27 Июля 2024 Суббота

Испили «Чайку»
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Мединдустрия
18 мая 2015, 13:09
10949

Александр Винокуров хочет отрезать кусочек своего медицинского проекта инвесторам

Спустя два года после открытия сети клиник «Чайка» ее основной владелец Александр Винокуров ведет переговоры с финансовыми инвесторами о привлечении средств в этот проект. Среди контрагентов – аффилированный с РЖД пенсионный фонд «Благосостояние». Стоимость «Чайки» вряд ли превышает сейчас 60 млн рублей, но в условиях растущего интереса непрофильных инвесторов к медицинским активам у Винокурова есть шанс найти партнера, который оценит сеть гораздо выше, считают некоторые эксперты.

Сеть клиник ≪Чайка≫ стала для бывшего банкира Александра Винокурова четвертым после кризиса инвестиционным проектом.

В 2008 году он за символические 100 рублей продал 90% акций испытывающего большие финансовые трудности банка ≪КИТ Финанс≫ консорциуму ИГ ≪АЛРОСА≫ и ОАО ≪РЖД≫. Следующим его бизнесом стали медиа: в 2009 году он вложился в создание интернет-портала Slon. ru, а в 2010-м купил журнал ≪Большой город≫.

Примерно в то же время у него возник интерес и к медицинскому бизнесу: с бывшими коллегами по ≪КИТ Финансу≫ Максимом Цыгановым и Оксаной Григоровой предприниматель планировал поучаствовать в проекте, связанном с медицинским страхованием, но потом отказался от этой идеи и решил открыть собственную сеть клиник.

≪Мы с женой поехали рожать в зарубежный госпиталь, в Париж. Я увидел, насколько там все кайфово, в отличие от того, что мы встречали здесь... И когда мы втроем приняли решение не участвовать в страховом проекте, медицинская тема быстро всплыла≫, – объяснял Винокуров свое повышенное внимание к медицинскому бизнесу в интервью VADEMECUM два года назад.

Владельцем контрольного пакета новой сети клиник стал сам предприниматель, оставшуюся долю поделили Цыганов, Григорова и бывший сотрудник СК ≪Альянс≫ Вячеслав Ключников, которого партнеры тоже пригласили в проект. Планировалось открыть три типа медцентров: многопрофильные клиники, расположенные в бизнес-центрах площадью от 700 кв. м до 1,5 тысячи кв. м, семейные клиники в жилых комплексах и центр лучевой диагностики. Всего предприниматель собирался за 2013-2014 годы вложить в проект около 1 млрд рублей и найти партнеров-инвесторов в ближайшее время, после запуска проекта.

Первая клиника ≪Чайка≫ открылась в бизнес-центре ≪Москва-Сити≫ в марте 2013 года, однако новых инвесторов, готовых вместе с Винокуровым вложить деньги в этот бизнес, так и не нашлось.

К настоящему времени владельцы ООО ≪Группа Чайка≫ открыли в общей сложности четыре поликлиники в бизнес-центрах ≪Москва-Сити≫, ≪Метрополис≫, RigaLand, ≪Белые Сады≫, центр МРТ и КТ-диагностики в том же ≪Москва-Сити≫, а также медцентр в жилом комплексе под брендом ≪Клиника на Ленинском≫.

Винокуров не раскрывает размер инвестиций, которые он вложил в ≪Чайку≫ с момента запуска. Генеральный директор сети клиник ≪Будь Здоров≫ Вячеслав Новиков оценивает средние вложения в клинику площадью 700 кв. м в сумму в пределах 60–100 млн рублей: ≪Размер инвестиций в типовое ЛПУ зависит в основном от четырех значимых факторов: месторасположение, специализация клиники, уровень требований к интерьеру и сервисной составляющей, умение менеджмента быстро выйти на точку, в которой расходная часть перестает превышать доходную. Поэтому в случаях, когда фактический клиентский поток оказывается заметно меньше ожидаемого, требуются дополнительные инвестиции на покрытие текущих расходов, что увеличивает общий размер инвестиций≫. В интервью VADEMECUM (подробнее – VADEMECUM #2 (69) от 19 января 2015 года) участники рынка лучевой диагностики оценивали затраты на приобретение КТ-томографа в 300–350 тысяч евро, а МРТ – в 800–900 тысяч евро.

Таким образом, только на открытие сети клиник ≪Чайка≫ без учета аренды и операционных расходов Винокуров и партнеры могли потратить около 350–550 млн рублей. Пока сеть первоначальные затраты не окупила. По данным СПАРК Интерфакс, в 2013 году выручка компании составила 21,989 млн рублей, чистый убыток – 320,2 млн рублей. Если предположить, что ≪Чайка≫ росла вместе с рынком медицинских услуг, максимальные оценки динамики которого составляют около 20% в год, то и в этом случае выручка сети в прошлом году все равно вряд ли превысила 30 млн рублей.

В этом году владельцы сети клиник ≪Чайка≫ активизировали переговоры с инвесторами. ≪О том, что эта компания выставлена на продажу, клиенты рассказывают нам примерно с января-февраля≫, – говорит топ-менеджер одной из компаний, работающих на рынке медицинского страхования. Руководитель крупной сети медицинских центров, осведомленный о ходе переговоров, рассказал VADEMECUM, что инвестором сети может стать близкий к РЖД негосударственный пенсионный фонд ≪Благосостояние≫: ≪Структуры НПФ ≪Благосостояние≫ изучали возможность вложения денег в медицинские активы, и ≪Чайка≫ находится сейчас в зоне их приоритетного интереса≫.

Информацию о том, что Винокуров ведет со структурами РЖД переговоры о привлечении средств в ≪Чайку≫, подтвердил VADEMECUM на условиях анонимности представитель еще одной компании-страховщика.

Представители НПФ ≪Благосостояние≫ не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть факт переговоров с владельцами клиник ≪Чайка≫. Однако это VADEMECUM подтвердил близкий к фонду источник. Сам Александр Винокуров также подтвердил VADEMECUM, что ≪встречался с представителями фонда [≪Благосостояние≫. – VADEMECUM], рассказывал о проекте и возможных перспективах его развития, но ни о какой сделке с фондом пока речи не идет≫.

Один из собеседников VADEMECUM отмечает, что структуры НПФ ≪Благосостояние≫ могут действовать в интересах РЖД, но возможная сделка не имеет отношения, например, к бизнесу сына главы госмонополиии Андрея Якунина, чья инвестиционная структура VIYM приобрела в прошлом году долю в сети клиник ≪Семейный доктор≫.

Управляющий директор VIYM Management Дмитрий Шицле отказался комментировать ситуацию вокруг ≪Чайки≫, добавив, что новых проектов в секторе здравоохранения у VIYM в настоящее время нет. Александр Винокуров утверждает, что не встречался ни с Андреем Якуниным, ни с другими представителями его инвестиционной компании и не вел с ними никаких переговоров.

Так или иначе некоторые собеседники VADEMECUM полагают, что конечным интересантом сделки, если таковая состоится, может оказаться как раз структура, аффилированная с РЖД.

По словам Винокурова, он и его партнеры регулярно общаются с финансовыми инвесторами, знакомят их с бизнесом компании, обсуждая возможное привлечение средств на ее дальнейшее развитие. ≪Никто из нас не собирается продавать долю в компании. Речь идет о привлечении инвестора для увеличения уставного капитала компании. Мы часто встречаемся с людьми, они приезжают в клинику. К этому даже привыкли сотрудники, и они не воспринимают это так, что сейчас придут какие-то злые люди и нас купят≫, – говорит Винокуров. Предприниматель отметил, что в результате такого общения владельцам уже удалось привлечь кредит на развитие клиники под залог оборудования, но переговоры ни с одним из потенциальных инвесторов до финальной стадии еще не дошли.

Объем инвестиций, которые он хотел бы привлечь в результате сделки, а также цели, на которые они могут быть направлены, Винокуров раскрывать отказался. ≪Мы видим, что инвесторы относятся к отрасли благожелательно и оценивают компании, которые здесь присутствуют, с высокими мультипликаторами. Верим, что компания может понравиться многим инвесторам≫, – оптимистичен Винокуров.

Председатель Гильдии производителей медицинских товаров и услуг МТПП, руководитель сети клиник ≪Ниармедик≫ Олег Рукодайный сомневается, что за сеть ≪Чайка≫ сейчас дадут высокую цену, поскольку она еще не вышла на прибыльность: ≪За прибыльную клинику дают до двух годовых оборотов или до шести-семи показателей EBITDA. Но это происходит, когда аудиторы при проведении due diligence подтверждают наличие необходимых ресурсов у данной клиники, а это и договоры аренды, и люди, и оборудование, и наличие контрактов на лечение пациентов или уровень знания этого бренда, который активно привлекает пациентов в свою сеть. В случае, когда клиника убыточная, это вопрос переговоров≫.

Если отталкиваться от этих параметров, то сейчас сеть ≪Чайка≫ вряд ли может быть оценена более чем в 60 млн рублей. Впрочем, не все так пессимистичны. Руководитель консалтинговой компании ≪Кальдин консалтинг≫ Константин Кальдин говорит, что с учетом высокого интереса, который инвесторы проявляют сейчас к медицинскому рынку, сеть может быть оценена значительно выше: ≪На рынке дефицит предложения. Не так много клиник открываются с адекватным бизнес-планом, работают по бюджету и готовы объективно доказать рост финансовых показателей в долгосрочной перспективе. Само наличие этих условий уже может привлечь внимание инвесторов и породить фактически спекулятивный спрос на актив, в результате которого компания может быть оценена выше рыночной цены≫.

Кальдин напоминает, что именно в результате высокого качества актива ≪Европейский медицинский центр≫ в 2008 году возник большой ажиотаж вокруг него и конкуренция среди инвесторов. В результате клиника была продана Игорю Шилову по рекордной для отрасли цене.

Вячеслав Новиков из ≪Будь Здоров≫ отметил, что рентабельность в поликлиническом бизнесе колеблется на уровне 10–5%. ≪Даже у опытных клиник, которые присутствуют на рынке несколько лет и имеют свою клиентскую базу, показатели рентабельности бизнеса могут сильно разниться. Как правило, это связано с тем, какой спектр услуг предлагает клиника. Иногда даже небольшая узкоспециализированная клиника показывает заметно большую рентабельность – в случае, если концепция клиники удачно попадает в незанятую рыночную нишу – поясняет он. – Концепция ≪клиники в бизнес-центре≫ как отдельная идея, на мой взгляд, не стоит рассмотрения. Сделать такой проект успешным можно, но с учетом ряда значимых факторов, прежде всего, специализации клиники≫.

Информацию о том, какова операционная прибыль ≪Чайки≫ (и есть ли она вообще), равно как выручку за 2014 год, EBITDA и прочие финансовые показатели, совладельцы сети клиник пока предпочитают не раскрывать.

винокуров, клиника "чайка", частная клиника

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении