едва ли запросит максимум возможного – 90 млн рублей. Очевидно, федеральное содействие ожидается прежде всего на уровне решения организационных и правовых проблем.

Областное правительство, полагают наблюдатели, откликнулось на создание капитоловского сообщества по вполне понятной причине – организация и поддержка таких объединений и инновационных предприятий с высокой добавленной стоимостью является одним из показателей отчетности перед федеральным центром. В то же время руководство региона фактически проигнорировало идею создания отдельного кластера на своей территории, поскольку заинтересовано во включении его в ≪большой≫ кластер. Судя по всему, появление в регионе двух отраслевых парков одного профиля не приветствуется и снижает шансы на их поддержку федеральным центром.

Сами же компании из Капитолова среди участников петербургского кластера не значатся, никогда ранее не заявляли о желании войти в него и более того – считают его неработающим объединением. По словам Эльнура Гусейнова, ≪большой≫ Санкт-Петербургский медицинский, фармацевтический и радиологический кластер не смог получить 500 млн рублей, выделенных Минэкономразвития. По информации Гусейнова, эти средства вследствие организационных проблем банально некому перевести. Капитоловские предприятия не контактируют с представителями петербургского фармкластера: ≪Здесь люди хотят заниматься работой, а не политикой, которой занимаются в Санкт-Петербурге, – сказал Эльнур Гусейнов. – Там используетсяогромный административный ресурс, но до настоящего времени кроме образования кластера и участия в петербургском экономическом форуме никакой деятельности не было≫.

Представляющее интересы участников петербургского фармкластера НП ≪Медикоармацевтические проекты. XXI век≫, в свою очередь, не контактирует с коллегами из Капитолова. ≪Это самостоятельная группа предприятий, мы не имеем к ним никакого отношения, – сказал директор партнерства Дмитрий Чагин. – Но у нас нет противостояния. Если хотят войти в кластер – пусть входят. Мы изучим продукцию, которую они выпускают, и, не исключено, сможем сделать для них что-нибудь полезное. Иногда небольшие институты могут предлагать те идеи, которые в дальнейшем будут востребованы крупными компаниями≫.

Промзона переговоров

Посетив Капитолово, Дмитрий Ялов дал понять, что ранее не общался с дирекцией РНЦ ≪Прикладная химия≫ и не занимался решением проблемы фармпредприятий на этой территории, но намерен встретиться и провести переговоры с новым руководством института, который в качестве ио генерального директора возглавила бывшая заместитель Шаповалова Елена Козлова. Впрочем, по словам вице-губернатора, решение вопроса о земле, являющейся федеральной собственностью, скорее всего, может быть найдено лишь в Кремле.

В ходе августовской встречи с Дмитрием Яловым директора предприятий упомянули о возможности создания в Капитолове технопарка (к слову, с таким же предложением в начале июня выступал Александр Шаповалов). Однако, как заметил вице-губернатор, федеральных средств на программы комплексного освоения территорий сегодня ждать не приходится. Поэтому вопрос о технопарке более не поднимался, и собравшиеся ограничились ≪кластерной≫ темой.

Нынешнее руководство РНЦ ≪Прикладная химия≫ заявляет, что не было осведомлено о создании капитоловского кластера. ≪Возможно, трудности до недавней смены руководства и были, – утверждает заместитель генерального директора ФГУП, координатор приоритетных инновационных проектов Михаил Зиновьев. – Мы готовы встречаться и обсуждать проблемы, но их нет и не может быть при нынешней ситуации. Земля на территории института принадлежит казне, а не институту, и вопросы выкупа следует решать с территориальным управлением Росимущества. Мы обсуждали с компаниями возможность совместного участия в программе развития петербургского фармацевтического кластера, а он в регионе может быть только один. Возможно, они видят в нас конкурентов или не дождались результата. Федеральная программа ≪Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы≫ уже стартует. Сейчас Министерство промышленности и торговли ведет обсуждение, создает рабочие группы, в которых мы будем участвовать. Если эти производители имеют желание участвовать в программе с ГИПХом, мы готовы сотрудничать в программах развития фармацевтики в плане выпуска готовых лекарственных форм, но не исследований ЛС. Мы и сами намерены развивать такую программу≫.

Входит и выходит

Между тем в числе участников капитоловского сообщества есть по крайней мере одна компания, специализирующаяся на доклинических исследованиях. НПО ≪Дом фармации≫ вкладывает 160 млн рублей в реконструкцию и оснащение к концу 2013 года здания для лаборатории на 15 тысяч подопытных животных. Модернизация позволит в пять-шесть раз увеличить число таких исследований, выполняемых компанией (пока на базе СЗГМУ им. И.И. Мечникова) и соответствующих нормам GLP. Сейчас их проводится около 140 в год, и доля компании на российском рынке ≪доклиники≫ достигает, по утверждению ее генерального директора Валерия Макарова, 15%.

Одним из заметных резидентов ≪малого≫ кластера среди производителей является подразделение компании ≪Пик-Фарма≫. По мнению генерального директора ≪Пик-Фарма Про≫ Александра Дикарева, идеальным примером взаимодействия власти и фармкомпании можно считать ее производственные успехи в Белгородской области: тут при содействии региона холдинг расширяет выпуск фармсубстанций. Тогда как власти Ленобласти, по оценке Дикарева, до последнего времени вовсе не обращали внимания на отрасль, планы развития компании в Капитолове были заморожены из-за невозможности дальнейшего строительства: ≪Здесь вопросы земельных отношений в тупике≫. Сейчас предприятие со 120 штатными работниками на площади более 2 тысяч кв. м выпускает около 5 млн упаковок препаратов 12 наименований (таблеток, капсул и жидких ЛС) в год. ≪Северная звезда≫ производит здесь более 20 препаратов, заявляя о соответствии своих линий требованиям GMP. НПФ ≪КЕМ≫ специализируется на выпуске субстанций по заказам фармкомпаний, впрочем, ООО ≪Пик-Фарма≫ в конечном итоге отказалось от поставок соседа и предпочло производить субстанции самостоятельно, на белгородском предприятии холдинга. НИИ гигиены остается закрытым режимным объектом и не афиширует свою деятельность, однако также располагает собственной производственной базой и является исполнителем ряда исследовательских работ в рамках ФЦП ≪Национальная система химической и биологической безопасности РФ≫. В то же время желания войти в холдинг не высказало крупнейшее из расположенных в Капитолове предприятий – ОАО ≪Фармсинтез≫. Похоже, компания, вышедшая на западные рынки и строящая вместе с Роснано и ИСКЧ новое производство, просто переросла местные проблемы.

Судя по всему, совместные интересы капитоловских фармпроизводителей, объединившихся в ≪малый≫ кластер, могут оказаться ситуативными. Уже очевидно, что область не готова немедленно предложить им преференции, не обещает быстро решить проблемы с землей, естественными монополиями, а главное – не может выступить на их стороне в спорах ни с условным хозяином территории – РНЦ ≪Прикладная химия≫, ни с реальным распорядителем – Росимуществом. Власти Ленобласти гарантируют лишь включение капитоловской кластерной задумки в конкурсные госпрограммы, участие в которых отнюдь не означает хоть сколько-нибудь весомого выигрыша. 

фармкластер, ленинградская область, росимущество, "прикладная химия"

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года