01 Октября 2023

Иглы престолов
Ольга Гончарова, Дарья Шубина, Софья Лопаева Мединдустрия
20 апреля 2015, 19:02
7778

Чьей волей управляется рынок эстетических инъекций

В первом, кризисном, квартале 2015 года на отечественном рынке косметологических инъекций присутствовало около 260 брендов препаратов и медицинских изделий. Относительное богатство продуктового выбора омрачается тем обстоятельством, что более половины этих материалов в российской индустрии красоты используется нелегально – без регистрационных удостоверений Минздрава или Росздравнадзора. В наибольшем объеме контрафакт поставляется в Россию из Испании, Италии и Южной Кореи. VADEMECUM попытался замерить в инъекционном сегменте градиент «серого».

ЖАЖДА ОБНОВЛЕНИЯ

Действительно, с точки зрения ассортиментного разнообразия отечественный рынок косметологических препаратов и медизделий является одним из самых насыщенных. В настоящее время в сегменте оперируют около 90 дистрибьюторских компаний, предлагающих потребителям около 260 наименований инъекционной продукции. Вся номенклатура сегмента делится на три потока. В первом – препараты для ботулинотерапии, во втором – такие медизделия, как филлеры, биоревитализанты и нити, в третьем – мезококтейли. В каждом секторе представлены как известнейшие мировые бренды, так и масса продуктов от ≪негромких≫ или вовсе безымянных производителей. ≪Наши косметологи и пациенты очень восприимчивы к новинкам, в отличие, например, от Германии, где потребители косметологических услуг очень консервативны≫, – говорит президент косметологической компании полного цикла Martinex Михаил Селянин (подробнее – в интервью предпринимателя на стр. 25).

На первый взгляд рынок представляется не только разнообразным, но и вполне цивилизованным. Основная часть продукции импортируется из европейских стран – Италии, Испании, Франции, а доля азиатских производителей не превышает 10%. На самом же деле изделия, ввозимые под европейскими брендами, вполне могут оказаться родом из Китая. ≪Механизм простой, – рассказывает генеральный директор дистрибьюторской компании ≪Инновация≫ Кирилл Ястребчиков, – в Швейцарии регистрируется компания, и все ее продукты, пусть даже произведенные в Китае, номинально становятся швейцарскими, а Росздравнадзор никак не может проверить, насколько заявленное происхождение соответствует действительности. Декларироваться может Италия, Испания или любая другая страна, кроме, пожалуй, США и Великобритании – из-за их более строгих внутренних регламентов. Китай тоже исключен, так как афишировать локализацию производства там мало кто стремится≫.

Как показало исследование VADEMECUM, рынок практически поровну разделен на легально обращающиеся продукты и контрафакт. ≪Крупные клиники закупают, как правило, препараты и изделия именитых и проверенных поставщиков, – говорит руководитель направления Merz Aesthetics в России Алексей Терехов. – Но на рынке существует большой сегмент специалистов частной практики – медсестер, фельдшеров, врачей-надомников, часто не имеющих косметологического образования. И эта потребительская ниша не оккупирована глобальными брендами, на нее часто ориентированы распространители ≪новинок≫. В каждой из вышеназванных групп косметологических инъекций доля незарегистрированной продукции может занимать от 40% до 85%.

ФИЛЛЕРНЫЙ БОК

Самым цивилизованным на инъекционном рынке признается сектор медизделий – филлеров, биоревитализантов и нитей. Номенклатура, не имеющая регудостоверений, занимает здесь не более 40% обращения. Наиболее прозрачны в этом смысле филлеры – концентрированный сегмент, в котором есть общепризнанные игроки – такие бренды, как Juvederm, Surgiderm, Teosyal, Belotero, Radiesse и Restylane. Помимо раскрученных брендов, филлеры на рынке представлены еще как минимум 50 марками, судя по всему, успешно находящими своего покупателя.

Сегмент биоревитализантов, где в общей сложности представлены 68 наименований, куда более проблемный. Биоревитализанты, как и филлеры, изготавливаются на основе гиалуроновой кислоты, поэтому оба вида продуктов зачастую выпускаются под одним брендом и даже имеют общее регистрационное удостоверение. По такой формуле зарегистрированы, например, китайские филлеры и биоревитализанты линейки HAfiller. И все же сегмент биоревитализантов, в отличие от филлерного, заметно ≪серее≫: здесь ощутимо больше производителей, однако почти у половины обращающихся в РФ ассортиментных позиций нет регудостоверений, тогда как доля нелегальных филлеров на рынке не превышает 20%. В целом же контрафактный поток формируют биоревитализанты и филлеры, ввозимые, как правило, из Италии, Франции и Южной Кореи.

Нишевым по сравнению с биоревитализантами и филлерами считается сегмент нитей. В портфелях российских дистрибьюторов представлены 27 марок нитевой продукции, половина которой также реализуется нелегально. Основной источник ≪серых≫ нитей – Южная Корея. ≪Там есть два-три завода, которые производят действительно качественные продукты, весь остальной объем выпускают подпольные цеха, штампующие скопированные чужие идеи, – говорит Кирилл Ястребчиков. – Активно занимаются подобным ≪производством≫ нитей и мезонитей китайские кустари.

≪Нелегалы≫ проникают на наш рынок как с помощью неразборчивых дистрибьюторов, так и через интернет-магазины или тематические группы в соцсетях. К слову, вычисленные Росздравнадзором два года назад корейские мезонити по-прежнему присутствуют на рынке и реализуются в Сети через профильные (≪Мезонитки.ру≫, Real Face) и глобальные ресурсы (Alibaba.com).

ТОКСИЧНЫЕ АКТИВИСТЫ

В номенклатуре сегмента ботулотоксинов расклад тоже не в пользу госреестра ЛС: пять легальных препаратов – Ботокс, Диспорт, Ксеомин, Лантокс и Релатокс – соседствуют с семью незарегистрированными ботулотоксинами.

Основные каналы продаж те же – интернет-магазины и тематические группы в соцсетях, в которых практически невозможно установить ответственных за обращение контрафакта агентов. Следы запутываются еще на этапе формулировки предложения. Например, один из записных ≪нелегалов≫ американский препарат Neurobloc (Myobloc) предлагается в интернет-магазине ≪Медика Депо≫ как средство для коррекции мимических морщин, но на самом деле является ботулиническим токсином типа B, и главным показанием к его применению считается цервикальная дистония.

Есть на ≪сером≫ рынке и классические примеры параллельного импорта. Под брендом Bocouture в странах Европы продается Ксеомин от компании Merz; Azzalure – зарубежная марка Диспорта от Ipsen. Эти препараты замечены в ассортименте нескольких интернет-магазинов. В отделе продаж ≪Мезонитки.ру≫ подтвердили иностранное происхождение названных препаратов и предупредили, что готовы привезти их только в случае большого заказа и предоплаты в валюте – от 3 тысяч евро.

Производители надеются, что резкие скачки валютных курсов сделают параллельный импорт невыгодным в принципе. Раньше ≪серые≫ поставщики выигрывали за счет демпинга, а теперь такой возможности нет – рублевая цена ≪параллельной≫ реализации выросла, тогда как официальные дистрибьюторы токсинов утверждают, что зафиксировали большинство ценовых позиций.

≪Волна таких продуктов немного спала, но, как только курс рубля снова стабилизируется, рынок вспыхнет снова, как язва. Ситуация обострится, если правительство примет решение легализовать параллельный импорт, о чем уже неоднократно заявлялось, – высказывает солидарное опасение легальных операторов Алексей Терехов из Merz. – Для рынка это будет катастрофа, в косметологию хлынут не прошедшие тестирование препараты и изделия из Азии≫.

СМЕШАТЬ, НО НЕ РАЗБАЛТЫВАТЬ

Среди косметологических инъекций самый неоднозначный юридический статус – у мезококтейлей, которые определяются на сайтах дистрибьюторов и косметологических клиник как ≪особые лекарственные препараты, оказывающие омолаживающее действие на весь организм, в особенности на внешность≫. Фактически это средства для инвазивного применения на коже лица и тела, которые не регистрируются как лекарства. На российском рынке присутствует не менее 95 наименований различных коктейлей, и лишь 15% из них имеют регистрационные удостоверения Росздравнадзора как изделия, имплантируемые интердермально. А 85% продукции сегмента не числится в российских официальных реестрах. Основной поток – 37 наименований – коктейльного контрафакта поступает из Испании. На таможне мезококтейли декларируются как косметические средства для наружного применения. ≪Отследить, как именно косметологи используют мезококтейли, не может ни один контролер, поэтому врачи меньше всего озабочены юридическим статусом такой продукции≫, – поясняет Михаил Селянин. Производственника и дистрибьютора поддерживает главный врач клиники Kremlevka Beauty Лада Терентьева: ≪Качество и регистрационный статус всей инъекционной продукции, в частности мезопрепаратов, остается на совести косметолога. И это касается не только ≪специалистов≫, ведущих прием на дому, но и тех, кто официально работает в салоне или клинике≫.

рынок оборудования для косметологии, косметология, косметологический бизнес

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа