10 Сентября 2024 Вторник

Как закалялся скальпель
Евгения Журавлева Мединдустрия
28 мая 2013, 16:47
Фото: www.youtube.com
8092

Крупнейшая в США сеть частных клиник выходила на IPO трижды

В управлении Hospital Corporation of America (HCA) – 275 медцентров различного профиля, однако в США такие крупные госпитальные сети ведут себя скорее как финансовые корпорации, нежели медицинские учреждения. За свою 45‑летнюю историю HCA успела установить несколько рекордов, как по росту выручки, так и по сумме штрафов, уплаченных за мошенничество с медицинскими страховками.

Компания HCA Holdings Inc была основана в 1968 году в Нэшвилле Томасом Фристом-старшим, его сыном Томасом Фристом-младшим, а также Джеком Месси. Их первой больницей здесь стала Park View Hospital, офис новообразованной компании располагался в крошечном доме неподалеку. Уже через год после основания HCA провела свое первое публичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). К концу 1969 года у HCA было 26 больниц на 3 тысячи коек, через три года офису компании стало тесно, и она построила большое административное здание.

HCA стремительно развивалась и через десятилетие стала на NYSE первой компанией, выручка которой превысила $1 млрд. В начале 80-х HCA активно поглощает другие компании и больницы, она покупает General Care Corporation, General Health Services, Hospital Affiliates International и Health Care Corporation. К 1981 году в ее портфолио уже насчитывается 349 больниц на 49 тысяч коек, к концу десятилетия – 463 больницы.

В 1988 году владельцы HCA провели первый делистинг, объясняя свои действия тем, что акции холдинга недооценены. Однако частной компания пробыла недолго: уже через четыре года она совершила второе IPO. Продолжая наращивать объемы бизнеса, в 1994 году HCA слилась с Columbia Hospital Corporation, после чего стала называться Columbia/HCA. Один из основателей медицинского холдинга Томас Фрист-младший покинул пост генерального директора и председателя совета директоров. На его место пришел Рик Скотт.

Columbia/HCA изменила стратегию, перестала фокусироваться только на больничных услугах, в компанию вошло множество других медицинских учреждений. Корпорация Columbia/HCA на пике своего роста оценивалась в $20 млрд, имела в штате 285 тысяч сотрудников, более 350 больниц, 145 центров амбулаторной хирургии, 550 агентств, специализирующихся по уходу на дому, и ряд других вспомогательных предприятий.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Топ5 .png

Однако вскоре разгорелся скандал, связанный с махинациями с государственной медицинской страховкой Medicare. В 1997 году на предприятиях Columbia/HCA в Эль-Пасо произошли обыски, инициированные ФБР и Налоговой службой США. В итоге генеральный директор Рик Скотт покинул Columbia/HCA, получив $9,8 млн отступных и 10 млн акций компании стоимостью около $350 млн.

Чтобы уменьшить ущерб и залечить нанесенные скандалом репутационные раны, Фрист-младший снова взял бразды правления в свои руки и объявил о реструктуризации компании. Columbia/HCA вернулась к прежней стратегии – внебольничные предприятия были проданы, компания сфокусировала усилия на оказании медицинских услуг.

Но скандал не утих, и в начале 2000-х компания была вынуждена признаться в 14 преступлениях: систематическом завышении цен, совершении незаконных сделок с агентствами по уходу на дому, подаче ложных данных об использовании помещений больниц и так далее. Columbia/HCA также призналась, что обманным путем выставляла завышенные счета по программе Medicare и другим программам в области здравоохранения. Схема была проста: компания предоставляла некоторым врачам бессрочные ≪кредиты≫, бесплатную аренду помещений, бесплатную офисную мебель и бесплатные лекарства из больничных аптек. А те взамен ставили необоснованно серьезные (а значит, дорогие в лечении) диагнозы и направляли пациентов в больницы HCA.

В итоге HCA была вынуждена выплатить $250 млн компенсаций по программе Medicare, $631 млн плюс проценты – Правительству США, сделать еще ряд штрафных платежей. В целом, гражданские иски обошлись Columbia/HCA в рекордные даже по американским меркам почти $2 млрд. После скандала компания решила вернуть прежнее название – Hospital Corporation of America.

В 2005 году Фрист-младший, к тому моменту ставший сенатором США, продал свою долю в HCA. По официальной версии, чтобы избежать конфликта интересов, если бы он решил баллотироваться в президенты. Однако вскоре после этой продажи были раскрыты плохие финансовые показатели компании, и ее акции рухнули. Вновь начались судебные тяжбы: некоторые акционеры HCA заявили, что компания нарочно искажала финансовую отчетность, чтобы скрыть реальное положение дел. Иски были удовлетворены, и суд обязал HCA выплатить $20 млн своим акционерам.

В 2006 году компания во второй раз становится частной после выкупа акций группой инвестфондов: Bain Capital, Kohlberg Kravis Roberts & Co и Merrill Lynch Global Private Equity. Размер сделки, признанной одной из крупнейших в своем роде, оценивается в $33 млрд. Впрочем, компания недолго оставалась частной: 10 марта 2011 года HCA совершила третье в свой истории IPO, выручив $3,8 млрд на бирже NYSE.

В 2010-2011 годах компания показала столь стремительное увеличение доходов, что газета The New York Times предприняла специальное расследование в попытке выяснить источники чудесного роста. Источники вскоре нашлись, и это снова оказались манипуляции со страховыми выплатами. С 2008 года HCA пересмотрела систему выставления счетов по медстраховке, и к 2010-му 76% счетов относились к дорогостоящему лечению серьезных заболеваний (до 2008 года эта цифра составляла всего 28%). В некоторых больницах HCA за четыре года выплаты по страховкам Medicare подскочили с $69 тысяч до $1,5 млн. Параллельно компания занималась снижением расходов. После финансового кризиса 2008 года серьезной проблемой для всех американских больниц стали отделения скорой помощи – резко возрос поток пациентов без страховки и, следовательно, убытки.

Помимо этого, большинство пациентов не нуждались в действительно срочной медицинской помощи. Однако HCA удалось решить эту проблему методом жесткого отсева emergency-пациентов и повышением тарифов. Порой причины для отказа в помощи изобретаются довольно абсурдные, отмечают журналисты New York Times. Но что поделать – не снизив расходы, прибыли не получить.

Зато инвесторы довольны.

hca, hospital corporation of america, ipo, томас фрист
Источник: Vademecum №2, 2013

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам