Владимир Чуев шел классическим для молодого ученого перестроечных времен путем. После развала Белгородского витаминного комбината, где он, как химик, внедрял прикладные разработки, бывший «мэнээс» подался в коммерцию – продавал расходники и инструменты зубным клиникам. А поднявшись на волне стихийной дистрибуции, запустил собственное производство. Сейчас его именное предприятие «ВладМиВа» с оборотом более 500 млн рублей в год присутствует во всех сегментах стоматологического рынка – от разработки, выпуска и продажи инструментария и материалов до оказания медуслуг в собственной сети зубных клиник.
ГРАММЫ АМАЛЬГАМЫ
Стоматологическими материалами Чуев занялся еще в 80-е годы – младший научный сотрудник белгородского филиала Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института вместе с коллегами разрабатывал тогда медную амальгаму для зубных пломб и курировал ее производство на витаминном комбинате. «Вообще-то в то время пациентам повсеместно ставили более щадящие «серебряные» пломбы – в Советском Союзе медную амальгаму перестали делать еще в конце 60-х, – рассказывает Владимир Чуев. – Но когда в стране обнаружился дефицит серебра, Министерство медпромышленности поставило крупнейшим предприятиям задачу возобновить производство медной амальгамы для пломбирования молочных зубов. Наш завод был системообразующим в Белгороде, и потому часть проекта досталась нам».
По тем временам все советские зубные клиники обеспечивали материалами и оборудованием три крупных профильных производителя – «Медполимер» в Ленинграде, «Стома» в Харькове и Казанский медико-инструментальный завод. Вместе они ежегодно выпускали для отечественных стоматологов миллионы единиц инструментов и расходных материалов. Помимо «крупняков», в стране функционировали еще десятки локальных производственных предприятий. А единственным дистрибьютором оборудования, медизделий и техники выступала «Союзмедтехника» – не столько продающая, сколько распределяющая расходники и инструменты по клиникам.
Проект с амальгамой в Белгороде двигался успешно – наладив производство медных пломб, витаминный институт взялся за серебряные. В стране грянула перестройка. Предприятие фактически встало, сотрудникам «дали вольную». Тогда-то Чуев вместе с женой и еще двумя коллегами-химиками организовали частную фирму «ВладМиВа». Маленькая компания занималась разработкой стоматологических расходников и инструментов, продавала технологии заводам, а те расплачивались по бартеру – произведенным по этой технологии продуктом. «Мы перепродавали все это поликлиникам, а заодно выясняли у стоматологов, что им еще нужно. Они называли изделия, мы искали завод, который их производил, покупали и перепродавали в поликлиники, – описывает коммерческую схему Чуев. – К концу 90-х работали уже со всеми существующими в стране стоматологическими предприятиями».
Через два года после начала работы предприниматели решились на расширение, открыв филиалы в соседних городах – Курске, Орле, Старом Осколе, Воронеже, а потом и в Москве. В то время стоматологи, пытавшиеся выжить в условиях заморозки зарплат в казенных поликлиниках, открывали частные кабинеты, что тоже стимулировало продажи «ВладМиВы». Год от года объемы реализации увеличивались в разы – если в 1994-м компания продавала сотни единиц разных типов продукции, то в 1997 году натуральный оборот вырос до 200 тысяч товарных единиц.
В бизнес-схеме обнаруживался только один недостаток: за технологию «ВладМиВы» предприятия, тоже существовавшие в режиме тотального дефицита, часто не торопились расплачиваться, и скрупулезно выстроенная товаропроводящая цепочка периодически сбоила. Что подтолкнуло Чуева и Ко к решению наладить собственное производство. «Мне удалось попасть на прием к губернатору и попросить выделить нам помещения для завода, он согласился, дал соответствующее указание мэру, – вспоминает предприниматель. – Глава города показал список из 15 заводов, которые в Белгороде на тот момент разваливались, и предложил выбрать любой. Так мы получили нашу первую площадку в 3 тысячи «квадратов», которую очень скоро выкупили».
Сначала компания производила самые простые стоматологические расходники по собственным, разумеется, технологиям – пломбировочные материалы, пасты, жидкости. Через свое торговое подразделение реализовывала продукцию поликлиникам, а выручку сразу вкладывала в разработку новых продуктов. С товарами собственного производства «ВладМиВа» уже попала на жесткий конкурентный рынок. Несмотря на то что прежние лидеры советской стоматологической промышленности заметно поубавили обороты, в сегмент хлынул импорт – от продуктов мировых мейджоров, например, компании 3М, до дешевых китайских материалов, которые посредники завозили в страну баулами и чемоданами.
ЗУБОВНЫЙ МАРКЕТИНГ
Звездным часом для компании Владимира Чуева стал дефолт 1998 года – продажи «ВладМиВы» в кризисный год выросли вдвое, до 500 тысяч единиц. «Если до этого нас поджимали импортеры, то теперь, когда курс рубля к доллару упал в полтора раза, мы обнаружили, что на рынке для нас освободилось место, – говорит предприниматель. – Мы прямо предлагали стоматологам: «Ребята, у нас есть те же материалы, но в два-три раза дешевле». Конечно, им это было интересно».
К началу «нулевых» компания реализовывала уже больше миллиона разных единиц продукции, ежегодно выпуская на рынок по пять-шесть новых товарных наименований. Дистрибьюторский дивизион «ВладМиВы» не ограничивался номенклатурой собственного производства или других отечественных предприятий и сотрудничал с крупнейшими импортерами. Генерируемая продажниками прибыль вкладывалась в собственные разработки и развитие производства. Коммерческая служба снабжала научный отдел маркетологическими сведениями. «Мы постоянно мониторили рынок. Я регулярно приходил к нашим продавцам с вопросом, что сейчас больше всего покупают. Мне, например, отвечали: эвикрол [композит, сложный пломбировочный материал. – VADEMECUM]. И я тут же давал задание разработчикам произвести аналог», – рассказывает Чуев.
Наличие собственной научной базы давало «ВладМиВе» несомненное преимущество перед конкурентами – возникающими на базе коммерческих компаний производственными предприятиями, которые, как правило, использовали чужие технологии. На создание каждой единицы продукта у «ВладМиВы» уходило от двух до пяти лет, зато на выходе он оказывался в два-три раза дешевле импортного аналога.
Подобный ценовой разрыв привлекал – не всех, но большинство – потребителей. Основными клиентами компании оставались государственные поликлиники и частные кабинеты. Крупные коммерческие операторы рынка стоматологических услуг отечественными продуктами почти не интересовались. «Врачи там работают за определенный процент от общей стоимости оказанной услуги, им, естественно, выгоднее, чтобы цена изделия, а значит, и самой услуги, была выше», – объясняет Чуев, добавляя, что понимание этой логики подвигнуло его компанию к организации собственной сети стоматологий. Первые три медицинских центра «ВладМиВа» открыла на родине – в Белгороде. Здесь в основном используются материалы собственного производства, тут же тестируются новинки.
Очередной пик роста компании состоялся в конце «нулевых». К этому времени «ВладМиВа», завершив разработки, стартовавшие еще в прошлом веке, одномоментно значительно расширила ассортимент – выпустила линейку востребованных на рынке композитов, наладила промышленный выпуск зубных боров, начала делать материалы для остеопластики. Кроме того, владельцы компании выкупили стоматологические технологии обанкротившегося «гиганта» – санкт-петербургского завода «Медполимер». «Сначала мы собирались открыть производственную линию там же, в Петербурге, но в последний момент выяснилось, что хозяева успели продать заводское здание, – рассказывает Чуев. – Мы, как в военные времена, демонтировали оборудование и эвакуировали его в Белгород. Нам понадобилось еще несколько лет, чтобы наладить работу производственной линейки на белгородских мощностях».
Следующим шагом к предприятию полного секторального цикла стал прицел на импортозамещение химического сырья для собственного производства. Партнером «ВладМиВы» в этом стратегическом начинании выступил Белгородский государственный университет, с ректором которого Чуев договорился о создании на базе его предприятия кафедры медико-технических систем вуза. На этой R&D-площадке будут создаваться исходные продукты компании. «Так мы замкнули цикл, – резюмирует бизнесмен, – от производства сырья до собственных стоматологических клиник».
ПЛОМБА НА PRIVATE LABEL
Сейчас оборот компании, выручившей в прошлом году более 500 млн рублей, в равной степени базируется на реализации собственной продукции предприятия и дистрибуции товаров сторонних производителей. Определить долю «ВладМиВы» на рынке стоматологических медизделий сложно – совокупный вес этого сегмента в России до сих пор никто не замерял. По оценкам президента ассоциации «Стоматологическая индустрия» Павла Добровольского, всего отечественные производители выпускают не более 18–20% закупаемых профильными клиниками материалов. «Всего в России работает около 50–60 отечественных стоматологических производителей, – говорит Добровольский. – Среди производителей медизделий в стоматологии «ВладМиВа», пожалуй, одна из крупнейших».
Владимир Чуев считает, что в отдельных товарных категориях позиции его компании гораздо более масштабны – например, в сегменте зубных боров продукция его предприятия занимает около трети рынка, а по некоторым пломбировочным материалам доля компании может достигать 80–90%.
Помимо стремления доминировать в отдельных секторах российского рынка, предприятие наращивает экспансию за границу. «ВладМиВа» поставляет свои продукты в 45 стран ближнего зарубежья, в ОАЭ, Турцию, Израиль. На экспорт отправляется около 30% производимых на заводе изделий, из которых 5% приходится на товары private label.
Впрочем, и скромный внешнеторговый успех компании имеет свои особенности. «Иногда к нам обращаются производители из Европы и говорят, положим: «Мы не сможем продавать в Германии продукт с надписью made in Russia. Давайте вы произведете для нас изделие, а мы реализуем его под своим брендом». Часто, приезжая на международные выставки, я вижу там собственные продукты, – без всякой досады рассказывает Владимир Чуев. – Знаете, о чем я в такие моменты думаю? Как же красиво их упаковали!»
Нынешний кризис сулит «ВладМиВе» очередной рост продаж. В декабре 2014-го, когда стоимость большинства стоматологических изделий вместе с курсом валют выросла вдвое, на завод, по словам Чуева, обрушился вал заказов: «В конце года мы понимали, что нам уже не хватает мощностей, чтобы выполнить все заявки. Даже интернет-магазин, который мы три года назад запускали просто как рекламный проект, стал приносить приличные деньги».