Яндекс.Метрика
20 Января 2022
Vademecum с прямой доставкой: подписывайтесь на журнал
17 января 2022, 10:48
Регистрируйтесь на конгресс Vademecum MedDay V
8 января 2022, 16:22
«Есть регионы, деятельность которых вызывает у нас большую скорбь»
10 декабря 2021, 14:21
Лизинг локоть, да не укусишь: почему госзаказчики робеют перед моделью финансовой аренды медтехники
6 декабря 2021, 0:01
20 января, 14:02

И дети узкими вратами

Кирилл Седов
11 февраля 2014, 15:15
2874
Департамент соцзащиты Москвы намерен включить умственно отсталых детей в систему образования
Московские власти озаботились вопросом образования умственно отсталых детей. Уже к концу августа 2014 года каждому из воспитанников специализированных домов‑интернатов будет подобрана подходя­щая для него система обучения, вплоть до зачисления в общеобразовательные детсады и школы. Таким образом, Москва станет первым регионом, на практике воплощающим в жизнь принципы Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении детей с умственной отсталостью. Финансирование проекта, по мнению экспертов, может быть обеспечено за счет вдумчивого распределения средств, уже направляемых в систе­му домов‑интернатов.

Зачисление детей с умственной отста­лостью в образовательные учреждения начнется уже в 2014 году. Об этом гово­рится в подписанном 28 января приказе главы Департамента соцзащиты населения правительства Москвы Влади­мира Петросяна (копия документа есть в распоряжении VM). Приказ предпо­лагает поэтапную реализацию проекта. Списки воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, кото­рые будут зачислены в образовательные организации, должны быть готовы уже к 10 февраля. До 1 апреля руководители домов‑интернатов должны предоста­вить свои предложения по зачислению в образовательные организации воспи­танников среднего и старшего школь­ного возраста. План по их зачислению должен быть подготовлен до 30 августа. Приказ содержит подробный список мероприятий, направленных на соци­альную адаптацию детей, их подготовку к образовательному процессу, а также прохождение воспитанниками психо­лого‑медико‑педагогической комиссии. Предусматривается и решение вопросов транспортного сопровождения детей, а также «обеспечения их необходимыми личными принадлежностями».

Помогать интернатам призваны подчи­ненное департаменту Управление опеки и попечительства в отношении несовер­шеннолетних, а также «негосударствен­ные организации, реализующие адапти­рованные образовательные программы».

В мае 2012 года Россия ратифицировала Kонвенцию ООН о правах инвалидов, направленную на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья в гражданской, поли­тической, экономической, социальной и культурной жизни общества. В конце 2012 года зампред правительства Ольга Голодец распорядилась создать специ­альные комиссии для проведения проверок стационарных учреждений психоневрологического типа. Появи­лась подобная комиссия и в Москве, вошедшие в нее эксперты настояли на необходимости обучения и адапта­ции умственно отсталых детей.

Следует признать, до того как Россия подписала Конвенцию о правах инвали­дов, большинство таких детей считались необучаемыми. Дома‑интернаты, в кото­рых они живут, находятся в ведении не Министерства образования, а органов соцзащиты. «Такой ребенок получал ста­тус «необучаемый», – поясняет журна­лист и волонтер Центра лечебной педа­гогики Вера Шенгелия. – И государство считало, что все, в чем он нуждается, – это уход, то есть «покормить – поме­нять памперсы». После ратификации конвенции ООН диагноз «необучаемый» к таким детям неприменим.

«В общемировой цивилизованной практике считается, что каждый ребе­нок имеет право на образование в том объеме, который он может осилить, – говорит Шенгелия. – Такой ребенок может посещать детский сад, иногда эти дошкольные учреждения и школы могут быть обычными. Например, в интернатах очень много детей с синдромом Дауна, которых уже сейчас принимают общеобразовательные садики. Кому‑то нужно ходить в коррекционный детсад, кому‑то хотя бы на два часа в день нужно обеспечить возможность посещать «игровую зону». Так же и со школами».

Размеры финансового обеспечения проекта в документе не указаны, однако эксперты считают, что средства на обу­чение детей можно изыскать внутри системы домов‑интернатов. По словам Шенгелии, на содержание каждого ребенка интернатам выделяется около 120 тысяч рублей в месяц. Чтобы обой­тись без дополнительных поступлений из бюджета, можно изменить подходы к организации работы интернатов, говорит волонтер Центра лечебной педа­гогики: «Сейчас интернаты замедика­лизированы – там огромное количество ненужного медицинского персонала. Высвободившиеся в результате оптими­зации штата интернатов деньги могли бы тратиться, например, на приходящих дефектологов».

Поддержать эту идею или высказать свои соображения по поводу финан­сирования образовательных программ для умственно отсталых детей гла­ва Департамента соцзащиты Владимир Петросян не смог, сославшись на то, что находится в отпуске.

дети-инвалиды, умственно отсталые дети
Поделиться в соц.сетях
Teva заплатит $420 млн для урегулирования спора с акционерами о завышении цен на дженерики
Сегодня, 11:29
В российских аптеках вырос спрос на экспресс-тесты, маски и противовирусные средства
Сегодня, 10:25
«ПИК-Фарма» зарегистрирует дефицитное средство от эпилепсии в форме сиропа
Сегодня, 9:49
Штамм «омикрон» выявлен в 50 регионах России
19 января 2022, 20:42