То, что механизму государственно частного партнерства (ГЧП) можно найти полезное применение в курируемой им индустрии, Минздрав обнаружил два года назад и поспешил использовать его во всероссийском масштабе. В 2015 году количество инициатив ГЧП в медицине по сравнению с предыдущим го¬дом выросло в четыре раза – до 64 проектов. Впрочем, стремительный рост пока не конвертировался в качество: в отсутствие федерального закона о ГЧП региональные чиновники не всегда успешно экспериментируют с нормативной базой, а инвесторы быстро разочаровываются в таком сотрудничестве.
Именины у витрины
По оценке чиновников Минздрава, 23 декабря 2015 года имеет право зваться вехой в истории применения механизма ГЧП в здравоохранении. В этот день в стенах ведомства было торжественно подписано первое в стране соглашение о государственно-частном партнерстве, обладающем федеральным статусом.
Суть контракта в следующем. Минздрав РФ в лице заместителя министра Сергея Краевого передал в концессию компании АО «Инновационный медико-технологический центр» (ИМТЦ) в лице гендиректора Екатерины Мамоновой принадлежащее Росимуществу здание на улице Одоевского, дом 3, в Новосибирске. Местная частная компания планирует организовать на федеральных площадях производство сырьевых компонентов для ортопедии, травматологии и нейрохирургии. Проект позиционировался как прецедент и широко анонсировался в отрасли – до этого российской медицине были известны только локальные ГЧП-инициативы.
Правда, значимость проекта рушится уже на этапе анализа его финансовых показателей. По условиям концессионного соглашения объем инвестиций в организацию производства до 2019 года составляет 685 млн рублей, а годовая выручка участвующего в ГЧП частного инвестора – всего 33,3 млн рублей. Но Екатерину Мамонову, судя по всему, несогласованность параметров не смущает: компания рассчитывает справиться с нагрузкой за счет привлечения средств Федерального центра проектного финансирования, дочерней компании ГК «Внешэкономбанк». Кроме того, грант в 200 млн рублей ИМТЦ выделил группе «Роснано». Иными словами, акционерное общество в статусной концессии фактически выступает в роли посредника, тогда как реальные инвесторы – не частные компании, а госструктуры.
Эта история иллюстрирует общую ситуацию с медицинскими ГЧП в России – аббревиатура стала модной у организаторов здравоохранения и числится среди главных достижений Минздрава РФ. Но участники рынка уже назвали механизм «витринным»: несмотря на большое количество заявленных и даже начатых ГЧП-проектов, одну их часть вообще нельзя считать государственно-частными, а другая, едва запустившись, уже стала для независимых инвесторов полным разочарованием.
Их может быть вчетверо
Отправной точкой развития ГЧП в индустрии считается 2013 год. Тогда президент Владимир Путин призвал региональные власти активнее задействовать частников в решении медицинских проблем, а Правительство РФ обозначило партнерство государства и бизнеса в деле модернизации здравоохранения как отраслевой приоритет.
Минздрав РФ на обозначившийся тренд откликнулся моментально. В конце 2013 года заместителем Вероники Скворцовой был назначен бывший начальник департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Сергей Краевой, которому в числе прочих важных обязанностей было поручено курировать в индустрии здравоохранения взаимодействие государства с частными инвесторами. По словам близких к ведомству источников, именно с подачи Сергея Краевого в Минздраве РФ появилась и профильная структура – департамент инфраструктурного развития и ГЧП, который возглавил бывший замдиректора департамента имущественных отношений и территориального планирования Минтранса РФ Андрей Казутин, имевший до этого богатый опыт ведения масштабных ГЧП-проектов в сфере транспорта.
«В начале 2014 года был создан координационный совет Минздрава России по развитию ГЧП, разработана методологическая основа для продвижения самого понятия ГЧП как в бизнес-среде, так и среди пациентов и врачей, а также утверждены соответствующие методические рекомендации», – говорит о проделанной работе Краевой.
Активность новой команды работой с документами не ограничилась: если, по данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), до 2014 года в медицине были почти полностью завершены шесть ГЧП-проектов и еще 11 находились в стадии реализации, то к 2015 году общее количество таких инициатив выросло в четыре раза – с 17 до 64 проектов.
Сергей Краевой в интервью VM в декабре 2015 года признавался, что в «копилке» ведомства есть еще 15 предложений по новым ГЧП-проектам, партнерские инвестиции в которые ведомство оценивает в 20 млрд рублей. А незадолго до этого, осенью, вице-премьер Ольга Голодец сообщала, что Правительство РФ планирует привлечь в развитие отечественной медицины не менее 200 млрд рублей частных инвестиций.
Тем не менее называть происходящее разворачивающимся инвестиционным бумом рановато. Проводившийся VМ в начале 2015 года мониторинг ГЧП в сфере медуслуг показал, что как минимум 11 разработанных проектов были заморожены. Остановки случались по разным причинам – от недостаточных, на взгляд инвесторов, профильных тарифов ОМС или иных незапланированных издержек до неадекватного поведения государственных контрагентов. Эксперты РАНХиГС в своем декабрьском докладе отмечают, что и теперь качество и перспектива реализации большинства проектов довольно сомнительны.
Одним из главных препятствий применению ГЧП в здравоохранении участники рынка до недавнего времени называли отсутствие единой нормативной базы для таких инициатив – федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» вступил в силу только с 1 января 2016 года. А до сих пор региональные власти сами очерчивали подобным партнерствам рамки, сообразные обстоятельствам.
Сергей Краевой в интервью VM описывал схемы и мотивы принятия региональных законов о ГЧП так: «Первый [мотив. – VМ] – закон принимался под конкретный проект: в регион приходил инвестор со словами «я хочу это сделать», и под него принимался закон. Второй – когда регион хотел развивать что-либо и ради привлечения инвестора создавался закон. Наконец, были так называемые витринные законы, которые принимались просто потому, что это модно». Из 70 регионов, где приняты законы, позволяющие запускать механизмы государственно-частного партнерства в здравоохранении, лишь 25 перешли от теории к практике, признавала в апреле 2015 года Ольга Голодец.
Несвежее дыхание
Отсутствие четких законодательных параметров порой превращало ГЧП в нечто совершенно обратное взаимовыгодному партнерству и провоцировало громкие скандалы.
Показательный пример – строительство международного медицинского центра «Клиника сердца» в Самаре. Об этом проекте стало известно в конце 2012 года. Его инициатором тогда выступил известный в регионе поставщик медоборудования – компания «Современные медицинские технологии» (СМТ) в лице ее владельца и директора Сергея Шатило. Проект поддерживал губернатор области Николай Меркушкин, и потому создание Клиники сердца легко позиционировалось как ГЧП.
Формально проект реализовывался в соответствии с инвестиционным меморандумом региональных властей и инвестора, по сути же частный инвестор был выбран без конкурса. Строительство кардиоцентра стартовало на арендованной части территории действующего ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» (СОККД). А когда новый комплекс будет открыт, в апреле 2016 года, Клиника сердца благодаря «партнерству» с региональной администрацией гарантированно получит областной кардиохирургический госзаказ. Случай вызвал большой резонанс, история муссировалась в печатных и электронных СМИ, самарский депутат Михаил Матвеев направил запрос в правительство и Минздрав области с просьбой отреагировать на ситуацию, в противном же случае обещал обратиться в прокуратуру.
Еще один скандал прошлого года связан с монополизацией лабораторной службы в Биробиджане. Более 10 лет назад депутаты заксобрания ЕАО инициировали передачу функций гослабораторий в частные руки, компании «ТАФИ-диагностика», которая вытеснила из сегмента клинической лабораторной диагностики всех операторов региона. Местные общественники многократно высказывались по поводу упавшего качества анализов и пытались заявить протест против монополизации рынка КЛД-услуг. На сентябрьском форуме Общероссийского народного фронта о ситуации доложили Путину, президент немедленно переадресовал вопрос Росздравнадзору. Присутствовавший в зале руководитель службы Михаил Мурашко сообщил, что в ЕАО проведена масштабная проверка, а начальник Управления здравоохранения уже снят с должности.
Закрываются ГЧП и в связи с бюрократическими проволочками, и по причине разочарований инвесторов по поводу ОМС. Один из флагманов ГЧП – московский проект «Доктор рядом» – столкнулся с подобным набором буквально на старте. Инвесторы, пережившие сложнейшие процедуры конкурсного отбора и подключившиеся к программе, обнаруживали, что городские поликлиники не заинтересованы в том, чтобы пациенты получали медпомощь на мощностях ГЧП-проекта, и не направляли к ним больных. В результате несколько частных компаний вышли из разочаровавшего их партнерства. «Очевидным является конфликт интересов государственных медучреждений, Минздрава, профильных региональных ведомств и частного медицинского бизнеса», – суммируют подобные разочарования эксперты РАНХиГС.
Впрочем, инвесторы тоже не всегда оказываются на высоте, нарушая свои партнерские обязательства. Так произошло, например, с несколькими ГЧП-проектами, начатыми в Нижегородской области. Первый предусматривал строительство многопрофильного стационара на 106 коек в селе Сеченово. Работы, стартовавшие в 2005 году, в 2009-м были приостановлены – у инвестора кончились деньги: из запланированных 276 млн рублей частник успел «похоронить» в недостроенном объекте 89,1 млн рублей. Похожая судьба – у проекта создания перинатального центра в Дзержинске: через два года после заключения соглашения грянул кризис, и проект был заморожен на этапе окончания строительно-монтажных работ. В 2010 году была заморожена реконструкция медико-санитарного комплекса в Арзамасе – городской больницы, Центра амбулаторной хирургии и поликлиники. Общий объем инвестиций оценивался в 101,1 млн рублей, частник осилил две трети этой суммы. По схожему сценарию провалились ГЧП по возведению хирургического корпуса Борской ЦРБ и реконструкции корпуса Павловской ЦРБ.
«Эти примеры подчеркивают важность начального этапа работы над ГЧП-проектом, – резюмируют эксперты РАНХиГС, – определения сроков действия партнерства, требуемого объема средств и гарантий их достаточности».