27 Июля 2024 Суббота

Иглы престолов
Ольга Гончарова, Дарья Шубина, Софья Лопаева Мединдустрия
20 апреля 2015, 19:02
8005

Чьей волей управляется рынок эстетических инъекций

В первом, кризисном, квартале 2015 года на отечественном рынке косметологических инъекций присутствовало около 260 брендов препаратов и медицинских изделий. Относительное богатство продуктового выбора омрачается тем обстоятельством, что более половины этих материалов в российской индустрии красоты используется нелегально – без регистрационных удостоверений Минздрава или Росздравнадзора. В наибольшем объеме контрафакт поставляется в Россию из Испании, Италии и Южной Кореи. VADEMECUM попытался замерить в инъекционном сегменте градиент «серого».

ЖАЖДА ОБНОВЛЕНИЯ

Действительно, с точки зрения ассортиментного разнообразия отечественный рынок косметологических препаратов и медизделий является одним из самых насыщенных. В настоящее время в сегменте оперируют около 90 дистрибьюторских компаний, предлагающих потребителям около 260 наименований инъекционной продукции. Вся номенклатура сегмента делится на три потока. В первом – препараты для ботулинотерапии, во втором – такие медизделия, как филлеры, биоревитализанты и нити, в третьем – мезококтейли. В каждом секторе представлены как известнейшие мировые бренды, так и масса продуктов от ≪негромких≫ или вовсе безымянных производителей. ≪Наши косметологи и пациенты очень восприимчивы к новинкам, в отличие, например, от Германии, где потребители косметологических услуг очень консервативны≫, – говорит президент косметологической компании полного цикла Martinex Михаил Селянин (подробнее – в интервью предпринимателя на стр. 25).

На первый взгляд рынок представляется не только разнообразным, но и вполне цивилизованным. Основная часть продукции импортируется из европейских стран – Италии, Испании, Франции, а доля азиатских производителей не превышает 10%. На самом же деле изделия, ввозимые под европейскими брендами, вполне могут оказаться родом из Китая. ≪Механизм простой, – рассказывает генеральный директор дистрибьюторской компании ≪Инновация≫ Кирилл Ястребчиков, – в Швейцарии регистрируется компания, и все ее продукты, пусть даже произведенные в Китае, номинально становятся швейцарскими, а Росздравнадзор никак не может проверить, насколько заявленное происхождение соответствует действительности. Декларироваться может Италия, Испания или любая другая страна, кроме, пожалуй, США и Великобритании – из-за их более строгих внутренних регламентов. Китай тоже исключен, так как афишировать локализацию производства там мало кто стремится≫.

Как показало исследование VADEMECUM, рынок практически поровну разделен на легально обращающиеся продукты и контрафакт. ≪Крупные клиники закупают, как правило, препараты и изделия именитых и проверенных поставщиков, – говорит руководитель направления Merz Aesthetics в России Алексей Терехов. – Но на рынке существует большой сегмент специалистов частной практики – медсестер, фельдшеров, врачей-надомников, часто не имеющих косметологического образования. И эта потребительская ниша не оккупирована глобальными брендами, на нее часто ориентированы распространители ≪новинок≫. В каждой из вышеназванных групп косметологических инъекций доля незарегистрированной продукции может занимать от 40% до 85%.

ФИЛЛЕРНЫЙ БОК

Самым цивилизованным на инъекционном рынке признается сектор медизделий – филлеров, биоревитализантов и нитей. Номенклатура, не имеющая регудостоверений, занимает здесь не более 40% обращения. Наиболее прозрачны в этом смысле филлеры – концентрированный сегмент, в котором есть общепризнанные игроки – такие бренды, как Juvederm, Surgiderm, Teosyal, Belotero, Radiesse и Restylane. Помимо раскрученных брендов, филлеры на рынке представлены еще как минимум 50 марками, судя по всему, успешно находящими своего покупателя.

Сегмент биоревитализантов, где в общей сложности представлены 68 наименований, куда более проблемный. Биоревитализанты, как и филлеры, изготавливаются на основе гиалуроновой кислоты, поэтому оба вида продуктов зачастую выпускаются под одним брендом и даже имеют общее регистрационное удостоверение. По такой формуле зарегистрированы, например, китайские филлеры и биоревитализанты линейки HAfiller. И все же сегмент биоревитализантов, в отличие от филлерного, заметно ≪серее≫: здесь ощутимо больше производителей, однако почти у половины обращающихся в РФ ассортиментных позиций нет регудостоверений, тогда как доля нелегальных филлеров на рынке не превышает 20%. В целом же контрафактный поток формируют биоревитализанты и филлеры, ввозимые, как правило, из Италии, Франции и Южной Кореи.

Нишевым по сравнению с биоревитализантами и филлерами считается сегмент нитей. В портфелях российских дистрибьюторов представлены 27 марок нитевой продукции, половина которой также реализуется нелегально. Основной источник ≪серых≫ нитей – Южная Корея. ≪Там есть два-три завода, которые производят действительно качественные продукты, весь остальной объем выпускают подпольные цеха, штампующие скопированные чужие идеи, – говорит Кирилл Ястребчиков. – Активно занимаются подобным ≪производством≫ нитей и мезонитей китайские кустари.

≪Нелегалы≫ проникают на наш рынок как с помощью неразборчивых дистрибьюторов, так и через интернет-магазины или тематические группы в соцсетях. К слову, вычисленные Росздравнадзором два года назад корейские мезонити по-прежнему присутствуют на рынке и реализуются в Сети через профильные (≪Мезонитки.ру≫, Real Face) и глобальные ресурсы (Alibaba.com).

ТОКСИЧНЫЕ АКТИВИСТЫ

В номенклатуре сегмента ботулотоксинов расклад тоже не в пользу госреестра ЛС: пять легальных препаратов – Ботокс, Диспорт, Ксеомин, Лантокс и Релатокс – соседствуют с семью незарегистрированными ботулотоксинами.

Основные каналы продаж те же – интернет-магазины и тематические группы в соцсетях, в которых практически невозможно установить ответственных за обращение контрафакта агентов. Следы запутываются еще на этапе формулировки предложения. Например, один из записных ≪нелегалов≫ американский препарат Neurobloc (Myobloc) предлагается в интернет-магазине ≪Медика Депо≫ как средство для коррекции мимических морщин, но на самом деле является ботулиническим токсином типа B, и главным показанием к его применению считается цервикальная дистония.

Есть на ≪сером≫ рынке и классические примеры параллельного импорта. Под брендом Bocouture в странах Европы продается Ксеомин от компании Merz; Azzalure – зарубежная марка Диспорта от Ipsen. Эти препараты замечены в ассортименте нескольких интернет-магазинов. В отделе продаж ≪Мезонитки.ру≫ подтвердили иностранное происхождение названных препаратов и предупредили, что готовы привезти их только в случае большого заказа и предоплаты в валюте – от 3 тысяч евро.

Производители надеются, что резкие скачки валютных курсов сделают параллельный импорт невыгодным в принципе. Раньше ≪серые≫ поставщики выигрывали за счет демпинга, а теперь такой возможности нет – рублевая цена ≪параллельной≫ реализации выросла, тогда как официальные дистрибьюторы токсинов утверждают, что зафиксировали большинство ценовых позиций.

≪Волна таких продуктов немного спала, но, как только курс рубля снова стабилизируется, рынок вспыхнет снова, как язва. Ситуация обострится, если правительство примет решение легализовать параллельный импорт, о чем уже неоднократно заявлялось, – высказывает солидарное опасение легальных операторов Алексей Терехов из Merz. – Для рынка это будет катастрофа, в косметологию хлынут не прошедшие тестирование препараты и изделия из Азии≫.

СМЕШАТЬ, НО НЕ РАЗБАЛТЫВАТЬ

Среди косметологических инъекций самый неоднозначный юридический статус – у мезококтейлей, которые определяются на сайтах дистрибьюторов и косметологических клиник как ≪особые лекарственные препараты, оказывающие омолаживающее действие на весь организм, в особенности на внешность≫. Фактически это средства для инвазивного применения на коже лица и тела, которые не регистрируются как лекарства. На российском рынке присутствует не менее 95 наименований различных коктейлей, и лишь 15% из них имеют регистрационные удостоверения Росздравнадзора как изделия, имплантируемые интердермально. А 85% продукции сегмента не числится в российских официальных реестрах. Основной поток – 37 наименований – коктейльного контрафакта поступает из Испании. На таможне мезококтейли декларируются как косметические средства для наружного применения. ≪Отследить, как именно косметологи используют мезококтейли, не может ни один контролер, поэтому врачи меньше всего озабочены юридическим статусом такой продукции≫, – поясняет Михаил Селянин. Производственника и дистрибьютора поддерживает главный врач клиники Kremlevka Beauty Лада Терентьева: ≪Качество и регистрационный статус всей инъекционной продукции, в частности мезопрепаратов, остается на совести косметолога. И это касается не только ≪специалистов≫, ведущих прием на дому, но и тех, кто официально работает в салоне или клинике≫.

рынок оборудования для косметологии, косметология, косметологический бизнес

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении