11 Сентября 2024 Среда

И шьют, и свяжут
Александр Раскин Мединдустрия
2 июля 2013, 12:26
Фото: dic.academic.ru
5035

ФСКН ищет «дизайнерский» состав в аптечной парафармацевтике

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) разработала законопроект, наделяющий директора службы Виктора Иванова правом оперативно приостанавливать оборот психоактивных веществ. Таким способом ФСКН хочет получить инструмент борьбы с так называемыми «дизайнерскими» наркотиками (солями, спайсами и прочим). Однако аптечные сети и правозащитники опасаются, что все это приведет лишь к дополнительной коррупции и росту административного давления на аптеки.

В июне 2013 года законопроект «О внесении изменений в статью 53 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был направлен на согласование в правительство. Документ предлагает наделить ФСКН правом приостанавливать оборот «подозрительных» веществ на срок до одного года на основании заключения экспертных организаций Минздрава.

Директор ФСКН РФ Виктор Иванов заявил Vademecum, что введение таких мер позволит уменьшить количество наркозависимых россиян, число которых составляет сейчас 8 млн человек. По словам главы ФСКН, Россия на протяжении ряда лет сталкивается с проблемой так называемых «дизайнерских» наркотиков – специально синтетически изготовленных с таким изменением химической формулы, которое выводит их из списков наркотических веществ, а значит, и из сферы действия антинаркотического законодательства.

Такие наркотики, убеждены в ФСКН, продаются под видом всевозможных солей для ванн, средств для похудения, БАДов и некоторых лекарственных средств. Как отмечает Виктор Иванов, длительность действующих процедур по внесению вновь синтезированных препаратов в список подконтрольных веществ растягивается на год, а то и полтора, в то время как новые синтетические «спайсы» и «соли» появляются чуть ли не еженедельно.

По информации ФСКН, аналогичная практика временного запрета на распространение «подозреваемых» существует в Швеции, Ирландии, Польше и других государствах. В качестве примера успешного противостояния дизайнерским трендам Виктор Иванов настойчиво приводит историю с запретом свободной продажи кодеиносодержащих препаратов. Минздрав почти год сопротивлялся введению их обязательного рецептурного отпуска, в то время как наркоманы варили из свободно продающихся препаратов дезоморфин или, как его прозвали за быстро проявляющийся кожный симптом, «крокодил». По оценкам ФСКН, количество дезоморфиновых наркоманов возросло в 2011 году до 250 тысяч человек, «крокодил» стоял на втором месте после героина.

Наконец, с 1 июня 2012 года запрет на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов был введен, что оказало, по словам Виктора Иванова, «феноменально оздоровительное» воздействие на общество. Дезоморфиновые наркоманы стали редкостью, их количество сократилось в 10 раз.

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева, полностью поддерживая борьбу с наркоманией, к новой инициативе ФСКН относится все-таки с осторожностью: она опасается, что в результате участятся проверки аптечных организаций, которые «и так живут в постоянном состоянии проверок».

Председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» (НАК) Кирилл Кабанов менее сдержан в оценках. Он уверен, что законодательная инициатива ФСКН приведет к росту коррупции как среди наркополицейских, так среди аптечных и торговых сетей. «Когда у аптеки или магазина полицейские изымут из продажи партию шампуня, заподозрив, что в нем содержатся прекурсоры для изготовления наркотика, предприниматель будет пытаться «договориться», – считает председатель НАК.

По мнению Кабанова, ФСКН вообще в последнее время слишком увлеклась межведомственной борьбой за полномочия Минздрава и Росздравнадзора. Например, на пресс-конференции 24 июня Виктор Иванов предложил запустить в России программу по реабилитации наркоманов общей стоимостью 150 млрд рублей. «Реабилитацией больных людей должен заниматься Минздрав, а не ФСКН, которая берет на себя дублирующие функции. Главная функция ФСКН – перекрытие наркотрафика, но этого не происходит. Героин, спайс, кокаин тоннами продолжают попадать в Россию из-за границы», – возмущается глава НАК. 

фскн, наркотические вещества, иванов, кабанов
Источник: Vademecum №6, 2013

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам