27 Июля 2024 Суббота

Гвоздь в программу
Анна Родионова, Кирилл Седов Мединдустрия
28 июля 2014, 17:09
4105

На чем держатся госгарантии бесплатной медицинской помощи

В начале июля Минздрав отчитался о реализации в 2013 году программы государственных гарантий бес­платного оказания медицинской помощи. Траты федерального и консолидированных региональных бюджетов на медобслуживание населения существенно сократились, а расходы системы ОМС, наоборот, выросли более чем в полтора раза – до 1,16 трлн рублей. С увеличением нагрузки на бюджеты фондов ОМС программа госгарантий по факту будет гарантировать все меньше, прогнозируют эксперты.

ВЫЧИТАНИЕ СЛАГАЕМЫХ

Впервые программа госгарантий бесплат­ного оказания гражданам медицинской помощи была принята еще в 1998 году. И каждая ее новая версия представляет собой, по сути, базовый документ, регла­ментирующий организацию и финансиро­вание здравоохранения. Несмотря на регу­лярный пересмотр нормативов, показателей и структуры программы, претензии от­раслевых экспертов к ней в большинстве своем остаются неизменными – документ обвиняют в расплывчатости и декларатив­ности. «Отсутствует четкий перечень услуг, предоставляемых бесплатно. Создается впечатление, что медицинская помощь должна предоставляться бесплатно в боль­шинстве случаев, что противоречит фак­тической тенденции нарастания платности в обеспечении населения медицинскими услугами», – говорит доцент кафедры госу­дарственного и муниципального управле­ния Высшей школы менеджмента СПбГУ Татьяна Скляр.

Программа госгарантий образца 2013 года, по мнению экспертов, представляла собой особый случай: на ее содержание повлиял федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании», впервые уста­новивший размер и порядок уплаты страхо­вого взноса на ОМС неработающего насе­ления. Тот же закон определил содержание базовой и территориальных программ ОМС, структуру тарифа на оплату медпомощи, формируя тем самым тенденцию перехода на одноканальное финансирование. И отчет Минздрава о реализации программы госга­рантий должен был показать, насколько комфортным этот переход оказался.

Подтверждения того, что бюджеты фон­дов ОМС далеко не всегда справляются с возросшими нагрузками, в информаци­онном поле появляются регулярно. При­

чем нехватку средств испытывают медуч­реждения самых разных калибров, форм собственности и уровней подчиненности. «Запись на консультации и госпитализации по направлениям из поликлиник в рамках ОМС временно приостановлена с 1 июня 2014 года в связи с отсутствием финансиро­вания», – сообщает сайт санкт-петербург­ского НИИ ЛОР. В институте, находящемся в федеральном ведении, ссылаются на со­кращение регионального планового зада­ния по ОМС в текущем году и прогнозиру­ют ухудшение ситуации в 2015-м.

Нижегородская частная сеть клиник «Пер­сона» еще в апреле объявила о приостановке прикрепления новых пациентов по про­грамме ОМС «до получения дополнитель­ных объемов услуг от фонда обязательного медицинского страхования».

Счетная палата 16 июля сообщила о дефи­ците финансирования (в разных случаях – от 3 до 30%), возникшем в некоторых меди­цинских организациях ФМБА. Причиной

безденежья, как заявляют аудиторы, стало «сокращение средств федерального бюджета на оказание медпомощи при отсутствии ме­ханизма возмещения этого дефицита за счет средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС».

Отчет Минздрава подтверждает, что фе­деральных, равно как и региональных, средств в общем объеме финансирования здравоохранения действительно стало меньше. В 2013 году расходы на реализа­цию программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи из всех источников составили 1,9 трлн рублей: из федерально­го бюджета на эти цели было направлено 330,3 млрд рублей (произошло сокраще­ние на 19,7% по сравнению с 2012 годом), из консолидированных бюджетов регио­нов – 478,2 млрд (сокращение на 17,6%). Вместе с тем расходы на предоставление медуслуг населению за счет средств ОМС за год увеличились на 60,8%, составив 1,167 трлн.

Если сокращение федерального финансиро­вания здравоохранения является плановым, то уменьшение суммарных расходов субъ­ектов РФ скорее отражает состоятельность и эффективность региональных бюджетов, отмечает руководитель консалтингового от­дела Aston Consulting Мария Сдвижкова. Со­гласно докладу Минздрава, значительные проблемы по финансовому обеспечению программы госгарантий испытывают 58 ре­гионов – суммарный дефицит территори­альных программ ОМС в этих субъектах РФ составил 81,7 млрд рублей. Максимальный недостаток финансирования зафиксиро­ван в Дагестане, существенная нехватка средства сохраняется в республиках Марий Эл, Алтай, Хакасия, Калмыкия, Чечня, Ингушетия и в Тамбовской области. Кроме того, в отчете ведомства отмечена несбалан­сированность территориальных программ по объемам оказанной медицинской помо­щи и их финансовому обеспечению.

«Субъекты РФ выделяют средства на оплату медицинской помощи, не входящей в базо­вую программу ОМС, ниже установленных правительством нормативов», – поясня­ет причины дисбаланса директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. На законодательном уровне установлены обязательства регионов направлять ассигнования для обеспече­ния адекватного тарифа на оплату меди­цинской помощи в системе ОМС. Однако, пользуясь тем, что соответствующими нормативно-правовыми актами, в том числе программой госгарантий, параметры этой «адекватности» не определены, ряд реги­онов свои обязательства не выполняют. Еще сильнее смазывает картину отсутствие единых тарифов на оплату медицинской помощи, полагает эксперт: «Регионы не мо­гут оценить, сколько реально финансовых средств необходимо для формирования полного тарифа. В результате при формиро­вании территориальных программ регионы рассчитывают их стоимость исходя из фак­тически имеющегося финансирования, не учитывая реальные потребности меди­цинских организаций».

ВООДУШЕВЛЯЮЩИЙ ПОДУШЕВОЙ

На этом фоне скептически воспринима­ются экспертами и позитивные на первый взгляд декларации Минздрава. В программе государственных гарантий на текущий год и на плановый период 2015-2016 годов обозначен рост подушевых нормативов финансирования бесплатной медпомо­щи. Если в 2014 году этот показатель со­ставил 10 294 рубля (на 14% больше, чем в 2013 году), то в 2015 году – должен выра­сти еще на 17%, до 12 096 рублей. Однако это увеличение планируется преимуще­ственно за счет средств все тех же фондов ОМС, и, как подчеркивают эксперты, оно будет представлять собой лишь «покрытие инфляции». «То есть, если мы увеличили подушевой норматив условно в 8–10 раз, то реально он, дай Бог, в полтора-два раза увеличился. Последние два-три года идет снижение расходов на здравоохранение с учетом индексов-дефляторов», – объяс­няет заведующий отделом экономических исследований ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» Александр Лин­денбратен.

Задекларированные на бумаге нормативы могут сильно отличаться от происходящего в действительности, добавляют аналитики. «В условиях нарастающего экономического кризиса вероятность их соблюдения пред­ставляется не очень высокой, – говорит Татьяна Скляр. – В частности, из-за того, что значительную долю в общем объеме финансирования системы ОМС состав­ляют расходы региональных бюджетов – и на страхование неработающего населе­ния, и на реализацию целевых программ. Наполняемость же региональных бюджетов напрямую связана с экономической ситуа­цией в стране».

Тем не менее Минздрав в регулярном и до­статочном финансовом наполнении бюдже­тов ФОМС не сомневается, по крайней мере публично. О достигнутой «бездефицитности базовой программы ОМС» министр здраво­охранения Вероника Скворцова рапортова­ла, например, на коллегии своего ведомства в апреле. Однако эксперты с такой оценкой не согласны. «Это результат статистического упражнения, в ходе которого баланс дости­гается снижением финансовых нормативов в расчете на единицу объема», – считает ведущий научный сотрудник Центра поли­тики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Игорь Шейман. Подтверждая этот тезис, эксперт предлагает сравнить российский норматив оказания стационарной помощи – койко-день по базовой программе ОМС в 2013 году стоит 1 756,2 рубля – с аналогич­ным показателем в экономике здравоохра­нения развитых западных стран, где кой­ко-день в среднем оценивается в $500–600.

На брифинге в начале июля Вероника Скворцова привела еще один весомый аргу­мент в своем заочном споре с отраслевыми экспертами, заявив, что Минздравом «най­дены источники финансирования для обе­спечения всех расчетных затрат фонда ОМС на 2015-2016 годы». Более того, министр сообщила о намерении существенно увели­чить объем фонда: в 2015 году – до 1,5 трлн, в 2016 году – до 1,8 трлн.

Однако уже на следующий день после публикации Минздравом отчета о про­грамме госгарантий министр финансов Антон Силуанов на заседании в Госдуме предложил ликвидировать «порог отсе­чения» зарплат, сверх которого страховые взносы не взимаются. В противном случае, предупредил депутатов министр, «небаланс ФФОМСа может составить в 2017 году более 400 млрд рублей». Правда, даже отказ от «по­рога отсечения», по подсчетам Минфина, позволит восполнить необходимые средства лишь наполовину – до 200 млрд рублей.

Пессимистический настрой Силуанова раз­деляют отраслевые эксперты. «Программа госгарантий, к сожалению, сама по себе – не очень удачный механизм. Это программа госгарантий, которая ничего не гарантиру­ет, потому что финансово не обеспечена», – отмечает Александр Линденбратен. По его оценке, федеральный бюджет сокращает ассигнования на здравоохранение в соот­ветствии с планом перехода на одноканаль­ное финансирование, но средств ФФОМС катастрофически не хватает: «Министр говорит, что источники найдены, но не мо­жет их назвать. Оптимизм Вероники Сквор­цовой связан с планами по наращиванию объема финансирования медпомощи за счет бюджетов субъектов Федерации. Но там денег просто нет, и получается, что компен­сировать снижение расходов федерального уровня нечем».

бесплатная медпомощь, госгарантии

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении