01 Октября 2023

И дети узкими вратами
Кирилл Седов
11 февраля 2014, 15:15
3117

Департамент соцзащиты Москвы намерен включить умственно отсталых детей в систему образования

Московские власти озаботились вопросом образования умственно отсталых детей. Уже к концу августа 2014 года каждому из воспитанников специализированных домов‑интернатов будет подобрана подходя­щая для него система обучения, вплоть до зачисления в общеобразовательные детсады и школы. Таким образом, Москва станет первым регионом, на практике воплощающим в жизнь принципы Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении детей с умственной отсталостью. Финансирование проекта, по мнению экспертов, может быть обеспечено за счет вдумчивого распределения средств, уже направляемых в систе­му домов‑интернатов.

Зачисление детей с умственной отста­лостью в образовательные учреждения начнется уже в 2014 году. Об этом гово­рится в подписанном 28 января приказе главы Департамента соцзащиты населения правительства Москвы Влади­мира Петросяна (копия документа есть в распоряжении VM). Приказ предпо­лагает поэтапную реализацию проекта. Списки воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, кото­рые будут зачислены в образовательные организации, должны быть готовы уже к 10 февраля. До 1 апреля руководители домов-интернатов должны предоста­вить свои предложения по зачислению в образовательные организации воспи­танников среднего и старшего школь­ного возраста. План по их зачислению должен быть подготовлен до 30 августа. Приказ содержит подробный список мероприятий, направленных на соци­альную адаптацию детей, их подготовку к образовательному процессу, а также прохождение воспитанниками психо­лого-медико-педагогической комиссии. Предусматривается и решение вопросов транспортного сопровождения детей, а также «обеспечения их необходимыми личными принадлежностями».

Помогать интернатам призваны подчи­ненное департаменту Управление опеки и попечительства в отношении несовер­шеннолетних, а также «негосударствен­ные организации, реализующие адапти­рованные образовательные программы».

В мае 2012 года Россия ратифицировала Kонвенцию ООН о правах инвалидов, направленную на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья в гражданской, поли­тической, экономической, социальной и культурной жизни общества. В конце 2012 года зампред правительства Ольга Голодец распорядилась создать специ­альные комиссии для проведения проверок стационарных учреждений психоневрологического типа. Появи­лась подобная комиссия и в Москве, вошедшие в нее эксперты настояли на необходимости обучения и адапта­ции умственно отсталых детей.

Следует признать, до того как Россия подписала Конвенцию о правах инвали­дов, большинство таких детей считались необучаемыми. Дома-интернаты, в кото­рых они живут, находятся в ведении не Министерства образования, а органов соцзащиты. «Такой ребенок получал ста­тус «необучаемый», – поясняет журна­лист и волонтер Центра лечебной педа­гогики Вера Шенгелия. – И государство считало, что все, в чем он нуждается, – это уход, то есть «покормить – поме­нять памперсы». После ратификации конвенции ООН диагноз «необучаемый» к таким детям неприменим.

«В общемировой цивилизованной практике считается, что каждый ребе­нок имеет право на образование в том объеме, который он может осилить, – говорит Шенгелия. – Такой ребенок может посещать детский сад, иногда эти дошкольные учреждения и школы могут быть обычными. Например, в интернатах очень много детей с синдромом Дауна, которых уже сейчас принимают общеобразовательные садики. Кому-то нужно ходить в коррекционный детсад, кому-то хотя бы на два часа в день нужно обеспечить возможность посещать «игровую зону». Так же и со школами».

Размеры финансового обеспечения проекта в документе не указаны, однако эксперты считают, что средства на обу­чение детей можно изыскать внутри системы домов-интернатов. По словам Шенгелии, на содержание каждого ребенка интернатам выделяется около 120 тысяч рублей в месяц. Чтобы обой­тись без дополнительных поступлений из бюджета, можно изменить подходы к организации работы интернатов, говорит волонтер Центра лечебной педа­гогики: «Сейчас интернаты замедика­лизированы – там огромное количество ненужного медицинского персонала. Высвободившиеся в результате оптими­зации штата интернатов деньги могли бы тратиться, например, на приходящих дефектологов».

Поддержать эту идею или высказать свои соображения по поводу финан­сирования образовательных программ для умственно отсталых детей гла­ва Департамента соцзащиты Владимир Петросян не смог, сославшись на то, что находится в отпуске.

дети-инвалиды, умственно отсталые дети

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа