27 Июля 2024 Суббота

И сопутствующие товарищи
Василий Когаловский, Ольга Гончарова
27 января 2014, 18:09
6024

Команду для прокладки ГЧП Минздрав набрал в Минтрансе

Минздрав РФ назвал линию государственно‑частного партнерства одним из магистральных направлений модернизации отрасли. В этом году в структуре ведомства появилось особое подразделение – Департамент инфраструктурного развития и ГЧП, который займется разработкой прикладной нормативной базы и будет курировать партнерство с негосударственными операторами рынка медуслуг. Подразделение ждет бесконечно сложная работа: хотя инвестиции в медицинские ГЧП‑проекты уже превысили 25 млрд рублей, в отрасли до сих пор нет единых критериев, оценивающих и формализующих механизм взаимодействия государства с частниками. Задача усложняется еще и тем, что в России до сих пор не принят федеральный закон о ГЧП.

Новая структура министерства начала работать в январе, а возглавил ее бывший заместитель директора Департамента имущественных отношений и территориального планирования Министерства транспорта РФ Андрей Казутин. Остановиться на его кандидатуре решили не случайно. Источники в Минздраве рассказывают, что с Казутиным хорошо знаком замминистра здравоохранения Сергей Краевой, курирующий в ведомстве направление ГЧП. В 2005 году они оба работали в Министерстве транспорта, а затем Казутин был членом ревизионной комиссии ОАО ≪РЖД≫ от Минтранса, в то время когда Краевой возглавлял в этой компании департамент здравоохранения. ≪Думаю, Сергей Краевой и порекомендовал Веронике Скворцовой назначить Казутина главой нового подразделения≫, – рассуждает один из собеседников VM.

Андрей Казутин имеет богатый опыт ведения крупных ГЧП-проектов в сфере транспорта. Он, например, входил в рабочую группу по реконструкции и развитию аэропорта Пулково, был членом ревизионных комиссий Шереметьево (в тот самый период, когда министерство начало готовить аэропорт к передаче в концессию) и компании ≪Новошип≫, реконструировавшей морской порт в Сочи.

В Минздраве Казутин будет отвечать за разработку нормативных актов по регулированию механизма ГЧП в медицине, осуществлять контроль над взаимодействием государства и частных компаний в совместных проектах. Экстраполировать наработанные в Минтрансе методики на новую для него сферу Казутин будет в связке с Координационным советом по развитию ГЧП при Минздраве, который ведомство утвердило в январе соответствующим положением. Пока глава новообразованного департамента не готов к публичным заявлениям о перспективных планах и текущей деятельности подразделения. Представители министерства говорят, что в настоящий момент Андрей Казутин и сотрудники его департамента занимаются изучением существующего опыта государственно-частного партнерства в медицине.

Эксперты не видят ничего странного в том, что разрабатывать направление ГЧП в здравоохранении будет команда людей из транспортной сферы: активное развитие взаимодействия государства и частного капитала начиналось именно в сегменте авиа- и железнодорожных перевозок. ≪В большинстве стран инструменты ГЧП сначала получают распространение в промышленности и транспорте и уже потом начинают применяться в социально ориентированных отраслях≫, – подтверждает управляющий партнер Tenzor Consulting Group Роман Джапаридзе.

У Минздрава – сколь масштабные, столь и амбициозные планы по развитию государственно-частного партнерства в здравоохранении. Об этом еще раз недвусмысленно высказалась на недавнем Гайдаровском форуме Вероника Скворцова, назвавшая ГЧП ≪важнейшим механизмом повышения качества и развития медицинской помощи в стране≫. При этом министр пообещала, что уже в текущем году количество субьектов РФ, где активно реализуются ГЧП-проекты, увеличится с 40 до 58. Старший юрист Ernst&Young Дмитрий Царев полагает, что растущий интерес к механизму ГЧП в сфере оказания медицинских услуг иллюстрирует собой переходный этап к современной системе здравоохранения в России. ≪Используя этот механизм, государство может сократить свои расходы на содержание, реконструкцию и эксплуатацию медучреждений и наладить эффективное управление ими, – считает эксперт. – А для частных компаний, работающих в сфере здравоохранения, партнерство с государством может гарантировать постоянный поток пациентов, получение на выгодных условиях земельных участков и зданий, налоговые преференции и ряд других преимуществ≫. Однако, как прогнозируют эксперты, Минздрав в процессе разработки инструментов ГЧП для отрасли столкнется с множеством нормативных и понятийных противоречий, в том числе из-за отсутствия полноценной законодательной базы.

Фактически единственный документ, регулирующий сейчас сферу ГЧП в России, – это федеральный закон №115 ≪О концессионных соглашениях≫ в последней редакции от 28 декабря 2013 года. Все прочие возможные форматы взаимодействия государства и частных компаний должны быть утверждены федеральным законом о ГЧП, проект которого сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Министерство экономического развития рассчитывало на принятие этого документа еще в декабре, однако в конце года у Государственно-правового управления президента (ГПУ) возникли принципиальные замечания к законопроекту, и он был отправлен на доработку. Например, представители ГПУ указывали на то, что в законе нечетко распределены полномочия между разными уровнями власти.

Локальные законы о ГЧП действуют сейчас почти в 70 субъектах РФ, но представители региональных властей все равно ждут принятия федерального закона, на который планируют ориентироваться в первую очередь. Кроме того, даже в тех субъектах РФ, где законодательство по ГЧП действует уже несколько лет, такие проекты в области медицины можно пересчитать по пальцам. Например, заместитель министра здравоохранения Самарской области Альберт Навасардян говорит, что регион пока планирует осуществить около 30 медицинских ГЧП-проектов, в то время как закон ≪Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах≫ был принят в 2010 году.

В Северной столице городской закон ≪Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах≫ был принят еще в 2006 году, но заявленные властями медицинские проекты ГЧП, в частности, сооружение нового лечебного корпуса на территории больницы №40 или реконструкция роддома №17, пока еще не были реализованы.

Законодательная пустота, отсутствие единых критериев оценки и внятных методологий осуществления ГЧП препятствуют масштабному привлечению инвесторов и операторов рынка медуслуг к такого рода взаимодействию с госструктурами. ≪Среди рисков государственно-частного партнерства в здравоохранении участники рынка называют возможность изменения тарифа ОМС и в переговорах с представителями власти часто настаивают на фиксации как тарифов, так и объема оказания медицинской помощи≫, – говорит заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров (о проведенном ИЭП исследовании ГЧП в российском здравоохранении – на стр. 16).

Оценки текущей ситуации и перспективы развития ГЧП в отечественном здравоохранении во множестве звучали на дискуссионных площадках вышеупомянутого Гайдаровского форума. Например, метафора, родившаяся у директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович: ≪Государство напоминает сейчас невесту, вокруг которой ходят женихи – частные компании. И в этом случае нужно четко прописать условия брачного договора и бракоразводного процесса≫. Образ тут же был подхвачен и развит заместителем министра экономики Сергеем Беляковым: ≪Я знал много слишком разборчивых невест, которые потом оставались совсем без жениха≫.

Впрочем, представители Минздрава, сделавшие ГЧП зоной повышенного внимания, настроены в целом оптимистично и надеются вместе с коллегами из Минэкономразвития оперативно разработать и издать всех необходимые нормативные документы. Вероника Скворцова, во всяком случае, пообещала с трибуны Гайдаровского форума, что разрабатываемые в ее ведомстве регламенты повысят эффективность партнерства и даже поспособствуют вхождению частных клиник в систему ОМС. Министр отметила, что позитивной для отрасли станет возможность работать с так называемыми контрактами жизненного цикла.

После принятия соответствующих поправок в федеральный закон ≪О концессионных соглашениях≫ государство, в частности, сможет производить концеденту прямые платежи и доплаты. Введения в практику ГЧП контрактов жизненного цикла ждут и в регионах. Начальник отдела сопровождения инновационных проектов Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Роман Голованов говорит, что администрация города хотела бы заключить именно такое концессионное соглашение по поводу обустройства лечебного корпуса на территории больницы №40. ≪К сожалению, законодательство сегодня этого не позволяет. Но мы смотрим на этот проект именно с точки зрения жизненного цикла: приглашаем партнера, который спроектирует, профинансирует, построит объект и в дальнейшем будет осуществлять его техническое содержание. Инвестор на созданных объектах будет оказывать дополнительные услуги, которые без конфликта с системой ОМС позволят ему извлекать доход, снизят бюджетную нагрузку и увеличат удовлетворенность пациентов и посетителей≫, – говорит питерский чиновник.

Первые зрелые решения и разработки ведомств, заинтересованных в развитии партнерства, будут озвучены после намеченного на текущий квартал этого года заседания Координационного совета по ГЧП при Минздраве.

гчп

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении