27 Июля 2024 Суббота

Как два врача и сетевой продавец породили российский рынок аюрведических товаров
Алексей Каменский Мединдустрия
6 июня 2017, 18:57
Фото: wmj.ru
16248

В сфере традиционной медицины редко встречаются крупные игроки. Лечебные центры почти не работают в сетевом формате, продавцы традиционных препаратов невелики по размеру и не имеют ни особых возможностей, ни, кажется, желания захватывать новые территории. Тем интереснее исключения, поиском которых Vademecum занимается не первый год: мы рассказывали о монополистах в тибетской медицине, тайском массаже, траволечении. Сегодня речь о двух главных игроках рынка аюрведы.

Йоге чуждо лишнее умствование. Надо просто добавить к слову «аюрведа» еще одно, не важно, какое, и у вас обязательно получится название интернет-магазина: ayurvedadom.com, ayurveda-life.ru, ayur-fresh.ru, ayurveda-apteka. ru, ayuryoga.ru и так далее. У каждого из них в ассортименте, скорее всего, будет косметика из Индии, средства гигиены, кое-что из еды и приправ, нехитрый набор украшений и аюрведические препараты из трав. Точнее БАДы, которые большинство сайтов без лишней скромности называют лекарствами. На самом деле это обилие предложения возникло сравнительно недавно, а два самых крупных игрока, «Аюрведамаркет» и «Аюрведа-Шоп», не просто удачнее других воспользовались имеющимся спросом, но и фактически сами его создали.

Казалось, профессиональное будущее Олега Аплевича предопределено и никакой «Аюрведы-Шоп» там не просматривается. Студент лечебного факультета Третьего меда, из семьи врачей – оставалось только выбрать специализацию. Но в судьбу молодого человека вмешалась Индия. Кто-то обращается к йоге в поисках здоровья, для кого-то это «спорт», где не нужно много двигаться, кому-то просто любопытно. У Аплевича было иначе: он искал в йоге душевное равновесие. В религии тоже искал – но религия предлагала просто верить, говорит он, а йога объясняла и доказывала: юноше естественно-научной направленности такое больше подходило. Это неспециалисты думают, что йога может быть для тебя чем-то ограниченным – только гимнастикой или только лечебной системой. На самом деле йога едина. Ничего удивительного, что постепенно она стала пробираться и в сферу профессиональных интересов Аплевича. Как может студент-медик, воспитанный в духе доказательной медицины, перейти к загадочным и смутным, на взгляд со стороны, йоговским системам? Тут важна постепенность.

В институте Аплевич изучал связь нервной, эндокринной и иммунной систем. А после окончания вуза, укрепившись в идее, что «все болезни – от головы», некоторое время занимался психотерапевтическим консультированием. «Я помогал людям, испытывающим фрустрацию в связи с тем, что жизнь нарушила их планы, сломала сложившуюся в голове систему. Фактически лечил обманутые ожидания, – объясняет Аплевич. – И конечно, использовал при этом элементы йоги».

Поработал Олег Аплевич и тренером в йоговском центре. А вот бизнесом поначалу занялся в совсем другой сфере. Дело в том, что он не только совершенствовался в медицине и занимался йогой. Он еще и пел, причем музыку предпочитал сугубо классическую. Так родилась идея – выступления исполнителей классической музыки на корпоративах. Олег и его компаньоны начали с самого приятного – переговоров с музыкантами. Те в большинстве своем легко соглашались. Новоявленные предприниматели разработали красивый сайт и стали ждать заказов. «Мы совершили типичную ошибку начинающих, нарушив основной маркетинговый принцип: сначала надо выяснить спрос на услугу, а уже потом думать о его удовлетворении», – рассказывает Аплевич. Классика на корпоративных вечеринках востребована была слабо, а наступивший кризис 2008 года свел интерес к нулю.

Вскоре знакомый позвал Аплевича в новый проект: продавать товары для занятий йогой. Позвал, а сам вскоре из проекта вышел, притом что для занятий йогой как гимнастикой, по сути, ничего и не нужно – ну разве что коврик. Но в те годы начала быстро развиваться известная в России сеть школ «Йога-Практика». Аплевич считает, что именно она во многом создала рынок различных приспособлений, облегчающих занятия йогой. Вот, скажем, ниша деревянных «кирпичей» – это простое, на первый взгляд, изделие используют самыми разными способами, например, для облегчения занятий тем, кто еще не так гибок и с трудом делает глубокие наклоны до пола. «Намучился я с подмосковными столярами, прежде чем добился, чтобы они делали все как надо, – вздыхает Аплевич. – Тут ведь качество обработки очень важно и стабильность». Йоговские коврики он покупал у поставщиков из Китая – по текстильной части конкурентов в России не нашлось. Обороты были мизерные, товары Аплевич порой развозил сам. В одну из таких поездок заказчица – владелица салона аюрведы на Арбате – подала идею: «А аюрведические препараты ты почему не продаешь?»

ШОП ЕЩЕ КУПИТЬ

Для тех, кто внутри этой сферы, йога подразумевает аюрведу, а аюрведа – йогу. Расширение деятельности показалось Олегу Аплевичу абсолютно логичным. Рос его бизнес исключительно исподволь, понемногу: сам товары из Индии он не возил, работал с оптовиками. Банковских кредитов не брал, развиваясь за счет прибыли. Зато сделал акцент на отладку технологий и маркетинг. Ayurveda-Shop позиционируется как федеральная сеть товаров для йоги, индийской косметики и препаратов: «У нас 90 пунктов самовывоза в городах России», – сообщает сайт компании. Так ли важно, что магазинов под брендом Ayurveda-Shop всего четыре – в Москве, Петербурге, Александрове и Альметьевске, причем питерский магазин хоть и называется Ayurveda-Shop, Аплевичу не принадлежит. «Это не франшиза, наше партнерство по-другому устроено», – говорит предприниматель. Остальные пункты самовывоза – это так называемые PickPoint одноименной российской компании, появившейся на рынке семь лет назад. На сайте Ayurveda-Shop клиенту отвечают на все вопросы, отправка заказа происходит довольно быстро, а аюрведические товары все же не те лекарства, которые бывают нужны неожиданно и срочно, так что тратиться на представительства незачем.

Был, правда, еще один собственный магазин в Воронеже, вспоминает Аплевич. Но средний чек там был крайне низок, 80–100 рублей против тысячи в Москве, а население не демонстрировало тонкого понимания аюрведы: «Некоторые заходили, долго осматривались и, наконец, спрашивали: «Водка, что-то спиртосодержащее есть?» Выручка ООО «Варна Плюс» (юридическое лицо Ayurveda-Shop) в 2015 году составила, по данным СПАРК-Интерфакс, 60 млн рублей. Аплевич говорит, что цифра соответствовала действительности, но в следующем году обороты упали из-за кризиса. Сейчас компания получает примерно сотню заказов в день на среднюю сумму 2 тысячи рублей. В штате полтора десятка сотрудников: они занимаются обработкой и упаковкой заказов, общением с клиентами, маркетингом. Средняя маржинальность товаров Ayurveda-Shop составляет, по словам Аплевича, 40%, и предприниматель, вместо того чтобы тратиться на маркетинг, довольно щедро делится прибылью с клиентами, предлагая целую россыпь скидок в зависимости от объема, сроков, степени «постоянства» и тому подобного. Бывают у него и хитрые 30-процентные скидки на товары, у которых срок годности по российским нормам подходит к концу, а по индийским – еще далек от завершения. С годами сложился ассортимент. Сейчас 50% выручки приходится на индийскую косметику и только 20% – на средства аюрведы в узком смысле. А главным продавцом таких «БАДов по форме и лекарств по содержанию» на рынке называют другой магазин – ayurvedamarket.ru.

ВСЕ ОТТЕНКИ ТРИФАЛЫ

Станислав Ларин, владелец 50% «Аюрведамаркета», пришел в эту сферу из сетевого маркетинга. 15 лет назад одним из проектов его компании «Бинамаркет» стала «интернетизация» питерского проекта «Аюрведа Плюс». Этой компании, считает Ларин, мы обязаны тем, что аюрведический рынок в России вообще появился: «Там собрался сильнейший экспертно-медицинский совет, который отбирал в Индии аюрведическую продукцию, соответствовавшую требованиям российского Минздрава. На базе Государственной химико-фармацевтической академии Санкт-Петербурга они создали курсы аюрведы для российских врачей, компания издавала журнал, открывала региональные представительства».

Ларин видел потенциал электронной коммерции, к тому же сам был не чужд йоге и решил принять участие в формировании рынка аюрведы. «Эти препараты в России тогда были очень мало известны, – рассказывает Ларин. – Количество поисковых запросов по слову «аюрведа» на «Яндексе» составляло всего 400 в месяц [сейчас – около 90 тысяч. – Vademecum] ». «Мы устраивали лекции и семинары, работали со специалистами, центрами, а в дальнейшем – с посольством Индии, создали несколько информационно-образова-тельных проектов», – рассказывает Ларин. Ему, как и Олегу Аплевичу из Ayurveda-Shop, бессмысленно задавать вопрос, сколько вложено в проект: «Судьба вовлекла нас в этот процесс, и мы делали все, что могли», – отвечает он. Способствовало популяризации создание при Институте Восточной медицины РУДН кафедры аюрведы. Ее возглавил врач Борис Рагозин, еще одни участник проекта Ayurvedamarket (у него 25%). Рагозин по образованию врач, но «еще на втором курсе осознал, что медицина, которой нас учат, лечит симптомы, а не саму болезнь», позже уехал в Индию, проучился там 12 лет и вернулся применять знания в России. «Кафедра была создана на средства спонсора, богатого индуса по фамилии Сингх, – рассказывает Рагозин. – Я до этого вел в РУДН семинары по аюрведе, потому мне и предложили руководство».

Продвижение принесло свои плоды: постепенно повсюду стали открываться магазины и магазин-чики, торгующие аюрведическими препаратами и прочей «Индией». Выручка первопроходца Ayurvedamartket сейчас превышает 60 млн рублей в год, говорит Ларин, причем на препараты аюрведы приходится больше 50%. В штате компании около 20 человек. Устроена она даже более «лаконично», чем Ayurveda-Shop: склад, офис и магазин есть только в Москве. «Сейчас, когда так развита доставка транспортными компаниями в пункты самовывоза или до дверей квартиры, необходимости открывать повсюду собственные точки нет никакой», – считает директор Ayurvedamarket.

К рынку аюрведы нельзя подходить с обычными мерками, уверяет Ларин. Аюрведа – это и особый режим дня, и йога, и питание, и вообще образ жизни. В каком-то смысле лечебным средством оказывается все, что продается в аюрведическом магазине. Индийские специи, без которых невозможно правильное питание. Хна – с точки зрения аюрведы не только краска, но и лекарство. Кокосовое и многие другие масла, без которых трудно себе представить многие процедуры. Масла есть в любом центре, имеющем отношение к аюрведе, а установить, каким образом они туда попали – напрямую от оптовиков, через магазины или в чемодане туриста, – невозможно в принципе, утверждают продавцы. 

Если говорить о препаратах аюрведы в самом узком смысле, объем рынка, по оценке Ларина, может составлять 400–500 млн рублей в год. Аплевич считает, что рынок даже меньше. Оборот аюрведы в широком смысле больше на порядки. Все препараты продаются в России как БАДы, притом что в Индии являются лекарственными средствами. Продавцы уверены, что иначе и быть не может: регистрация в России индийских препаратов как полноценной фармацевтики при существующих объемах продаж не имеет никакого коммерческого смысла. Есть исключения – например, зарегистрированная в России в качестве лекарств линия препаратов Himalaya Drug Company, включающая известные Лив.52, Цистон и другие. Но исключение только подтверждает правило, говорит Ларин: эти лекарства продаются у нас еще с советских времен. РЛС называет Лив.52 препаратом из группы гепатопротекторов.

Wikipedia в своей объективной, но не лишенной коварства манере сообщает, что это «средство, позиционируемое производителем в качестве лечебно-профилактического для применения при гепатитах…» С доказательствами эффективности у аюрведы пока те же проблемы, что у любой традиционной медицинской системы. В сентябре прошлого года на сайте US National Library of Medicine была опубликована работа «Клинические исследования в аюрведе: анализ реестра клинических исследований в Индии». Авторы изучили отчеты о 208 КИ аюрведических препаратов, проведенных с 2010 по 2015 год, и оценили их качество. Дела обстоят плохо, но небезнадежно. Две трети исследований были рандомизированными, 36% – двойными слепыми или просто слепыми. Однако далеко не все они были опубликованы, а к качеству испытаний у авторов работы есть много претензий.

В мире многие называют аюрведу псевдонаукой. Другие – например, автор исследования «Смесь науки и духовности в аюрведических традициях лечения» Рам Манохар из университета «Амрита», – предпочитают термин «протонаука». То есть вещь, в которой рациональное естественно-научное зерно вроде бы есть, но в чем конкретно оно состоит, пока никто толком не понял.

У продавцов аюрведы переживаний по этому поводу нет. Предпринимателей, пришедших в эту сферу только ради денег, не существует, уверен Ларин, все они энтузиасты и продают то, что и сами используют. При этом игроки не скрывают, что в Индии многие аюрведические препараты стоят буквально копейки: «Если в других странах какая-то добавка продается, допустим, за $10, в Индии она может стоить $1», – обрисовывает картину один из них. «Я не владею информацией о всей цепочке посредников, – говорит Ларин. – Но отмечу, что в Индии препараты сразу становятся в 2,5 раза дороже, если предназначены для официального экспорта, потому что в этом случае нужна соответствующая лицензия, часто требуется адаптация формулы, а требования к производству порой могут стать более строгими». Если добавить к этому маржу самого Ларина – по его словам, 35% – и оптовиков, а также транспортные, таможенные и другие расходы, как раз и получится разница в ценах примерно на порядок. Корректное сравнение провести сложно, считает владелец «Аюрведамаркета». Взять трифалу – это смесь целебных растений, один из самых известных аюрведических препаратов. Существуют десятки видов трифалы, цены на них сильно различаются. «В Индии в какой-нибудь аюрведической лавке вы можете увидеть этот препарат за 100 рублей. А сравнивать будете, возможно, с ценой препарата совсем другого качества», – уверяет Ларин. Главный вопрос, считает он, в качестве: аюрведа основана прежде всего на травах, производить из них препараты могут и мелкие предприниматели, и серьезные заводы. Всякий уважающий себя продавец индийской продукции заверит вас, что имеет дело только с последними. 

аюрведа, аюрвеламаркет, аюрведа-шоп, варна-плюс, himalaya drug company
Источник: Vademecum №9, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении