27 Июля 2024 Суббота

И дети узкими вратами
Кирилл Седов
11 февраля 2014, 15:15
3341

Департамент соцзащиты Москвы намерен включить умственно отсталых детей в систему образования

Московские власти озаботились вопросом образования умственно отсталых детей. Уже к концу августа 2014 года каждому из воспитанников специализированных домов‑интернатов будет подобрана подходя­щая для него система обучения, вплоть до зачисления в общеобразовательные детсады и школы. Таким образом, Москва станет первым регионом, на практике воплощающим в жизнь принципы Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении детей с умственной отсталостью. Финансирование проекта, по мнению экспертов, может быть обеспечено за счет вдумчивого распределения средств, уже направляемых в систе­му домов‑интернатов.

Зачисление детей с умственной отста­лостью в образовательные учреждения начнется уже в 2014 году. Об этом гово­рится в подписанном 28 января приказе главы Департамента соцзащиты населения правительства Москвы Влади­мира Петросяна (копия документа есть в распоряжении VM). Приказ предпо­лагает поэтапную реализацию проекта. Списки воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, кото­рые будут зачислены в образовательные организации, должны быть готовы уже к 10 февраля. До 1 апреля руководители домов-интернатов должны предоста­вить свои предложения по зачислению в образовательные организации воспи­танников среднего и старшего школь­ного возраста. План по их зачислению должен быть подготовлен до 30 августа. Приказ содержит подробный список мероприятий, направленных на соци­альную адаптацию детей, их подготовку к образовательному процессу, а также прохождение воспитанниками психо­лого-медико-педагогической комиссии. Предусматривается и решение вопросов транспортного сопровождения детей, а также «обеспечения их необходимыми личными принадлежностями».

Помогать интернатам призваны подчи­ненное департаменту Управление опеки и попечительства в отношении несовер­шеннолетних, а также «негосударствен­ные организации, реализующие адапти­рованные образовательные программы».

В мае 2012 года Россия ратифицировала Kонвенцию ООН о правах инвалидов, направленную на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья в гражданской, поли­тической, экономической, социальной и культурной жизни общества. В конце 2012 года зампред правительства Ольга Голодец распорядилась создать специ­альные комиссии для проведения проверок стационарных учреждений психоневрологического типа. Появи­лась подобная комиссия и в Москве, вошедшие в нее эксперты настояли на необходимости обучения и адапта­ции умственно отсталых детей.

Следует признать, до того как Россия подписала Конвенцию о правах инвали­дов, большинство таких детей считались необучаемыми. Дома-интернаты, в кото­рых они живут, находятся в ведении не Министерства образования, а органов соцзащиты. «Такой ребенок получал ста­тус «необучаемый», – поясняет журна­лист и волонтер Центра лечебной педа­гогики Вера Шенгелия. – И государство считало, что все, в чем он нуждается, – это уход, то есть «покормить – поме­нять памперсы». После ратификации конвенции ООН диагноз «необучаемый» к таким детям неприменим.

«В общемировой цивилизованной практике считается, что каждый ребе­нок имеет право на образование в том объеме, который он может осилить, – говорит Шенгелия. – Такой ребенок может посещать детский сад, иногда эти дошкольные учреждения и школы могут быть обычными. Например, в интернатах очень много детей с синдромом Дауна, которых уже сейчас принимают общеобразовательные садики. Кому-то нужно ходить в коррекционный детсад, кому-то хотя бы на два часа в день нужно обеспечить возможность посещать «игровую зону». Так же и со школами».

Размеры финансового обеспечения проекта в документе не указаны, однако эксперты считают, что средства на обу­чение детей можно изыскать внутри системы домов-интернатов. По словам Шенгелии, на содержание каждого ребенка интернатам выделяется около 120 тысяч рублей в месяц. Чтобы обой­тись без дополнительных поступлений из бюджета, можно изменить подходы к организации работы интернатов, говорит волонтер Центра лечебной педа­гогики: «Сейчас интернаты замедика­лизированы – там огромное количество ненужного медицинского персонала. Высвободившиеся в результате оптими­зации штата интернатов деньги могли бы тратиться, например, на приходящих дефектологов».

Поддержать эту идею или высказать свои соображения по поводу финан­сирования образовательных программ для умственно отсталых детей гла­ва Департамента соцзащиты Владимир Петросян не смог, сославшись на то, что находится в отпуске.

дети-инвалиды, умственно отсталые дети

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении