По данным СПАРК‑Интерфакс, Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) принадлежало 25,01% уставного капитала «Петровакса», а основателям компании – гендиректору Аркадию Некрасову и первому заместителю гендиректора Наталье Пучковой – 18,78% и 18,75% соответственно.
Как отмечается в распространенном в четверг официальном сообщении, группа «Интеррос» полностью приобрела долю ЕБРР, а также частично выкупила доли основателей «Петровакс Фарм». Аркадий Некрасов и Наталья Пучкова остаются акционерами компании и продолжат участвовать в управлении бизнесом. Финансовые условия сделки не разглашаются.
Заместитель генерального директора «Интерроса» по инвестициям Алексей Башкиров отметил, что стратегия фонда – инвестировать в компании‑лидеры из быстрорастущих, социально значимых отраслей. «Проект с «НПО Петровакс Фарм» позволит качественно развивать бизнес по массовому производству уникальных российских фармацевтических разработок», – заявил Башкиров. В «Интерросе» подчеркивают, что эта сделка – одна из крупнейших на отечественном фармацевтическом рынке, и компании интересно сосредоточиться на качественном развитии проекта с «НПО Петровакс Фарм». На вопрос VM, предусматривает ли соглашение доведение доли в «Петроваксе» до 100%, в «Интерросе» предпочли не отвечать, отметив лишь, что все стратегические решения будут разглашены позже.
В «Петроваксе», в свою очередь, подчеркивают, что сделка не повлияет на дальнейшее взаимодействие с партнерами. Все партнерские соглашения компании сохранены и будут развиваться в соответствии с ранее намеченными стратегическими планами.
Группа «Интеррос» появилась среди покупателей «Петровакса» неожиданно, ранее основными претендентами были американская Abbott Laboratories и ОАО «Фармстандарт».
Интерес Abbott к «Петроваксу» был давним и легко объяснимым – американская компания отлично знала этого фармпроизводителя. В сентябре 2008 года в Покрове Московской области «Петровакс Фарм» открыл построенный совместно с бельгийской Solvay Pharma и ЕБРР завод по производству противогриппозных вакцин и других иммунобиологических препаратов. В 2009 году совместно с Solvay Pharma была выведена на рынок вакцина против гриппа Гриппол Нео. А уже в следующем году Solvay Pharma была куплена Abbott за 4,5 млрд евро.
В августе 2012 года Abbott подала в ФАС ходатайство о приобретении «НПО Петровакс Фарм», однако срок рассмотрения ходатайства был впоследствии продлен в связи с тем, что сначала Abbott следовало получить разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям – ООО «НПО Петровакс Фарм», как производитель большого количества различных вакцин, входит в число стратегических предприятий.
19 апреля 2013 года комиссия отказалась дать разрешение Abbott на покупку «Петровакса», на этом основании американцам отказала и ФАС. «Все страны стремятся к тому, чтобы производством вакцин для проведения массовых прививок занимались непосредственно отечественные компании, – объяснял тогда руководитель ФАС Игорь Артемьев. – Это решение носит стратегический характер. Любая компания получила бы отказ».
Всего через 10 дней после отказа Abbott разрешение ФАС на покупку 100% акций получил «Фармстандарт», принадлежащий влиятельному предпринимателю Виктору Харитонину, предусмотрительно подавшему заявку в январе 2013 года.
Однако, по данным VM, основатель компании Аркадий Некрасов не хотел вести переговоры с Харитониным – его не устраивали параметры сделки. «Условия сделки с компанией «Фармстандарт» не были согласованы. В данном соглашении «Фармстандарт» участвовать не будет», – заявил тогда VM близкий к переговорам источник в «Петроваксе».
В российской фармотрасли трудно найти человека, который рискнул бы перейти дорогу «Фармстандарту», видимо, по этой причине владельцы «Петровакса» стали искать покупателя за пределами своего рынка и нашли‑таки, как выяснилось, партнера‑тяжеловеса в лице Владимира Потанина (седьмое место в рейтинге Forbes, состояние $14,3 млрд), которому неудовольствие Виктора Харитонина (109‑е место, $1 млрд) не страшно.