Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, бессменный лидер по количеству операций на сердце и сосудах в России, получил в 2017 году полномочия отраслевого куратора. Минздрав России подписал приказ о наделении этой клиники статусом национального научно-практического центра, то есть головного учреждения, отвечающего за организацию и качество оказания всей кардиохирургической помощи в стране.
Расширение сфер влияния Бакулевки, казалось бы, вполне логичное, в индустрии посчитали беспрецедентной административной победой директора центра Лео Бокерии. Академику, несмотря на череду корпоративных скандалов, обвинений в высоких показателях смертности и даже прогнозов о его отставке, удалось не только сохранить, но и укрепить свои позиции. Сейчас преобразование центра может обернуться для отрасли жестким обострением конкуренции. Участники рынка профильных медуслуг предполагают, что статусный кардиоцентр сможет напрямую влиять на распределение госзадания объемом не менее 10 млрд рублей – в эту сумму оценивается годовой бюджет продвигаемых Бокерией операций на открытом сердце.
Впервые идею преобразования четырех флагманских федеральных учреждений – НИИ им. Н.Н. Бурденко, Научного центра здоровья детей, РОНЦ им. Н.Н. Блохина и НЦССХ им. А.Н. Бакулева – в национальные научно-практические центры (ННПЦ) в 2014 году озвучил Владимир Путин. Инициатива президента была зафиксирована в соответствующем постановлении правительства №421 от 13 марта 2015 года. Как следовало из документа, ННПЦ должны были заняться организационно-методической и научной курацией профильных отраслей, а заодно предлагать меры по улучшению качества оказания в них медицинской помощи. Весной 2015 года центры, ранее подведомственные ФАНО, были переданы в ведение Минздрава России. Предполагалось, что приказы о расширении их полномочий будут подписаны до 1 января 2016 года.
Главный сердечно-сосудистый хирург Минздрава РФ и директор Бакулевского центра Лео Бокерия возлагал тогда большие надежды на новый статус своего центра. В 2015 году в интервью Vademecum он рассказывал, что намерен усовершенствовать образование сердечно-сосудистых хирургов, наладить четкую маршрутизацию пациентов от терапевта к кардиологу, а затем к кардиохирургу, взаимодействие с акушерами-гинекологами и другими специалистами смежных направлений. Помимо этого, в планах академика было разграничение клиник по специализации. Например, он собирался внедрить выдачу разрешительных документов и лицензий на проведение операций на сердце детям до первого года жизни, и в особенности новорожденным. Такие меры академик тогда объяснял как раз необходимостью повышения качества медпомощи. «Я открываю газету и читаю – в таком-то центре провели операцию на сердце новорожденному. У меня сразу возникает масса вопросов. А выходить его в этом центре смогли? А кто вообще дал центру право на такие вмешательства?» – возмущался Бокерия. Но в прошлом году планам академика не суждено было сбыться – до 1 января 2016 года приказы о переименовании и наделении новыми полномочиями центров так и не были подписаны.
ПУБЛИЧНОЕ ВСКРЫТИЕ
Бакулевский же центр вместо масштабных отраслевых реформ окунулся в громкие внутрикорпоративные скандалы. В течение нескольких месяцев – с ноября 2015-го по январь 2016 года – анонимные авторы разослали всем ведущим кардиохирургам страны многостраничный документ под названием «Хирургическое лечение больных с врожденными пороками сердца в ФГБНУ НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН в 2011–2013 годах». Анонимный аналитик изучил 11 219 записей в формулярах с историями болезней, выгруженными из официальной медицинской информационной системы клиники. Основываясь на своих расчетах, авторы документа заявляли, что, несмотря на умело выстроенную репутацию кардиохирургического центра мирового уровня, НЦЦСХ таковым не является, а основной массив операций – 65% – составляют стандартные вмешательства, степень риска которых ограничена, и поэтому они на регулярной основе выполняются в большинстве отделений сердечно-сосудистой хирургии страны. При этом показатели смертности в Бакулевке во многих случаях выше не только общемирового, но и российского уровня, резюмировали анонимные авторы мониторинга.
В отрасли утечку информации и последовавший за ней скандал назвали «бомбой». Детальная статистика по количеству операций врожденного порока сердца (ВПС) и летальности пациентов в НЦССХ никогда ранее не раскрывалась. Лео Бокерия быстро отреагировал на вброс, заявив в интервью телеканалу «НТВ», что появление документа может быть вызвано активностью структур, «связанных с медицинским туризмом и маршрутизацией российских пациентов в зарубежные клиники, для которых НЦССХ имени Бакулева является крупнейшим конкурентом».
Но публикация анонимного исследования оказалась для Бакулевки только началом череды неприятностей. В первом полугодии 2016 года центр покинули два ключевых сотрудника – академики Амиран Ревишвили и Баграт Алекян. Оба ушли в Институт хирургии им. А.В. Вишневского на позиции директора и замдиректора соответственно. Но, в отличие от мирно расставшегося с Бакулевкой коллеги, Баграт Алекян, уходя, сдержанно, но звучно хлопнул дверью. Накануне увольнения Алекян разослал коллегам и друзьям письмо, которое быстро попало на отраслевые и пациентские форумы: в прощальной записке академик подробно объяснил суть своих разногласий с Лео Бокерией. Главная его претензия – игнорирование и отрицание значения щадящих эндоваскулярных методов лечения в пользу традиционных, но более травматичных операций на открытом сердце с использованием систем искусственного кровообращения при лечении врожденных пороков сердца, патологий и аневризм аорты и других заболеваний. После этой публикации, как рассказывают сотрудники Бакулевки, в НЦССХ состоялось заседание Совета по этике, который постановил: утверждения Алекяна об осознанном блокировании развития эндоваскулярной хирургии являются надуманными.
События Бакулевском центре привлекли внимание регуляторов. Представители Минздрава России осенью 2016 года заявляли, что рассматривают возможность проведения в центре проверки, правда, до сих пор неизвестно, состоялась ревизия или нет. Тем временем в отрасли стали прочить скорую смену руководства НЦССХ. С сентября по декабрь 2016 года источники Vademecum называли сразу несколько кандидатов, которые, по их мнению, должны были занять место Лео Бокерии. Среди них – и руководитель клинико-диагностического отделения НЦССХ академик Юрий Бузиашвили, и главный сердечно-сосудистый хирург Санкт-Петербурга Геннадий Хубулава. Но досужие разговоры никакого подтверждения по сей день не нашли.
Финальным минорным аккордом стал разразившийся в декабре 2016 года общеотраслевой скандал вокруг трудоустройства родственников руководителей федеральных медцентров (подробнее – в материале «Династические упражнения»). Минздрав разослал в подведомственные учреждения директиву, рекомендующую в срочном порядке ликвидировать конфликт интересов «по крови» и обещающую нарушителям отставку «в связи с утратой доверия». Тогда же источники Vademecum сообщили, что НЦССХ планирует покинуть дочь Лео Бокерии Ольга, занимавшая здесь должность главного научного сотрудника, и вновь прогнозировали скорый уход самого Бокерии на пенсию.
Однако «родственный приговор» под самый Новый, 2017-й, год, судя по всему, собрались в целом смягчить – насколько, сейчас разбираются в Правительстве РФ. О решении же конкретного «семейного вопроса» в НЦССХ источники Vademecum сообщают следующее: «Вопросы об уходе Ольги Бокерии и тем более руководителя центра пока не поднимаются».
ЧЕЙ РАЗРЕЗ ШИРЕ
Пока в индустрии шумно искоренялась «семейственность», Минздрав России наконец-то издал приказы о наделении четырех федеральных медучреждений, в том числе НЦССХ им. А.Н. Бакулева, статусами национальных научно-практических центров (ННПЦ). С 2017 года полномочия Бакулевского центра значительно расширились. Чем это аукнется всей отечественной сердечно-сосудистой хирургии?
Строго говоря, профильный ННПЦ, руководимый главным кардиохирургом страны Лео Бокерией, значительную часть функций отраслевого национального лидера принял на себя уже сейчас. Бакулевский центр ежегодно собирает статистику по количеству учреждений и проводимых на всей территории России операций на сердце и сосудах, фиксируя эти данные в ежегодном справочнике «Сердечно-сосудистая хирургия» под редакцией Лео Бокерии. ННПЦ регулярно проводит всероссийские съезды сердечно-сосудистых хирургов, клиника плотно работает и с региональными властями. «Мы уже много лет отправляем наших граждан в Бакулевский центр, постоянно консультируемся с ними, прислушиваемся к их мнению. Часто они осуществляют к нам выезды для консультации больных на месте. И мы еще никогда не встретили отказа»,– рассказывает заместитель министра здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания Татьяна Цидаева.
Именно тесное взаимодействие авторитетных, а теперь и статусных, столичных кардиохирургов из Бакулевского центра, по мнению представителей отраслевого сообщества, может обернуться перераспределением сил и бюджетов госзаказа. Сейчас в России функционируют 11 федеральных медучреждений, специализирующихся на сердечно-сосудистой хирургии, включая сам Бакулевский центр, РКНПК им. А.Л. Мясникова СЗФМИЦ им. В.А. Алмазова, СФБИЦ им. Е.Н. Мешалкина и еще семь профильных клиник в регионах, построенных под эгидой модернизации здравоохранения. Это самая высокая концентрация федеральных медучреждений одного профиля, не говоря уже о том, что операции на сердце и сосудах проводятся и в других государственных клиниках, а также в больницах регионального и муниципального подчинения.
По данным справочника «Сердечно-сосудистая хирургия – 2015», издаваемого Бакулевским центром, в 2015 году все профильные медорганизации выполнили более 50 тысяч операций на открытом сердце – самых бюджетоемких тематических вмешательств средней стоимостью 200 тысяч рублей. Значит, объем только этого сегмента рынка госзаказа составляет не менее 10 млрд рублей. Кроме того, в 2015 году выполнено более 16 тысяч операций по поводу врожденных пороков сердца, основная часть – детям. «Безусловно, момент конкуренции в отрасли есть. Если раньше больных из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов направляли в Москву, то после появления в регионе своего федерального центра, специализирующегося на лечении сердца и сосудов, со многими случаями мы справляемся сами», – рассказывает собеседник Vademecum из Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани.
Теперь, с наделением профильного ННПЦ новыми полномочиями, маршрутизация пациентов опять может поменяться, прогнозируют представители отрасли. Иными словами, Бакулевский центр получил право рекомендовать отвечающим за здравоохранение региональным властям, куда конкретно направлять больных, а следовательно, и деньги на их оперативное лечение. А если Лео Бокерии удастся внедрить механизм дополнительного лицензирования для проведения операций на сердце и сосудах новорожденным и детям до года, то, как считают отдельные представители отрасли, около 100 клиник, проводящих в России такого рода вмешательства, могут потерять значительную часть бюджетных поступлений. И наконец, главное опасение критиков Бакулевского центра – возможное увеличение количества операций с искусственным кровообращением, в целесообразности которых по-прежнему сомневаются бывшие коллеги Лео Бокерии.