В начале июля Минздрав отчитался о реализации в 2013 году программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Траты федерального и консолидированных региональных бюджетов на медобслуживание населения существенно сократились, а расходы системы ОМС, наоборот, выросли более чем в полтора раза – до 1,16 трлн рублей. С увеличением нагрузки на бюджеты фондов ОМС программа госгарантий по факту будет гарантировать все меньше, прогнозируют эксперты.
ВЫЧИТАНИЕ СЛАГАЕМЫХ
Впервые программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи была принята еще в 1998 году. И каждая ее новая версия представляет собой, по сути, базовый документ, регламентирующий организацию и финансирование здравоохранения. Несмотря на регулярный пересмотр нормативов, показателей и структуры программы, претензии отраслевых экспертов к ней в большинстве своем остаются неизменными – документ обвиняют в расплывчатости и декларативности. «Отсутствует четкий перечень услуг, предоставляемых бесплатно. Создается впечатление, что медицинская помощь должна предоставляться бесплатно в большинстве случаев, что противоречит фактической тенденции нарастания платности в обеспечении населения медицинскими услугами», – говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ Татьяна Скляр.
Программа госгарантий образца 2013 года, по мнению экспертов, представляла собой особый случай: на ее содержание повлиял федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании», впервые установивший размер и порядок уплаты страхового взноса на ОМС неработающего населения. Тот же закон определил содержание базовой и территориальных программ ОМС, структуру тарифа на оплату медпомощи, формируя тем самым тенденцию перехода на одноканальное финансирование. И отчет Минздрава о реализации программы госгарантий должен был показать, насколько комфортным этот переход оказался.
Подтверждения того, что бюджеты фондов ОМС далеко не всегда справляются с возросшими нагрузками, в информационном поле появляются регулярно. При
чем нехватку средств испытывают медучреждения самых разных калибров, форм собственности и уровней подчиненности. «Запись на консультации и госпитализации по направлениям из поликлиник в рамках ОМС временно приостановлена с 1 июня 2014 года в связи с отсутствием финансирования», – сообщает сайт санкт-петербургского НИИ ЛОР. В институте, находящемся в федеральном ведении, ссылаются на сокращение регионального планового задания по ОМС в текущем году и прогнозируют ухудшение ситуации в 2015-м.
Нижегородская частная сеть клиник «Персона» еще в апреле объявила о приостановке прикрепления новых пациентов по программе ОМС «до получения дополнительных объемов услуг от фонда обязательного медицинского страхования».
Счетная палата 16 июля сообщила о дефиците финансирования (в разных случаях – от 3 до 30%), возникшем в некоторых медицинских организациях ФМБА. Причиной
безденежья, как заявляют аудиторы, стало «сокращение средств федерального бюджета на оказание медпомощи при отсутствии механизма возмещения этого дефицита за счет средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС».
Отчет Минздрава подтверждает, что федеральных, равно как и региональных, средств в общем объеме финансирования здравоохранения действительно стало меньше. В 2013 году расходы на реализацию программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи из всех источников составили 1,9 трлн рублей: из федерального бюджета на эти цели было направлено 330,3 млрд рублей (произошло сокращение на 19,7% по сравнению с 2012 годом), из консолидированных бюджетов регионов – 478,2 млрд (сокращение на 17,6%). Вместе с тем расходы на предоставление медуслуг населению за счет средств ОМС за год увеличились на 60,8%, составив 1,167 трлн.
Если сокращение федерального финансирования здравоохранения является плановым, то уменьшение суммарных расходов субъектов РФ скорее отражает состоятельность и эффективность региональных бюджетов, отмечает руководитель консалтингового отдела Aston Consulting Мария Сдвижкова. Согласно докладу Минздрава, значительные проблемы по финансовому обеспечению программы госгарантий испытывают 58 регионов – суммарный дефицит территориальных программ ОМС в этих субъектах РФ составил 81,7 млрд рублей. Максимальный недостаток финансирования зафиксирован в Дагестане, существенная нехватка средства сохраняется в республиках Марий Эл, Алтай, Хакасия, Калмыкия, Чечня, Ингушетия и в Тамбовской области. Кроме того, в отчете ведомства отмечена несбалансированность территориальных программ по объемам оказанной медицинской помощи и их финансовому обеспечению.
«Субъекты РФ выделяют средства на оплату медицинской помощи, не входящей в базовую программу ОМС, ниже установленных правительством нормативов», – поясняет причины дисбаланса директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. На законодательном уровне установлены обязательства регионов направлять ассигнования для обеспечения адекватного тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС. Однако, пользуясь тем, что соответствующими нормативно-правовыми актами, в том числе программой госгарантий, параметры этой «адекватности» не определены, ряд регионов свои обязательства не выполняют. Еще сильнее смазывает картину отсутствие единых тарифов на оплату медицинской помощи, полагает эксперт: «Регионы не могут оценить, сколько реально финансовых средств необходимо для формирования полного тарифа. В результате при формировании территориальных программ регионы рассчитывают их стоимость исходя из фактически имеющегося финансирования, не учитывая реальные потребности медицинских организаций».
ВООДУШЕВЛЯЮЩИЙ ПОДУШЕВОЙ
На этом фоне скептически воспринимаются экспертами и позитивные на первый взгляд декларации Минздрава. В программе государственных гарантий на текущий год и на плановый период 2015-2016 годов обозначен рост подушевых нормативов финансирования бесплатной медпомощи. Если в 2014 году этот показатель составил 10 294 рубля (на 14% больше, чем в 2013 году), то в 2015 году – должен вырасти еще на 17%, до 12 096 рублей. Однако это увеличение планируется преимущественно за счет средств все тех же фондов ОМС, и, как подчеркивают эксперты, оно будет представлять собой лишь «покрытие инфляции». «То есть, если мы увеличили подушевой норматив условно в 8–10 раз, то реально он, дай Бог, в полтора-два раза увеличился. Последние два-три года идет снижение расходов на здравоохранение с учетом индексов-дефляторов», – объясняет заведующий отделом экономических исследований ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» Александр Линденбратен.
Задекларированные на бумаге нормативы могут сильно отличаться от происходящего в действительности, добавляют аналитики. «В условиях нарастающего экономического кризиса вероятность их соблюдения представляется не очень высокой, – говорит Татьяна Скляр. – В частности, из-за того, что значительную долю в общем объеме финансирования системы ОМС составляют расходы региональных бюджетов – и на страхование неработающего населения, и на реализацию целевых программ. Наполняемость же региональных бюджетов напрямую связана с экономической ситуацией в стране».
Тем не менее Минздрав в регулярном и достаточном финансовом наполнении бюджетов ФОМС не сомневается, по крайней мере публично. О достигнутой «бездефицитности базовой программы ОМС» министр здравоохранения Вероника Скворцова рапортовала, например, на коллегии своего ведомства в апреле. Однако эксперты с такой оценкой не согласны. «Это результат статистического упражнения, в ходе которого баланс достигается снижением финансовых нормативов в расчете на единицу объема», – считает ведущий научный сотрудник Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Игорь Шейман. Подтверждая этот тезис, эксперт предлагает сравнить российский норматив оказания стационарной помощи – койко-день по базовой программе ОМС в 2013 году стоит 1 756,2 рубля – с аналогичным показателем в экономике здравоохранения развитых западных стран, где койко-день в среднем оценивается в $500–600.
На брифинге в начале июля Вероника Скворцова привела еще один весомый аргумент в своем заочном споре с отраслевыми экспертами, заявив, что Минздравом «найдены источники финансирования для обеспечения всех расчетных затрат фонда ОМС на 2015-2016 годы». Более того, министр сообщила о намерении существенно увеличить объем фонда: в 2015 году – до 1,5 трлн, в 2016 году – до 1,8 трлн.
Однако уже на следующий день после публикации Минздравом отчета о программе госгарантий министр финансов Антон Силуанов на заседании в Госдуме предложил ликвидировать «порог отсечения» зарплат, сверх которого страховые взносы не взимаются. В противном случае, предупредил депутатов министр, «небаланс ФФОМСа может составить в 2017 году более 400 млрд рублей». Правда, даже отказ от «порога отсечения», по подсчетам Минфина, позволит восполнить необходимые средства лишь наполовину – до 200 млрд рублей.
Пессимистический настрой Силуанова разделяют отраслевые эксперты. «Программа госгарантий, к сожалению, сама по себе – не очень удачный механизм. Это программа госгарантий, которая ничего не гарантирует, потому что финансово не обеспечена», – отмечает Александр Линденбратен. По его оценке, федеральный бюджет сокращает ассигнования на здравоохранение в соответствии с планом перехода на одноканальное финансирование, но средств ФФОМС катастрофически не хватает: «Министр говорит, что источники найдены, но не может их назвать. Оптимизм Вероники Скворцовой связан с планами по наращиванию объема финансирования медпомощи за счет бюджетов субъектов Федерации. Но там денег просто нет, и получается, что компенсировать снижение расходов федерального уровня нечем».