ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

20 Октября, 14:49
20 Октября, 14:49
65,81 руб
75,32 руб

≪Информатизация здравоохранения – один из немногих живых проектов в госсекторе≫

Ольга Гончарова
21 Октября 2013, 17:13
5442
Что думают о конструировании и эксплуатации ЕГИСЗ в Минздраве
Должность директора IT‑департамента в Минздравсоцразвития РФ нельзя было назвать благополучной. Занимавший ее три года назад Олег Симаков покинул ведомство после скандала с отменой конкурса на социальную сеть медицинских работников, а назначенный на его место Вадим Дубинин оставил позицию директора вслед за реорганизацией ведомства. Нынешний глава Департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Роман Ивакин и его заместитель Роман Сафронов пережили в IT‑подразделении все «трудные времена» и заняли свои посты прошлым летом – в самый разгар внедрения ЕГИСЗ как на федеральном уровне, так и на региональном. В интервью VM они вспоминают начало информатизации и подводят итоги ее первого этапа.

– Из чего складывались 29,4 млрд рублей, выделенные два года назад на внедрение региональных фрагментов ЕГИСЗ?

Р.И.: Порядка 20 млрд рублей выделил Фонд обязательного медицинского страхования и около 9 млрд рублей составило софинансирование субъектов РФ. Но говорить, что эти деньги были равномерно распределены между всеми субъектами, нельзя. Объем средств зависел от возможностей регионов. Понятно, что, например, дотационные регионы направили гораздо меньше средств.

Р.С: А вот Москва на внедрение своего регионального фрагмента ЕГИСЗ выделила в два раза больше средств, чем ФОМС.

– А как были распределены федеральные деньги между регионами?

Р.И.: Пропорционально населению субъектов РФ.

Р.С.: Но там не было прямой корреляции «по рублю на гражданина». При распределении средств учитывался коэффициент, на который влиял ряд факторов: население, территория, труднодоступность населенных пунктов. Но в итоге при прочих равных условиях действительно средства были распределены пропорционально населению регионов. Дальше для каждого субъекта РФ были определены финансовые лимиты и ключевые направления по внедрению ЕГИСЗ, и регионы уже сами формировали перечень мероприятий и сроки, в которые они могут реализовать их в рамках установленных лимитов.

Р.И.: Нужно понимать, что, когда разговор об информатизации только начинался, размер средств, необходимых для внедрения ЕГИСЗ по всей стране, оценивался в 75–90 млрд рублей. А когда разговоры перешли в практическое русло, стало понятно, что таких денег нет. Поэтому были определены минимальные показатели, которые в силу своей специфики должны быть достигнуты каждым регионом. Никто не говорил, что эти деньги обеспечат «счастье под ключ». Все понимали, что создается некий базовый уровень, который обеспечит более‑менее равномерное проникновение технологий в большинство медицинских учреждений. ИКТ здравоохранения находились на тот момент в стагнации. Если в рамках национального проекта «Образование» на информатизацию тратились миллиарды рублей начиная с 2006 года, то на момент утверждения концепции ЕГИСЗ в 2011 году уровень информатизации в здравоохранении был невысоким. Создавалось большое количество научных теоретических трудов, были отдельные положительные примеры в медучреждениях, которые можно пересчитать по пальцам, и все.

– Внедрение ЕГИСЗ в регионах должно было начаться еще в 2011 году. Но региональные программы долго согласовывались в соответствии с методическими рекомендациями министерства, и тендеры в регионах начались вообще только прошлым летом. Почему все так затянулось?

Р.С.: Программы начали утверждаться еще в начале 2011 года. Но программу нельзя утвердить один раз и на этом остановиться. Модернизация, особенно по нашему направлению, – очень динамичное явление. С самого начала невозможно учесть все нюансы. Поэтому корректировки и уточнения, которые потом вносились в программы, – это нормальный процесс.

Р.И.: Не нужно забывать, что направление информатизации корректировалось с учетом действий предыдущих руководителей в области информатизации здравоохранения. Получилось так, что регионы поначалу стали активно разрабатывать и внедрять региональные фрагменты ЕГИСЗ, но их остановили, процесс продлился практически до лета 2012 года.

– Вы имеете в виду письма от представителей Минздравсоцразвития с указанием перенести конкурсы и освоение выделенных средств?

Р.И.: Я не хочу обсуждать действия прежних руководителей, отвечавших за информатизацию, их решения и мотивацию. Скажем так, по разным причинам реально информатизация в регионах началась с середины 2012 года, и могу сказать, что тогда мы значительно отставали от других направлений модернизации отрасли.

Р.С.: На тот момент были проведены тендеры и заключены контракты на порядка 15% от всего планируемого объема работ, хотя по остальным направлениям модернизации план был выполнен уже на 70–80%.

– Прошло больше года с того времени, как начались первые тендеры. На какой стадии сейчас, по вашим оценкам, находится внедрение региональных фрагментов ЕГИСЗ?

Р.И.: Региональные фрагменты внедрены практически полностью. Показатели лучше, чем мы планировали первоначально. Тендеры прошли во всех регионах, по итогам всех конкурсов экономии удалось достичь, и, как правило, за счет сэкономленных средств произошло улучшение показателей.

– Вы говорите, что все конкурсы уже прошли. А вот в Воронежской области тендер на выполнение опытно‑конструкторских работ по проектированию и созданию регионального сегмента ЕГИСЗ объявили только 7 октября.

Р.С.: Здесь, как говорится, лучшее – враг хорошего. Конкурс у них уже прошел, а сейчас проводится повторный тендер, устраняются недостатки. То же самое произошло, например, и в Татарстане. Там Министерство здравоохранения долго боролось с недобросовестным исполнителем, и в итоге реализация регионального фрагмента ЕГИСЗ была отдана подведомственному учреждению правительства Татарстана. Поэтому нельзя говорить о том, что конкурсы не были проведены – их провели, просто были выявлены некоторые побочные эффекты.

Р.И.: В условиях рынка вполне нормально, что в регионах идут конкурентные войны, конкурсы проводятся, отменяются, компании используют разные рычаги.

Р.С.: Например, летом к нам поступила жалоба одного гражданина о том, что в одном из субъектов не работает информационная система. Мы приехали и убедились, что все в порядке. Выяснилось, что этот гражданин предлагал руководителю учреждения закупить оборудование. А руководитель купил его у другой компании. Вот предприниматель в отместку и обратился с жалобой. Компании используют разные инструменты, чтобы как минимум обратить на себя внимание. Но, на мой взгляд, не нужно делать из этого проблему, это естественный процесс.

– Вы говорите, что по итогам всех конкурсов была достигнута экономия. Но ведь были случаи, когда контракт был заключен на сумму, равную первоначальной стоимости.

Р.С.: Приведите пример.

– В том же Воронеже контракт на создание медицинской информационной системы, разработка которой оценивалась в 80 млн рублей, на ту же сумму и был заключен.

Р.С.: В Воронеже сложилась отдельная ситуация, там заключили контракт с компанией, не участвовавшей в конкурсе, и на реализацию не всего фрагмента, а только медицинской информационной системы, и это единичный случай.

– А в Ленинградской области Комитет здравоохранения заключил договор с компанией ≪Райнет≫ без тендера на ту же сумму, что и была заявлена изначально. Более того, главу Комитета здравоохранения сейчас подозревают в растрате части этих средств. Получается, что случай не единичный?

Р.С.: Вопрос в том, что показатели, которые продемонстрировали регионы, и закрытие контрактов – не всегда связанные между собой вещи. Безусловно, большинство закрытых контрактов совпадает с выполненными работами. Но были случаи, когда в регионах действительно имели место злоупотребления, подписывались фиктивные документы. Вопросов нет – те, кто это делал, должны нести ответственность. Руководители в области здравоохранения в регионах – это преимущественно врачи и медицинские работники, у которых не было опыта масштабного внедрения информационных технологий. А в данном случае каждый нюанс государственного контракта очень важен. Естественно, этим пользовались как добросовестные, так и недобросовестные исполнители. Но на ошибках учатся. И в том, что по этому случаю сейчас идет разбирательство, я не вижу ничего страшного. Однако не должно формироваться мнение, что модернизацию провели для того, чтобы в субъектах кто‑то нажился. Действительно, есть случаи, когда контракты не закрыты. Есть судебные дела, и их достаточно. Но, во‑первых, каждый из этих случаев разбирается отдельно. А во‑вторых, свои показатели эти регионы тем не менее выполнили. Например, в той же Воронежской области формально контракт не закрыт, но учреждения там работают с системой и предоставляют нам необходимые данные. В Татарстане контракта де‑факто нет, но подведомственное учреждение нашло выход из ситуации и тоже выполнило все работы.

– Сколько медучреждений компьютеризированы и подключены к интернету?

Р.С.: Как минимум все организации, оказывающие первичную помощь, поликлиники и учреждения поликлинического типа подключены к интернету, у них установлены компьютеры и информационные системы. Всего было закуплено около 400 тысяч компьютеров, около 4 тысяч комплексов телемедицины и конференц‑связи. Для 8300 учреждений, работающих в рамках системы ОМС, счета и реестры выставляются в электронном виде. В 50% российских регионов работают системы цифровых медицинских изображений. Все машины скорой помощи, за исключением тех, которые подлежат списанию, оснащены оборудованием связи и навигации на базе системы ГЛОНАСС. На станциях скорой помощи работают средства мониторинга.

– Что будет происходить в регионах на втором этапе внедрения ЕГИСЗ в следующем году?

Р.С.: Во время реализации первого этапа врачи в регионах уже начали работать с информацией в электронном виде, поняли, что компьютер может облегчить и улучшить их жизнь. Теперь акцент будет сделан на некую самостоятельность регионов. Субъектам уже был задан основной вектор, теперь необходимо двигаться только вперед. Нужно понимать, что в России сейчас работают порядка 11 тысяч медучреждений и около 3 млн медицинских работников. Министерство здравоохранения – это 400 человек. Нереально контролировать все, что происходит в регионах, и заменять их собой. Безусловно, контроль нами будет осуществляться, но при этом принятие основных решений будет оставаться за региональными властями. Мы будем выступать скорее в роли координаторов процесса.

– На первом этапе внедрения ЕГИСЗ в этот сегмент пришли крупнейшие игроки телекоммуникационного и IT‑рынка. С чем, на ваш взгляд, связана их активность?

Р.С.: Во‑первых, это самый крупный проект в государственном секторе за последние два года, то есть альтернатив у компаний не так много. Кроме того, рынок здравоохранения объективно конечен. Есть разумные показатели необходимого количества медицинских учреждений. Если строятся новые учреждения, то это, как правило, крупные проекты, и их немного. Рынок достаточно стабилен с точки зрения распределения сил на нем, поэтому все крупные игроки понимают, что сейчас они должны быть первыми.

Р.И.: Сейчас происходит динамичное развитие этого сегмента, потом начнется поступательная модернизация. В то же время направление продолжит развиваться, поскольку здравоохранение останется в числе государственных приоритетов. Дальше крупные компании смогут зарабатывать на использовании систем и развитии сервисов. Они действуют как грамотные застройщики: сначала строят квартал, а затем формируют для него управляющую компанию.

– Стремясь закрепиться на рынке, крупные компании часто приходят на тендер с более низкой стоимостью контракта. Как они потом реализуют такие проекты?

Р.И.: Например, работы по автоматизированной скорой помощи победитель соответствующего конкурса готов выполнить за 93 млн рублей [конкурс выиграла компания «Ростелеком». – VM]. При этом начальная максимальная цена контракта составляла около 930 млн рублей. А теперь мы узнаем из открытых источников о том, что для закрытия нашего контракта исполнитель объявляет уже свой аукцион практически на тех же условиях, но уже на несколько сотен миллионов рублей. Получается, что они таким образом инвестируют в проект и, видимо, видят определенные перспективы.

– А что уже сделано ≪Ростелекомом≫ по проекту автоматизированной скорой помощи?

Р.С.: Сейчас в пяти регионах проходят пилотные испытания проекта, которые закончатся к концу года, а когда программа будет окончательно разработана, мы бесплатно предоставим ее субъектам РФ.

– В этом году компания ≪МТС≫ выиграла тендер на создание Центра обработки данных, по сути – ≪памяти≫ всей инфраструктуры ЕГИСЗ. Контракт с МТС действует до конца этого года. Кто будет работать с ЦОД дальше?

Р.С.: Компания «МТС» выполняет свои обязательства, субъекты РФ работают с новыми площадками и программным обеспечением, предоставленными этой компанией. Сейчас мы ищем разные варианты, чтобы получить сервис, равноценный тому, что предоставляет МТС. Одна из идей – создание «гособлака», то есть объединение и динамическое использование государственных вычислительных мощностей. Например, ночью на Сахалине и в ряде других регионов вычислительные мощности простаивают. Мы подумали: почему бы не задействовать эти резервы? Конечно, такой подход обеспечит значительную экономию ресурсов. Кроме нас, к этому проекту сейчас привлекаются и другие органы государственной власти.

– Сейчас создается отдельная комиссия по информатизации здравоохранения, которую возглавит министр. В чем смысл надстройки?

Р.С.: Полагаю, дело в том, что информатизация здравоохранения – один из немногих живых проектов в госсекторе. Нам льстит, что информатизация стала одним из немногих направлений, под которое создали отдельную комиссию, возглавляемую министром. 

егисз, информатизация, информатизация здравоохранения
Поделиться в соц.сетях
500 пациенток обвинили гинеколога из Южной Калифорнии в домогательствах
Сегодня, 12:22
Важнейшие новости прошедшей недели
Сегодня, 10:55
Минтруд утвердил профстандарт для специалистов по медицинской реабилитации
19 Октября 2018, 19:54
Пациентские организации обнаружили погрешности в стандартах Минздрава по ВИЧ-терапии
19 Октября 2018, 18:59
Мединдустрия
Кто и как будет запускать цифровой нацпроект в здравоохранении
4096
«Ростех» завершит формирование федеральной телемедицинской системы до конца года

«Ростех» завершит формирование федеральной телемедицинской системы, которая обеспечит дистанционные консультации между регионами и специалистами «из лучших центральных клиник» в 2018 году, сообщил директор по особым поручениям госкорпорации Василий Бровко. 

10 Сентября 2018, 19:57
Минздрав: 100% медучреждений перейдут на электронный документооборот к 2022 году
Медучреждения должны полностью отказаться от бумажного документооборота в пользу электронного к 2022 году. Такой переход обеспечит внедрение Минздравом единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), сообщил во время конференции на форуме «Биотехмед» замминистра здравоохранения РФ Евгений Камкин.
10 Сентября 2018, 17:08
ОНФ: в 51 регионе не подключили сервис «Электронная медицинская карта»
Только 34 региона пользуются сервисом «Электронная медицинская карта», который, согласно письму Минздрава РФ, к декабрю 2014 года должны были освоить не менее 80% сотрудников медучреждений. К таким выводам пришел Общероссийский народный фронт (ОНФ), проанализировав данные профильного ведомства.
17 Июля 2018, 12:26
В Ленобласти следователи проверят хищение 6,5 млн рублей, выделенных на информатизацию здравоохранения
Прокуратура Ленинградской области в ходе проверки выявила признаки хищения 6,5 млн рублей, выделенных из регионального бюджета по государственному контракту на создание и развитие регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Возбуждено уголовное дело.
13 Июня 2018, 19:20
Правительство утвердило положение о работе ЕГИСЗ
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ). В документе прописаны основные разделы и функции системы, а также определены сроки предоставления информации медучреждениями. В частности, негосударственные клиники будут обязаны начать предоставлять информацию в ЕГИСЗ с 1 января 2019 года.
10 Мая 2018, 12:52
Как информационные технологии помогают управлять финансовыми потоками медицинских организаций

В России источниками финансирования медицинских услуг являются выплаты в рамках обязательного и добровольного страхования, средства регионального и федерального бюджетов, а также доходы от коммерческой деятельности, предполагающие прямые договоры с физическими и юридическими лицами. Использование медицинским учреждением нескольких источников одновременно подразумевает большой объем документооборота, взаиморасчетов с контрагентами и отчетности. Сделать это с помощью универсальных информационных систем, решающих точечные задачи, крайне сложно. Что происходит сегодня на рынке медицинских услуг и как специализированные решения помогают управлять финансовыми потоками?

23 Апреля 2018, 8:00
Мединдустрия
Телемедицинские компании хотят работать в ЕГИСЗ
1472
Телемедицинские компании смогут подключиться к ЕГИСЗ
Правительство РФ утвердило правила взаимодействия информационных систем в здравоохранении. Документ впервые подробно описывает возможность частных телемедицинских сервисов и платформ, занимающихся хранением медицинской документации, подключиться к Единой информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и работать с госклиниками. 
19 Апреля 2018, 16:12
Расходы на создание единой медицинской инфосистемы превысили 40 млрд рублей
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении из резервного фонда правительства дополнительных 2 млрд рублей на внедрение медицинских информационных систем в регионах, без которых невозможен запуск Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Таким образом, общая сумма финансирования проекта ЕГИСЗ из федерального бюджета достигла 10 млрд рублей. Еще 30 млрд были выделены на те же цели по линии Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и напрямую из региональных бюджетов.
16 Апреля 2018, 19:41
Важнейшие новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
14 Апреля 2018, 8:23
Яндекс.Метрика