27 Июля 2024 Суббота

И корявый плывет
Анна Родионова Мединдустрия
14 января 2016, 19:37
7103

Как в бюджете ОМС отыскать строку для высоких медицинских технологий

Главный закон страховой медицины – «деньги следуют за пациентом» – в системе ОМС пока работает через раз: то денег не хватает, то пациенту некуда податься. Особенно болезненна эта аритмия для клиник, настроенных на оказание высокотехнологичной медпомощи (ВМП). Программа госгарантий, от каких бы источников она ни запитывалась, не справляется с возросшими клиническими возможностями. Бюджетные маневры Минздрава и ФФОМС ситуацию принципиально не меняют – центры высоких медицинских технологий (ВМТ) недозагружены. О беде доложили Путину, президент посвятил парадоксу ВМП большой абзац в Послании федеральному собранию и потребовал: оказать высокотехнологичным клиникам поддержку. Проще говоря, найти деньги.

Проблемы у федеральных медцентров начались ровно в тот момент, как ВМП стала погружаться в систему ОМС. «Упитанные» страховые тарифы ВМП привлекли годных для подобной работы операторов регио­нального подчинения. Концептуально вроде бы все складывалось: ФФОМС изначально отбирал для погружения в систему те методы ВМП, применять которые можно максимально широко. Теорию подтвердила прак­тика: в 2014 году ВМП за счет средств ОМС оказывала в общей сложности 641 клиника, в 2015 году – уже 791, рост 23%. Вскры­лось и еще одно обстоятельство – регионы не хотят расставаться с госзаказами на ока­зание ВМП и передавать кому бы то ни было на сторону деньги «своих» ТФОМСов. По мере того как в ОМС погружались новые виды ВМП, охотников оказывать ее прибав­лялось, что напрямую отражалось на паци­ентском потоке федеральных медцентров.

Что же им оставалось в этой ситуации? За­ключать договоры с множеством ТФОМСов, проникать в территориальные програм­мы госгарантий и пытаться, конкурируя с местными клиниками, обеспечить себе поступление больных. Плюс настаивать на своем безусловном техническом и квали­фикационном превосходстве, открывающем иные, помимо бюджетов ОМС, источники финансирования. Формат и средства для поддержки федеральных клиник Минздрав нашел в начале 2015 года. В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий дополнительное финансовое обеспечение – 45 млрд на три года – на оказание «медпо­мощи в рамках клинической апробации». В документе специально оговаривалось, что «апробация» не подразумевает включение подобной медуслуги в программу госга­рантий, – так от «целевого» бюджета были отсечены все прочие операторы ВМТ. Закон был подписан уже в начале марта.

Спасая от простоя федеральные медцентры, Минздрав не забывал рапортовать об успехах в тиражировании ВМП. В конце апреля Ве­роника Скворцова сообщила, что по итогам 2014 года число россиян, получивших ВМП, увеличилось на 40% и достигло отметки в 715 тысяч человек (при целевом показателе 750 тысяч к 2016 году).

Оптимизм министра охладили эксперты ОНФ, принявшиеся разбираться с финанси­рованием здравоохранения в целом и ВМП – в частности. «Фронтовики» взяли план погружения высокотехнологичной помощи в ОМС и начали считать: в 2015 году на оказа­ние 459 уже «погруженных» видов ВМП было выделено 82,1 млрд рублей, в 2016-м – на фи­нансирование 1 466 видов зарезервировано 99,5 млрд рублей. «Число видов медпомощи вырастает в три раза, а финансирование – лишь на 23%», – недоумевали эксперты ОНФ, глядя на плановые профильные расходы.

Критику общественников Минздрав проигнорировал, зато опубликовал проект Программы госгарантий оказания мед­помощи на 2016 год. Если верить этому документу, в базовую страховую программу в текущем году будут погружены не оставши­еся за бортом 1 007, а чуть больше 50 видов ВМП. Впрочем, нормативы финансовых затрат на высокотехнологичную помощь – как в базовой программе ОМС, так и за счет трансфертов ФФОМС федеральному бюд­жету - действительно выросли практически по всем профилям, но удивительно непропор­ционально: в одних случаях на 5 тысяч рублей, в других – более чем на 100 тысяч.

В движении питающих индустрию денежных потоков вообще много странного. В 2016 году ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, будет финансироваться так же му­дрено, как и раньше. Сначала ФФОМС на­правляет трансферты в федеральный бюджет. Затем эти средства распределяются между федеральными органами, имеющими в сво­ем ведении центры ВМТ, и Минздравом, который выделяет региональным бюджетам субсидии для софинансирования обяза­тельств по ВМП. В бюджете ФФОМС-2016 на ВМП, не включенную в базовую програм­му ОМС, предусмотрено 96,7 млрд рублей (в 2015 году – 82 млрд рублей), которые будут поделены следующим образом: федеральным центрам ВМТ – 90,7 млрд рублей, регионам на софинансирование ВМП – 6 млрд.

Если бы эта пропорция могла спасти феде­ральные клиники, Владимиру Путину не при­шлось бы произносить: «Для финансирования таких операций предлагаю создать в системе ОМС специальную федеральную часть». Президент поручил правительству изыскать средства и выбрать схему финансирования федеральных медцентров. Но, похоже, поиски затянулись, и законную силу обрели поправки в закон «Об ОМС», сохраняющие прежнее направление денежных потоков.

Правительство, видимо, вдохновленное промежуточным решением, 21 декабря утвердило программу госгарантий – скром­ную, но ответственную: в 2016 году за счет средств ОМС будет оказываться 54 новых видов ВМП.


омс, вмп, бюджет
Источник: Vademecum №1, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении