19 Мая 2024

Как два пальца обобщать
Алексей Каменский Мединдустрия
13 мая 2016, 11:53
9706

Владелец Мытищинской ярмарки и яхтсмен учит смартфон определять состояние здоровья по руке

Александр Ежков избавлен от главной проблемы стартапера – вечной погони за инвестором. «Заранее расходы все равно не предскажешь, – невозмутимо говорит он. – Посчитайте, если вам так хочется, а потом на всякий случай умножьте на два». Партнеров в проекте по превращению iPhone в медицинский девайс у него нет, деньги он тратит собственные: «Все это время просто клал, сколько нужно, на свою карточку и платил». Помог ли такой подход проекту, который за три года поглотил $5 млн?

До проекта «Кардиокварк» владелец Мытищинской ярмарки Александр Ежков медициной не занимался, но интересы его давно вышли за пределы ярмарочного бизнеса. Мы сидим посреди соснового леса на берегу Пироговского водохранилища в огромном стеклянном зале. Деревянная крыша над нами как будто висит в воздухе. Дом построил архитектор Тотан Кузембаев, известный своими необычными проектами деревянных сооружений. Его произведений здесь много – смешные деревянные гостевые хижины на ножках, дом-телескоп и прочее. Работал в Пирогово и архитектор Александр Бродский. Обе фамилии не ассоциируются с коммерческой коттеджной застройкой, но Ежков, купив в начале 2000-х подмосковный пансионат вместе со 100 га прилегающей земли, о бизнес-составляющей как будто не думал. Да и сейчас вроде бы не думает, его больше занимает архитектурная премия, которую получил курорт. «Но земля здесь теперь в 10 раз дороже, чем за забором, а коттеджи продаются», – мимоходом замечает он.

Неформально складывались и отношения Ежкова с «Кардиокварком». Компания была зарегистрирована осенью прошлого года, но сам проект, рассказывает единственный владелец, руководитель и инвестор, существует три года на его личные средства. Точных сумм затрат он просто не знает – зачем?

«Фирма – это накладные расходы. Когда вы тратите деньги, она не нужна», – объясняет предприниматель. Зарегистрировать компанию пришлось, чтобы получить сертификат на готовое изделие – устройство для снятия кардиограммы, работающее в паре с iPhone. Прибор предназначен для бытового использования – сертификата на медизделие пока нет. 

Когда чехол надет, приложение загружено в телефон и твой пациентский профиль зарегистрирован, все просто: ты садишься поудобнее, берешь iPhone и прикладываешь два пальца к его задней стороне, к окошечкам на чехле. По экрану змеится кривая кардиограммы, приложение анализирует ее с помощью программ в облаке, а может отправить лечащему врачу. Роль врача играет сам Ежков – на его iPad появляется полтора десятка прямоугольничков разного цвета, результаты анализа моей ЭКГ. Большинство желтые и зеленые, а один – темно-красный. «Так, – говорит Ежков, любящий вникать во все детали своих проектов, – проблем с сердцем не вижу. Могу сказать, что вы волнуетесь, проголодались. Видимо, не выспались. И уровень общего напряжения у вас повышенный». 

С моей кардиограммой делать больше нечего, и Ежков рассказывает о других пациентах. Со времени своего рождения «Кардиокварк» продал и раздал для тестирования сотню чехлов. «Смотрите, девчонка 33 лет, кровь с молоком, работает тренером. А вот как у нее сердце бьется – сплошные экстрасистолы [несвоевременные сокращения сердца, один из видов аритмий. – Vademecum]. То есть до 50 она, скорее всего, не дожила бы. А все потому, что трескала биодобавки. Перестала – и все выровнялось», – делится удачей Ежков. 

Бизнесмены на неком продвинутом этапе своей карьеры нередко обращаются к медицине. Ежков, умеющий находить правильные увлечения, свой выбор объясняет просто. В мире болезни сердца – самая частая причина смерти. Значит, надо придумать что-то для их лечения? Нет, сначала надо заняться диагностикой. Притом что дома «кроме градусника, никаких диагностических приборов нет».


В РИТМЕ МОБИЛИЗАЦИИ 


Конечно, владелец Мытищинской ярмарки не первым в мире выстроил эту логическую цепочку. Рынок мобильных гаджетов стремительно развивается, а самым большим его сегментом являются как раз «носимые устройства» для спорта и здоровья, говорит Анатолий Скопин, главный контентный редактор medgagets.ru – магазина, продающего такие устройства последние пять лет. Товары для спорта пока перевешивают – это всевозможные фитнес-браслеты, измеряющие частоту сердечных сокращений, пройденное расстояние и другие несложные в получении параметры. «В принципе прибор, измеряющий пульс, может «нарисовать» и кардиограмму, – говорит Скопин. – У некоторых она даже демонстрируется на дисплее. Но пока что имеет мало общего с обычной ЭКГ».

В 2015 году, по данным аналитической компании Tractica, мировые продажи таких гаджетов составили 2,5 млн штук, а уже к 2021 году рынок перевалит за $16 млрд и вырастет до 98 млн устройств. Трудно сказать, что помешало экспертам Tractica округлить последнюю цифру, но важнее другая проблема – в перспективности сегмента никто не сомневается, вот только вряд ли кто-то может предсказать, какие конкретно устройства составят эту сотню миллионов. Классических схем и наборов функций в этой сфере нет. Один прибор сохраняет кардиограмму в собственной памяти и передает ее на телефон через Bluetooth или по кабелю. Другой, несмотря на современный вид и небольшие размеры, просто распечатывает кривую на бумаге и больше ничего не умеет. Одни браслеты предлагают геолокацию, другие пытаются на основе данных о пульсе косвенно измерить кровяное давление. Что из всего этого «выстрелит», пока не знает никто. Например, очевидным кажется, что все такие приборы по сути своей – диагностические. Но потенциально очень перспективными Скопин считает пока очень немногочисленные лечебные устройства – в частности, облегчающие борьбу с алкогольной и никотиновой зависимостями. Или вовсе неожиданный объект – «умные очки» для осознанных сновидений, помогающие справляться с ночными кошмарами. 

Что нужно рынку, спрогнозировать невозможно, но производителей, пытающихся это угадать, за рубежом уже можно считать десятками. Самый известный – компания Alivecor, пока единственная, кому удалось получить разрешение FDA на свое устройство как на медицинский гаджет. А также $13,5 млн от впечатленных инвесторов. Кстати, внешне «Кардиокварк» как-то очень напоминает это устройство – похожий чехол, похожие окошки. ЭКГ-гаджетов российского производства считаные единицы. Это прежде всего кардиофлешка от компании Nordavind. Компания занимается комплексными информационными системами, системами безопасности, видеонаблюдения. А несколько лет назад, когда у гендиректора Ильи Свирина возникли проблемы с сердцем, было решено развивать проект мобильного устройства для ЭКГ. Кардиофлешка называется ECG Dongle и представляет собой собственно флешку и четыре электрода, подключаемые к телу человека. Данные можно передавать на телефон, а оттуда – в «кардиооблако», где ЭКГ посмотрит лечащий врач или дежурные врачи Nordavind, рассказала Vademecum руководитель проекта ECG Юлия Яковлева. Законодательная неурегулированность вопроса удаленных консультаций компанию не смущает: ведь это не врачебный прием на расстоянии, а просто выражение специалистом своего мнения, хлопает глазами Яковлева. Пациенту мнение обходится в 390 рублей. Еще одна российская компания в этой сфере – Cardiru. Ее устройство, в которое вставляется телефонная сим-карта, снимает ЭКГ и передает данные на сервер, где они автоматически анализируются. Но в продаже его, по словам Скопина, еще нет. 

ТИБЕТ В ЦИФРАХ 

Анатолий Скопин считает кардиофлешку самым перспективным из гаджетов для ЭКГ – в первую очередь из-за цены в 3 500 рублей. С декабря прошлого года, когда начались продажи, Nordavind реализовала тысячу флешек, говорит Яковлева. 

Прибор Александра Ежкова стоит 8 500 рублей. Многим пользователям к этой сумме придется добавить цену iPhone, однако стартапера это не смущает: «У Apple надежная техника, телефон в хорошем состоянии можно найти тысяч за 15». Alivecor отдельно продает «приемную таблетку» за $99 и чехол, в который она вставляется, за $10. В сумме при нынешнем курсе получается даже чуть дешевле, чем «Кардиокварк». Остальные элементы у производителей схожи – «облако», где происходит обработка ЭКГ, возможность доступа к ней для врача и так далее. Одинаково спокойно относятся компании и к проблеме неурегулированности удаленной медицины. 

«Я пришел к врачу, принес с собой iPhone с записями – могу я их показать врачу? А если я эти данные отправлю по электронной почте, так можно? Не вижу препятствий», – рассуждает Ежков.

Но если все гаджеты для ЭКГ так похожи, на что делать ставку? На самом деле у «Кардиокварка» свой весьма амбициозный план. Из $5 млн, потраченных на проект, 9/10 пошло на математику и софт. Отчитываться перед инвесторами Ежкову не нужно, так что он может и дальше идти в выбранном направлении: создать математический аппарат, чтобы по ЭКГ судить о состоянии всех органов, а не только сердца.

«Ведь существует в тибетской медицине пульсовая диагностика, – рассуждает Ежков. – У нас огромная база данных, и я спросил наших математиков: можем ли мы еще что-то умное, важное, полезное из этих данных извлечь?» .

Первая задача «Кардиокварка» – по работе сердца вычислить, что происходит с легкими. А для начала еще проще – определить, курит человек или нет.
«Это близко к системе распознавания образов, – объясняет Ежков, получивший в свое время техническое образование. – Мы строим модель на небольшой выборке, а затем программа и человек работают как ученик и учитель. Машина решает задачу, человек сообщает ей, правильный ли получен ответ, и благодаря этому она постепенно «самообучается». Владелец «Кардиокварка» уверяет, что проблема распознавания курящих и некурящих уже решена. А следующим этапом может стать определение количества глюкозы в крови – на основе все той же ЭКГ.

 «Через несколько лет мой проект будет стоить миллиард», – спокойно объявляет Ежков. Врачи разделяют его оптимизм лишь отчасти. Кардиолог Давид Дундуа раньше работал в ЦЭЛТ, а с недавнего времени руководит кардиоцентром ФНКЦ ФМБА.
«Сейчас у меня на испытании одна из мобильных систем мониторирования, я смотрю на ритм пациентки, которая находится где-то в Северном или Южном Бутове», – говорит Дундуа. Устройство представляет собой датчик, который приклеивается к груди, по Bluetooth передает сигнал на мобильный телефон пациента, а с него – врачу, который может видеть ритм сердца почти онлайн, с задержкой в минуту. Такое мониторирование дает очень много, объясняет Дундуа: «Человек приходит с жалобой на сердцебиения. Их много разных видов, подходы к лечению аритмий иногда диаметрально противоположные. Эти сердцебиения неуловимы. Ты делаешь обычное суточное мониторирование и ничего не находишь, а пациент говорит, что это были самые благоприятные сутки в его жизни».

Мобильное устройство позволяет пациенту поймать момент плохого самочувствия и тут же запротоколировать его с помощью ЭКГ. Систему получения кардиограммы по двум пальцам врачи называют одной из самых грубых, приближенных, но считают, что как скрининговый метод ее можно использовать: опасность инфаркта оценить не получится, но важно, что она позволяет зафиксировать сердцебиения и другие нарушения ритма, а это более частая причина внезапной смерти, чем инфаркты.

«Есть алгоритмы, чтобы определять состояние других органов по ЭКГ. Ко мне обращались наши российские разработчики и познакомили меня с такой моделью», – говорит Дундуа, не уточняя, кто конкретно обращался. Но, считает кардиохирург, для того чтобы строго доказать соответствующие закономерности, нужны очень большие и долгие исследования, это не вопрос ближайшего будущего.

«У нас глобалистический подход во всем, хотим найти средство от всех болезней, в то время как на Западе тенденция выработать что-то конкретное, небольшое, но четко работающее», – говорит Дундуа. «Я ничего плохого не могу сказать про «Кардиокварк», – замечает Анатолий Скопин. – Все, кто хоть как-то продвигают нашу медицину, заслуживают уважения».

Ежков, между тем, надеется уже в этом году продать до 20 тысяч чехлов и вывести стартап на самоокупаемость. Ему проще, чем многим. По данным СПАРК-Интерфакс, Мытищинская ярмарка, показывавшая в последние годы оборот от 210 до 330 млн рублей, на 56% принадлежит самому Александру Ежкову, его сыну Александру и белизской «Нью Пойнт Текнолоджис». Но Ежков-старший не скрывает, что владелец ярмарки именно он. Приносит свой доход и продажа коттеджей в Пирогово. Отчасти помогает и увлечение яхтами. Ежков, мастер спорта международного класса, организовал в Петербурге строительство сравнительно дешевых яхт класса «эМКа» для им же организуемых общероссийских соревнований. «Кардиокварк» меня не разоряет. Как видите, сижу тут, в Пирогово, и не парюсь», – объясняет Ежков.

 

 

хобби, кардиограмма, бизнес, спарк-интрефакс, iphone
Источник: Vademecum №8, 2016

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС