03 Октября 2023 Вторник

Издалека к долгому
Ольга Макаркина Мединдустрия
11 июня 2013, 13:33
Фото: PhotoXPress
4401

Четыре министерства спорят о перспективах партнерства государства и инноваторов

Минздрав, Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг полемизируют на тему заключения долгосрочных контрактов на поставку инновационных лекарственных средств и медизделий. Распоряжение прояснить плюсы и минусы долгосрочного партнерства с инноваторами от здравоохранения и уточнить возможные механизмы его формирования еще прошлой осенью дал Дмитрий Медведев. На проработку экспертных заключений у четырех министерств ушло больше полугода и весной они легли на стол к премьеру.
А теперь имеются и в распоряжении VM. 

Проработать механизм формирования долгосрочного заказа на поставку инновационных ЛС и медизделий председатель правительства Дмитрий Медведев поручил еще 22 сентября 2012 года (п. 2 поручения № ДМ-П8-5594). Министерства не торопились с ответами. В итоге собрать аргументированные позиции четырех заинтересованных ведомств в Белом доме смогли только весной.
Наиболее подробный анализ плюсов и минусов подобной схемы работы с поставщиками, представил замминистра финансов Андрей Иванов. Неудивительно, что его ведомство выступает и главным критиком идеи заключения долгосрочных контрактов, в пользу которых выступают практически все инновационные компании. Да и Минздрав, стоит отметить, считает заключение долгосрочных контрактов целесообразным, правда, с несколькими оговорками.
Первая из них – применение продукции имеет ощутимые медицинские либо социально-экономические преимущества. В Минфине считают такую ремарку неконкретной и напоминают, что на реализацию госпрограммы ≪Развитие здравоохранения≫, утвержденной распоряжением правительства от 24 декабря 2012 года № 2511-р, в 2013–2015 годах планируется потратить 1064,2 млрд рублей. Из них на закупку лекарственных средств и ИМН в течение трех лет будет выделено 202,7 млрд рублей. И весь объем средств госбюджета не может быть направлен на финансирование долгосрочного госзаказа. Поэтому следует уточнить долгосрочную потребность системы здравоохранения в приобретаемой продукции и учесть, что закупка ЛС ведется на средства не только федерального бюджета, но и других источников, в том числе бюджета ФФОМС.
≪При оказании медицинской помощи в рамках системы ОМС расходы на обеспечение лекарственными препаратами, а также расходными материалами включаются в состав тарифов на оплату медпомощи, таким образом, не являются предметом закупки товаров, работ и услуг для госнужд≫, – обосновывает позицию Минфина Андрей Иванов.
Еще один риск при подписании долгосрочного контракта на поставку инновационного препарата или медизделия, о котором говорят в Минздраве – возможность появления на рынке конкурентоспособного аналога ≪с более актуальными параметрами и характеристиками или с сопоставимыми параметрами, но значительно более предпочтительными по цене≫. Минздрав предлагает заранее предусмотреть в подобных случаях в контрактах право исполнителя улучшить качественные характеристики продукции, либо снизить стоимость единиц поставляемой продукции.
Минфин в данном случае с Минздравом не спорит, но предлагает ужесточить условия долгосрочного контракта. Например, следует предусмотреть за заказчиком право пересмотреть или расторгнуть контракт в случае изменения медицинской технологии, а также при появлении на рынке существенно более дешевого аналога.
У Минэкономразвития принципиальных возражений против долгосрочных госконтрактов тоже нет: закон №94-ФЗ и закон ≪О федеральной контрактной системе≫ их заключению не препятствуют. Однако есть несостыковки с п. 3 ст. 2 Бюджетного кодекса. В нем предусмотрены только два случая, при которых госконтракт может быть заключен более чем на три года. Первый случай: если предмет контракта – согласованная президентом поставка вооружения. Второй: если сроки выполнения работ или оказания услуг превышают сроки действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
≪Положения Бюджетного кодекса не содержат оснований для заключения долгосрочного государственного контракта, предметом которого является поставка товаров для госнужд, не предусмотренных государственной программой вооружения≫, – подтверждают выводы коллег из Минэкономразвития в Минфине.
По мысли Дмитрия Медведева, заключение долгосрочного контракта производители фармацевтической и медицинской продукции могут рассматривать как бонус, в случае, если они приходят в страну с инвестициями, например, локализуют производство. ≪Для привлечения частных инвестиций в проект долгосрочный государственный контракт должен быть заключен на срок окупаемости, который составляет, как правило, не менее пяти лет≫, – полагают в Минфине. Но вновь оговариваются, что тут существует противоречие, так как длительность производственного цикла с учетом выполнения обязательств по локализации и выхода на окупаемость инвестпроекта превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Есть и другие трудности. Например, непонятно, как быть с закупкой инновационных медизделий в случае оказания высокотехнологичной помощи. ≪Высокотехнологичная медицинская помощь связана с наибольшей потребностью в инновационных медизделиях, и потому способна продуцировать наиболее значительный долгосрочный спрос на них≫, – признают в Минфине. Однако с 1 января 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологичной медпомощи планируется осуществлять за счет средств ОМС, то есть не централизованно. Такая же проблема с финансированием госпрограммы ≪Семь нозологий≫, права закупки препаратов для которой также планируется децентрализовать, в данном случае дать субвенции на закупку ЛС регионам. Все это может ограничить сферу применения долгосрочного госконтракта для привлечения частных инвестиций, считают в Минфине и в то же время признают, что инвесторы хотят правовой определенности, чтобы планировать долгосрочную стратегию своего развития в России.
Решить часть проблем можно с помощью поправок в Бюджетный кодекс, считают в Минфине. В частности, изменения должны касаться возможности заключения долгосрочных контрактов, предмет которых – поставка товаров для государственных и муниципальных нужд. Также Минфин и Минэкономразвития готовы подготовить изменения в ≪Правила принятия решений о заключении долгосрочных госконтрактов на выполнение работ с длительным производственным циклом≫, где были бы прописаны правила заключения соглашения с инвесторами, у которых срок локализации производства заметно превышает временные лимиты бюджетных обязательств.
В Минфине рассчитывают, что коллеги из Минэкономразвития, Минздрава и Минпромторга поучаствуют в определении перечня мероприятий госпрограммы, по которым существует возможность локализации необходимых ЛС и медизделий. Главная задача, считают в Минфине, – обеспечить централизацию госзакупок для заключения долгосрочного контракта. Какие инвестпроекты по локализации производства заслуживают долгосрочного контракта с государством, всем четырем министерствам придется решить также сообща. По крайней мере, на коллегиальном подходе к этому вопросу настаивают в Министерстве финансов.
минздрав, минфин, минэкономразвития, минпромторг

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа