Московские власти озаботились вопросом образования умственно отсталых детей. Уже к концу августа 2014 года каждому из воспитанников специализированных домов‑интернатов будет подобрана подходящая для него система обучения, вплоть до зачисления в общеобразовательные детсады и школы. Таким образом, Москва станет первым регионом, на практике воплощающим в жизнь принципы Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении детей с умственной отсталостью. Финансирование проекта, по мнению экспертов, может быть обеспечено за счет вдумчивого распределения средств, уже направляемых в систему домов‑интернатов.
Зачисление детей с умственной отсталостью в образовательные учреждения начнется уже в 2014 году. Об этом говорится в подписанном 28 января приказе главы Департамента соцзащиты населения правительства Москвы Владимира Петросяна (копия документа есть в распоряжении VM). Приказ предполагает поэтапную реализацию проекта. Списки воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, которые будут зачислены в образовательные организации, должны быть готовы уже к 10 февраля. До 1 апреля руководители домов-интернатов должны предоставить свои предложения по зачислению в образовательные организации воспитанников среднего и старшего школьного возраста. План по их зачислению должен быть подготовлен до 30 августа. Приказ содержит подробный список мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей, их подготовку к образовательному процессу, а также прохождение воспитанниками психолого-медико-педагогической комиссии. Предусматривается и решение вопросов транспортного сопровождения детей, а также «обеспечения их необходимыми личными принадлежностями».
Помогать интернатам призваны подчиненное департаменту Управление опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также «негосударственные организации, реализующие адаптированные образовательные программы».
В мае 2012 года Россия ратифицировала Kонвенцию ООН о правах инвалидов, направленную на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. В конце 2012 года зампред правительства Ольга Голодец распорядилась создать специальные комиссии для проведения проверок стационарных учреждений психоневрологического типа. Появилась подобная комиссия и в Москве, вошедшие в нее эксперты настояли на необходимости обучения и адаптации умственно отсталых детей.
Следует признать, до того как Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, большинство таких детей считались необучаемыми. Дома-интернаты, в которых они живут, находятся в ведении не Министерства образования, а органов соцзащиты. «Такой ребенок получал статус «необучаемый», – поясняет журналист и волонтер Центра лечебной педагогики Вера Шенгелия. – И государство считало, что все, в чем он нуждается, – это уход, то есть «покормить – поменять памперсы». После ратификации конвенции ООН диагноз «необучаемый» к таким детям неприменим.
«В общемировой цивилизованной практике считается, что каждый ребенок имеет право на образование в том объеме, который он может осилить, – говорит Шенгелия. – Такой ребенок может посещать детский сад, иногда эти дошкольные учреждения и школы могут быть обычными. Например, в интернатах очень много детей с синдромом Дауна, которых уже сейчас принимают общеобразовательные садики. Кому-то нужно ходить в коррекционный детсад, кому-то хотя бы на два часа в день нужно обеспечить возможность посещать «игровую зону». Так же и со школами».
Размеры финансового обеспечения проекта в документе не указаны, однако эксперты считают, что средства на обучение детей можно изыскать внутри системы домов-интернатов. По словам Шенгелии, на содержание каждого ребенка интернатам выделяется около 120 тысяч рублей в месяц. Чтобы обойтись без дополнительных поступлений из бюджета, можно изменить подходы к организации работы интернатов, говорит волонтер Центра лечебной педагогики: «Сейчас интернаты замедикализированы – там огромное количество ненужного медицинского персонала. Высвободившиеся в результате оптимизации штата интернатов деньги могли бы тратиться, например, на приходящих дефектологов».
Поддержать эту идею или высказать свои соображения по поводу финансирования образовательных программ для умственно отсталых детей глава Департамента соцзащиты Владимир Петросян не смог, сославшись на то, что находится в отпуске.